Глава 1. Государство как орган, реализующий Уголовное преследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Государство как орган, реализующий Уголовное преследование



§ 1. Понятие и основные функции государства­­___________________________________________________

 

В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

С учетом вышеизложенного, предпочтительнее, на мой взгляд, является следующая трактовка функций государства:

Функции государства это основные направления внут­ренней и внешней деятельности государства, в которых выра­жаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. [1]

В этом определении выделены наиболее существенные при­знаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и пред­метно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по от­ношению к своему базису, реализуется разносторонняя практиче­ская деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствую­щих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов про­являются и объективируются присущие им особенности и законо­мерности развития, динамика социально-экономических, полити­ческих и духовных преобразований в жизни обществ.[2]

В определении направленности деятельности государства решающими факторами являются: сущность государства и его социальное назначение, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.

Функции государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направле­нии и обеспечивающие ее средства и способы.

Исторический опыт дает теории государства основание утверждать, что с эволюцией государства ме­няется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные сред­ства и способы, обеспечивающие функции государства. Изучение эволюции функций государства позволяет избежать типичных, для разных этапов развития государств, ошибок. [3]

В теории государства наиболее распространено и признаваемо чле­нение функций (по направленности) на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности го­сударства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государством (внешняя функция)". Мною были рассмотрены несколько источников, я полностью согласен с точкой зрения Венгерова А.Б., ниже будет рассмотрено деление функций по сфере влияния на внешние и внутренние.

Если внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, то внешние раскрывают специфику его интересов в межго­сударственных отношениях, в международном общении. Системы внешних и внутренних функций тесно связаны между собой, взаимодействуют в опре­деленном единстве, дополняя друг друга. Среди внутренних и внешних функций государства различа­ются функции основные и неосновные. [4]

Основные функции это наиболее общие, важнейшие направ­ления деятельности государства по осуществлению коренных стра­тегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный ис­торический период.

Основные функции государства группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения, множество других его функций, име­нуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни. [5]

Необходимо помнить, что термин "неосновные функции" ус­ловный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функ­ций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустрем­ленностью система многочисленных направлений деятельности го­сударства. Эта система отличается от составляющих ее элементов. Поскольку не возможно охватить весь спектр функций Российского государства в одной работе, мы будем рассматривать только основные функции государства на современном этапе.

Российскому государству присущи следующие основные внут­ренние функции:

1.обеспечение народовластия;

2.экономическая;

3.социальная;

4.развития культуры, науки и образования;

5.эколо­гическая;

6.налогообложения и взимания налогов;

7.охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. [6]

Последовательное продвижение национальных интересов че­рез открытость и сотрудничество в международных отношениях обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ — таковы задачи внешней политики Россий­ского государства в современный период. Сообразно этому оно осу­ществляет следующие основные внешние функции:

1.оборону стра­ны;

2.обеспечение мира и поддержание мирового порядка;

3.интеграцию в миро­вую экономику;

4.сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Так как, описанная выше классификация (по сфере деятельности) наиболее интересна для углубленного изучения, обратимся к каждой функции отдельно.

Хотелось бы вначале раскрыть внутренние функции, как функции больше всего касающиеся нас - граждан Россий­ского государства.

1.Обеспечение народовластия

Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум[7].

2.Экономическая функция

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает про­порции между отдельными ее отраслями. Возникли государ­ственный сектор экономики, т. е. государственная собствен­ность, и государственное управление предприятиями и орга­низациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: мно­гочисленные акционерные общества являются государствен­ными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет антикризис­ную направленность и нацелена на создание социально ори­ентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контра­гентов. Государство принимает антимонопольное законода­тельство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данны­ми товарами, контроль над экспортом и импортом ряда то­варов, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т. д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностя­ми развития общества в целом.[8]

Сегодня экономическая функция охватывает такие направле­ния государственной деятельности, как структурная перестройка российской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мирово­му рынку; преимущественная поддержка стратегических, высоко-конкурентных на мировом рынке и социально значимых для Рос­сии производств; демонополизация производства; реальная поддерж­ка производителей, в том числе малого предпринимательства; це­ленаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке; продолже­ние приватизации; реформа экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование совре­менной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрально­го банка и т. д.

Особое место в правовом обеспечении осуществления эконо­мической функции принадлежит Гражданскому кодексу Российской Федерации. С принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики, общества Цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.[9]

3.Социальная функция

Многие государства характеризуют себя как социальные. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 Конституции РФ).

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт 3 Конституции РФ).

Государство осуществляет социальную функцию обеспечения социальной справедливости и равных возможностей всех граждан вести обеспеченную и достаточную жизнь.

Так, статья 7 действующей Конституции РФ устанавливает: “Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.[10]

Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы; на стабили­зацию уровня жизни населения и более равномерное распределе­ние бремени экономических трудностей между различными груп­пами населения.

К социальной функции также относятся такие сферы как народное образование, здравоохранение, наука.

