Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Редкие исключения и тренировочные костюмы цвета шартрез↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как понимать язык цвета
Цвет имеет огромное влияние на нашу жизнь — настроение, эмоции, самочувствие, выбор вещей. Известные эксперты — психологи, специалисты по цветовым решениям — Мими Купер и Арлин Мэтьюз разработали методику определения личного предпочтительного цветового профиля, которая поможет вам не только соблюдать идеальную цветовую гамму в одежде, но и использовать потенциал цвета для успешного ведения бизнеса и создания комфортной психологической и эмоциональной обстановки. В книге много практических советов по выбору цветовых решений на самые разнообразные случаи жизни: как одеться, отправляясь на деловую или личную встречу, какой оттенок предпочтительнее для офисного помещения, в какой цвет выкрасить свой автомобиль, чтобы его удачнее продать. Оглавление ВСТУПЛЕНИЕ Важность цвета......................7 ГЛАВА 1 Как овладеть языком цвета...............11 ГЛАВА 2 Как усовершенствовать познания в языке цвета................24 ГЛАВА 3 Цвет на рынке.....................51 ГЛАВА 4 Применение языка цвета................70 ГЛАВА 5 Цвет и дети.......................89 ГЛАВА 6 Цветовые палитры мира................100 ГЛАВА 7 Будущее цвета.....................119 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Бесконечность цвета..................140 ВСТУПЛЕНИЕ ВАЖНОСТЬ ЦВЕТА Свидетельства удивительной силы цвета мы видим повсюду. Прогуляйтесь по лесу — и вам станет ясно, как мать-природа разумно использует цвет для продолжения жизни на земле. Посмотрите на удивительную раскраску фазанов и бабочек, листьев и цветов. Зайдите на любую вечеринку — и вы обязательно увидите, как юная леди в малиновом платье использует свой наряд для... ну, практически для тех же самых целей. А теперь давайте пройдемся по супермаркету, небольшой лавочке, хозяйственному магазину, аэропорту, деловой конторе — словом, там, где вам предлагают товары и услуги. Знаете ли вы, что цвет используется не только для того, чтобы склонить нас к любви, но и для того, чтобы продать нам одежду и постельное белье, стиральный порошок и электрическую лампочку, даже акции и ценные бумаги? Вы никогда не замечали, как тщательно подобран цвет бумаги на корпоративном отчете или рекламе трастового фонда? Цвет посылает сигналы, простые и сложные, а мы непроизвольно внутренне реагируем на них. Цвет может быть притягивающим и отвратительным, успокаивающим и будоражащим, соблазнительным или возбуждающим. За последние двадцать лет моя фирма занималась исследованиями того, как цвет влияет на восприятие, идеи и привычки людей. Мы поделились своими результатами более чем с 500 компаниями, работающими в таких разных сферах, как связь, производство одежды, мебели, автомобилей, продуктов и напитков, а также игрушек. К нам обращались производители с просьбой сделать коробку конфет восхитительно аппетитной, флакон духов непреодолимо соблазнительным, а сотовый телефон динамичным. Почему же наша информация была столь ценна для деловых людей? Потому что цвет оказывает сильнейшее влияние на процесс принятия решения. Мы живем в мире, предоставляющем максимальные цветовые возможности, каких не было раньше. В 1856 году Вильям Перкинс, английский химик, создал первую в мире анилиновую краску, которую сейчас называют розовато-лиловой. Адольф фон Байер, немецкий химик, лауреат Нобелевской премии за 1905 год, пошел дальше и создал целую гамму красок. И тем самым он положил начало эре создания искусственных, придуманных человеком цветов. Теперь продукты и товары могли быть самых невообразимых ранее расцветок. Технология не стоит на месте. Появились металлизированные краски, перламутровые и имитирующие различные фактуры. В наше время все, о чем бы вы ни подумали, доступно вам в самых разнообразных цветах. Моя книга откроет вам секреты цвета, которые мы сами постигли лишь в последние двадцать лет. Мы познали, какую роль играет цвет в жизни человека, и теперь хотим поделиться своими знаниями с вами. Взяв на вооружение принципы языка цвета, вы сможете определить цветовые предпочтения любого, с кем вам придется вступить в контакт. Вы поймете универсальное значение цвета и сумеете подобрать самое эффективное цветовое решение для любой ситуации и предмета. Вы узнаете, как используют цвет бизнесмены и