Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демонстрация уравнения Бернулли↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГИДРАВЛИКА Методические указания к лабораторно-практическим занятиям Составил доц. Дорошенко В.А. Екатеринбург 2019 Лабораторный практикум по Гидравлике включает краткие методические указания и формы отчетов к лабораторным работам, предусмотренным учебным планом: 1. Демонстрация уравнения Бернулли (л.р.№2) 2. Гидравлические сопротивления и потери напора по длине трубы (№4) 3. Местные гидравлические сопротивления и потери напора (№5) 4. Истечение жидкостей из отверстий и насадков (№6)
При проведении лабораторно-практических занятий предусмотрено предварительное тестирование обучаемых с помощью тест-карт. Для подготовки к тестированию даются контрольные вопросы и образцы тест-карт или примеры тестовых заданий. Теоретический материал, необходимый для подготовки излагается в лекциях или учебных пособиях, указанных в «Литературе». В «Общих положениях» к каждой лабораторной работе даны основные сведения по теме лабораторного занятия. Студент должен самостоятельно подготовить «Отчет по лабораторной работе», форма которого приведена в методических указаниях. В ходе выполнения работы в отчет должны заноситься измеренные и расчетные величины, схемы и графики, а также выводы по работе.
Литература 1. Лапшев Н.Н. Гидравлика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с. 2. Кудинов А.А. Гидрогазодинамика: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2012 3. Дорошенко В.А. Основы гидрогазодинамики (краткий курс): учебное пособие. –Екатеринбург, изд-во АМБ, 2014. – 73 с. 4. Тужилкин А.М. и др. Примеры гидравлических расчетов: учеб. пособие – М.: Изд-во АСВ, 2007. -167 с. 5. Шевелев Ф.А. Таблицы для гидравлического расчета стальных, чугунных, асбоцементных и пластмассовых водопроводных труб. – М.:1970.
Рабочий план по дисциплине Гидравлика на 2-й полусеместр 2019-20 уч. год для групп НМТ- 372513 и НМТ-372515
Составил доц. Дорошенко В.А. Порядок проведения ЛПЗ Лабораторно-практическое занятие включает: - Тестирование по теме занятия; - проведение лабораторной работы, подготовку отчета; - сдачу и защиту отчета. Учебно-методические материалы по предстоящему ЛПЗ студенты должны получить в ауд. И-235 (методические указания к лаб. работе, вопросы для подготовки к тестированию, форму отчета). Студент должен самостоятельно подготовить экземпляр формы отчета для записи измерений и расчетов по лаб. работе.
Лабораторная работа №2 Демонстрация уравнения Бернулли Общие положения Для установившегося потока вязких жидкостей уравнение Д. Бернулли в напорной форме имеет вид: где: z 1 и z 2 – геометрические напоры (удельная потенциальная энергия положения) - высота центров тяжести сечений потока над плоскостью сравнения 0 – 0; – пьезометрические напоры (удельная потенциальная энергия давления) в данных сечениях;
– скоростные напоры (удельная кинетическая энергия) в сечениях; средние скорости в сечениях; a1 и a 2 – коэффициенты неравномерности эпюры скорости (для условий лабораторной работы можно принять α1 = α2 = 1); D h W (1-2) – общие потери напора между выбранными сечениями. Рис. 1. Иллюстрация напорной диаграммы уравнения Д. Бернулли для трех сечений: 1 – 1, 2 – 2, 3 – 3 на входе в трубопровод.
Цель работы По результатам опытов построить диаграмму уравнения Д. Бернулли, включающую линии начального и полного напоров, пьезометрическую линию и эпюру потерь напора. Описание установки Опыты производятся на одной из двух установок, каждая из которых представляет собой трубопровод переменного сечения, оборудованный пьезометрами и трубками Пито. Схема установки, содержащей 24 сечения, дана на рис. 2.
Рис. 2. Схема лабораторной установки
Порядок выполнения работы 1. Постепенно открывая вентиль 2, удалить весь воздух из трубы. Колено 3 (рис. 2), установленное в конце трубопровода и вращающееся в вертикальной плоскости, направить так, чтобы жидкость поступала из него в воронку сливной линии 4, минуя мерный бак 5.
