Структура итогового сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура итогового сочинения



Структура итогового сочинения

Любое сочинение состоит из трех частей:

 

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

Дoкaзaтeльствa, пpимepы

Микpoвывoд

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 3

Дoкaзaтeльствa, пpимepы

Микpoвывoд

III. Заключение (60-70 слов)

 

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.

 

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

 

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что...», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли...» и т. д.,

тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

 

Помни!

 

По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

 

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

привести из литературных источников.

выделить в отдельный абзац.

в конце каждого абзаца написать микровывод.

к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

 

Аргумент состоит из 3 элементов:

 

Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок). Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т. п.

 

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

 

4 способа закончить сочинение:

 

Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д..

 Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

 Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

 

 

Из русской литературы

К.Д. Бальмонт «Он и она»

 

Он и Она — не два ли разночтенья

Красивого сказания времён?

Два звука, чтоб создать единый звон,

Два атома, в законе тяготенья.

 

5 Весной в великий праздник всесожженья,

Одною хотью каждый дух взметён.

Друг другом зажжены она и он.

Иль только лишь хотением хотенья?

 

В весеннее раскрытое окно

 Со всех сторон доходят к сердцу звуки,

В них сладость упоительнейшей муки.

 

Сто тысяч дальних звёзд в них зажжено.

И молим мы, ломая розно руки,

Того, что есть по существу одно.

 

А.Н. Майков «Он и она»

Он и она

1

Давно ль была она малютка,

Давно ль вся жизнь ее была

Она глядит ему в глаза

Как смотрят дети в небеса.

А он, ребенок милый века,

Лепечет вдохновенно ей

Про назначенье человека,

Но о любви своей намека

Не смеет выговорить он.

Их милый лепет, их мечтанья

Порой подслушиваю я —

И точно роз благоуханье

Пахнет внезапно на меня.

2

Пред новобрачною четой.

И сединами, и звездой.

На молодой — горят алмазы;

Блестящий свет у ног ее;

Картины, мраморы и вазы —

Всё ей твердит: здесь всё твое!

И зажигается румянец

В ее лице, и вдруг она

Как бы очнувшись ото сна, —

Все рукоплещут!.. Им не слышно,

Из них никто не угадал,

И, улетая, безотрадно

Взирал на домик, где дрожит

В груди живет один закон.

Его ничто не возмущает:

Во имя буквы он карает

Там, где помиловал бы бог…

Как клик неведомой борьбы,

Ответит что-то в нем и ныне

Любви и веры благодать,

Как перелетных птичек стая

Готова в путь толпа густая.

Ворча, дымится пароход.

Смягчают миг разлуки злой

И близость воли дорогой.

С благоговейною душой,

Пред осиянною страданьем

И миру чуждой красотой.

Над нею крылья распростер,

И нам неведомых видений

Ее духовный полон взор…

Свистя, на палубу змеею

Канат откинутый взвился,

И над качнувшейся волною

Взлетела пыль от колеса:

Она на берег уходящий

Едва глядит; в тумане слез

Уже ей виден Юг блестящий,

Но этот темный мирт уныло,

Под гнетом каменного сна,

Стоит над свежею могилой,

И в той могиле спит она —

Одна, чужда всему живому,

Как бы на казнь обречена —

На миг поверила она.

До 1857

Ждать тебя, быть с тобой

Мне всегда хочется.

Говорят, что любовь

Первая кончится,

Нам твердят вновь и вновь,

Жизнь одна — она твоя,

Верю я, и верю я.

Только одна живи всегда,

Никогда, никогда, никогда.

Нам твердят вновь и вновь,

Жизнь одна — она твоя,

Верю я, и верю я.

Только одна живи всегда,

Никогда, никогда, никогда.

Нам твердят вновь и вновь,

Что придёт к нам и вторая любовь…

Покой.

