На английском и французском языках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На английском и французском языках



208. Alchemy, Medicine and Religion in the China A. D. 320. The Nei P’ien of Ко Hung (Pao-p’u tzu). Tr. by J. R. Ware. N. Y., 1981.

209. Andersen P. The Method of Holding the Three Ones. A Taoist Manual of Mediation. L., 1979.

210. Applied Chinese Acupuncture for Clinical Practi tioners. Ed. by Sun Xuequan. Jinan, 1985.

211. Cahill J. La penture Chinoise. Geneve, 1977.

212. Ch’en J. The Nature and Characteristics of the Boxer Movement – a Morphological Study. – Bulletin of the School of Oriental and African Studies. University of London. Vol. XXIII, part 2, 1960.

213. Ch’en Kenneth K. S. The Chinese Transformation! of Buddhism. New Jersey, 1973.

214. Chaj К. Т., Weakland J. E. Secret Techniques of Wing Chun kung-fu. L, 1981.

215. Chen G. К. Tai-chi Ch’uan: its Effects and Prac tical Application. North Hollywood, 1979.

216. Chen Jingpan. Confucius as a Teacher. Philosophy of Confucius with Special Reference to its Educational Im plication. Beijing, 1990.

217. Chen Style Taijiquan. Hong Kong – Beijing, 1984.

218. Cheng Man-Ch’ing, R W. Smith. Tai Chi. Rutland, 1967.

219. Cheong Cheng Leong, Draeger D. F. Phoenix-eye Fist. A Shaolin Fighting Art of South China. N. Y. – Tokyo, 1977.

220. Chia Siew Pang, Goh Ewe Hoek. Nai-chi: Ten Minutes to Health. Singapore, 1983.

221. Chinese Martial Arts. Beijing, 1987.

222. Da Liu. Tai Chi Ch’uan and I Ching, A Choreo graphy of Body and Mind. N. Y., 1972.

223. Draeger D., Smith R. Asian Martial Arts. N. Y., 1969.

224. Draeger D., Smith R. The Martial Arts and Ways of Japan. 3 volumes. 1973–1974.

225. Eliseeff V., Eliseeff D. La civilisation de la Chine Classique. P., 1987.

226. Fu Weikang. Traditional Chinese Medicine and Phar macology. Beijing, 1985.

227. Galante Lawrence. Tai Chi: The Supreme Ultimate. York Beach. 1981.

228. Gard A. R. Buddhism. L. – N. Y., 1961.

229. Giles H. A. The Home of Jiu-jitsu. – Adversaria Sinica. Shanghai, 1914.

230. Gillbey G. F. Secret Fighting Arts of the World. N. Y., 1971

231. Gluck J. Zen Combat. N. Y., 1962.

232. Habersetzer R. Karate de la tradition. Maitres et ecoles de l’Okinawa-te. Paris, 1984.

233. Habersetzer R. Kung-fu (Wu-shu): Les techniques de la boxe chinoise. P., 1979.

234. Haines B. Karate’s History and Tradition. Rut land – Tokyo, 1978.

235. Huang Wen-Shan. Fundamentals of Tai Chi Chuan. Hong Kong, 1973.

236. Kaltenmark M. The Ideology of T’aiping-ching – Fasets of Taoism. New Heaven – London, 1979.

237. Klein B. Movements of Magic: The Spirit of T’ai-Chi-Ch’uan. San Bernardino, 1986.

238. Lavier J. A. Bio-energetique chinoise. P., 1976.

239. Leung Shum. Eagle Claw Kung-fu. Classical North ern Chinese Fist. Hong Kong, 1981.

240. Li Gaozhong. Colourful Emei Boxing. – China sports, 1983, № 6.

241. Lu Hui-ching. T’ai Chi Ch’uan. A Manual of In struction. N: Y., 1973.

242. Maisel E. Tai Chi for Health. New Jersey, 1962.

243. Medeiros E. C. The Complete History and Philo sophy of Kung Fu. Rutland Tuttle, 1974.

244. Naquin S. Shantung Rebellion: The Wang Lun Uprising of 1774. New Heaven – London, 1981.

245. Oyama Masutatsu. Advanced Karate. Tokyo, 1974.

246. Parker E. Secrets of Chinese Karate. Prentice-Hall, 1963.

247. Porter D. H. Secret Sects in Shantung. – Chinese recorder. Vol. 18, 1886, Jan., № 1.

248. Reflection on Things at Hand. The Neo-confucian Anthology. Сотр. by Chu Hsi and Lu Tsu-Ch’ien. Tr. by Wing Tsit-Chan. N. Y., 1967.

