Роль государственного регулирования в процессах глобализации и интеграции экономики развитых стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль государственного регулирования в процессах глобализации и интеграции экономики развитых стран



И, наконец, необходимо отметить роль государственного регулирования в экономики в процессе интеграции и глобализации экономик развитых стран.

В современных условиях роль национальных государств трансформируется, наиболее развитые из них превращаются в транснационализированные "страны-системы". Они уже не могут не считаться с наднациональными тенденциями в экономической, информационной, финансовой, социальной, военной и других сферах. Они начинают играть роль глобального предпринимателя, делегируют функцию реализации стратегических национальных интересов и устремлений мощным финансово - кредитно-банковским структурам, транснациональным корпорациям, консорциумам, союзам и т.п.

Одной из наиболее многочисленных по количеству участников и наиболее влиятельной в вопросах торговых взаимоотношений является Всемирная торговая организация (ВТО), пришедшая на смену Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГATТ) по итогам Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Круг полномочий ВТО значительно шире по сравнению с ГАТТ. В ее состав на сегодняшний день входят 132 государства, при этом более 30 подали заявку на вступление.

В мире на сегодняшний момент насчитывается огромное количество различного рода региональных соглашений, нацеленных на разные уровни экономической и политической интеграции: от обычного экономического сотрудничества или создания зоны свободной торговли до экономического и валютного союза.

Наиболее крупными экономически и индустриально развитыми из них являются, безусловно, НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле, объединяющее США, Канаду и Мексику, и Европейский Союз, в состав которого входит на сегодняшний день 15 западноевропейских государств.

Исходя из существа торговых ограничений, выделяют, как правило, два основных аспекта регулирования взаимоотношений государств, направленных на либерализацию торговли, – торговую и конкурентную политику. Регулирование протекционистских мер государств по защите национальных производителей и экспортеров, выражающихся в тарифных и нетарифных торговых барьерах, возводимых на пути конкурирующих товаров из других стран, рассматривается в рамках торговой политики. Это наиболее разработанная и длительное время используемая сторона многостороннего регулирования. Торговая политика не только находится в центре внимания при разработке основополагающих документов и договоров Европейского Союза и ВТО, но необходимо также отметить, что с разработки отдельных ее положений начинается создание практически любого экономического интеграционного объединения. Устранение торговых барьеров, устанавливаемых государствами на пути импорта и позволяющих ограничить международную торговлю, – первый шаг на пути ее либерализации.

ГАТТ/ВТО, являясь образцом многосторонней организации, направленной на либерализацию международной торговли, в своей деятельности долгое время уделяла преимущественное внимание рассмотрению вопросов регулирования наднациональной торговой политики. Это, в первую очередь, относится к снижению тарифов и отмене нетарифных торговых барьеров.

Страны-члены ГАТТ/ВТО, применяя в отношениях, друг с другом принципы недискриминации, наибольшего благоприятствования и взаимности, добились за более чем 50 лет существования организации существенного снижения тарифов во многих областях торговли. Несмотря на это, вопрос дальнейшего снижения тарифов до сих пор стоит на повестке дня – поскольку даже гордящиеся низким уровнем тарифов США до сих пор взимают регулярные пошлины в размере 14,6% на импорт одежды, что в пять раз выше среднего уровня. Аналогичным образом обстоит дело в торговле продукцией сельского хозяйства.

Создание предприятиями национальных или международных картелей в сфере производства или экспорта, появление мультинациональных монополий, злоупотребление доминирующей позицией крупнейшими компаниями, как на национальном, так и на мировом рынке, государственное субсидирование и ряд других аспектов составляют реалии сегодняшней экономической жизни. Если раньше подобные вопросы, составляющие основу конкурентной политики, регулировались национальными законодательствами, сейчас они правомерно встают на повестку дня международных экономических организаций и объединений, стремящихся к либерализации торговли, поскольку, как заметил в своем обращении к участникам экономического форума в Давосе вице-президент Комиссии Европейского Союза по конкурентной политике и финансовым институтам сэр Леон Бриттен, если тарифы и квоты будут замещены картелями и соглашениями о разделе рынков, не многое будет достигнуто.