Правовому обеспечению социальной функции служат: Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы РФ "О страховании", "О социальной защите граждан, подвергших­ся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС"и др. Для выполнения социальной функции, государство со­здает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.[11]

4.Развитие культуры, науки и образования

Функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологи­ческого многообразия, согласно которому никакая идеология не мо­жет устанавливаться в качестве государственной или обязатель­ной. Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода ли­тературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собст­венности.[12]

Содержание этой функции сегодня составляет разносторон­няя государственная поддержка развития культуры — литерату­ры, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входят также: государствен­ная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в но­вые рыночные условия; создание благоприятных условий для твор­ческой деятельности научных коллективов и для свободной состя­зательности различных школ и направлений; поддержка приори­тетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, раз­витие интеграции науки и высшего образования; меры по улучше­нию работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ "Об образова­нии" (с изменениями и дополнениями), указы Президента Россий­ской Федерации "О государственной поддержке Российского фонда культуры" и др. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государ­ственной основе. Это вызвано тем, что современные масш­табы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязан­ность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоре­тическим исследованиям.

5.Экологическая функция.

Или функция охраны природы и окружающей среды выд­винулась в последние десятилетия в число основных. Эколо­гически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Основное содержание экологической функции составляют го­сударственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучше­ния качества окружающей среды.

С помощью законодательства государство устанавливает пра­вовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются законы Российской Федерации "Об охране окружающей среды" "Основы лесного законодательства", "О недрах", "Об экологической экспертизе", "О радиационной безопасности населения" и др.[13]

В статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории”.[14]

6.Функция налогообложения и взимания налогов.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, преж­де всего государственного бюджета, как федерального, так и субъ­ектов Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, осно­ванных на всех формах собственности, налога на добавленную стои­мость, акцизов, подоходного налога с граждан и т. п., а также пре­дусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Закон Российской Федерации "Об основах на­логовой системы РФ". В нем определены виды налогов, объекты налогообложения, права, обязанности, ответственность налогопла­тельщиков и т. д. Контроль за исполнением данного закона возло­жен на Государственную налоговую службу и Федеральные орга­ны налоговой полиции, которые проверяют правильность исчисле­ния налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые пра­вонарушения и преступления.

Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законода­тельства гражданами, занимающимися предпринимательской дея­тельностью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные удостове­рения.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стаби­лизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно про­являть себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику[15].

В Российской Федерации проводится, хотя и с определенными издержками, реформа налоговой системы. Приняты основные законы, регулирующие правоотношения в сфере налогообложения. Законодательные акты по мере развития общества уточняются, дополняются и изменяются.

Несмотря на принятые меры, собрать налоги в полном объеме или хотя бы их большую часть не удается. Причин этому множество. Методы борьбы с налоговыми правонарушениями, основывающиеся на применении финансовых санкций, не дали положительных результатов, что послужило основанием для введения уголовной ответственности за налоговые преступления и создания нового правоохранительного органа - налоговой полиции.[16]

Налоги являются одним из основных источников формирования доходной части бюджета. Поэтому в эффективности работы государственных органов по сбору налогов заключается разрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности в целом. Нарастание в этот период тенденции постепенно сформировались в реальную угрозу бюджетно-налоговой политике.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере экономики и, в частности, связанной с собиранием налогов, пополнением доходной части, свидетельствуют, что в настоящее время налоговые правонарушения и преступления по своим социальным и экономическим последствиям, по их взаимосвязи с другими экономическими преступлениями представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства.[17] К словам Исаева А.А. (Очерк теории и политики налогов, 1887), "В будущем можно ожидать, вместе с дальнейшим развитием знаний и нравственных качеств, и более глубокого сознания обязанности граждан относительно государства, а потому все более редкого уклонения от платежа налогов", я хочу добавить, что до тех пор, пока наша система налогообложения не станет такой, что будет невыгодно скрывать прибыль и вести "черную кассу", государству придется развивать и расширять деятельность государственных налоговых органов.

После рассмотрения внутренних функций будет логично перейти к рассмотрению внешних функций.

1.Функция обороны страны.

Функция обороны современного Российского государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, а ее Вооруженные Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения между­народных обязательств. Изменение ориентиров в военной политике нашего государства обусловлено тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимной интеграции экономики различных стран, сотрудничества в предотвра­щении угрозы развязывания мировых войн и военных конфликтов и как следствие - укрепляется международная безопасность. Это позволяет значи­тельно сократить военные расходы России, постепенно перейти на контрактную систему прохождения воинской службы, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.

Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”. Часть 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации предусматривает альтернативу военной службе: “Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой”.[18]

Одно из важнейших направлений внешнепо­литической деятельности Российского государства — обеспечение его военной безопасности. Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначе­ны для отражения агрессии, направленной против Российской Фе­дерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновен­ности территории России, а также для выполнения задач в соот­ветствии с ее международными договорами.[19]

2.Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохра­нению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного ору­жия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими госу­дарствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Здесь трудно бороться государству в одиночку, а требуется межгосударственное объединение усилий.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влия­ния Российское государство несет особую ответственность за под­держание стабильности и порядка в современном многосложном мире.

3.Функция интеграции в мировую экономику.

В само­стоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыноч­ным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверх централизованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэко­номической деятельности принадлежит всем организациям и предприятиям независимо от форм собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельно­сти, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внеш­неэкономических связях. [20]

4.Функция сотрудничест­ва с другими странами в решении глобальных проблем.

Важной стороной данной функции является  сотрудни­чество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безо­пасности планеты, защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными бо­лезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных про­изводственных аварий, катастроф. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.048 с.)