249. Reviews of Selected Chinese Classics, Beijing, 1988.

250. Robert L. Le nouveau guide Marabout de Judo. Verviers, 1977.

251. Robinet I. The Place and Meaning of Taiji in Taoist Sourses Prior to the Ming Dynasty. – History of Religious. Chicago, 1990.

252. Siu R. G. H. Ch’i. A Neo-taoist Approach to Life. Cambridge – Massachusetts – London, 1974.

253. Sivin N. Traditional Medicine in Contemporary China. Ann Arbor Center for Chinese Studies, 1987.

254. Sourses of Chinese Tradition. Compiled by Wm. Th. de Barry, Wing-tsit Chan, B. Warson. N. Y. – L, 1960.

255. Staples M. P. Tibetian Kung-fu. The Way of the Monk. Manila, 1974.

Об авторе

Алексей Александрович Маслов родился в Москве в 1964 г. Известный востоковед, профессор, доктор исторических наук, академик РАЕН, автор более 20 книг по восточным традициям, духовным практикам и боевым искусствам.

В течение почти двадцати лет обучался в различных школах кунфу (ушу) в Китае, в том числе стилям шаолиньцюань, мицзунцюань, синъицюань, багуачжан, тайцзицюань. В 1990 г. пришел в Шаолиньсы и через четыре года был принят в ученики. После посвящения получил монашеское имя Ши Синъин. После этого также проходил обучение в различных буддийских и даосских общинах.

Вице-президент Международной федерации шаолиньского кунфу и Президент ее национального отделения в России – Федерации шаолиньских боевых искусств, президент Федерации традиционного ушу цзинъу в России – старейшей организации боевых искусств в мире.

Обучаясь у различных монахов монастыря Шаолинь и наставников шаолиньской традиции, в том числе у известного мастера Ши Дэцяня, и получая духовные наставления от настоятеля монастыря Ши Суси, он был признан одним из носителей истинной традиции духовных и боевых практик Шаолиня за пределами Китая. В монастыре Шаолиньсы, на территории храма Мириад Будд в его честь была возведена памятная стела за заслуги в переводе буддийских трудов, вклад в развитие шаолиньского искусства и личное боевое мастерство. Неоднократно признавался Международной федерацией боевых искусств – крупнейшей организацией подобного рода в мире – одним из ста лучших представителей боевых искусств. Прошел полный курс обучения в Институте ушу монастыря Шаолиньсы, а затем и сам преподавал в нем. Посвящен во многие практики боевых искусств, цигун, традиционной медицины.

Заведующий кафедрой всеобщей истории РУДН, в качестве приглашенного профессора читает лекции в США, Китае, Великобритании, других странах мира.

Примечания

1

Брюс Ли обучался в Гонконге у одного из наставников боковой ветви стиля юнчунь (винчунь) Е Мэня (Ип Мэна). Однако, так как он не был чистым китайцем и в нем текла малайская кровь, Ли Цзяньфань (таково настоящее имя Брюса Ли) не состоял даже в группе учеников, приближенных к учителю. Примечательно, что в период своей жизни в США Брюс Ли почти не общался с китайскими знатоками ушу. Думается, что причина здесь, естественно, заключается не в боязни поединка с одним из таких мастеров, но лежит в сфере коммерческих интересов. Весьма характерна в этом плане одна из первых книг Брюса Ли по кунфу, которую даже он сам позже считал неудачной, – попытка описать именно китайское ушу окончилась провалом. Фактически, автор сам расписался в своем незнании китайских боевых искусств. Зато его работы, посвященные собственной системе джиткундо (кит. цзецюаньдао – «Путь опережающего кулака»), пред-ставляют собой высокопрофессиональные учебники рукопашного боя.

2

Parker Е. Secrets of Chinese Karate. Prentice-Hall, 1963. Habersetzer R. Kung-fu (Wu-shu): Les techniques de la boxe chinoise. Paris, 1979.

Gillbey G. F. Secret Fighting Arts of the World. N. Y., 1971. (Перевод на русский язык: Гилби Д. Секреты боевых искусств мира. Рига, 1991).