производители для того, чтобы влиять на покупателей. А узнав это, вы сможете и сами с успехом продавать все, что угодно. Вы сможете с одинаковым успехом пройти собеседование о приеме на работу и продать сами дом, машину или старую одежду. Цвет помогает людям общаться друг с другом. Вы узнаете о том, как изменяется понимание цвета в зависимости от возраста и национальности. Я расскажу вам о том, что дети воспринимают цвета иначе, чем взрослые. И наконец, мы с вами поговорим о будущем цвета в нашем постоянно меняющемся мире, в котором способы использования цвета практически безграничны. Наверняка вы привыкли воспринимать цвет как должное. Он вас не удивляет и не поражает. Но подумайте, каким бы был наш мир, если бы в нем не существовало цвета? Работая над этой книгой, нам довелось увидеть замечательный фильм "Плезантвилль". В нем рассказывается о том, как два подростка, девочка и мальчик, попадают в небольшой городок в стиле 50-х годов, в котором все выдержано только в черных и белых тонах (ну и немного серого). Подростки быстро понимают, что в отсутствие цвета бесцветными становятся и человеческие эмоции, сны, мечты и страсти. Но по мере того как в жителях городка пробуждаются подлинные чувства, появляется и цвет. Розы расцветают ослепительным красным, губы становятся розовыми, машины, одежда, книги, дома и газоны расцвечиваются во все цвета радуги. И чем больше цвета появляется вокруг, тем больше жизни, радости и счастья становится в городке. Мы вспоминаем также старинную мексиканскую сказку из детской книги "История цвета". В сказке говорится о том, что когда-то давным-давно мир был черно-белым. Лишь на закате и на рассвете появлялись оттенки серого, чтобы "черный цвет не переходил в белый слишком резко". А затем боги решили создать цвета, чтобы "сделать мир более радостным обиталищем для мужчин и женщин". И тогда они забрались на верхушку огромного дерева и щедро разбросали цвета повсюду. И все эти цвета были не похожи один на другой. О чем же рассказали нам режиссер фильма и древний сказитель? Что мы всегда знали, но о чем никогда не задумывались — до сегодняшнего дня. Цвет — это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным. С цветом же не заскучаешь. И это особенно справедливо в отношении тех, кто овладел языком цвета. ГЛАВА ПЕРВАЯ КАК ОВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОМ ЦВЕТА ПОНИМАНИЕ ЦВЕТОВЫХ ПРОФИЛЕЙ В течение двадцати лет я работала консультантом по маркетингу. Вначале я знала о цвете очень мало, но у меня было несколько соображений, которыми я и делилась со своими клиентами. Во-первых, я считала, что яркие модные цвета сначала используют высокооплачиваемые молодые люди, обитающие и живущие в городе. И только затем они становятся достоянием широкой публики. Во-вторых, я полагала, что новые цвета появляются свыше — от модных парижских дизайнеров, а обычные люди просто следуют их рекомендациям. В-третьих, мне казалось, что самым популярным цветом является синий. Нельзя сказать, что я была совершенно не права. Синий цвет действительно очень популярен. Но в отношении всего остального мне пришлось многому учиться. В реальном мире высоколобые Яппи слишком заняты и консервативны, чтобы экспериментировать с новыми цветами. И эти цвета возникают совсем не в среде модных дизайнеров. Если новый цвет не понравится большинству населения, он обречен на неудачу. Так кто же первым поддается искушению нового цвета? И как относятся к нему остальные люди? После долгих исследований мы пришли к выводу, что в мире существует три цветовых типа личности. Мы даже дали им собственные названия: цветовые лидеры, цветовые скромники и цветовые нейтралы.
Понимание характера этих типов личности — вот ваш первый шаг на пути к овладению языком цвета. Вы должны уметь определить цветовой тип личности собеседника и понять, как можно использовать цвет, чтобы повлиять на него. Однако, если вы вполне обычный человек, то прежде всего захотите узнать, к какому типу личности относитесь вы сами. Поэтому прежде чем говорить о чертах, присущих каждому цветовому типу, давайте ответим на вопросы небольшой анкеты, чтобы понять, кто же вы на самом деле. Сначала внимательно прочитайте все нижеприведенные высказывания и отметьте те, с которыми вы можете согласиться. А если вы абсолютно согласны, то поставьте напротив этого утверждения сразу два крестика. Пока не обращайте внимания на буквы в скобках. У этого теста нет правильных и неправильных ответов. Все это вопрос лишь вкуса. Отмечая утверждения, с которыми вы согласны, подумайте о собственных цветовых предпочтениях— о цвете вашей одежды, рубашек, галстуков, автомобиля, ковров и штор. Я покупаю одежду новых, модных цветов. (А) Обычно я покупаю предметы новых цветов только после того, как их уже приобрели моя друзья. (Б) Покупая что-то, я предпочитаю стильным цветам цвета практичные. (В) Я должен несколько раз увидеть новый цвет, прежде чем решиться его использовать. (Б) Я всегда себя хорошо чувствую, когда покупаю себе что-то нового цвета.