А.Н. Плещеев «Она и он» (читать стихи "Он и она")

А.П. Чехов «Он и она»,

Антон Чехов

ОН И ОНА

Они кочуют. Одному только Парижу дарят они месяцы, для Берлина же, Вены, Неаполя, Мадрида, Петербурга и других столиц они скупы. В Париже чувствуют они себя quasi-дома 1; для них Париж — столица, резиденция, остальная же Европа — скучная, бестолковая провинция, на которую можно смотреть только сквозь опущенные сторы grand-hôtel'ей или с авансцены. Они не стары, но успели уже побывать по два, по три раза во всех европейских столицах. Им уже надоела Европа, и они стали поговаривать о поездке в Америку и будут поговаривать до тех пор, пока их не убедят, что у нее не такой уж замечательный голос, чтобы стоило показывать его обоим полушариям.

Увидеть их трудно. На улицах их видеть нельзя, потому что они ездят в каретах, ездят, когда темно, вечером и ночью. До обеда они спят. Просыпаются же обыкновенно в плохом расположении духа и никого не принимают. Принимают они только иногда, в неопределенное время, за кулисами или садясь за ужин.

Ее можно видеть на карточках, которые продаются. Но на карточках она — красавица, а красавицей она никогда не была. Карточкам ее не верьте: она урод. Большинство видит ее, глядя на сцену. Но на сцене она неузнаваема. Белила, румяна, тушь и чужие волосы покрывают ее лицо, как маска. На концертах то же самое.

Играя Маргариту, она, двадцатисемилетняя, морщинистая, неповоротливая, с носом, покрытым веснушками, выглядывает стройной, хорошенькой, семнадцатилетней девочкой. На сцене она менее всего напоминает самое себя.

Коли хотите их видеть, приобретите право присутствовать на обедах, которые даются ей и которые иногда она сама дает перед отъездом из одной столицы в другую. Приобрести это право легко только на первый взгляд, добраться же до обеденного стола могут только люди избранные... К последним относятся господа рецензенты, пролазы, выдающие себя за рецензентов, туземные певцы, дирижеры и капельмейстеры, любители и ценители с зализанными лысинами, попавшие в театральные завсегдатаи и блюдолизы благодаря злату, сребру и родству. Обеды эти выходят не скучные, для человека наблюдающего интересные... Раза два стоит пообедать.

Известные (между обедающими много таких) едят и говорят. Поза их вольная: шея на один бок, голова на другой, один локоть — на столе. Старички даже ковыряют в зубах.

Газетчики занимают стулья, ближайшие к ее стулу. Они почти все пьяны и держат себя весьма развязно, как будто бы они знакомы с ней уже сто лет. Возьми они градусом выше, дело дошло бы до фамильярности. Они громко острят, пьют, перебивают друг друга (причем не забывают сказать: «pardon!»), произносят трескучие тосты и, видимо, не боятся сглупить; некоторые, джентльменски переваливаясь через угол стола, целуют ее ручку.

Выдающие себя за рецензентов менторски беседуют с любителями и ценителями. Любители и ценители молчат. Они завидуют газетчикам, блаженно улыбаются и пьют одно только красное, которое на этих обедах бывает особенно хорошо.

Она, царица обеда, одета простенько, но ужасно дорого. Крупный бриллиант выглядывает на шее из-под кружевной оборочки. На обеих руках — по массивному гладкому браслету. Прическа в высшей степени неопределенная: дамам — нравится, мужчинам — не нравится. Лицо ее сияет и льет на всю обедающую братию широчайшую улыбку. Она умеет улыбаться всем сразу, говорить сразу со всеми, мило кивать головой; кивок головы достается каждому обедающему. Посмотрите на ее лицо, и вам покажется, что вокруг нее сидят одни только друзья и что она к этим друзьям питает самое дружеское расположение. В конце обеда она кое-кому дарит свои карточки; сзади карточки она пишет тут же за столом имя и фамилию счастливчика-получателя и автограф. Говорит она, разумеется, по-французски, в конце же обеда и на других языках. По-английски и по-немецки она говорит плохо до смешного, но и эта плохость выходит у нее милой. Вообще она так мила, что вы надолго забываете, что она — урод.