3

Примечательно, что у нас в стране изучение боевых искусств, в том числе и ушу, проходит те же этапы, что и на Западе, только с десятилетним опозданием. Например, большинство книг, издаваемых у нас, представляют собой либо точный пересказ западных легенд, либо исключи тельно собственные «изобретения» авторов. Например, одним из таких итогов абсолютно варварского отношения к культуре боевых искусств стали выдержавшая несколько переизданий книга А. А. Долина и Г. В. Попова «Кэмпо – традиция воинских искусств» и их же «Традиции ушу», где авторы так и не сумели объяснить, в чем же действительно заключается традиция ушу. Здесь история ушу оказалась превращена в сборник забавных выдумок, в основном переписанных с западных книг. Многие книги, изданные под претенциозными названиями «Боевые единоборства народов мира», «Останови оружие», «Восточные единоборства», грешат таким фантастическим количеством нелепостей, что иначе как шарлатанство расценивать их трудно. Вообще, писать про ушу, не ознакомившись ни с одним китайским источником – это, по крайней мере, весьма смело и весьма неэтично.

4

Giles H. A. The Home of Jiu-jitsu. – Adversaria Sinica. Shanghai, 1914.

5

Ушу (Материалы для использования в высших учебных заведениях). Шанхай, 1982, с. 1.

6

«Лао-цзы» байхуа цзиньши («Лао-цзы» с комментариями и переводом на современный китайский язык). Сост. Чжан И. Пекин, 1993, § 21, с. 42.

7

У Юйсян. Шисаньши сингун синьцзяо (Искренние объяснения методов тринадцати позиций). – В кн.: Тайцзицюань цюаньшу (Полная книга тайцзицюань). Пекин, 1991, с. 439.

8

Дун Иньцзе. Тайцзицюань ши и (Объяснение смысла тайцзицюань). Шанхай, 1986, с. 5.

9

Yang Jwing-ming. Advanced Yang style Tai-chi Chuan. Vol. 1. Boston, 1986, p. 5.

10

Ли Тяньцзи, Ли Дэинь. Синъи цюань шу (Кулачное искусство «Стиля формы и воли»). Пекин, 1983, с. 206.

11

Сунь Фуцюань. Цюань и шу чжэнь (Истинное описание смысла кулачного искусства). Тайбэй, б. г., с. 47–48.

12

Цыхай (Море слов). Т. 2, Пекин, 1979, с. 953.

13

Чжунго ушу дацыдянь (Большой словарь китайского ушу). Под ред. Ма Сянда. Пекин, 1990, с. 1.

14

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу (Искусство тайцзицюань). Шанхай, 1982, с. 431.

15

У Шу. Шоуби лу (Записки о рукопашном бое). Пекин, 1990, с. 156.

16

Groot J. J. M. The Religious System of China. Vol. 5, book 2. Taibei, 1969, p. 595–596.

17

Tai-chi Touchstones. Yang Family Secret Transmis sions. Сотр. and translated by D. Wile. N. Y., 1983, p. 147.

18

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 430.

19

Сунь Фуцюань. Цюань и шу чжэнь, с. 41.

20

Reflection on Things at Hand. The Neoconfucian Antology. Сотр. by Chu Hsi and Lu Tsu-Ch’ien. Tr. by Wing Tsit-Chan. N. Y., 1967.

21

Ibid.

22

Люцзу таньцзин (Престольная сутра Шестого патриарха). Пекин, 1990, с. 60–61.

23

Ицзин (Книга перемен). Т. 1, с. 63.

24

Сунь Фуцюань. Цюань и шу чжэнь, с. 27.

25

Долин А. А., Попов Г. В. Традиции ушу. Красноярск, 1990.

Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо – традиция воинских искусств. М., 1990.

26

«Лао-цзы» байхуа цзиньши, § 49, с. 95.

27

Дун Иньцзе. Тайцзицюань ши и, с. 7.

28

Там же.

29

Ян Чэнфу чжуань (Предания о Ян Чэнфу). Чэнду, 1989, с. 86.

30

«Лао-цзы» байхуа цзиньши, § 40, с. 78.

31

Цит. по: Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983, с. 28.

32

Ян Чэнфу чжуань, с. 34.

33

«Лао-цзы» байхуа цзиньши, § 2, с. 7.

34

Из книг мудрецов. Проза древнего Китая. М., 1987, с. 91–92.

35

Чжан Куанъу. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь (Общая теория культуры китайского ушу). Чэнду, 1990, с. 195.

36

The Wisdom of Confucius. Ed. by Lin Yutang. N. Y. – L., 1938, p. 250.

37

The Wisdom of Confucius, p. 250. В данном случае – изречение, приписываемое Конфуцию в «Лицзи», раздел «Сюэчи», гл. XVIII.

38

Sourses of Chinese Tradition. Сотр. by Wm. Th. de Barry, Wing-tsit Chan, B. Warson. Vol. 1. N. Y. – L. I960, p. 253.

39

Дэцян. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов Шаолиньского монастыря). Пекин, 1988, с. 58.