(А) Я редко решаюсь купить что-то нового для меня цвета, разве что меня кто-то к этому подтолкнет. (В) Я считаю, что новые цвета не будут выглядеть на мне также хорошо, как те, к которым я привык. (В) Я придерживаюсь традиционных взглядов на цветовое решение - я могу позволить себе что-то новое, не отказываясь от старых пристрастий. (Б) Я скорее куплю новый предмет модных новых цветов, а не выберу нечто старого цвета. (А) Мне безумно хочется узнать, какие цвета будут модны в следующем сезоне. (А) У меня нет времени, чтобы вводить новые цвета в свой гардероб. (Б) Я предпочитаю традиционные, основные цвета. (В) Покупки совершать легче, если из года в год цветовая гамма не будет претерпевать радикальных изменений. (В) Мне нравится чувствовать себя лидером, когда я покупаю новый продукт, недавно появившийся на рынке. (А) Я слишком практичен, чтобы приобретать вещь нового цвета, как только ее увижу. (Б) Я не покупаю новые цвета первым, но, увидев их несколько раз, я вполне могу решиться на покупку. (Б) Я стараюсь узнавать о новых модных цветах из журналов, от продавцов, из рекламных материалов и так далее. (А) Я покупаю модные цвета, только если я считаю, что они не являются "калифом на час". (В) А теперь подсчитайте общее количество поставленных вами крестиков. Естественно, что два крестика нужно считать два раза. Затем проанализируйте, возле каких букв крестиков больше. Если вы более согласны с утверждениями, отмеченными буквой "А", значит, вы цветовой лидер. Если в вашей анкете доминируют буквы "Б", то вас можно назвать цветовым скромником. А если вы оказались более привержены к букве "В", то вы — типичный цветовой нейтрал. Мы понимаем, что вам уже захотелось прочесть характеристику именно того типа, к которому вы себя отнесли, но запаситесь терпением и прочтите обо всех трех типах цветовой личности. Рассказав вам о них, мы объясним, как вы можете использовать полученные знания, чтобы добиться успеха в делах и личной жизни. ЦВЕТОВЫЕ ЛИДЕРЫ Каждый год эти люди с нетерпением ожидают, когда же станет известно о том, какие цвета будут модны в новом сезоне. Весна для них — настоящее испытание. Они хотят не просто видеть новые цвета — они готовы тут же ими воспользоваться. Они с радостью приветствуют все новое и сразу же включают модные цвета в свое окружение. Женщины-лидеры любят листать модные журналы в поисках информации о модных цветовых тенденциях. Вы без труда узнаете такой тип личности по костюму самого ультрамодного цвета. Их не волнует, если новый цвет не будет гармонировать с другими предметами. Они готовы тратить деньги на то, чтобы шагать в ногу с модой. Мужчины-лидеры предпочитают использовать новые цвета для своих автомобилей и бытовой техники. Наверняка вы не раз видели таких мужчин в машинах совершенно невообразимой раскраски. Мне самой как-то довелось увидеть мужчину за рулем огромного "Мустанга", выкрашенного краской, которая под одним углом зрения казалась лиловой, а под другим — иссиня-зеленой. Ни один уважающий себя цветовой лидер не станет красить свой дом в прежний цвет. А покупая новый дом, он тут же перекрасит его в новый цвет. Обстановка в доме такого человека должна быть современной. Они любят свои дома не меньше, чем свою одежду или свой автомобиль, и стремятся сделать его самым лучшим. Очень часто такие люди используют не один новый цвет, а сразу несколько, смело идя на эксперименты. Цветовой лидер, не задумавшись, выложит на 200 долларов больше за цветной компьютер, если будет знать, что такое цветовое решение сейчас в моде. С психологической точки зрения цветовые лидеры очень самоуверенны, склонны к авантюрам и не боятся всего нового. Они не боятся рискнуть, их привлекает новизна. Они не ждут перемен, а сами их совершают. С точки зрения экономической цветовые лидеры — движущая сила