А он? Он, le mari d'elle 2, сидит от нее за пять стульев, много пьет, много ест, много молчит, катает из хлеба шарики и перечитывает ярлыки на бутылках. Глядя на его фигуру, чувствуется, что ему нечего делать, скучно, лень, надоело...

Он белокур, с плешью, которая дорожками пробегает по его голове. Женщины, вино, бессонные ночи и таскание по белу свету бороздой проехали по его лицу и оставили глубокие морщины. Ему лет тридцать пять, не больше, но он старше на вид. Лицо как бы вымоченное в квасу. Глаза хорошие, но ленивые... Он когда-то не был уродом, но теперь урод. Ноги дугой, руки землистого цвета, шея волосистая. Благодаря этим кривым ногам и особенной странной походке его дразнят в Европе почему-то «коляской». В своем фраке напоминает он мокрую галку с сухим хвостом. Обедающие его не замечают. Он платит тем же.

Попадите вы на обед, глядите на них, на этих супругов, наблюдайте и скажите мне, что связало и что связывает этих двух людей.

Глядя на них, вы ответите (разумеется, приблизительно) так:

— Она — известная певица, он — только муж известной певицы, или, выражаясь закулисным термином, муж своей жены. Она зарабатывает до восьмидесяти тысяч в год на русские деньги, он ничего не делает, стало быть, у него есть время быть ее слугой. Ей нужен кассир и человек, который возился бы с антрепренерами, контрактами, договорами... Она знается с одной только аплодирующей публикой, до кассы же, до прозаической стороны своей деятельности она не снисходит, ей нет до нее дела. Следовательно, он ей нужен, нужен как прихвостень, слуга... Она прогнала бы его, если бы умела управляться сама. Он же, получая от нее солидное жалованье (она не знает цены деньгам!), как дважды два — четыре, обкрадывает ее заодно с горничными, сорит ее деньгами, кутит напропалую, быть может, даже прячет про черный день — и доволен своим положением, как червяк, забравшийся в хорошее яблоко. Он ушел бы от нее, если бы у нее не было денег.

Так думают и говорят все те, которые рассматривают их во время обедов. Думают так и говорят, потому что, не имея возможности проникнуть в глубь дела, могут судить только поверхностно. На нее глядят, как на диву, от него же сторонятся, как от пигмея, покрытого лягушечьею слизью; а между тем эта европейская дива связана с этим лягушонком завиднейшей, благороднейшей связью.

Вот что пишет он:

«Спрашивают меня, за что я люблю эту мегеру? Правда, эта женщина не стоит любви. Она не стоит и ненависти. Стоит она только того, чтобы на нее не обращали внимания, игнорировали ее существование. Чтобы любить ее, нужно быть или мной, или сумасшедшим, что, впрочем, одно и то же.

Она некрасива. Когда я женился на ней, она была уродом, а теперь и подавно. У нее нет лба; вместо бровей над глазами лежат две едва заметные полоски; вместо глаз у нее две неглубокие щели. В этих щелях ничего не светится: ни ума, ни желаний, ни страсти. Нос — картофелью. Рот мал, красив, зато зубы ужасны. У нее нет груди и талии. Последний недостаток скрашивается, впрочем, ее чертовским уменьем как-то сверхъестественно искусно затягиваться в корсет. Она коротка и полна. Полнота ее обрюзглая. En masse 3, во всем ее теле есть недостаток, который я считаю наиважнейшим, — это полное отсутствие женственности. Бледность кожи и мышечное бессилие я не считаю за женственность и в этом отношении расхожусь во взгляде с очень многими. Она не дама, не барыня, а лавочница с угловатыми манерами: ходит — руками машет, сидит, положив ногу на ногу, покачиваясь взад и вперед всем корпусом, лежит, подняв ноги, и т. д...

