Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения

1.1. Понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе

1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

1.3. Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения детей младшего школьного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения

2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников

2.2 Реализация дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников

Заключение

Библиография

Приложения

 


Введение

 

Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения – один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классноурочной системе. Классноурочная система, выдержавшая испытание временем, остается основной системой обучения благодаря тому, что ее структура оптимально отвечает требованиям единой общеобразовательной школы, условиям коллективного и планомерного обучения при рациональном расходовании материальных средств. Класноурочная система «усредняет» знания, умения и навыки учащихся. Проблемой дифференцированного обучения занимались Гузик Н. П., Фирсов В. В., Селевко Г. К., Унд Инге, Лошнова О. Б. и многие педагоги новаторы.

Следует заметить, что, несмотря, на обилие работ по осуществлению принципа дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения остается не решенной. Острота ее обусловлена отсутствием достаточно четких позиций у исследователей, занимающихся ее разработкой. Во-первых, принцип дифференцированного обучения в большинстве случаев исследуется изолированно от других принципов дидактики, что приводит к определенному игнорированию последних в ходе реализации практических рекомендаций учителями. Во-вторых, поиски оптимальных путей реализации принципа дифференцированного подхода в обучении зачастую ведутся без учета уровня квалификации учителей и конкретных условий их деятельности. Это обстоятельство одно из основных препятствий на пути дифференциации учебного процесса. Отрывая учебный процесс от личности учителя, исследователи дают нередко такие рекомендации, реализация которых вообще невозможна в школьной практике.

На практике, как показывают наблюдения за работой учителей, удается осуществлять дифференцированный подход в полной мере только учителям мастерам, обладающим богатым комплексом знаний, умений и педагогических способностей, учителям с ярко выраженной профессиональной направленностью.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью организации процесса личностно-ориентированного обучения в начальной школе и малым количеством разработок по использованию дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение эффективности дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения».

Объект исследования: личностно-ориентированное обучение.

Предмет исследования: дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения.

Цель исследования: теоретически установить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что дифференцированный подход является наиболее эффективным условием личностно-ориентированного обучения в начальной школе.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе.

3. Выявить психологические особенности детей младшего школьного возраста.

4.Экспериментальным путем проверить эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования личностно-ориентированного обучения в начальной школе в трудах А.В. Запорожца, АИ. Леонтьева, ВС. Мухиной, А.А. Люблинской и других, концептуальные положения дифференцированного подхода в обучении младших школьников в социально-педагогическом комплексе Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, И.С. Головановой, В.И. Данильчук, В.И. Загвязинского, В.В. Зайцева, А.В. Зеленцовой, М.В. Кларина, И.С. Якиманской и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №1 города Ишима. В эксперименте участвовали учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный (01.02.10 – 01.03.10) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.10 – 02.04.10) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский (03.04.10 – 03.05.10) – обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что личностно-ориентированное обучение впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 36 наименований, приложения (7). Работа включает таблицы (2), иллюстрирована рисункам (4). Общий объем работы 42 страницы компьютерного текста.

 


Заключение

 

Дифференцированный подход к учащимся в процессе личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

При осуществлении дифференцированного подхода необходимо опираться на следующие условия:

1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.

2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

3. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.

4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале – каждого ученика).

5. Осуществление оперативной обратной связи.

6. Соблюдение педагогического такта.

В результате нашей работы нами было рассмотрено понятие «личностно-ориентированный подход» в психолого-педагогической литературе, определены психологические особенности детей младшего школьного возраста, изучен дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения.

Для проверки эффективности дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения нами был проведен эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента мы определили уровень обученности младших школьников, выявили их психологические особенности. На формирующем этапе эксперимента мы провели занятия с применением дифференцированного подхода. В результате диагностики на контрольном этапе нами было выявлено, что учащиеся экспериментальной группы, с которыми проводились занятия с применением дифференцированного подхода, показали более высокий уровень успеваемости, качество знаний этих учащихся также повысился.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, нами были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 


Библиография

 

1. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы [Текст]/А.И. Арапов. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 243 с.

2. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы [Текст] /Е.В. Бондаревская. - Ростов – на - Дону, 1997. -С.126.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.

4. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология, т.5 [Текст]/Л.С. Выготский. – М.:Просвещение, 1982. - С.- 135

6. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. 2-е издание испр.и перераб. [Текст]/О.П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2003.-512с.

7. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст]/М.В. Ермолаева. – М.:Просвещение, 2003. - 246 с.

8. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 405 с.

9. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК [Текст]/Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

10. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения [Текст] / С.П. Макаров// Педагогический вестник. – 1994.-№1.- С.2-10.

11. Мухина, В.С. Возрастная психологии:Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип [Текст]/В.С. Мухина.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 456с.

12. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

13. Орлов, В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками [Текст]/В.А. Орлов// Адукацыя i выхаванне. — 1992. - №2. – С.23.

14. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]/И.М. Осмоловская. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998. - 137 с.

15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.:Просвещение, 1998. - С. 56.