современного рынка. Они много тратят на себя и чувствуют, что достойны этого. В смысле демографическом цветовые лидеры составляют примерно 20 процентов населения. Цветовыми лидерами чаще являются женщины, а также американцы испанского и африканского происхождения. Интересно, что эта категория людей четко делится на две возрастные группы. Во-первых, цветовыми лидерами являются подростки и молодежь до тридцати лет, которые гордятся своим умением идти в ногу с модой. И это совершенно понятно. Однако цветовыми лидерами часто являются и люди в возрасте от сорока пяти до шестидесяти пяти лет. Их дети уже выросли, доход стал стабильным. Теперь они могут использовать новые цвета, чтобы почувствовать себя моложе и сильнее. У них происходит некоторая переоценка ценностей, и они стремятся снова догнать свою молодость. ЦВЕТОВЫЕ СКРОМНИКИ Не удивлюсь, если вы попали именно в эту категорию, как и половина всего населения. Цветовые скромники весьма осторожно подходят к выбору цвета. Они хотят чувствовать себя в безопасности, поэтому покупают новые цвета лишь тогда, когда будут уверены, что они не выйдут из моды в следующем сезоне. Вкладывая деньги в новый предмет, они должны знать, что не зря потратились и что им не придется избавляться от новой покупки. Они не стремятся находиться на острие моды, однако считают, что цвет придает жизни изюминку. Они интересуются новыми тенденциями и часто листают модные журналы. Однако больше всего их интересуют устоявшиеся тенденции. В какой-то момент вы можете увидеть цветового скромника в тех же цветах, что и цветового лидера, но скорее всего, эти цвета появились в его гардеробе буквально на днях, а лидер уже готов забыть о своем наряде. Очень часто, пробуя новый цвет, цветовой скромник вводит его в обиход очень осторожно, маленькими порциями. Сначала он решается на модные аксессуары и стремится использовать новый цвет лишь в сочетании с традиционными, привычными цветами. Цветовые скромники готовы идти на перемены, но делают они это осторожно и медленно. Обычно они хорошо информированны и прагматичны. Они хотят, чтобы перемены были функциональными и полезными в течение длительного времени. Они очень внимательны и предпочитают более нежные оттенки нового цвета. Импульсивность цветовым скромникам не свойственна. Но они не склонны и пребывать в тени. Хотя мысль об обновлении гардероба или дома их не слишком радует, однако время от времени даже они могут решиться на кардинальные перемены. Цветовыми скромниками бывают и мужчины, и женщины. Как правило, к такому типу личности относятся люди среднего достатка. ЦВЕТОВЫЕ НЕЙТРАЛЫ Единственный способ заставить цветового нейтрала изменить любимому цвету — это наставить на него пистолет. И может быть, тогда со слезами и стенаниями он решится на что-нибудь новое. Для людей такого типа существуют раз и навсегда выбранные ценности, в том числе и цветовые. Цветовые нейтралы чувствуют себя комфортно лишь в своих излюбленных цветах. Они не склонны к переменам. Такие люди давно определили для себя, что им нравится, и придерживаются выбранного стиля. Если их любимый синий блейзер истрепался, они купят себе новый, но снова синий. Да еще и постараются найти точно такой же оттенок, а если им это не удастся, то будут горько об этом сожалеть. Это верные и преданные сторонники того, что они любят. Эти люди убеждены, что новое не может пойти им так, как идет что-то выбранное давным-давно. Даже если они следят за модой, то никогда не стремятся оказаться на самом ее острие. Вспомните мужчин в синих пиджаках, темно-серых брюках, голубых или белых рубашках и галстуках, в которых если и присутствует красный цвет, то лишь в очень скромных и пристойных количествах. Вспомните женщин в черном (десять лет назад они не носили этот цвет, потому что тогда он считался последним писком моды, но когда черный стал вполне "безопасным", они стали его ярыми приверженцами). А теперь представьте этих людей на темно-коричневых диванах в традиционно обставленных гостиных. Наверняка эти мужчины и женщины ездят в черных автомобилях. Итак, перед вами портрет типичных цветовых нейтралов. Разумеется, наше описание может дать вам основания подумать, что цветовыми нейтралами обычно являются люди пожилые. Но, как ни странно, это не так. К цветовым нейтралам часто относятся люди, крайне занятые (молодые профессионалы или работающие матери, имеющие маленьких детей). У них просто не хватает ни времени, ни терпения, чтобы экспериментировать с цветом, который может не подойти к той цветовой гамме, которая у них уже есть. Как правило, доход пожилых цветовых нейтралов бывает ниже, чем у двух других групп. Цветовыми нейтралами чаще являются мужчины, чем женщины, причем более старшего возраста.