2. Установить начальный напор по пьезометру в сечении 1 (150 – 170 см). 3. Записать в таблицу по показаниям пьезометров величину гидростатического напора (z + p / ρg) в каждом сечении. 4. В сечениях 1, 2, 4, 7, 12, 18 и 22, где установлены трубки Пито, записать значения полных напоров, определяемых по максимальным скоростям в центре сечений. 5. Для определения полного начального расхода колено 3 повернуть так, чтобы вся жидкость поступала в мерный бак 5. Измерить время t 1, в течение которого объём жидкости в баке увеличится на величину W 1 = 0,1 м3 (показание весов 7 должно увеличиться на 100 кг). При этом кран 6 должен быть закрыт. 6. Для определения путевого расхода Q пут закрыть кран 6 слива из бака 5 и измерить время t 2, в течение которого в мерный бак поступит объём W 2 жидкости, равный 50 литрам (т.е. показание весов 7 должно равняться 50 кг). Рекомендация. Во избежание переполнения бака 5 сразу после замеров колено 3 вернуть в исходное положение и открыть сливной кран 6. 7. Закрыть вентиль 2 на входе в трубу и завершить измерения.
Кафедра Гидравлики
ОТЧЁТ «ДЕМОНСТРАЦИЯ УРАВНЕНИЯ БЕРНУЛЛИ»
Студент(ка)______________ Оценки: - Тест………………… Группа_______________ - Отчет…………….. Дата_________________ Общая ………………………………… Преподаватель__________________
Таблица результатов измерений и расчётов
Выводы: __________________________________________________________ __________________________________________________________________ Лабораторная работа № 4 Примеры тестовых заданий 1. Гидравлические сопротивления по длине трубы обусловлены … Варианты ответов: 1) сжимаемостью жидкости; 2) вязкостью жидкости; 3) изменением высоты расположения трубы; 4) напором на выходе. 2. Линейные потери напора в шероховатых трубах зависят от… Варианты ответов: 1) вязкости жидкости; 2) толщины ламинарного слоя; 3) шероховатости стенки трубы; 4) числа Рейнольдса. 3. Коэффициент сопротивления в гладких трубах рассчитывается по формуле Варианты ответов: 1) 2) 3) 4) 4. График Мурина устанавливает зависимость между величинами… Варианты ответов: 1) скоростью течения, диаметром трубы и вязкостью жидкости; 2) коэффициентом λ, относительной шероховатостью и числом Рейнольдса; 3) расходом жидкости, длиной трубопровода и перепадом давления; 4) коэффициентом трения λ, скоростью течения и диаметром трубы. 5. Расход жидкости в лабораторной работе определяется … Варианты ответов: 1) по расходомеру; 2) по средней скорости потока; 3) по мерному баку и секундомеру; 4) по разности напоров на участке. 6. Потери напора и потери давления связаны соотношением … Варианты ответов: 1) Δ h = Δ p / ρg; 2) Δ h = γΔ p; 3) Δ h = Δ p / d; 4) Δ h = Δ p / L. Форма отчета Уральский федеральный университет Кафедра гидравлики
ОТЧЕТ ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Студент(ка)______________ Оценки: - Тест………………… Группа_______________ - Отчет ……………… Дата_________________ Общая ………………………………… Преподаватель__________________ Таблица 1
Величины |
Опыты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Время замера t, с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Объём воды W, м3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Расход воды Q, м3/с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Диаметр трубы d, мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Длина участка l, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Площадь d2 /4, м2 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Скорость течения υ, м/с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Величина Н 1, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Величина Н 2, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Потери напора hl, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Коэффициент λ оп | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Температура воды, t, o C |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Вязкость воды v, cм2/с |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Число Рейнольдса, Re |
Таблица 2
№ |
Величины | Опыты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | d/∆э (по графику Мурина или номограмме) | |||||
2 | Относительная шероховатость ∆ / d, | |||||
3 | Коэффициент λрасч | |||||
4 | Толщина пленки δ, мм | |||||
5 | ∆э среднее, мм | |||||
6 | Зона шероховатости | |||||
7 | Расхождение ∆λ = λоп – λрасч |
Выводы: _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5
Определение коэффициентов
Цель работы
Определение численных значений коэффициентов технических местных сопротивлений – пробочного крана, вентиля и поворота (колена) при турбулентном течении в круглой трубе и сравнение полученных опытных значений со стандартными табличными величинами.