16. Перевозный, А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность [Текст]/А.В. Перевозный. – М.:Просвещение, 1996. – 523 с.

17. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования [Текст]/А.В. Перевозный. — Мн.: Академия последипломного образования, 1998.- С.109.

18. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст] / В.Ю. Питюков. – М.:Просвещение, 1997.- С. 135.

19. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений [Текст] / И.П. Подласый. - М:Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.

20. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. [Текст]/И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 576 с.

21. Покровская, С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах [Текст]/С.Е. Покровская. — Мн.: Беларуская навука, 2002.- С.219.

22. Психологический словарь/ под ред. В.В. Давыдова и др. – М.:Просвещение,2001. – С.364.

23. Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.:Просвещение, 1990. – С.312.

24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М.:Просвещение, 1998.- 312 с.

25. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/М.Н. Скатин. – М.:Просвещение, 2004. – С.316.

26. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

27. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:Творческий центр «Сфера», 2002.- 160 с.

28. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. — М.:Педагогика, 1990. – С.221.

29. Ушакова, Н.М. Психолого-педагогическая теория «Содержание образования-технологии»: основные постулаты [Текст]/Н.М. Ушакова // Материалы Международной научно-практической конференции. - Астана. – 2005. - С. 58 -60.

30. Харламов, И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /И.Ф. Харламов. – М.: Высш.шк.; 1990. -576 с.

31. Хрестоматия по психологии. Сост. В.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1977. – С.70.

32. Чиркова, Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей [Текст] /Т. Чиркова. – М.:Просвещение, 1986. - С.38-42.

33. Чуприкова, И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации [Текст]/И.С. Чуприкова. — Мн., 1997.- 174 с.

34. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст]/Т.И. Шамова. — М.: Педагогика, 1982. – 367 с.

35. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст]/И.С. Якиманская. – М.:Просвещение, 1996. – С.352.

36. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования И.С. Якиманская. – М: Сентябрь, 2000. – С.453.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения

1.1. Понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе

1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

1.3. Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения детей младшего школьного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения

2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников

2.2 Реализация дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников

Заключение

Библиография

Приложения

 


Введение

 

Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения – один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классноурочной системе. Классноурочная система, выдержавшая испытание временем, остается основной системой обучения благодаря тому, что ее структура оптимально отвечает требованиям единой общеобразовательной школы, условиям коллективного и планомерного обучения при рациональном расходовании материальных средств. Класноурочная система «усредняет» знания, умения и навыки учащихся. Проблемой дифференцированного обучения занимались Гузик Н. П., Фирсов В. В., Селевко Г. К., Унд Инге, Лошнова О. Б. и многие педагоги новаторы.

Следует заметить, что, несмотря, на обилие работ по осуществлению принципа дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения остается не решенной. Острота ее обусловлена отсутствием достаточно четких позиций у исследователей, занимающихся ее разработкой. Во-первых, принцип дифференцированного обучения в большинстве случаев исследуется изолированно от других принципов дидактики, что приводит к определенному игнорированию последних в ходе реализации практических рекомендаций учителями. Во-вторых, поиски оптимальных путей реализации принципа дифференцированного подхода в обучении зачастую ведутся без учета уровня квалификации учителей и конкретных условий их деятельности. Это обстоятельство одно из основных препятствий на пути дифференциации учебного процесса. Отрывая учебный процесс от личности учителя, исследователи дают нередко такие рекомендации, реализация которых вообще невозможна в школьной практике.

На практике, как показывают наблюдения за работой учителей, удается осуществлять дифференцированный подход в полной мере только учителям мастерам, обладающим богатым комплексом знаний, умений и педагогических способностей, учителям с ярко выраженной профессиональной направленностью.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью организации процесса личностно-ориентированного обучения в начальной школе и малым количеством разработок по использованию дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение эффективности дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения».

Объект исследования: личностно-ориентированное обучение.

Предмет исследования: дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения.

Цель исследования: теоретически установить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что дифференцированный подход является наиболее эффективным условием личностно-ориентированного обучения в начальной школе.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе.

3. Выявить психологические особенности детей младшего школьного возраста.

4.Экспериментальным путем проверить эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования личностно-ориентированного обучения в начальной школе в трудах А.В. Запорожца, АИ. Леонтьева, ВС. Мухиной, А.А. Люблинской и других, концептуальные положения дифференцированного подхода в обучении младших школьников в социально-педагогическом комплексе Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, И.С. Головановой, В.И. Данильчук, В.И. Загвязинского, В.В. Зайцева, А.В. Зеленцовой, М.В. Кларина, И.С. Якиманской и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №1 города Ишима. В эксперименте участвовали учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный (01.02.10 – 01.03.10) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.10 – 02.04.10) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский (03.04.10 – 03.05.10) – обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что личностно-ориентированное обучение впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 36 наименований, приложения (7). Работа включает таблицы (2), иллюстрирована рисункам (4). Общий объем работы 42 страницы компьютерного текста.

 


Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.048 с.)