ЗНАНИЕ-СИЛА Итак, что же дает вам понимание цветового типа личности в смысле овладения языком цвета? Ответ очень прост. Практически все. Производители давно поняли, что цвет оказывает огромное влияние на процесс принятия решений и на поведение людей. Поняв, как именно влияет на покупателя тот или иной цвет, можно добиться большого успеха. Как правило, людей тянет к определенным цветам и оттенкам, поскольку такая палитра вырабатывает в человеке ощущение безопасности и уверенности. Человек реагирует на окружающих, основываясь на том, вызывает ли цвет одежды собеседника в нем ощущение комфорта и покоя или нет. Вы уже подумали, что все это очень просто. Если я хочу, чтобы мой собеседник отнесся ко мне хорошо, значит, я должен выбрать цвет одежды, исходя из его пристрастий. Да, вы правы — но только отчасти. Действительно, как правило, комфортнее всего мы чувствуем себя с теми, кто похож на нас. Поэтому, собираясь на встречу с будущей тещей или свекровью, будет полезно узнать у своего избранника о том, как одевается его мать и как выглядит его дом. Иногда люди чувствуют себя комфортнее всего с теми, кто одет не так, как они, но вполне оправдывает их ожидания. Выбор цвета — это очень точная характеристика. Мы можем подчеркнуть, что обладаем определенными свойствами, выбрав конкретные цвета. Предположим, вы собираетесь произвести на собеседников впечатление трезвого и прозорливого человека — возможно, вы хотите получить заказ на производство нового продукта или на рекламную кампанию. Даже если вашими собеседниками будут типичнейшие цветовые нейтралы, они отнесутся к вам с большим уважением, если ваш выбор цветов подчеркнет, что вы по характеру более авантюрны, чем они. С другой стороны, если вы собираетесь продать акции группе пенсионеров, не обманывайтесь тем, что на ком-то из них может оказаться яркий костюм для гольфа (даже цветовой нейтрал может позволить себе лидерское решение для спортивной
одежды). Лучше будет одеться строго и консервативно. Тогда вы покажетесь собеседникам серьезным и заслуживающим доверия человеком. Выбор цветов вашего костюма должен отражать ценности собеседников, поэтому мандариново-оранжевый галстук лучше оставить для более подходящего случая. ПРАВИЛА ВЫБОРА ЦВЕТА В общем-то правила выбора цвета очень просты и понятны. Их всего три, и запомнить их несложно. Чтобы использовать эти правила в своей жизни, достаточно просто представить себе цветовые профили в виде перевернутой пирамиды, венчают которую цветовые лидеры, в центре располагаются цветовые скромники, а в основании разместились цветовые нейтралы. ЦВЕТОВОЙ ЛИДЕР ЦВЕТОВОЙ СКРОМНИК ЦВЕТОВОЙ НЕЙТРАЛ А теперь давайте сформулируем и основные правила. 1. Чтобы убедить человека или группу людей в том, что вы являетесь их единомышленником, выбирайте цвета из той же цветовой палитры, что и они. 2. Чтобы показать себя творческой, динамичной и современной личностью, выбирайте цвета, присущие более высокому цветовому профилю. 3. Чтобы продемонстрировать свою надежность, положительность и внушить доверие, выбирайте цвета, соответствующие более низкому цветовому профилю. Вот и все — то есть почти все. Наверняка вы думаете, а не забыли ли мы чего. Действительно, если вы сами привержены какой-то определенной цветовой палитре, то как вам удастся выбраться из установленных для себя рамок? В этом-то и заключается хитрость. Практически любой человек тяготеет к определенному цветовому поведению, даже не отдавая себе отчета, почему это происходит (и что это на самом деле происходит). Однако человек обладает и свободой воли. Если положиться на собственное сознание, то изменения не только возможны, они практически неизбежны. К тому же, владея языком цвета, вы сами захотите расширить свои горизонты и эффективно применять полученные знания в разных обстоятельствах. Энергичные и эффективные действия возможны только при умении проявлять гибкость и смотреть на вещи с новой точки зрения. Используйте знания о трех цветовых профилях— и вы иначе взглянете на подбор цветов. Ручаемся, вы не раз зададитесь вопросом, почему же я не видел этого раньше? ГЛАВА ВТОРАЯ ПОНИМАНИЕ ЦВЕТОВЫХ СИГНАЛОВ Все мы считаем, что цвет — это сигнал, и мы совершенно правы.