Она неряшлива. Особенно характерны в этом отношении ее чемоданы. В них чистое белье перемешано с грязным, манжеты с туфлями и моими сапогами, новые корсеты с изломанными. Мы никогда никого не принимаем, потому что в наших номерах вечно присутствует грязный беспорядок... Ах, да что говорить? Посмотрите на нее в полдень, когда она просыпается и лениво выползает из-под своего одеяла, и вы не узнаете в ней женщину с соловьиным голосом. Непричесанная, с перепутавшимися волосами, с заспанными, заплывшими глазами, в сорочке с продранными плечами, босая, косая, окутанная облаком вчерашнего табачного дыма — похожа ли она на соловья?

Она пьет. Пьет она, как гусар, когда угодно и что угодно. Пьет уже давно. Если бы она не пила, она была бы выше Патти и во всяком случае не ниже. Она пропила половину своей карьеры и очень скоро пропьет другую. Негодяи немцы научили ее пить пиво, и она теперь не ложится спать, не выпив на сон грядущий двух-трех бутылок. Если бы она не пила, у нее не было бы катара желудка.

Она невежлива, чему свидетели студенты, которые иногда приглашают ее на свои концерты.

Она любит рекламу. Реклама обходится нам ежегодно в несколько тысяч франков. Я всей душой презираю рекламу. Как бы ни была дорога эта глупая реклама, она всегда будет дешевле ее голоса. Жена любит, чтобы ее гладили по головке, не любит, чтобы о ней говорили правду, не похожую на похвалу. Для нее купленный Иудин поцелуй милее некупленной критики. Полное отсутствие сознания собственного достоинства!

Она умна, но ум ее недовоспитан. Мозги ее давно уже потеряли свою эластичность; они покрылись жиром и спят.

Она капризна, непостоянна, не имеет ни одного прочного убеждения. Вчера она говорила, что деньги — ерунда, что вся суть не в них, сегодня же она дает концерты в четырех местах, потому что пришла к убеждению, что на этом свете нет ничего выше денег. Завтра она скажет то, что говорила вчера. Она не хочет знать отечества, у нее нет политических героев, нет любимой газеты, любимых авторов.

Она богата, но не помогает бедным. Мало того, она часто не доплачивает модисткам и парикмахерам. У нее нет сердца.

Тысячу раз испорченная женщина!

Но поглядите вы на эту мегеру, когда она, намазанная, зализанная, стянутая, приближается к рампе, чтобы начать соперничать с соловьями и жаворонком, приветствующим майскую зарю. Сколько достоинства и сколько прелести в этой лебединой походке! Приглядитесь и будьте, умоляю вас, внимательны. Когда она впервые поднимает руку и раскрывает рот, ее щелочки превращаются в большие глаза и наполняются блеском и страстью... Нигде в другом месте вы не найдете таких чудных глаз. Когда она, моя жена, начинает петь, когда по воздуху пробегают первые трели, когда я начинаю чувствовать, что под влиянием этих чудных звуков стихает моя взбаламученная душа, тогда поглядите на мое лицо и вам откроется тайна моей любви.

— Не правда ли, она прекрасна? — спрашиваю я тогда своих соседей.

Они говорят «да», но мне мало этого. Мне хочется уничтожить того, кто мог бы подумать, что эта необыкновенная женщина не моя жена. Я всё забываю, что было раньше, и живу только одним настоящим.

Посмотрите, какая она актриса! Сколько глубокого смысла кроется в каждом ее движении! Она понимает всё: и любовь, и ненависть, и человеческую душу... Недаром театр дрожит от аплодисментов.

По окончании последнего акта я веду ее из театра, бледную, изнеможенную, в один вечер пережившую целую жизнь. Я тоже бледен и изнурен. Мы садимся в карету и едем в отель. В отеле она молча, не раздеваясь, бросается в постель. Я молча сажусь на край кровати и целую ее руку. В этот вечер она не гонит меня от себя. Вместе мы и засыпаем, спим до утра и просыпаемся, чтобы послать к чёрту друг друга и...

