Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I . Теоретические основы проблемы исследования↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оглавление
Введение ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования информационных технологий в обучении Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями слуха Особенности обучения младших школьников с нарушениями слуха с использованием информационных технологий Выводы по главе I ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Организация и проведение исследования Рекомендации по использованию информационных технологий в обучении младших школьников с нарушением слуха Выводы по главе II Заключение Список литературы Введение В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с "социальным вывихом", преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего "обходные пути", специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с отклонениями в развитии всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики. С конца 70-х гг. западные специалисты ведут интенсивный поиск способов применения в специальном обучении тех уникальных возможностей информационных технологий, которых не существовало на предшествующем этапе развития общества и соответствующем ему этапе развития образовательной системы. Основная идея такого рода технологий состоит в том, чтобы "компенсировать" за счет компьютера имеющийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к массовому образованию. Целенаправленная и организованная компьютеризация отечественной системы специального образования также начинается в момент ее перехода на третий этап своего развития, но происходит это несколькими десятилетиями позже, чем в странах Запада, и данный переход не является эволюционным. Внедрение информационных технологий начинается под влиянием западного опыта, в момент кардинальной реконструкции государства, образовательной системы в целом, активного переосмысления созданной к началу 1990-х гг. системы специального образования и дискуссии о путях ее развития в сложившихся условиях. Дефектологическая наука не располагает исследованиями в области применения информационных технологий в обучении детей с отклонениями в развитии. В стране отсутствует национальное программное обеспечение для сферы специального образования и концепция его разработки. Таким образом, неординарным оказывается не только социокультурный, но и профессиональный контекст внедрения информационных технологий в отечественное специальное образование. В сложных условиях переходного периода в развитии системы специального образования становится принципиально важным осмыслить уникальные возможности компьютера и ввести информационные технологии в контекст отечественной традиции, для которой ценностью является преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе. Цель исследования - введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха. Объект исследования - средства обучения, основанные на информационных технологиях. Предмет исследования - уникальные возможности средств обучения, основанных на информационных технологиях; их роль в решении развивающих и коррекционных задач различных областей обучения младших школьников с нарушениями слуха. В задачи исследования входит: 1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования информационных технологий в процессе обучения; 2. дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями слуха; . раскрыть особенности обучения младших школьников с нарушением слуха с использование информационных технологий. Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение литературных данных; анализ функциональных возможностей информационных технологий; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Выводы по главе I Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей (Л.В.Занков, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, К.И.Вересотская), а в ряде случаев развиты лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования. Однако следует признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности остается еще достаточно низким. Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедиа технологий. Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Аналитический обзор исследований отечественных и зарубежных ученых в области специальной педагогики и психологии, свидетельствует о том, что информационно-компьютерные технологии занимают важное место в современном обществе и могут выступать в качестве уникального средства, использующегося для решения развивающих и коррекционных задач обучения школьников с особыми образовательными потребностями.
Рекомендации по использованию информационных технологий в обучении младших школьников с нарушением слуха На основании проведенной нами экспериментальной работы была составлена программа развития познавательной сферы у глухих учащихся младших классов при использовании информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе в ходе учебной деятельности. При реализации программы были отобраны и апробированы применительно к данному контингенту учащихся следующие обучающие компьютерные программы: - специализированные компьютерные программы, предназначенные для обучения детей с различными образовательными потребностями, разработанные ИКП РАО (Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина): "Состав числа", "Лента времени", "В городском дворе"; - обучающие информационно-компьютерные программы "Дактильная речь" и "Дактильный букварь"; - обучающая компьютерная программа по курсу информатики для массовой школы "Мир информатики. 1-2 год обучения"; - развивающая информационно-компьютерная программа "Учимся, играя" для детей дошкольного и младшего школьного возраста"; - компьютерные программы Microsoft Word (текстовый редактор) и стандартная компьютерная программа Paint (для компьютерного рисования с помощью инструментов программы). При работе с вышеназванными информационно-компьютерными программами в качестве одного из средств коррекционной работы по развитию познавательной сферы глухих младших школьников нами целенаправленно ставилась задача развития познавательной сферы (зрительного восприятия, пространственно-двигательной ориентировки, внимания, зрительной памяти, мышления). В эксперименте мы исходили из теории поэтапного формирование умственных действий (П.