В сфере конкурентной политики Европейский Союз предусматривает регулирование нескольких основных направлений деятельности хозяйствующих субъектов, способных негативно повлиять на свободную и эффективную конкуренцию внутри Общего рынка. За рядом исключений, как несовместимые с Общим рынком запрещаются картельная практика и прочие виды соглашений, направленные на искажение или ограничение конкуренции, злоупотребление доминирующей позицией, а также слияния и поглощения, приводящие к созданию или усилению доминирующей позиции на рынке.

Существует несколько разработок в рамках ГАТТ/ВТО в отношении международной конкурентной политики. Независимая группа экспертов предложила ГАТТ проект Международного антитрестовского кодекса, устанавливающего международный минимум стандартов для случаев межнациональных споров. Oн базируется на трех основных вопросах: запрет горизонтального и вертикального ограничения конкуренции (картели и эксклюзивные права); контроль слияний; контроль за злоупотреблением рыночной мощью (доминирующей позицией). Минимальный набор принципов позволит странам вводить более строгие или разнообразные национальные нормы.

Нельзя сказать, что общий европейский рынок является в настоящий момент образцом полной открытости – до сих пор некоторые государства и хозяйствующие субъекты стремятся тем или иным способом ограничить свободу торговли или эффективную конкуренцию с целью поддержки национальных производителей либо получения монопольной прибыли. Но вместе с тем, проводя как торговую, так и конкурентную политику в межнациональных отношениях, государства-члены ЕС добились впечатляющих результатов в процессе региональной интеграции, что в первую очередь выражается в объемах взаимной торговли, возросших с порядка 46% в общем, объеме торговли до около 63% г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное регулирование ценообразования призвано способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов производства.

Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказания им методологической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого подорожания сырья и топлива, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений НТП.

В заключение работы хотелось бы сделать некоторые общие выводы и дать рекомендации к развитию и совершенствованию ценовой политики в российских условиях становления рыночной экономики.

Современные условия рыночной экономики требуют преодоления многих теоретических и методологических догм и ошибочных представлений, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего, необходимо указать принципиально важную проблему, от решения которой зависят все другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования, - каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве.

В рыночной экономике существуют многие механизмы регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества или же имеют ограничительный характер, защищают интересы общества, государства. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.

Внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны определяться на предприятии, т.е. в сфере производства, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда - затратный метод ценообразования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

Основное, принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что цены на товары должны определяться их собственниками - субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратегического и тактического.

Стратегический фактор состоит в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости.


Список литературы

 

Основная

1. Введение в рыночную экономику: Учеб.пособие для экон. Спец. Вузов/ А.Я.Лившиц и др./ Под ред. А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. –М.: Высшая школа, 2004.

2. Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК. 2001.

3. Курс рыночной экономики/ Под ред. Г.И.Рузавина, В.Т.Мартынова. – М.: БЕК, 2004.

4. Курс общей экономической теории: Учебное пособие / под ред.  Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб.: СПбУЭФ. 2006.

5. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.

6. Носова С.С. Экономическая теория: Учебное пособие. М.: Владос. 2001.

7. Слепов В.А., Попов Б.В. Основы теории рыночного ценообразования. М., 2002.

8. Ценообразование / Под ред. Проф. И.К. Салимжанова.. М.: Финстатинформ, 2006.

9. Ясин. Е. Бремя государства и экономическая политика. //Вопросы экономики. №11. 2002.

 

Дополнительная

 

1. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: Бек, 2007.

2. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., 2007.

3. Шуляк П.Н. Ценообразование. М., 2006.

4. Ценообразование на финансовом рынке / под ред. Проф. В.Е. Есипова. СПб., 2007.


[1] Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК. 2001. – 70 – 90 с.

[2] Ценообразование / Под ред. Проф. И.К. Салимжанова.. М.: Финстатинформ, 2006. – 30 – 60 с.

[3] Курс рыночной экономики/ Под ред. Г.И.Рузавина, В.Т.Мартынова. – М.: БЕК, 2004. – 35- 80 с.

 

[4] Ясин. Е. Бремя государства и экономическая политика. //Вопросы экономики. №11. 2002. – с. 12- 20.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.013 с.)