Знаете, еще когда я люблю ее? Когда она присутствует на балах или обедах. И здесь я люблю в ней замечательную актрису. Какой, в самом деле, нужно быть актрисой, чтобы уметь перехитрить и пересилить свою природу так, как она умеет... Я не узнаю ее на этих глупых обедах... Из ощипанной утки она делает павлина...»

Это письмо написано пьяным, едва разборчивым почерком. Писано оно по-немецки и испещрено орфографическими ошибками.

Вот что пишет она:

«Вы спрашиваете меня, люблю ли я этого мальчика? Да, иногда... За что? Бог знает.

Правда, он некрасив, и несимпатичен. Такие, как он, не рождены для того, чтобы иметь право на взаимную любовь. Такие, как он, могут только покупать любовь, даром же она им не дается. Судите сами.

Он день и ночь пьян как сапожник. Руки его трясутся, что очень некрасиво. Когда он пьян, он брюзжит и дерется. Он бьет и меня. Когда он трезв, он лежит на чем попало и молчит.

Он вечно оборван, хотя и не имеет недостатка в деньгах на платье. Половина моих сборов проскальзывает, неизвестно куда, сквозь его руки.

Никак не соберусь проконтролировать его. У несчастных замужних артисток ужасно дороги кассиры. Мужья получают за свои труды полкассы.

Тратит он не на женщин, я это знаю. Он презирает женщин.

Он — лентяй. Я не видела, чтобы он делал когда-нибудь что-нибудь. Он пьет, ест, спит — и только.

Он нигде не кончил курса. Его исключили из первого курса университета за дерзости.

Он не дворянин и, что ужаснее всего, немец.

Я не люблю господ немцев. На сто немцев приходится девяносто девять идиотов и один гений. Последнее я узнала от одного принца, немца на французской подкладке.

Он курит отвратительный табак.

Но у него есть хорошие стороны. Он более меня любит мое благородное искусство. Когда перед началом спектакля объявляют, что я по болезни петь не могу, т. е. капризничаю, он ходит как убитый и сжимает кулаки.

Он не трус и не боится людей. Это я люблю в людях больше всего. Я расскажу вам маленький эпизодик из моей жизни. Дело было в Париже, год спустя по выходе моем из консерватории. Я была тогда еще очень молода и училась пить. Кутила я каждый вечер, насколько хватало у меня моих молодых сил. Кутила я, разумеется, в компании. В один из таких кутежей, когда я чокалась со своими знатными почитателями, к столу подошел очень некрасивый и не знакомый мне мальчик и, глядя мне прямо в глаза, спросил:

— Для чего вы пьете?

Мы захохотали. Мой мальчик не смутился.

Второй вопрос был более дерзок и вылетел прямо из души:

— Чего вы смеетесь? Негодяи, которые спаивают вас теперь вином, не дадут вам ни гроша, когда вы пропьете голос и станете нищей!

Какова дерзость? Компания моя зашумела. Я же посадила мальчика возле себя и приказала подать ему вина. Оказалось, что поборник трезвости прекрасно пьет вино. A propos 4: мальчиком я называю его только потому, что у него очень маленькие усы.

За его дерзость я заплатила браком с ним.

Он больше молчит. Чаще всего говорит он одно слово. Это слово говорит он грудным голосом, с дрожью в горле, с судорогой на лице. Это слово случается произносить ему, когда он сидит среди людей, на обеде, на балу... Когда кто-нибудь (кто бы то ни было) скажет ложь, он поднимает голову и, не глядя ни на что, не смущаясь, говорит:

— Неправда!

Это его любимое слово. Какая женщина устоит против блеска глаз, с которым произносится это слово? Я люблю это слово, и этот блеск, и эту судорогу на лице. Не всякий умеет сказать это хорошее, смелое слово, а муж мой произносит его везде и всегда. Я люблю его иногда, и это «иногда», насколько я помню, совпадает с произнесением этого хорошего слова. Впрочем, бог знает, за что я его люблю. Я плохой психолог, а в данном случае затронут, кажется, психологический вопрос...»

