Новомосковский институт рхту им. Д. И. Менделеева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новомосковский институт рхту им. Д. И. Менделеева



Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева

 

 

РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

 

Мультимедийные ресурсы Интернет по теме «Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами»

 

Мультимедийные ресурсы Интернет можно классифицировать по признакам: «линейность», «нелинейность», «интерактивность».

Понятия «линейность», «нелинейность», «интерактивность» являются достаточно условными. Как впрочем, и любые понятия, которые принимаются за классификационные признаки. Наличие интерактивных мультимедийных компонентов (например, использование гипермедийной технологии) само по себе ещё не может служить признаком того, что рассматриваемый ресурс является интерактивным с точки зрения пользователя, и наоборот. Веб-ресурсы, отнесенные к «линейным» с точки зрения их использования в учебном процессе, могут представлять собой комбинированные базы данных с десятками тысяч записей. Поэтому место того или иного ресурса в любой классификации может определяться, в первую очередь, сценарием его использования.

Возьмем на себя смелость представления обзора мультимедийных ресурсов Интернет по теме «Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами»по признакам, которые несколько отличаются от признаков «линейность», «нелинейность», «интерактивность».

 

Терминология

 

Несмотря на то, что рассматриваемая область деятельности относительно новая и интенсивно развивается, можно отметить, что уже разработана стратегическая концепция создания и развития единой системы дистанционного образования. В нормативной документации зафиксирована сложившаяся терминологическая база. Это отражено в ресурсах Интернет:


 

№ п.п. Адрес-ссылка Аннотация Примечание
1 www.db.informika.ru/do/npb/index.asp www.ed.gov.ru Нормативные документы Российской Федерации по дистанционному образованию Сайт Министерства образования РФ
2 www.fcdo.ido.ru/normativ/normativ.html Нормативные документы Российской Федерации по дистанционному образованию Сайт Института дистанционного образования МЭСИ
3 www.mesi.ru/joe/n2 97.html Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования Научно-практический журнал «Открытое образование»
4 www.db.informika.ru/do/teleconf Материалы телеконференции «Российское дистанционное образование»  
5 www.db.informika.ni/do/news/doc/up_f.rtf Документ «Термины и определения дистанционного обучения»  
6 www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»  
7 www.mon.gov.ru Министерство образования и науки РФ  
8 www.inforeg.ru/deposit/default.html Научно-технический центр «Информрегистр»  
9 http://www.imsglobal.org

Стандарт IMS Global Learning Consortium стартовал в 1997 году и с самого начала был нацелен на разработку стандартов обучения для высших учебных заведений, в отличие от AICC (изначально нацеленного на корпоративное обучение) и SCORM (этот и вовсе для военных). Подход IMS к стандартизации предельно системный: каждая из областей взаимодействия обучаемого, учебного материала и системы управления обучением описывается отделным документом. Как следствие такого подхода, многие стандарты, разработанные в IMS, были успешно адаптированы и AICC, и ADL в SCORM (описание мета-данных и content packaging).

10 http://www.imsglobal.org/question/index.html

QTI – Question and Test Interoperability – один из стандартов IMS (и один из немногих, которые используются самостоятельно, а не «спрятавшись» в SCORM или AICC), описывающий модели данных и способы описания вопросов и тестов, а также соответствующих результатов, полученных после того, как пользователь ответил на тест или вопрос. Создание такого стандарта было вызвано пониманием того, что разработка качественных вопросов и правильная оценка их результатов является отдельной и серьезной работой, отнимающей много времени. Отделение описаний вопросов от средств, которые будут эти вопросы «проигрывать», позволило бы осуществлять свободный обмен тестами и их результатами между средствами создания учебного материала, специализированными проигрывателями тестов, системами тестирования и / или системами управления обучением. Первая спецификация стандарта появилась в 2000 году и базировалась на языке QML, разработанном компанией QuestionMark. С тех давних пор стандарт разделен на две основных части: ASI (Assessment, Section, Item – основные структурные единицы теста), описывающая вопросы и их организацию в тесте, и QTI Results Reporting (или QTI Reports), описывающая, соответственно, формы записи результатов. В течение двух лет стандарт уточнялся и совершенствовался. Наконец, в 2002 году был выпущен документ версии 1.2 – наиболее удачной по сравнению с предыдущими – которая и получила наибольшее распространение. В 2005 году вышел первый документ версии QTI 2.0. Во второй версии стандарта появилось множество новых типов вопросов, язык стал более четким, убраны некоторые неоднозначности. Однако, на сегодняшний день не так уж много можно найти редакторов и проигрывателей тестов, которые бы поддерживали версию 2.0. Версия 1.2 пока остается главенствующей на рынке. Важно заметить, однако, что стандарт QTI не включает в себя собственно способы обмена этой информацией – как именно организовать, скажем, механизм передачи данных от проигрывателя теста в систему управления обучением, из этого документа никак не следует.