40

Клановое имя в Китае обычно обозначалось иероглифом «ши» (чэньши тайцзицюань – тайцзицюань клана Чэнь), хотя в литературе его принято переводить как «семья» или вообще опускать, например, «стиль Чэнь тайцзицюань», что в строгом смысле не верно.

41

В связи с этим выглядит весьма нетактично, в частности, публикация в одной из отечественных работ генеалогического древа багуачжан и синъицюань, взятого, естественно, из китайской книги. Правда, если европейцам, поверхностно знакомым с внутренними традициями ушу, это простительно, в Китае это рассматривается как серьезное нарушение этики.

42

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 413.

43

Сунь Фуцюань. Багуацюань шу (Искусство «Кулака восьми триграмм»). Тайбэй, б. г., с. 81.

44

Сунь Фуцюань. Багуацюань шу, с. 78.

45

Сунь Фуцюань. Цюань и шу чжэнь, с. 27.

46

Хуан Бонянь. Лунсин багуачжан (Форма дракона «Ладони восьми триграмм»), с. 1–2.

47

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 411.

48

Чжунхуа ушу цыдянь (Словарь китайского ушу). Сост. Вань Цзиньхуэй и др. Хэфэй, 1987, с. 15.

49

Tai-chi Touchstones, p. 142.

50

Yang Jwing-Ming. Advanced Yang Style Tai-chi Chu-an. Vol. 1, p. 236.

51

Tai-chi Touchstones, p. 144.

52

«Луньюй» чжанцзюй цзичжу («Беседы и суждения» с членением на разделы и комментариями). С ком. Чжу Си. – В сб.: Сышу уцзин (Четыре книги и пять канонов). Т. 1. Пекин, 1984, п. 14.4.

53

Там же.

54

Там же, п. 14.28.

55

Там же, п. 12.1.

56

Сунь Фуцюань. Цюань и шу чжэнь, с. 27.

57

Ян Пэйжун. Мицзунцюань («Потерянный след»). Чанша, 1985, с. 55–56.

58

Чжан Куанъу. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь, с. 191.

59

Алексеев В. М. Наука о Востоке. М., 1982, с. 341.

60

Ван Сюаньцзе. Дачэнцюань. («Кулак Высшего достижения»). Сянган, 1986, с. 38.

61

Удан цзюэцзи (Абсолютная техника уданского направления ушу). Сост. Ли Тяньцзи. Т. 1. Цзилинь, 1989, с. 262.

62

Шаолиньсы юй шаолиньцюань (Шаолиньский монастырь и «Шаолиньский кулак»). Гуанчжоу, 1984, с. 42–43.

63

Чжан Куанъу. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь, с. 198.

64

Чжунхуа ушу (Китайское ушу). 1987, № 12, с. 43–44.

65

Сунь Луган идай усюэ даши (Сунь Луган – великий наставник ушу целого поколения). – Цзинъу, 1986, № 2.

66

Чжан Куанъу. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь, с. 191–192.

67

Там же, с. 198.

68

Шаолиньсы юй шаолиньцюань, с. 44.

69

Чжан Куанъу. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь, с. 195.

70

Дун Иньцзе. Тайцзицюань ши и, с. 5.

71

Чжан Куанъу. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь, с. 195.

72

Ван Сюаньцзе. Дачэнцюань, с. 39.

73

«Луньюй» чжанцзюй цзичжу, с. 30.

74

Чжэсюэ дацыдянь (Большой философский словарь). Шанхай, 1985, с. 140.

75

«Луньюй» чжанцзюй цзичжу, с. 30.

76

Шо фань (Наставления правителю). – В сб.: Сыбу бэйяо. Шанхай, 1936, цз. 1, с. 1.

77

Ли Цзифан, Чжоу Сикуан, Си Юнчан. Чжунго гудай тиюй ши (Краткая история физического воспитания в старом Китае). Пекин, 1984, с. 44.

78

Chen Jingpan. Confucius as a Teacher. Philosophy of Confucius with Special Reference to its Educational Impli cation. Beijing, 1990, p. 72.

79

Ли Цзифан. Чжунго гудай тиюй ши, с. 45.

80

Конрад Н. И. «У-цзы»: трактат о военном искусстве. М., 1958, с. 24.

81

Ян Чэнфу. Тайцзицюань шиюн фа (Способы применения тайцзицюань). Пекин, 1931, с. 23.

82

Чжунго ушу дацыдянь, с. 536.

83

Ляо Ичжун. Ихэтуань юньдун ши (История движения ихэтуаней). Ланьчжоу, 1983, с. 42.

84

Alchemy, Medicine and Religion in the China A. D. 320. The Nei P’ien of Ко Hung (Pao-p’u tzu). Jr. by J. R. Ware. N. Y., 1981.