Это письмо писано по-французски, прекрасным, почти мужским почерком. В нем вы не найдете ни одной грамматической ошибки.

 

«Попрыгунья», «Душечка», «Дама с собачкой», «О любви», «Чайка», «Анна на шее»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго"

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

А.С. Грибоедов «Горе от ума"

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про… купца Калашникова»

А.Н. Островский «Гроза»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба"

А.И. Герцен «Кто виноват»

Ф.М. Достоевский «Идиот», «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Подросток»

И.С. Тургенев «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Рудин», «Первая любовь"

И.А. Гончаров «Обломов»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Воскресение», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Семейное счастье»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

И.А. Бунин «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Первая любовь», «Митинг любовь», «Грамматика любви», «Чистый понедельник»

М. Горький «На дне»

В.В. Маяковский «Письмо Татьяне Яковлевой», «Облако в штанах», «Флейта позвоночник», «Ко всему», «Лисичка!», «Человек»

С.А. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

Е.И. Замятин «Мы»

М.И. Цветаева «Царь Девица», «Молодец».

Г. Щербакова «Вам и не снилось»

В.К. Железников «Чучело»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.Г. Битов «Жизнь в ветреную погоду»,«Пушкинский дом», «Улетающий Монахов», «Пенелопа», «Преподаватель симметрии», «Дверь»

Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Зеленый шатер»

А.С. Иванов «Тени исчезают в полдень»

А.В. Иванов «Географ глобус пропил»

А. Грин «Алые паруса»

↑ Из зарубежной литературы

 

М. Митчелл «Унесенные ветром»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Дж. Лондон «Мартин Иден»

Ш. Бронте «Джейн Эйр»

Э. Бронте «Грозовой перевал»

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

Ч. Диккенс «Большие надежды»

Ги де Мопассан «Милый друг»

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби», «Ночь нежна"

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие»

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

О. Уайльд «Портрет Дориан Грея»

О. де Бальзак «Шагреневая кожа»

Д. Митчелл "Облачный атлас»

Т. Драйзер "Американская трагедия», «Финансист», «Титан», «Стоик»

Л. М. Олкотт «Маленькие женщины»

В. Скотт «Айвенго»

Г. Флобер «Госпожа Бовари»

О. Генри «Дары волхвов»

Э.М. Ремарк «Триумфальная арка»

Г.Г. Маркес «Любовь во время чумы»

Й. Макьюэна «Искупление»

Г. Ибсен «Кукольный дом»

Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту»

Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах»

Структура итогового сочинения

Любое сочинение состоит из трех частей:

 

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

Дoкaзaтeльствa, пpимepы

Микpoвывoд

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 3

Дoкaзaтeльствa, пpимepы

Микpoвывoд

III. Заключение (60-70 слов)

 

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.

 

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

 

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что...», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли...» и т. д.,

тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

 

Помни!

 

По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

 

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

привести из литературных источников.

выделить в отдельный абзац.

в конце каждого абзаца написать микровывод.

к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

 

Аргумент состоит из 3 элементов:

 

Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок). Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т. п.

 

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

 

4 способа закончить сочинение:

 

Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д..

 Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

 Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

 

 

Из русской литературы

К.Д. Бальмонт «Он и она»

 

Он и Она — не два ли разночтенья

Красивого сказания времён?

Два звука, чтоб создать единый звон,

Два атома, в законе тяготенья.

 

5 Весной в великий праздник всесожженья,

Одною хотью каждый дух взметён.

Друг другом зажжены она и он.

Иль только лишь хотением хотенья?

 

В весеннее раскрытое окно

 Со всех сторон доходят к сердцу звуки,

В них сладость упоительнейшей муки.

 

Сто тысяч дальних звёзд в них зажжено.

И молим мы, ломая розно руки,

Того, что есть по существу одно.

 

А.Н. Майков «Он и она»

Он и она

1

Давно ль была она малютка,

Давно ль вся жизнь ее была



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.195 с.)