Кроме того, необходимо найти эквивалентную длину МГС и также сравнить результат со справочными данными.
Примеры тестовых заданий
1. Эквивалентная длина местного гидравлического сопротивления – это…
Варианты ответов:
1) Протяженность трубопровода с МГС; 2) Длина участка, на котором h l = h м;
2) Длина участка без МГС; 4) Длина участка трубы перед МГС.
2. Автомодельность коэффициента ζ по критерию Рейнольдса – это …
Варианты ответов:
1) Независимость коэффициента ζ от изменения Re; 2) Влияние Re на значение коэффициента ζ; 3) Взаимосвязь значений Re и ζ в потоках вязких жидкостей.
3. Как влияет скорость турбулентного потока на коэффициент ζ?
Варианты ответов:
1) ζ возрастает с увеличением скорости; 2) ζ уменьшается при увеличении скорости;
3) ζ остается постоянным и не зависит от скорости.
4, Общий коэффициент сопротивления трубопровода с местными сопротивлениями выражает принцип …
Варианты ответов:
1) возрастания потерь напора; 2) сложения потерь напора; 3) независимости потерь напора от числа сопротивлений; 4) взаимного влияния МГС друг на друга.
Форма отчета
Уральский федеральный университет
Кафедра Гидравлики
ОТЧЕТ
по лабораторной работе № 5
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ
Кран
Вентиль
Колено
Опыты
Опыты
Опыты
36
12,96∙10~4
0,036
Выводы: _____________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
Общие положения
Истечение через насадки
Насадком наз. короткий патрубок, длиной lH < (0,6 – 0,7)∙ d, присоединяемый к баку для увеличения расхода и формирования струи. Насадки могут иметь различные формы (рис. 3)
Рис. 1. Истечение через отверстие и насадок: а) – истечение через отверстие в тонкой стенке, б) – истечение через цилиндрический насадок.
Рис. 2. Схема лабораторной установки:
1 – бак; 2 – жидкостный U-образный вакуумметр; 3 – вентиль; 4 – круглое отверстие; 5 – квадратное отверстие; 6 – насадок; 7 – зажим; 8 – бак с подкрашенной жидкостью
а б в г д е
Рис. 3. Типы насадков, используемых в гидравлических системах:
а – внешний цилиндрический, б – внутренний цилиндрический, в – конфузорный,
г – диффузорный, д – коноидальный, е – коноидальный сходящийся
В лабораторной работе рассматривается внешний цилиндрический насадок «а». Коэффициент сжатия eн на выходе из внешнего цилиндрического насадка равен единице, в связи с чем коэффициент расхода равен коэффициенту скорости: mн= jн. Однако при этом скорость течения струи меньше, чем при истечении через отверстие, вследствие гидравлического сопротивления,. Практическое значение коэффициентов при истечении через цилиндрический внешний насадок можно принять равными mн=jн= 0,82.
Расчетные зависимости для насадка аналогичные:
- Скорость струи на выходе из насадка:
(6)
- Расход жидкости
Q н = (7)
Расход жидкости через внешний цилиндрический насадок больше расхода через отверстие того же диаметра в тонкой стенке приблизительно на 30%. Увеличение расхода в насадке объясняется наличием вакуума в сжатом сечении, который создает подсос жидкости. Кроме того, струя выходит из насадка полным сечением. Это и приводит к увеличению расхода жидкости через насадок по сравнению с отверстием. Измерив по вакуумметру 2 (рис.2) вакуум на входе в насадок, можно рассчитать степень сжатия струи внутри насадка:
. (9)
Здесь: z входа ‑ коэффициент сопротивления входа (принимается ~ 0,05); V ‑ скорость истечения через насадок; Н – напор истечения; h CCl4 ‑ вакуум в насадке (показание U-образного вакуумметра 2); r CCl 4 ‑ плотность четыреххлористого углерода; r– плотность воды.
