Психология учителя при развитии критического мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология учителя при развитии критического мышления



 

От того, какие чувства учитель испытывает во время урока, во многом зависит его стиль преподавания.

Считают, что любому учителю свойственны три базовых чувства: чувство иерархии, чувство сцены и чувство самовлиятельности. Каждое из этих чувств может быть выражено в слабой, средней и сильной степени. Но все они обязательно присущи психологии учителя.

 

Чувство иерархии

Любой человек обязательно является членом какой-либо организации. Это может быть семья, трудовой коллектив, фирма; любая организация, будь то школа или цирк, подразумевает иерархию: есть начальники, есть подчиненные. Любое нарушение сложившихся в учреждении отношений расценивается как сбой в работе. Чем жестче, авторитарнее система, тем явственнее иерархия.

От того, насколько у человека выражено чувство иерархии, зависят его стиль преподавания, его отношения с учениками и даже самочувствие. Если у учителя слишком завышено это чувство, то он как огня боится проверок, терпеть не может, когда кто-то из учеников ведет себя на равных, и пересекает любые отрицательные высказывания в свой адрес. Он опасается высказывать свое мнение, говорить о своих чувствах, когда не уверен, что его слова одобрены начальством и утверждены на каком-нибудь совете. Такие учителя очень болезненно воспринимают равноправные отношения. Именно поэтому они редко общаются с людьми, не связанными с их системой. Ведь непонятно, как с этими «чужаками» общаться – как с начальниками или как с подчиненными?!

Есливне класса учитель общается со своими учениками в таком же стиле, как и на уроке, - менторском и назидательном, то он как бы напоминает детям, что учительское око не дремлет – мудрость и чуткость старшего брата настигнут их повсюду!

Учитель с ярко выраженным чувством иерархии, как правило, считает себя принципиальным человеком. Ему свойственно острое чувство правды, истины. Он до дрожи в коленках боится совершить ошибку, сказать что-нибудь не то. Еще бы! Ведь за его плечами стоит целая система, правота коей незыблема. В этой уверенности его сила и его главная слабость. Однако жизнь постоянно меняется, и то, что казалось таким устойчивым, порой рушится на глазах, вследствие чего принципам нашего героя наносится непоправимый ущерб, для большинства учителей-иерархов он равносилен краху.

Когда же в роли учителя оказывается родитель, ситуация схожа. Не правда ли, сложно любить детей, когда они не слушаются?

Если у учителя чувство иерархии выражено слабо, то он похож на человека, который пришел в чужой монастырь со своим уставом. Ученики такого учителя любят, они чувствуют себя на его занятиях уютно. Но зачастую они не относятся к нему всерьез. До сих пор многие школьники судят о важности предмета по количеству связанных с ним неприятностей. Чем больше контрольных, проверочных и чем строже опрос, тем серьезнее надо к такому предмету относиться.

Психологи считают, что существуют три типа карьеры: иерархическая (человек стремится занять более высокое положение), неформальная (работник не заботится о должностном росте, поскольку его интересует эмоциональное взаимодействие со своими коллегами, независимо от статуса) и функциональная (работник увлечен своим профессиональным ростом, он развивается как специалист, мало заботясь о влиянии на сотрудников и должностном росте). Учитель со слабо выраженным чувством иерархии больше стремится к профессиональному росту. И если он достигает определенных успехов, авторитарная школа его ценит, лелеет, но «своим» все же не считает.

Как это всегда бывает, сложнее всего соблюдать золотую середину. Умеренное чувство иерархии проявляется в том, что педагог или родитель умеет отличать ситуации, когда он является представителем системы, человеком, наделенным властью, от тех, в которых уместнее поддерживать равноправные отношения.

Считается, что материал усвоен лучше всего, когда ученик может объяснить его другому. Если учитель смог организовать занятие таким образом, что сам оказался в роли ученика, нет сомнений в том, что с чувством иерархии у него все в порядке.

 

Чувство сцены

 

Перефразируя шекспировское высказывание, можно сказать, что школа (семья) – театр, где все: учителя, родители, дети – актеры. Каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Учительская стезя – не исключение. Условия преподавательской работы таковы, что вольно или невольно учитель выступает в роли актера: он предстает перед публикой. Если молодая учительница еще не выделяется в толпе, то опытного учителя с большим стажем легко узнать. Этот человек любит, чтобы его слушали долго и внимательно; он хороший рассказчик, умеет увлечь слушателя, ему удаются продолжительные монологи. С диалогами дело обстоит сложнее. Если же обремененному педагогическим стажем человеку приходится вступать в беседу, то она, как правило, вскоре превращается в нравоучительный монолог.

Конечно же, не бывает правил без исключений. Есть учителя, с которыми очень приятно побеседовать, подискутировать на какую-либо тему. Но даже эти педагоги согласятся с тем, что беседуя с учениками они чувствуют себя неловко. Особенно когда дети начинают говорить что-нибудь не то, обсуждают ненужную тему.

Педагог с ярко выраженным чувством сцены, как правило, склонен к монологам. На этих учителей всегда приятно смотреть – они подтянуты, опрятно одеты. Артистизма им не занимать: любой их урок – это маленький спектакль. Но если ученики не ведут себя как подобает зрителю – не молчат, переговариваются между собой, задают неуместные вопросы, такой учитель испытывает дискомфорт. Он полагает, что такое поведение говорит о неуважении к учителю, и наводит порядок известными ему методами: ставит плохие отметки, повышает голос, запугивает будущими неприятностями, взывает к совести, использует физические наказания, ставит в пример хороших (то есть тихих) учащихся и т.д. Разнообразие приемов воздействия на ученическую публику велико, но по сути, их только два: использование чувства вины и чувства страха.

Если артист придет в театр, намереваясь играть отрепетированную роль, а ему говорят, что нужно выступать в другой роли или даже в другом спектакле, наверняка это вызовет у него бурю протеста. То же происходит в душе учителя или родителя с ярко выраженным чувством сцены. Он как огня боится, что окажется в ситуации, где ему, может быть придется играть чужую роль, возможно даже роль зрителя.

Однако даже если у учителя нет ярко выраженного чувства сцены, ему все же необходимо владеть основными навыками театрального мастерства. В данном случае речь идет о психологической гибкости педагога.

Обучая детей, что-то им рассказывая и показывая, мы автоматически становимся артистами, а они – зрителями. Наблюдая за хорошим спектаклем, мы можем получить массу удовольствия, решить какую-то личную проблему, разобраться в своих отношениях с людьми, но научится ли сам артист чему-нибудь во время такого представления, каким бы эффектным и блистательным оно ни было?

Принято считать, что есть три уровня усвоения материала:

· Учащийся может повторить изученный материал.

· Учащийся может применить знания и умения в реальной жизни.

· Учащийся может научить других тому, чему он научился сам.

Большинство учителей и родителей дальше первого (иногда – второго) уровня не идет. Учитель, у которого чувство сцены не главенствует в работе, старается организовать свой труд так, чтобы самому быть, как говорится, объектом обучения. Речь идет о том, чтобы учиться вместе со своими учениками.

Чувство самовлиятельности

 

В современной зарубежной и отечественной педагогической психологии в последнее время стали уделять пристальное внимание изучению «синдрома профессионального выгорания». Это расстройство, как правило, свойственно людям, потерявшимся в собственной профессии. Оно выражается в следующем: люди перестают получать удовлетворение от работы, очень быстро устают, чаще болеют, конфликтуют с коллегами, продуктивность их труда заметно снижается. В результате – общая неудовлетворенность жизнью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.007 с.)