85

Чжан Куанъу. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь, с. 195.

86

Чэнь Синь. Тайцзицюань лунь фэньлэй чжайлу (Классифицированные заметки по теории тайцзицю ань). – В кн.: Гу Люйсин. Тайцзицюань шу (Искусство тайцзицюань). Шанхай, 1982, с. 408.

87

В чань-буддийских школах был распространен парадоксальный вопрос (гунань), ставший, вероятно, предтечей фразы Дун Иньцзе: «Удар двумя ладонями – это хлопок. А что такое хлопок одной ладонью?» В сфере формальной логики ответа на этот вопрос нет, он требует интуитивного проникновения в суть вещей. Ответ на него мог быть самым нестандартным и спонтанным, выходящим из глубин сознания, преодолевшего рамки строгих логических ограничений, например, резкий выкрик «Хэ!» или выражение типа «Кипарис во дворе!»

88

Дун Иньцзе. Тайцзицюань ши и.

89

Чэнь Синь тайцзицюань лунь фэнлэй дяолу (Классифицированное по разделам собрание высказываний по теории тайцзицюань Чэнь Синя). – В кн.: Гу Люйсин. Тайцзицюань шу (Искусство тайцзицюань). Шанхай, 1982, с. 410.

90

Сунь Фуцюань. Цюань и шу чжэнь (Истинное описание смысла кулачного искусства). Тайбэй, б. г., с. 1.

91

У Юйсян. Шисаньши сингун синьцзяо (Искренние объяснения методов тринадцати позиций). – В кн.: Тайцзицюань цюаньшу (Полная книга тайцзицюань). Пекин, 1988, с. 439.

92

Чжунго ушу дацыдянь (Большой словарь китайского ушу). Под ред. Ма Сянда. Пекин, 1990, с. 317.

93

Чэнь Яньлинь. Тайцзицюань дао цзянь гань саньшоу хэбянь (Сборник по искусству изогнутого меча, прямого меча, шеста и свободного боя в тайцзицюань). Шанхай, б. г, с. 5.

94

Ван Цзунъюэ. Тайцзицюань лунь (Рассуждения о тайцзицюань).

95

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 385.

96

Книги, посвященные критическому анализу истории и теории тайцзицюань, начали выходить на западных языках еще в 60-е гг. Но так как большинство из них было оторвано от первоисточников, историческая картина получалась самая противоречивая. Из сравнительно серьезных публикаций следует отметить: Huang Wen-shan. Fundamen tals of Tai Chi Chuan. Hong Kong, 1973. В этой работе, вероятно, впервые предпринята попытка показать связь тайцзицюань с неоконфуцианством и описать историю стиля на основе китайских источников, но, впрочем, и эта попытка свелась к простому перечислению китайских мифов.

97

У Тунань. Гошу гайлунь (Общая теория Национального искусства). Пекин, 1937, с. 60.

98

Там же, с. 58.

99

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 349.

100

Там же, с. 60–61.

101

Цин ши. Хуан Цзунси чжуань (История династии Цин. Биография Хуан Цзунси).

102

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 393. В разных списках этого документа речь идет то о Ван Цзунъюэ, то о Ван Цзуне, причем некоторые специалисты считают, что это были два разных человека.

103

Мин ши (История династии Мин). – В сб.: Сыбу бэйяо. Т. 99. Шанхай, 1931, цз. 299, с. 5.

104

Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, с. 290.

105

Мин ши, цз. 299.

106

Huang Wen-shan. Fundamentals of Tai Chi Chuan, p. 43.

107

Мин ши, цз. 299.

108

Ср. с фразой из «Наньцзина» («Трактата о труднейшем»): «Ци является корнем человека. Когда же корень доходит до совершенства, он дает побеги, листья и ствол».

109

Чжан Саньфэн. «Угэн шу» цы чжуцзяо («Древо без корней» с комментариями). Комм. Ли Пэйюаня и Ли Хайсюя. Тайбэй, 1963, с. 1.

110

Там же, с. 28.

111

Там же, с. 60. По традиционным даосским пред ставлениям, человек состоит из трех светлых душ по и семи темных душ хунь. После смерти души по воспаряют к небу, а души хунь уходят в землю.

112

Там же, с. 39.

113

Удан цзюэцзи (Абсолютная техника уданского направления ушу). Сост. Ли Тяньцзи. Т. 1. Цзилинь, 1989, с. 31.

114

Там же, с. 262.

115

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 192.

116

Там же, с. 393–394.

117

Удан цзюэцзи. Т. 1, с. 25.

