Глава 2. Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников.



 

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Эксперимент по исследованию влияния уровня тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников проводился в дошкольном образовательном учреждении №65 “Морячок”. Испытуемые – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родители. Количество детей, участвовавших в исследовании – 20 человек, количество родителей, участвовавших в исследовании – 20 человек.

Списочный состав обследованных детей и родителей.

1. Алексей Б. 1. Б. Лариса Валерьевна
2. Екатерина Ж. 2. Ж. Нина Валерьевна
3. Артем С. 3. С. Нина Сергеевна
4. Ксения С. 4. С. Елена Леонидовна
5. Екатерина Ш. 5. Ш. Наталья Владимировна
6. Дмитрий Г. 6. Г. Мария Алексеевна
7. Артем Г. 7. Г. Елена Анатольевна
8. Алексей К. 8. К. Андрей Николаевич
9. Богдан Л. 9. Л. Светлана Николаевна
10. Юлия П. 10. П. Александр Прокофьевич
11. Данил Н. 11. Н. Елена Родионовна
12. Саша К. 12. К. Мария Петровна
13. Катя П. 13. П. Ольга Владимировна
14. Катя Е. 14.Е. Ольга Алексеевна
15. Андрей У. 15. У. Светлана Александровна
16. Ксения Т. 16. Т. Вера Петровна
17. Ира К. 17. К. Валентина Николаевна
18. Настя Ф. 18. Ф. Галина Алексеевна
19. Света Н. 19. Н. Ирина Васильевна
20. Аня Б. 20. Б. Елена Александровна

 

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики.

Для определения уровня умственного развития детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании, мы использовали методику Э.Ф. Замбицявичене [33].

1. Определение уровня умственного развития.

Данный тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

Субтест №1 – цель: исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемых.

Субтест №2 – цель: исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Субтест №3 – цель: исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Субтест №4 – цель: выявление умения обобщать.

Тест проводится индивидуально. Испытуемые – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Обработка результатов.

Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный ответ не оценивается. Для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый, - 40 (100 % успешности). Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле: ОУ = C*100 % / 40, где C - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выделены следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки нормально развивающихся детей:

1) 4 уровень успешности – 32 балла и более (80-100 %% ОУ);

2) 3 уровень успешности – 31,5-26 баллов (79,5-65 %% ОУ);

3) 2 уровень успешности – 25,5-20 баллов (64,9-50 %% ОУ);

4) 1 уровень успешности – 19,5 и менее баллов (49,9 % и ниже).

 

Для определения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании, мы использовали методику “Краткий тест творческого мышления”, автором которой является П. Торренс, и которая была адаптирована в нашей стране Е.Е. Туник.

2.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма [22].

Данный тест ориентирован на исследование развития одаренности детей в возрасте от детского сада до окончания школы. Целью является выявление таких свойств креативности, как беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей.

Нами был использован субтест “Нарисуй картинку” – оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки, причем этот элемент представляет собой кривую или ломаную линию. Художественный уровень рисунков не оценивается, самое важное – идеи.

Испытуемые – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Количество заданий – 10.

Инструкция: “На этих страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой”.

Если дети волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, их следует успокоить, сказав следующее: “Я заметила, что вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее”.

 

Средние значения показателей у детей старшего дошкольного возраста.

 

беглость гибкость оригинальность разработанность
9,0 (1,2) 7,5 (1,7) 10,3 (2,9) 22,4 (8,8)

 

Для оценивания уровня тревожности родителей, а также дифференциации тревожности на реактивную и личностную в целях более тонкого анализа ее влияния на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мы использовали методику “Шкала самооценки”, автором которой является Спилбергер Ч.Д., и которая была адаптирована в нашей стране Ханиным Ю.Л.

3. Диагностика психических состояний и свойств личности. Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) [31].

“Шкала самооценки” из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ) и личностную (ЛТ) тревожность.

Цель – измерение уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Испытуемые – родители детей. для работы родителям предлагаются два бланка, где проставляются необходимые сведения об испытуемом и содержится инструкция, а также список утверждений.

Показатели РТ (реактивной тревожности) и ЛТ (личностной тревожности) подсчитываются по следующим формулам.

РТ=S1+S2+35, где S1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; S2 – сумма остальных зачеркнутых цифр.

ЛТ=S1+S2+35, где S1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; S2 – сумма остальных зачеркнутых цифр.

При интерпретации результаты оцениваются так: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.027 с.)