Не важно, кем мы являемся и какие цвета предпочитаем, у всех нас есть нечто общее. Каждый цвет, который мы видим, вызывает у нас определенную реакцию. Мы настолько привыкли к такому положению вещей, что даже не обращаем внимания на свои реакции. Они являются инстинктивными, подсознательными. Мы даже не думаем об этом и, как правило, не связываем цвет с собственными ощущениями. Однако разные цвета вызывают строго определенные инстинктивные реакции. Порой эти реакции являются физиологическими. Порой — эмоциональными. А иногда и культурологическими. Некоторые цветовые сигналы вам хорошо знакомы, а что-то окажется для вас новым. В этой главе мы с вами поговорим о цветовых сигналах и о том, как их можно использовать, чтобы вызвать желаемую реакцию. На протяжении многих лет наша компания проводила исследования того, насколько убедительными являются цветовые сигналы. В ходе экспериментов были проанализированы реакции более чем пяти тысяч человек. Инстинктивно человек связывает цвет с понятием. К примеру, если вам предлагают представить себе "романтический цвет", вы, скорее всего, подумаете о красном или розовом. Когда мы говорим о "дружелюбных" или "радостных" цветах, то наверняка вам придет на ум желтый. Не случайно значки с улыбающейся рожицей чаще всего бывают желтого цвета. А теперь давайте проверим, согласитесь ли вы с данными, полученными в результате наших исследований. Мы рассмотрим четыре категории. Подумайте, что придет вам на ум при упоминании этих категорий и какие цвета ассоциируются у вас с ними. Может быть, вам понадобится цветовая палитра, которую вы можете найти на цветной вклейке. А теперь посмотрим, совпали ли ваши реакции с реакциями большинства респондентов, принявших участие в нашем эксперименте. МОЛОДОСТЬ С понятием молодости у людей чаще всего ассоциируются яркие, энергичные цвета — красный, желтый и зеленый. Стоит лишь детям увидеть эти цвета на продукте или знаке, они сразу же понимают, что это означает. Взрослые тоже воспринимают эти цвета как молодежные и используют их, когда хотят показаться моложе, энергичнее, живее. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ/ДЕЛОВИТОСТЬ Когда мы представляем себе энергичного, делового, авторитетного, способного, серьезного человека, то, скорее всего, думаем о мужчине или женщине в темно-сером, темно-синем или черном костюме. Такой наряд стал своеобразной униформой деловых людей. ПРОЧНОСТЬ/ДОЛГОВЕЧНОСТЬ Такие характеристики, как правило, связываются в понимании людей с темно-коричневым цветом, а также с цветами, присущими профессионализму и деловитости. Эти цвета говорят об основательности и надежности. Черный цвет присутствует в обеих категориях. Неудивительно, что руководители всех рангов больше всего любят иметь в своих кабинетах черные кожаные кресла. ГОРНЫЙ ВОЗДУХ Даже такая эфемерная субстанция, как горный воздух, имеет свои цветовые ассоциации. Мы сами не сразу придумали эту цветовую палитру, но после проведенных экспериментов поняли ее необходимость. Нежные, туманные оттенки белого, бледно-зеленого и голубого обычно связываются в сознании людей с пребыванием высоко в горах. Такие цвета оказывают освежающее и вдохновляющее действие. Почему же мы реагируем на цвета именно так, а не иначе? Причины делятся на две категории: физиологические, то есть связь разума и тела, и психологические, связанные с культурой, историей и образованием. СВЯЗЬ РАЗУМА И ТЕЛА Цвет вызывает в любом человеке психофизиологическую реакцию. Он оказывает влияние и на разум человека и на его тело. Это особенно справедливо, поскольку мы называем цветом как таковым именно то, что воспринимаем и ощущаем внутри собственной души. Мы воспринимаем объект и его цвет как единое целое— красное яблоко, оранжевую бабочку. Но то, что мы воспринимаем как красный или оранжевый цвет, является электромагнитным излучением различной частоты. Физически цвета — это электромагнитное излучение различной длины волны, которое отражается от предметов и воспринимается как свет. Цветовой спектр, то есть все цвета радуги, состоит из оттенков различной длины волны. Красный цвет имеет самую большую длину волны, а фиолетовый — самую короткую. Все знают поговорку, помогающую запомнить расположение цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" — то