11 www.vimi.ru/

Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации

12 www.irpo.ru/

Институт развития профессионального образования

þ Примечание: материал в Интернет по этому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий 1) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2).

 

Адрес-ссылка

Аннотация

Примечание

1

www.eir.ru/comission.php? doc=/trudi/seminar31belaev

Концепция создания образовательных электронных изданий

2

www.mcserv.mocnit.zgrad.su

Система ОРОКС Московского Областного Центра Новых Информационных Технологий (МОЦНИТ) при Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ).

Это многофункциональная сетевая оболочкой для создания учебно-методических модулей и организации обучения с удаленным доступом. Система реализована с использованием WWW CGI‑технологии. Позволяет создавать электронные учебно-методические пособия, обучающе-контролирующие системы; системы тестирования и контроля.
3

www.prometeus.ru

Система Прометей – программная оболочка, обеспечивающая возможности дистанционного обучения и тестирования слушателей, а также имеющая необходимые средства для управления деятельностью виртуального учебного заведения.

Система Прометей имеет модульную архитектуру, поэтому легко расширяется, модернизируется и масштабируется. Вход в Демоверсию после регистрации: http://demo.prometeus.ru/  
4

www.studium.spb.ru

Distance Learning Studio Санкт-Петербургского отделения института «Открытое общество».

Система состоит из двух взаимодополняющих частей: «Конструктор мультимедийных дистанционных курсов» и «Учебный центр», выполненные по технологии веб-CD.
5

www.ido.edu.ru/open/

Разработка, апробация и опытная эксплуатация системы сетевых учебно-методических комплексов электронных средств поддержки обучения для подготовки кадров СОО

 

6

www.learnware.ru/

Продукт компании ГиперМетод: eAuthor 2.0. Demo. Бесплатное скачивание после регистрации

Позволяет: создание настраиваемых пользователем курсов; создание курсов коллективом авторов; отслеживание доступа к курсам на уровне отдельных модулей или объектов; пересылка контента в различных форматах (WWW, CD, печать)

7

www.sdo.redclass.ru www.redcenter.ru/? sid=281

Система дистанционного тренинга REDCLASS. Поддерживает создание учебных материалов во внутреннем формате, управление учебным процессом, обучение с возможностью контроля знаний и сбора статистических данных.

Позволяет использовать курсы сторонних производителей (Netg). Система позволяет реализовать сетевой программированный метод обучения.  
           

 

þ Примечание: материал в Интернет по этому направлению представлен преимущественно в виде линейных структур (Сценарий 1) и, частично, в виде нелинейных структур (Сценарий 2).

 

Мультимедиа компоненты

 

Мультимедиа компоненты как средство обучения при создании систем проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами способствуют развитию навыков работы с известными средствами и скорейшему созданию новых. В обзоре представлены наиболее интересные компоненты:

 

Графика

 

№ п.п. Адрес-ссылка Аннотация Примечание
1 www.moodle.org/course/category.php? id=2 Демонстрационные мультимедийные курсы, созданные с помощью системы Moodle, демонстрируют удачное применение графики. Курсы доступны после регистрации.
2 www2.e-planet.ru/tutorial/addlead.php Курс «Mambo CMS – Быстрый старт», содержащий текст и графику. В простой и понятной форме демонстрирует основные принципы создания веб-страниц с помощью системы Mambo CMS. Курс рассылается по электронной почте бесплатно.
3 www.help.joom.ru/content/view/74/13/ Руководство «Быстрый Старт», содержащее текст и графику, поможет быстрее понять основные принципы (операции) работы с Joomla (Джумла).  

 

Анимация

 

№ п.п. Адрес-ссылка Аннотация Примечание
1 www.e-planet.ru/tutorial/mambo/ Знакомство с функциями Mambo CMS с помощью флеш-уроков. Они детально и наглядно демонстрируют работу с административной частью этой системы. Флеш-уроки можно скачать бесплатно.

 


Видео

 

№ п.п. Адрес-ссылка Аннотация Примечание
1      
2      
3      

 

þ Примечание: к сожалению видео – компоненты в Интернет по этому направлению найти не удалось (очевидно, из – за недостатка времени). Надеюсь, что в процессе обсуждения работы эта таблица будет заполнена.