Я.Гальперин). На уроке в компьютерном классе мыслительные операции сначала формировались на уровне оперирования с предметами, объектами, моделями (например, использование компьютерного рисования кругов Эйлера для закрепления изученного тематического материала; выстраивание последовательности действий в серии картинок с объяснением событий и причинных явлений и т.д.). Решению основных задач коррекционно-развивающего обучения при использовании информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих младших школьников способствовал учет личностно-ориентированных педагогических технологий: - диагностика уровня и динамики психического развития каждого ребенка, выявления особенностей этого развития в процессе обучения; - определение индивидуальных траекторий развития каждого ребенка, путей коррекции психической деятельности ребенка, его личностной сферы, прогноза развития; - учет особенностей и возможностей развития познавательной сферы при определении объема, сложности учебного материала, темпов его подачи и усвоения, индивидуальной помощи педагога; - целесообразность использования индивидуальных, фронтальных и групповых форм работы на уроке (более частое примение работы парами в различных ролевых сочетаниях: "сильный-слабый", "слабый-слабый" и др., где "слабый" - средний по уровню учебной деятельности учащийся, "сильный" - учащийся, с уровнем учебной деятельности выше среднего) для реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода. В процессе обучения нами учитывались личностные аспекты развития познавательной сферы каждого ребенка (мотивация, эмоционально-волевая рефлексия). Развивающие задачи решались посредством использования системы упражнений, игр, логических заданий, проблемных ситуаций, как предусмотренных в вышеназванных обучающих информационно-компьютерных программах. Программа по развитию познавательной сферы с использованием ИКТ в процессе обучения была составлена нами с учетом использования различных видов речевой деятельности (говорения, дактилирования, письма, чтения) и слухо-зрительного восприятия учебного материала в разных коммуникативных ситуациях, в соответствии с годом обучения и требованиями к обучению данной категории детей, предусмотренными в государственной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида для подготовительного, 1-7 классов (сост. Т.Т.Зыкова, 2003); с учетом использования учебного и речевого материала, предусмотренного данной программой. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к занятиям в компьютерном классе для учащихся начальных классов, а именно: непрерывность работы за компьютером не превышала 10-15 минут; применялось чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой с динамическими паузами, включающими упражнения для снятия напряжения глаз, кистей рук, мышц спины; то есть соблюдался здоровьесберегающий характер проведения занятий в компьютерном классе.
Выводы по главе II Выявленные особенности развития познавательной сферы глухих детей младшего школьного возраста позволили нам определить их индивидуальные траектории обучения и развития в условиях использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы. Обоснованы психолого-педагогические условия эффективного использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе. Проанализирована ИКТ-компетентность педагогов в школе для детей с нарушением слух.
Заключение Развитие информатики, их создание и быстрый прогресс дали толчок информатизации образования и породили направление в науке - педагогическую информатику. Информатизация образования - часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информация становится научной и философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя. Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана "обеспечить всеобщую компьютерную грамотность". Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Переход к компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем. Среди них можно выделить следующие направления: Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе - вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия "преподаватель - обучающийся". Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Обновление содержания обучения связано, прежде всего, с повышением роли гуманитарной подготовки, формированием у обучаемых последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире. Теоретический анализ проблемы использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в психолого-педагогической и методической литературе позволил определить сущность, содержание, структуру понятия "информационно-компьютерные технологии"; выделить основные направления использования ИКТ в начальной школе, в том числе в школе для детей с нарушением слуха, обусловленную взаимосвязью с коррекционно-развивающим обучением в целом. Аналитический обзор исследований свидетельствует о том, что в литературе имеются указания на активное использование информационно-компьютерных технологий при обучении в специальной (коррекционной) школе. Анализ литературных материалов позволяет утверждать, что, несмотря на внедрение информационно-компьютерных технологий в разные области специального образования, недостаточно изучено влияние использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы (зрительного восприятия, объема внимания, зрительной памяти, мышления) детей с нарушением слуха младшего школьного возраста. Таким образом, в исследовании цель достигнута, решены поставленные задачи. Вместе с тем, проблема использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха, требует дальнейшего исследования; в частности, влияния информационно-компьютерных технологий на развитие словесной речи глухих и слабослышащих учащихся; возможности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения в развитии и др. коррекционный школьник слух речь Список литературы 1. Аксенова Л.И. Восприятие глухих детей // Дефектология. - 2005. - №21. 2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. - М.: МГУ, 1995. . Бабенкова Е.