есть Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. Когда мы видим яблоко, которое кажется нам красным, это означает, что яблоко поглощает все волны видимого спектра, за исключением самых длинных. Поэтому оно кажется красным. Отраженные лучи воспринимаются рецепторами сетчатки глаза — и вот мы с вами уже увидели красный цвет. Но с чем еще связана длина волн? Цвета красно-оранжевой гаммы возбуждают и стимулируют человека. Длинные волны, связанные с красным, оранжевым и желтым цветами, учащают сердцебиение и возбуждают нервную систему. Вот почему цвета этой части спектра пробуждают в человеке сосредоточенность, активность и целеустремленность. Зеленый цвет в этом смысле совершенно нейтрален. Если в нем доминирует желтый оттенок, он действует, как желтый цвет. Если же в зеленом цвете доминирует синий, то и воздействует он на человека, как синий. Цвета сине-фиолетовой части спектра имеют короткую длину волны и оказывают на человека совершенно противоположное действие. Они замедляют сердцебиение, умиротворяют и успокаивают. Красный цвет Из всех цветов спектра красный цвет вызывает наиболее сильную физиологическую реакцию — то есть учащение сердцебиения. Красный цвет не позволит вам пройти мимо, он сразу же притягивает внимание и управляет ситуацией. Проигнорировать его вам не удастся. Во всех мировых культурах по мере развития языка красный цвет получил название в числе первых, сразу после белого и черного. Давайте поговорим о понятии "теплых" цветов. Красный — это основной теплый цвет. Порой он действительно вызывает в человеке ощущение тепла. Комнату, стены которой выкрашены красным (или хотя бы розовым), можно топить меньше, чем комнату, выкрашенную холодным цветом, например голубым. На протяжении долгих лет красный цвет использовался для праздничных скатертей, поскольку он вызывал теплые чувства и согревал сидящих за столом. В природе красный цвет — это цвет изобилия, цвет спелых ягод и помидоров, цвет рубинов и гранатов, цвет мака и пуансеттии. Не забывайте и о том, что красный — это цвет крови, а следовательно, и цвет религиозных жертвоприношений — цвет сердца и огня. Красный цвет вызывает сильные эмоции. Характер этих эмоций сильно зависит от ситуации, но какие бы ассоциации ни связывались у вас с красным цветом, одно не вызывает сомнения: эмоции эти будут очень сильными. Красный цвет люди обычно связывают с любовью и яростью. В смысле чувственности красный настолько популярен, что мужчины часто выбирают именно красное белье для своих возлюбленных. Красный цвет часто связывается с праздниками и весельем. Древние египтяне положили начало традиции, которая жива и по сей день: праздничные и выходные дни в календаре отмечены именно красным цветом. Красным же мы с вами выделяем все, на что следует обратить внимание. Красный цвет сигнализирует об опасности и о готовности встретить эту опасность лицом к лицу. Красный цвет издавна использовался в военной форме, да и красную планету назвали именно в честь бога войны — Марс. Это очень сильный цвет, который непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным. Розовый цвет связан с красным. Фактически это его оттенок — смесь красного и белого цветов. Изменение восприятия цветового сигнала при переходе от красного цвета к розовому совершенно характерно для любого перехода от цвета яркого к пастельному. Поэтому розовый цвет, естественно, воспринимается как нежный, мягкий, очаровательный и женственный. Мы говорим о нем именно здесь, чтобы показать, как любое изменение оттенка — добавление ли в основной цвет белого, серого или черного — изменяет смысл посылаемого цветового сигнала. Розовый, как и красный цвет, может быть теплым и возбуждающим. Он воспринимается как романтический и чувственный, поэтому его так часто используют для нижнего белья — особенно ярко-розовый. Розовый цвет также часто бывает связан в сознании людей как фривольный и жизнерадостный. Но помните, что все эти смысловые оттенки являются очень эфемерными и личностными. В ходе наших исследований 27 процентов из пяти тысяч опрошенных заявили, что розовый цвет у них ассоциируется с понятием хрупкости. Оранжевый цвет Оранжевый цвет, как и красный, относится к цветам теплым. Он также вызывает учащение сердцебиения. Оранжевый цвет— очень яркий, он всегда привлекает внимание: вспомните дорожных рабочих в ярких оранжевых жилетах. Основная ассоциация, связанная с оранжевым цветом, — это пряность, пикантность. Именно это слово определяет наше отношение к оранжевому цвету. Пряности используются в очень умеренных количествах. Точно так же осторожны мы и в отношении оранжевого цвета. Оранжевый цвет в небольших количествах будит в нас мысли о радости, веселье и ярком солнце. Избыток оранжевого кажется нам нахальным и наглым. А избыток наглости уже выглядит вульгарным и дешевым.