Цель работы
Произвести наблюдения за особенностями истечения жидкости через круглое и квадратное отверстия с острой кромкой и внешний цилиндрический насадок, а также определить опытное значение коэффициентов скорости, расхода и гидравлического сопротивления для отверстий и насадка.
Порядоквыполнения работы
1. Открыть вентиль 3 и заполнить бак 1 до начала перелива, то есть установления постоянного уровня Н.
2. Провести наблюдения истечения жидкости через квадратное отверстие. Закрыть квадратное отверстие.
3. Открыть клапаны на круглом отверстии и насадке, измерить координаты х, установив координатное устройство по возможности в центр струи. Из измеренного значения координаты струи, вытекающей через насадок, вычесть длину насадка l H= 8 см).
4. Измерить с помощью вакуумметра разряжение на входе в насадок h CCl4.
5. Закрыть вентиль 3 и клапаны отверстия и насадка.
Обработка результатов измерений
1. Определить коэффициент скорости и скорость истечения для отверстия и насадка соответственно по формулам (3) и (8).
2. Вычислить коэффициент расхода μ = ε∙φ, принимая εо = 0,64 - для отверстия и εн = 1 – для насадка.
3. Определить значения коэффициентов гидравлического сопротивления для отверстия и насадка. по формуле (7).
4. Вычислить степень сжатия струи внутри насадка по формуле (9).
5. Определить число Рейнольдса и режим течения жидкости по формуле
Контрольные вопросы для подготовки
1. Почему действительный расход истечения реальной жидкости меньше расчетного для идеальной жидкости?
2. Почему образуется и какую роль играет вакуум на входе в насадок?
3. Охарактеризуйте насадки различных типов с точки зрения их пропускной способности и гидравлического сопротивления
4. Почему коэффициент скорости в отверстии больше коэффициента скорости при истечении из насадка?
5. Почему коэффициент расхода для отверстия меньше коэффициента расхода при истечении из насадка?
6. Как определяется в работе коэффициент скорости истечения?
7. Как определяется в работе расход через отверстие и насадок?
8. Как определяется в работе степень сжатия струи внутри насадка?
9. Как можно визуально убедиться в наличии вакуума на входе в цилиндрический насадок?
10. Что такое срыв работы насадка»? Почему он происходит?
Примеры тестовых заданий
1. Струя идеальной жидкости вытекает из малого отверстия при Н ист = 5 м, следовательно, скорость струи составит (g ≈ 10 м/с2) …
Варианты ответов:
1) и = 5 м/с; 2) и = 7 м/с;3) и = 10 м/с; 4) и = 11 м/с.
2. Расчетная скорость истечения идеальной жидкости из отверстия равна и = 5 м/с, тогда скорость истечения υ реальной жидкости будет равна …
Варианты ответов:
1) υ = 4,5 м/с; 2) υ = 4,75 м/с; υ = 4,8 м/с; 4) υ = 4,95 м/с.
3. Высота струи жидкости, вытекающей из вертикального насадка с φн=0.9 равна 10 м. При замене на другой насадок с φн = 0,8 высота будет равна … Варианты ответов:
1) Н = 8 м; 2) Н = 9 м; 3) Н = 8,9 м; 4) Н = 9,2 м.
4. Расход жидкости при истечении из насадка возрастает из-за …
Варианты ответов:
1) Увеличения скорости струи;
2) Отсутствия сжатия струи на выходе;
3) Сжатия струи на входе в насадок и формирования вакуума;
4) Уменьшения сопротивления течению струи.
5. Какой из типов насадков следует установить для обеспечения максимальной дальности вылета струи (см. рис. 3)?...
Варианты ответов:
1) Цилиндрический (а); 2) Коноидальный (д); 3) Коноидальный сходящийся (е).
6. Какой из насадков следует установить для получения максимального расхода жидкости (рис. 3)?...
Варианты ответов:
1) Диффузорный (г); 2) Цилиндрический (а); 3) Конфузорный (в).
7. При срыве работы насадка дальность вылета струи х …
Варианты ответов:
1) увеличится до дальности вылета из отверстия;
2) не изменится, останется прежней;
3) уменьшится на 0,1 х;
4) увеличится на 0,1 х.