118

Чжунго ушу дацыдянь, с. 459.

119

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 357.

120

Чэнь Сяован. Шицзе чэньши тайцзицюань (Всемирно известный стиль Чэнь тайцзицюань). Пекин, 1988, с. 1. Существуют, правда, расхождения во времени того, когда Чэнь Бу обосновался в Чэньцзягоу. По другим сведениям, он приехал туда в 1374-м, а не в 1372 г., да и маршрут путешествий был у него несколько иной. (См.: Чэнь Чжэнлэй. Чэньши тайцзицюань се хуэйцзун (Свод важнейших материалов по кулачному искусству и работе с оружием в стиле Чэнь тайцзицюань). Т. 1. Пекин, 1989). В основном расхождения в сведениях о жизни семьи Чэнь вплоть до эпохи династии Цин объясняются тем, что первые семей ные хроники были составлены лишь в 1754 г., когда многое уже сохранилось лишь в виде устных преданий, к тому же, кажется, даже хроники являются более поздней компиляцией устных сведений, дабы «углубить» историю этого рода.

121

Утверждения о том, что еще Чэнь Бу занимался ушу, противоречат всем историческим хроникам, см. например: Чэнь Чжэнлэй. Чэньши тайцзицюань се хуэйцзун. Т. 1, с. 2. Хотя в то время практически каждый человек так или иначе разбирался в боевых искусствах, конкретных упоминаний в этом отношении о Чэнь Бу мы не встречаем, к тому же нет и никаких свидетельств, что эти виды боя могли стать истоком тайцзицюань.

122

«Чэньши цзяпу» чжун чэньши цюаньшоу шиляо. (Исторические материалы, касающиеся кулачного искусства рода Чэнь в «Семейных хрониках рода Чэнь»). – В кн.: Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 360.

123

Чэнь Сяован. Шицзе чэньши тайцзицюань, с. 1.

124

Chen Style Taijiquan. Hong Kong – Beijing, 1984, p. 6.

125

Ли Цзиньчун. Тайцзицюань циюань таолунь (Обсуждение истоков тайцзицюань). – Улинь, 1986, № 2, с. 10–11.

126

Хэбэй улинь гущи (Рассказы из мира боевых искусств провинции Хэбэй). Сост. Цао Гуанчжи. Пекин, 1985, с. 62–63.

127

Yang Style Taijiquan. Beijing, 1991, p. 4.

128

Ibid., p. 7.

129

Например, Хуан Вэньшань считает: «Изначально тайцзицюань предназначался в качестве искусства самозащиты. С введением современного оружия приблизительно сто лет назад ученики стиля Ян начали делать упор на тайцзицюань как на искусство омоложения и здоровья» (Huang Wen-shan. Fundamentals of Tai Chi Chuan, p. 49).

130

Хэбэй улинь гуши, с. 86–87.

131

Улинь, 1982, № 9, с. 46.

132

Там же, с. 98–109.

133

Тайцзицюань цюаньшу (Полная книга тайцзицюань). Пекин, 1988, с. 321.

134

Yang Style Taijiquan, p. 6.

135

Тайцзицюань цюаньшу, с. 320.

136

Chen Style Taijiquan, p. 9.

137

Ibid., p. 221–222.

138

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 5.

139

Тайцзицюань цюаньшу, с. 655.

140

Си Юньтай. Чжунго ушу ши (История китайского ушу). Пекин, 1985 с. 228.

141

Wang Peisheng, Zeng Weiqi. Wu Style Taijiquan: A Detailed Course for Health and Self-defence. Hong Kong – Beijing, 1983, p. 225.

142

Ibid., p. 221.

143

Ibid., p. 228.

144

Тайцзицюань цюаньшу, с. 479.

145

Xy Жунчжу. Чэнь Вэймин тайцзи чанцюань цзяньцзе (Общее описание «Длинного кулака Великого предела» Чэнь Вэймина). – Улинь цинцуй, 1982, № 2, с. 60.

146

Там же, с. 61.

147

Цзяньмин ушу цыдянь (Краткий словарь ушу). Харбин, 1986, с. 63–64.

148

Гу Люйсин. Тайцзицюань шу, с. 5.

149

Дун Иньцзе. Тайцзицюань ши и (Объяснение смысла тайцзицюань). Шанхай, 1986, с. 38.

150

Там же, с. 64.

151

У Тунань. Гошу гайлунь (Общая теория Национального искусства). Пекин, 1984, с. 215.

152

Дандай чжунго тиюй (Спорт в современном Китае). Пекин, 1984, с. 156.

153

Чжунго ушу дацыдянь, с. 35.