Однако существуют свои оттенки восприятия оранжевого цвета, которые используют многие производители. Зачастую оранжевый цвет ассоциируется с низкой ценой и доступностью. Недаром его так широко используют в сети ресторанов быстрого обслуживания. Помимо использования оранжевого цвета в небольших количествах, можно посоветовать применять его различные оттенки. Пастельный оранжевый цвет приближается к персиковому — а этот цвет в сознании людей обычно связывается со свежестью и здоровьем, естественным цветом кожи и косметикой. Если двинуться в более коричневые оттенки, такие, как терракотовый, то они воспринимаются как естественные, выдержанные, как цвет загара. На ум сразу приходят экзотичные страны и предметы — турецкие ковры, пряные приправы и вазы из дальних стран. Желтый цвет Желтый цвет тревожит и привлекает внимание, поскольку он является наиболее ярким из всех основных цветов спектра. Этот цвет человек замечает первым. Именно поэтому желтый цвет используется для предупреждающих надписей и школьных автобусов. Очень часто такси красят именно в желтый цвет. Многие люди тоже любят желтый цвет — неудивительно, что желтые сотовые телефоны получили такое широкое распространение. Сочетание желтого и черного цветов говорит об опасности. Такое сочетание мы видим на знаке, предупреждающем о такой страшной опасности, как радиация. Но не мешает также знать и о том, что черные буквы на желтом фоне легче всего прочесть. Вот почему столь популярный телефонный справочник называется "Желтые страницы". Когда мы видим желтый цвет, то сразу же думаем: "Ага, что-то новенькое!" Желтый цвет всегда сигнализирует о чем-то новом, необычном, интересном. В природе желтый цвет очень распространен. Мы видим его повсюду. Желтого цвета солнце, лимоны, кукуруза, шафран, огонь, спелая пшеница, натуральное кленовая древесина, сливочное масло и жирные сливки. Неудивительно, что человек воспринимает желтый цвет как цвет гостеприимства, щедрости и комфорта. Желтый цвет часто ассоциируется с весельем, радостью, развлечениями и праздниками. Но он же может быть и совершенно безжалостным и быстро утомляет, если встречается в избытке. Вам никогда не доводилось общаться с человеком, из которого так брызжет оптимизм, что через некоторое время это начинает страшно раздражать? То же самое происходит и с желтым цветом. Еще один недостаток желтого цвета в том, что в лингвистическом смысле он часто бывает связан с трусостью. В Средние века Иуду на картинах изображали в желтом одеянии. Более того, очень часто желтый цвет ассоциируется с неразборчивостью — например, когда речь заходит о желтой прессе. Яркий желтый цвет используется как цветовой акцент (об акцентах мы поговорим позднее). Но если добавить к нему немного белого, вы смело можете использовать желтый и в больших количествах. Кремовый и бежевый — самые безопасные цвета в любых количествах, а ведь они и есть оттенки желтого. Зеленый цвет Зеленый цвет посылает массу самых разнообразных сигналов. Если в нем преобладает желтый оттенок, он возбуждает. Если же в зеленом цвете доминирует синий, он успокаивает. Зеленый цвет имеет огромное множество оттенков, которые способен различить глаз человека. И все эти оттенки и нюансы вызывают в человеке самые разнообразные реакции. Темные и нейтральные оттенки зеленого — цвет еловой хвои, лесной чащи — ассоциируются с прочностью, надежностью и долговечностью. Он используется для товаров, производство и использование которых не наносит вреда окружающей среде. Нежные зеленые оттенки шалфея, мха и медной патины успокаивают. Изумрудный и малахитовый говорят о роскоши. Сине-зеленый цвет морской воды или шеи селезня кажется слишком ярким, но стоит разбавить его белым, как он уже воспринимается совершенно иначе. В природе зеленый цвет возникает благодаря хлорофиллу, зеленому пигменту, который содержит в себе некоторое количество цвета желтого. Вспомните, насколько различаются по цвету листья деревьев, трава, злаки и плющи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.02 с.) |