 


Сценарий 1

 

Представление учебного материала в виде линейных структур (Сценарий 1) позволяет студенту последовательно (начиная с нижнего уровня) овладевать знаниями. В таком сценарии материал подается в привычной для студента форме (как в книге):

þ Сложность учебного материала увеличивается по мере продвижения.

þ Сложность учебного материала увеличивается по мере продвижения.

Жесткое структурирование материала повышает его ясность и логичность, что способствует лучшему усвоению.

Для дополнения и редактирования учебного материала следует предусмотреть технические средства, точнее эффективно их использовать. Во всех системах управления мультимедийными учебно-методическими курсами для этого, как правило, встроены средства управления содержимым непосредственно из «сети» любым авторизованным администратором или зарегистрированным пользователем. Им не обязательно знать каких либо языков программирования, например HTML или PHP, так как встроенный «визуальный редактор» предназначен именно для форматирования текстов и добавления изображений. Так же не надо закачивать никаких документов на FTP‑сервер. Достаточно всего лишь нажать соответствующие кнопки сохранения публикации (учебного материала), и страница готова для просмотра в сети.

Применение Сценария 1 для изложения объемного учебного материала может привести к монотонности и предсказуемости. Это, в конечном счете, повлечет у студента снижение интереса и мотивации к обучению.

Сценарий 1 можно использовать для вводной, постановочной части (обязательной для изучения) мультимедийных учебников, где рассматриваются основные (базовые) понятия предметной области, описывающие жесткую последовательность действий (например, для лабораторных или практических занятий, для публикации планов лекций, индивидуальных заданий и т. д.). Этот сценарий будет эффективен так же и для учебного материала, предназначенного для поверхностного, обзорного знакомства.

 

Сценарий 2

 

Применение Сценария 2 дает возможность организовать мультимедийные материалы в виде нелинейных структур, чаще с использованием гипермедийной технологии.

Такая организация учебного контента позволяет создавать единую, логически связанную структуру с несколькими уровнями сложности материала. При использовании этого сценария студент может продвигаться к поставленной цели различными путями, выбирая для себя оптимальный (с учетом уровня начальной подготовки), что позволяет привнести элемент творчества в процесс обучения и эффективно учитывать индивидуальные качества студента, повысить у него мотивацию к обучению. Эта особенность Сценария 2 позволяет создавать мультимедийные учебные пособия и руководства в соответствии с требованиями современных технологий интенсификации обучения.

От создателя учебного контента требуется особенно тщательно продумывать структуру материала для создания эффективной системы связей отдельных частей (разделов, тем, терминов и т. д.), правильно организовывать интерфейс с учетом самых строгих эргономических требований.

Сценарий 2 целесообразно применять для углубленной, всесторонней проработки учебного материала, содержащего сложный теоретический материал. Создание подобных мультимедийных учебных пособий не требует дорогостоящих аппаратно-программных средств и может быть осуществлено при совместной работе студентов и преподавателей.

 

Сценарий 3

 

Сценарий 3 позволяет создавать интерактивную обучающую среду. Эта среда оперативно взаимодействует с обучаемым пользователем, может приспосабливаться к его действиям и учитывать его индивидуальные особенности. Она содержит интерактивные визуальные объекты и модели, дающие целостное представление об изучаемом объекте или явлении. Как правило, при применении этой технологии можно создавать логически завершенные тренажеры с аттестацией знаний и навыков, полученных при изучении темы.

Создание учебного материала по Сценарию 3 требует применения сложных и дорогостоящих аппаратно-программных комплексов, часто нужно привлекать сторонних высококвалифицированных специалистов.

 

 


Выводы

 

На рынке используются следующие основные категории систем дистанционного обучения:

þ Системы управления обучением (Learning Management Systems – LMS).

þ Системы управления учебным контентом (Content Management Systems – CMS).

þ Системы управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems – LCMS).

þ Авторские программные продукты (Authoring Packages).

Количество различных типов систем дистанционного обучения исчисляется десятками и сотнями. Особое внимание уделяется следующим аспектам:

þ возможность самостоятельной разработки учебного контента;

þ возможность работы с системой для неопытного пользователя;

þ сложные требования по интеграции с системой бизнеса;

þ заказ e-Learning систем в одной компании.

На основании краткого обзора зарубежных и отечественных средств создания мультимедийных учебно-методических курсов, а так же моделей педагогических сценариев применения мультимедиа можно сделать следующие выводы:

þ Зарубежные средства создания мультимедийных учебно-методических курсов – дорогостоящие или подразумевают дорогостоящую техническую поддержку фирмы-производителя системы.

þ Большинство систем не обеспечивают поддержку всей технологической цепочки создания и сопровождения (так называемого жизненного цикла) мультимедийных учебно-методических курсов.