154

Там же, с. 35.

155

Ван Сянчжай. Чжаньчжуан маньтань (Неторопливые беседы о статичных позициях).

156

Примечательно, что столь же неудачная попытка создать стиль, в котором нет фиксированных приемов, была предпринята в 60—70-х гг. знаменитым Брюсом Ли. Для своего стиля «Путь опережающего кулака» (цзецюань-дао, в кантонском произношении – джиткундо) он избрал в качестве девиза слова: «Не иметь метода в качестве метода, не иметь никакой формы в качестве формы», – не использовал комплексов и отказался даже от понятия «прием». Но через некоторое время ему пришлось вернуться к преподаванию конкретных форм – приемов (а что еще преподавать?!), а его последователи разработали и комплексы по джиткундо.

157

Новейшие исследования показали, что структура шестидесяти четырех гексаграмм связана с генокодом человека и даже со структурой ДНК. – См.: Schonberger M. «The I Ching» and the Genetic Code. Santa Fe, 1992.

158

По другим сведениям, Дун Хайчуань родился в 1796 г., а умер в 1880-м в возрасте 84 лет. (См.: Линь Суй. Чжэнцзун багуачжан («Ладонь восьми триграмм» истинной школы). Фучжоу, 1990, с. 2–3.

159

Линь Суй. Чжэнцзун багуачжан, с. 2–3.

160

Чжунго ушу дацыдянь, с. 461–462.

161

Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 236.

162

Линь Суй. Чжэнцзун багуачжан, с. 3.

163

Куан Вэньнань. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь (Общая теория культуры китайского ушу). Чэнду, 1990, с. 47.

164

Си Юньтай. Чжунго ушу ши (История китайского ушу). Пекин, 1985, с. 160.

165

Ци Цзигуан. Цзисяо синьшу (Новая книга записок о достижениях [в воинском деле]). Под ред. Ма Минда. Пекин, 1988, цз. 12, с. 2–3.

166

Ляньбин шицзи (Записки о практике тренировок воинов), цз. 4, с. 2–5.

167

Там же, с. 1.

168

Саньцай тухуэй (Иллюстрированное собрание Трех драгоценностей). Сост. Ван Чжай. Тайбэй, 1935, с. 1715.

169

Там же.

170

Там же.

171

Там же.

172

Ци Цзигуан. Цзисяо синьшу, цз. 12, с. 2.

173

Шаолиньсы юй шаолиньцюань (Шаолиньский монастырь и «Шаолиньский кулак»). Гуанчжоу, 1984, с. 28.

174

Бэйцзин улинь ши (Истории из мира боевых искусств Пекина). Сост. Чжан Юйчжай. Пекин, 1987, с. 2.

175

Куан Вэньнань. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь, с. 89.

176

Там же, с. 90.

177

У Шу. Шоуби лу (Записки о рукопашном бое). Пекин, 1990, с. 93.

178

Чжунго ушу дацыдянь (Большой словарь китайского ушу). Под ред. Ма Сянда. Пекин, 1990, с. 453.

179

Ма Минда. Циндай ды уцзюй чжиду (Система воинских экзаменов в эпоху Цин). – Чжунхуа ушу, 1986, № 4, с. 13–14.

180

Куан Вэньнань. Чжунго ушу вэньхуа гайлунь, с. 236.

181

Там же, с. 90.

182

Восемнадцать болезнетворных факторов: «долгое глядение вредит семени, долгое слушание вредит духу, долгое лежание вредит ци, долгое сидение вредит каналам, долгое стояние вредит костям, долгая ходьба вредит мышцам, вспышка гнева вредит печени, утомительные размышления вредят селезенке, чрезмерная печаль вредит сердцу, чрезмерная скорбь вредит легким, переедание вредит желудку, чрезмерный страх вредит почкам, слишком много смеха вредит пояснице, словоохотливость вредит слюне, пересыпание вредит флюидам тела, повышенная потливость вредит началу ян, плаксивость вредит крови, избыток сексуальных связей вредит спинному мозгу».

183

Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 167.

184

Там же.

185

Чжунго дабайкэ цыдянь. Тиюй (Большая китайская энциклопедия. Спорт). Пекин – Шанхай, 1982, с. 311.

186

Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 155.

187

Там же.

188

Там же.

189

Дэлюй. Шаолинь гунфу цыдянь (Словарь шаолиньского гунфу). Пекин, 1988, с. 208.

190

Чжунго ушу дацыдянь, с. 6.

191

Улинь минцзу чжуаньи (Народные предания из мира боевых искусств). Б. м., б. г., с. 42–45.

