Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Критерии, уровни развития социально-нравственной ориентации подростков
№
| Критерии
| Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
| 1
| Ценностно-мотивационный
| Предполагает наличие сознательного отношения личности к формированию важных для нее личностных качеств, готовность действовать определенным образом; осознание ценности имеющихся знаний и умений и умелую реализацию их с учетом ведущих мотивов
| На данном уровне школьники осознают необходимость формирования определенных личностных качеств, но не всегда готовы действовать для достижения поставленных целей.
| Учащихся отличает не только низкий уровень осознанности выбора моральных норм, качеств личности, отсутствие конкретных жизненных перспектив, но и нежелание действовать в этом направлении.
|
2
|
Интеллектуально-познавательный
| Учащихся отличает наличие стройной системы моральных и социальных знаний; умение объективно оценивать собственные возможности, способности и стремления; существование стойкой установки на формирование у себя конкретных качеств, жизненно необходимых и социально важных.
| Знание учащимися конкретных норм и категорий морали носит несколько разрозненный характер. Школьники не всегда объективны в оценке личных потенций. Социально-нравственные ориентиры находятся на этапе формирования.
| Учащиеся обладают низким объемом моральных и социальных знаний, не умеют дифференцировать различные оценки моральных категорий; для них характерно отсутствие четких жизненных целеустановок.
|
3
| Деятельностно-практический
(или поведенческий)
| Выражается в соответствии поведения учащихся приобретенным знаниям, в умении соотносить свои устремления с нормами поведения, в чем и проявляется устойчивость выбора.
| Учащиеся могут и стремятся свои внутренние потребности и потенции реализовать в практической деятельности, но не всегда последовательно осуществляют данный процесс.
| Учащиеся не участвуют в общественно-полезной и личностно ценной деятельности, не умеют соотносить свои личностные установки с общечеловеческими нормами поведения.
|
Активизация познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже – один или несколько).
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
|