þ Многие системы ориентированы на использование Интернет-технологии для реализации всех компонентов дистанционного курса.

þ Многие системы, особенно зарубежные, подразумевают, что службы «Учебного центра» могут быть размещены только на серверах фирм-производителей систем, что делает разрабатываемые мультимедийные учебно-методические курсы зависимыми от состояния этих фирм и их политики.

þ В России не существует совершенных полнофункциональных систем, обеспечивающих открытый доступ к информационно-справочным материалам учебного назначения, однако эта область интенсивно развивается, появляются корпоративные системы, обеспечивающие возможность обучения через Интернет.

Высокая цена на некоторые продукты и неустойчивая их работа вынуждает организации с ограниченным бюджетом отказываться от них. Полноценные курсы в условиях ограниченного бюджета можно создавать с помощью бесплатных программ. Возможно, на основе бесплатных программ не удастся организовать полнофункциональную среду e-Learning. Но если речь идет о проекте в масштабах кафедры, или о создании веб-сайта преподавателя для студентов очного и заочного факультетов, не рассматривать бесплатные инструменты, по меньшей мере, неразумно. Работая с ними, можно впитать накопленный их создателями позитивный и негативный опыт и начать работать с появляющимися стандартами дистанционного обучения не на бумаге, а на «живых» примерах. Приобретенные навыки пригодятся при переходе на коммерческую платформу. Оценив возможности этих инструментов, коллектив, на чьи плечи ляжет поддержка e-Learning в учебном заведении, сможет более осмысленно сформулировать критерии выбора покупного решения или требования к сторонним разработчикам, не полагаясь на рекламу, сможет приступить к созданию собственного проекта с учетом накопленного опыта эксплуатации некоммерческих платформ.

Большинство систем предусматривает эффективное применение моделей педагогических сценариев. Применение каждого из сценариев имеет свои особенности. Наилучшим вариантом является совместное использование нескольких сценариев.

þ Вводную часть мультимедийных учебно-методических курсов, содержащую основные положения наиболее эффективно строить на основе Сценария 1 с линейным представлением материала. На этом этапе обучаемые осваивают цели и задачи курса, знакомятся с планами проведения всех видов работ, с основными терминами и определениями.

þ Основную часть можно построить с использованием Сценария 2 (нелинейное представление материала). Ее желательно разбить на разделы (темы), в пределах которых студент может сам выбирать последовательность и глубину изучения материала.

þ Для каждого раздела рекомендуется разработать тестовые или индивидуальные задания, оценивающие уровень полученных знаний, в соответствии со Сценарием 3. Результатом выполнения задания или теста должна являться рекомендация изучения следующего раздела (с постановкой цели обучения и его мотивацией), либо рекомендация углубленного изучения текущего раздела (с конкретными рекомендациями). При этом не должно быть ограничений для перехода к следующему разделу при неудачной аттестации текущего раздела. Иначе при нескольких неудачных аттестациях студент может вообще прекратить изучение курса. Лучше, чтобы студент сам понял, что без глубокого изучения предыдущего материала ему следующий раздел будет сложно освоить. Об этом ему могут напоминать всплывающие подсказки или советы.

 


Апробация результатов выполнения контрольного задания 1

 

Практические рекомендации к созданию систем проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами и модели педагогических сценариев, выработанные в ходе выполнения контрольного задания 1, проходят экспериментальную проверку на специально созданном ресурсе, размещенном в Интернет:

þ В доменной зоне RU по адресу: http://www.nirhtu.ru/external/prohorov

þ В доменной зоне COM по адресу: http://www.pws49.awardspace.com

Проект находится в стадии тестовых испытаний, по мере необходимости и приобретаемого опыта исправляется и дополняется. Здесь, по мере готовности, размещается учебно-методический материал по закрепленным за мною дисциплинам для студентов очного и заочного факультетов.

Дистанционное обучение органично дополняет очное обучение. Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, у которого появляется возможность самостоятельно определить последовательность освоения предмета, учиться в удобном для себя месте и в удобное время, с индивидуальной скоростью.

Студенты очных курсов могут часть предметов изучать дистанционно, углубляя очное базовое образование.

Для студентов заочной формы обучения, не имеющих постоянного контакта с преподавателем, предоставленный на сайте учебный материал может оказаться особенно полезным.

Студенты могут поддерживать постоянный контакт между собой и преподавателем с помощью Чата или Форумов. Здесь они могут в реальном времени проводить беседы или оставлять сообщения, а также выкладывать для открытого обсуждения работы, выполненные самостоятельно.

Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.07 с.)