192

Ян Пэйжун. Мицзунцюань (Стиль «Потерянный след»). Чанша, 1985, с. 3.

193

Саньцай тухуэй, с. 1715.

194

Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 240.

195

Чжунго ушу дацыдянь, с. 458; Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 240.

196

Чжунго ушу дацыдянь, с. 470.

197

Цзяньмин ушу цыдянь (Краткий словарь ушу). Харбин, 1986, с. 103.

198

Семья Ма до сих пор остается одним из крупнейших кланов «истинного ушу» в Китае. Старший сын Ма Фэнту Ма Сянда был вице-президентом Ассоциации ушу КНР, а в 1953 г. стал абсолютным чемпионом Китая по контактным поединкам и бою на оружии. Его младший брат Ма Минда, блестящий интеллектуал, профессор истории, ныне является одним из патриархов тунбэйцюань.

199

Wtishu Among Chinese Moslems. Shenzhen, 1984, с. 4.

200

Чжан Вэньгуан. Чжунго чацюань (Китайский стиль чацюань). Цзинань, 1985, с. 755.

201

Там же, с. 758–759.

202

Пу Сунлин. Новеллы. Пер. П. Устина, А. Файнгара. М., 1961, с. 480.

203

Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 250–252.

204

Wushu Among Chinese Moslems, p. 12.

205

Малявин В. В., Кожин П. М. Традиционные верования и синкретические религии Китая. – В кн.: Локальные и синкретические культы. М., 1991, с. 149.

206

Ян Пэйжун. Мицзунцюань, с. 52–54.

207

Там же, с. 57–58.

208

Тиюй цыдянь, с. 183.

209

Чжунго дабайкэ цыдянь. Тиюй, с. 160.

210

Ли Чэн. Сиу биду (Необходимые чтения для изучающего ушу). Пекин, 1991, с. 206.

211

Чжунго ушу дацыдянь, с. 464–465.

212

Там же, с. 465.

213

Чэнь Цзяньань. «Тунмэнхуэй» ицяньды Сунь Чжуншань юй хуэйдан (Сунь Ятсен и тайные общества накануне создания «Союзной лиги»). – В сб.: Хуэйдан ши яньцзю (Изучение истории тайных обществ). Шанхай, 1987, с. 241.

214

Цянь Цзян. Фэн Юйсян цзянцзюнь юй ушу (Маршал Фэн Юйсян и ушу). – Чжунхуа ушу, 1986, № 2, с. 2–3.

215

Цзинъу ицзя (Цзинъу – единая семья). Шанхай, 1989, с. 15–16.

216

Там же, с. 5.

217

Линь Цзунсинь. Цзянь Цзеши мию Шаолиньсы (Тайное путешествие Чан Кайши в Шаолиньский монастырь). Чжэнчжоу, 1993.

218

С недавнего времени в КНР вновь стали проводиться именно фестивали ушу, в определенной степени противопостав-ленные чисто спортивным состязаниям, на которых демонстрируются традиционные стили и методики ушу. Крупнейшими международными фестивалями такого рода являются Праздник шаолиньского ушу, проводимый в столице провинции Хэнань городе Чжэнчжоу, и Фестиваль традиционного ушу, проводимый Ассоциацией традиционного ушу Цзинъу в городе Шанхае.

219

Чжунго ушу дацыдянь, с. 480; Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 188.

220

Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 189.

221

Там же.

222

Tai-chi Touchstones. Yang Family Secret Transmis sions. Сотр. and translated by D. Wile. N. Y., 1983, p. 147.

223

Дэцян. Шаолинь усэн чжи (Хроники монахов-бойцов Шаолиньского монастыря). Пекин, 1988, с. 109. Возможно, что история гибели Мяосина в молодые годы – не более чем традиционный миф. По другим сведениям, Мяосин прожил долгую жизнь (1875–1933) и умер своей смертью (Чжунго ушу дацыдянь, с. 473–474).

224

Дэцян. Шаолинь усэн чжи, с. 146–147.

225

Чжан Найци. Кэсюэды нэйгунцюань (Научный подход к стилям «внутренней семьи»). Пекин, 1986, с. 108–109 (1-е изд. – 1936).

226

Там же, с. 2.

227

У Тунань. Гошу гайлунь (Общая теория Национального искусства). Пекин, 1984, с. 3 (1-е изд. – 1937).

228

Там же, с. 4–5.

229

Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 181.

230

Там же, с. 182.

231

Цай Лунъюнь, Шао Шанькан. Цзуйцюань («Пьяный кулак»). Пекин, 1984, с. 152.

232

Си Юньтай. Чжунго ушу ши, с. 190.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.364 с.)