С. Использование компьютерных программ для выполнения схем вышивки и лоскутной мозаики // Школа и производство. - 2005. - №4. - С.32-34. . Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М., 2005. . Бельтюков В.И. Системный анализ онтогенеза фонемного строя языка // Теоретические и прикладные исследования психологии речи. - М., 2003.- С.72-91. . Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.,2002. . Богатырев А.Н. Учителю технологии о современных информационных технологиях. - Киров, 1998. . Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. - 1999. - №5. - С.12-16. . Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. - 2003. - №1. - С.20. . Дидактика технологического образования: Книга для учителя / Под ред. П.Р.Атутова. - М., 1998. . Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Прессмана. - М., 1981. . Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. - Мн., 2003. . Захарова И.Г. информационные технологии в образовании. - М., 2003. . Зимина О.В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. - 2005. - №1. - С.23. . Коджаспиров Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с. . Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma Mater. - 2002. - №2. - С.16. . Методические указания по определению уровня педагогической эффективности использования средств обучения и их комплексов. - М., 1984. . Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Формирование речи у глухих детей // Дефектология. - 2005. - №5. . Некрасова Г.Н. Уроки технологии с использованием компьютера // Школа и производство. - 2004. - №3. - С.25-27. . Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Завуч. - 2003. - №8. - С.118-125. . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат и др. - М.: Академия, 2001. - 272 с. . Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. - М., 2000. . Свистунова Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования // Школа и производство. - 2004. - №8. - С.18-21. . Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с. . Ставрасова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с. . Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.А. Сметании, К.А. Квасневский, В.В. Ильин и др.; Под общ. ред. К.А. Квасневского. - М., 1984. . Хода Л.Д., Звездин В.К. Онтогенез ребенка // Дефектология. - 2004. - №3. . Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 239 с. . Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. - М., 1983. . Якиманская И. С. Технологии личностно ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с. Оглавление
Введение ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования информационных технологий в обучении Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями слуха Особенности обучения младших школьников с нарушениями слуха с использованием информационных технологий Выводы по главе I ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Организация и проведение исследования Рекомендации по использованию информационных технологий в обучении младших школьников с нарушением слуха Выводы по главе II Заключение Список литературы Введение В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с "социальным вывихом", преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего "обходные пути", специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с отклонениями в развитии всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики. С конца 70-х гг. западные специалисты ведут интенсивный поиск способов применения в специальном обучении тех уникальных возможностей информационных технологий, которых не существовало на предшествующем этапе развития общества и соответствующем ему этапе развития образовательной системы. Основная идея такого рода технологий состоит в том, чтобы "компенсировать" за счет компьютера имеющийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к массовому образованию. Целенаправленная и организованная компьютеризация отечественной системы специального образования также начинается в момент ее перехода на третий этап своего развития, но происходит это несколькими десятилетиями позже, чем в странах Запада, и данный переход не является эволюционным. Внедрение информационных технологий начинается под влиянием западного опыта, в момент кардинальной реконструкции государства, образовательной системы в целом, активного переосмысления созданной к началу 1990-х гг. системы специального образования и дискуссии о путях ее развития в сложившихся условиях. Дефектологическая наука не располагает исследованиями в области применения информационных технологий в обучении детей с отклонениями в развитии. В стране отсутствует национальное программное обеспечение для сферы специального образования и концепция его разработки. Таким образом, неординарным оказывается не только социокультурный, но и профессиональный контекст внедрения информационных технологий в отечественное специальное образование. В сложных условиях переходного периода в развитии системы специального образования становится принципиально важным осмыслить уникальные возможности компьютера и ввести информационные технологии в контекст отечественной традиции, для которой ценностью является преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе. Цель исследования - введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха. Объект исследования - средства обучения, основанные на информационных технологиях. Предмет исследования - уникальные возможности средств обучения, основанных на информационных технологиях; их роль в решении развивающих и коррекционных задач различных областей обучения младших школьников с нарушениями слуха. В задачи исследования входит: 1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования информационных технологий в процессе обучения; 2. дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями слуха; . раскрыть особенности обучения младших школьников с нарушением слуха с использование информационных технологий. Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение литературных данных; анализ функциональных возможностей информационных технологий; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.014 с.) |