8. Уровень в напорном баке поддерживается постоянным для…
Варианты ответа
1) обеспечения максимального расхода и скорости
2) обеспечения установившегося режима истечения
3) увеличения дальности вылета струи
4) снижения гидравлических потерь напора
Форма отчета
Уральский федеральный университет
Кафедра Гидравлики
ОТЧЕТ
по лабораторной работе № 6
Величины
Отверстия
Насадок
0,525
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 12
ИсПЫТАНИЕ РАСХОДОМЕРА переменного перепада давления – трубы Вентури
Цель работы:
- провести тарировку сужающего расходомера переменного перепада давления – трубы Вентури:
-определить опытное значение коэффициента расхода a;
-сравнить полученное значение со стандартной величиной a n (табл. 1);
-по результатам измерений построить тарировочный график: Q = А(∆ p).
Основные положения
Расходом потока жидкости или газа называется количество среды, проходящее через сечение трубопровода за единицу времени. Это:
- объемный расход:
[ ] (1)
- массовый расход: [ ], (2)
где W - объем [м3], М= r W - масса протекшей среды [кг]; t - время измерения [с], r- плотность жидкости (газа) [ ].
Для измерения расхода жидкостей и газов применяются расходомеры, функционирующие на различных принципах действия. Наиболее применяемыми на практике являются расходомеры переменного перепада давления (РППД) - диафрагмы и сопла (трубы) Вентури. Они позволяют измерять расходы в трубопроводах диаметром от 50 мм до 1600 мм.
Труба Вентури
|
Решая совместно уравнения расхода и энергии (Бернулли), получают расчетную формулу для определения объемного расхода несжимаемой жидкости через сужающее устройство:
(3)
где a - коэффициент расхода СР, зависящий от ряда факторов, но главным образом, от модуля расходомера, равного отношению площади сжатого сечения к площади входа:
(4)
где S 1 = , - площади сечений;
Δ p - перепад давления, равный Δ p = p1 - p2;
r - плотность протекающей среды.
Тарировка расходомеров
Тарировка (тарирование) - проверка точности показаний измерительных приборов по сравнению со стандартными значениями.
Для практического использования формулу (3) удобнее представить в виде
Q=αA , (5)
где A - постоянная расходомера (безразмерная величина), зависит от условий его работы: неравномерности поля скоростей, мест отбора давлений, длины прямого участка перед СР и др.;
Δ h - разность показаний измерителя давлений (дифференциального ртутного манометра (ДРМ)) до и после СР, визуально наблюдаемая на приборе, [м. вод. ст.].
Пересчет показаний ДРМ Δ h из мм рт. ст. в м вод. ст. производится следующим образом:
1) полученные показания ДРМ Δ h (в мм рт. ст.) перевести в мм вод..ст. Δ h * из соотношения ;
2) рассчитанные Δ h * подставить в приведенную формулу и найти необходимое значение h (в м вод. ст.):
(6)
Вид расчетной формулы для всех типов СР одинаков, отличие заключается лишь в числовых значениях коэффициентов расхода a, который может быть определен для нормализованных, стандартных СР по таблицам и диаграммам. Но в этом случае должны строго выдерживаться технологические условия изготовления расходомера, его монтажа и эксплуатации.
На практике, однако, выдержать строгое соответствие стандарту не удается. Поэтому возникает необходимость тарировки расходомера, то есть опытного установления значения коэффициента расхода и характера его изменения во всем диапазоне измерения (области использования) РППД.
ИсПЫТАНИЕ РАСХОДОМЕРА
переменного перепада давления –
ТРУБЫ вЕНТУРИ
Студент(ка)____________________
группа ________________________
Дата «_____» _________________ г.
Оценка __________________ Преподаватель______________
Схема установки
1 2 3 4 5
Рис. 1. Схема установки для тарировки трубы Вентури:
1 – вентиль, 2 – ртутный дифманометр, 3 – труба Вентури, 4 – мерный бак, 5 - клапан
Таблица измеренных и расчетных величин
Величины | Опыты | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Объем жидкости, W, м3 | ||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.013 с.)