Антикризисные меры для банковского сектора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антикризисные меры для банковского сектора



 

Начало мирового финансового кризиса принято датировать первой половиной августа 2007 г., когда крупнейшая ипотечная компания США American Home Mortgage Investment Corp приостановила выдачу кредитов и сократила около 7000 тыс. рабочих мест. В начале 2008 г. произошло падение крупнейших индексов на мировых фондовых рынках и образовался дефицит ликвидности в банковской сфере в странах ЕС и США. С третьего квартала 2008 года, экономика США потеряла около 18% своего ВВП [13, стр. 21].

До октября 2008 г. считалось, что Россия не пострадает от финансового кризиса в США, так как она развивается независимо от западной экономики и в состоянии пережить любой шторм. Однако началом развития кризиса в России явилось наличие внешнего долга российских компаний - 527 млрд. долларов (на начало октября 2008).

Другими важными факторами, вызвавшими финансовый кризис в России, стали следующие [15, стр. 19]:

) резкое снижение цены на нефть и падение спроса на продукцию металлургических предприятий;

) ограниченная доступность к заемным средствам для предприятий и финансовых организаций;

) проблемы с ликвидностью в банковской сфере;

) падение фондового рынка и резкое снижение стоимости акций крупнейших компаний;

) отток капитала из России.

В результате за последние несколько месяцев финансовый кризис в России привел к росту безработицы девальвации рубля по отношению к доллару США, высокому уровню инфляции и значительному сокращению резервов.

Основные антикризисные меры, которые могли бы улучшить ситуацию в России, можно разделить на 4 основные направления [14, стр. 19]:

. Принят Закон №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», направленный на совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций. Также принят Закон №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке РФ». Он дал право ЦБ назначать уполномоченных представителей в кредитные организации, получившие займы от государства. К примеру, в законе о банках предусмотрено, что к 1 января 2010 г. кредитные учреждения должны иметь не менее 90 миллионов рублей собственных средств, а с 1 января 2012 г. - не менее 180 миллионов. В поправках закона Центральном банке РФ» в частности рассматривалось предоставление возможности ЦБ давать банкам краткосрочные ссуды без имущественного залога.

. Меры по развитию рынка труда и социальной поддержке граждан включил в себя Закон №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О занятости населения в РФ»

. Для стимулирования спроса на продукцию отечественных предприятий принят Закон №308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

. Принят состав неотложных определенных мер, направленных на стимулирование производства продукции промышленными предприятиями; закон №324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год».

В настоящее время, исходя из законодательной базы, Правительство РФ использует следующие антикризисные меры:

•Прямая поддержка финансового рынка и банков через покупки ценных бумаг.

Некоторые аналитики полагали, что политика Центрального Банка РФ настроена на национализацию банковской системы. Однако, массовой национализации банков не произошло.

•Снижение нормы обязательных резервов до 0.5% по всем видам обязательств.

Данная мера последовала после появления кризиса ликвидности и привела к высвобождению около 380 млрд. руб. ликвидности. (В настоящее время норма обязательных резервов практически вернулась на уровень середины 2008 года. [см Приложение 1]).

•Увеличение возможностей ЦБ по рефинансированию банков.

На начало февраля 2009, ЦБ смог предоставить банкам более 3,0 млрд. руб. ликвидности. Поступили заявления Минфина и Центробанка о выдаче банкам 5-летних субординированных кредитов, чтобы разрешить проблему нехватки среднесрочных финансовых ресурсов у российских банков. Обеспечивая банкам среднесрочное финансирование, Минфин и Центробанк также освобождают банки от проблем с краткосрочной ликвидностью. Российские банки будут использовать «длинные» деньги для выплат краткосрочных вложений среди вкладчиков. Таким образом, Центробанк РФ через ВЭБ выделил деньги более чем 100 российским банкам, которые должны были профинансировать реальный сектор экономики. Однако деньги до реального сектора не дошли, и, скорее всего, были использованы для решения собственных операционных проблем.

•Девальвация рубля.

Политика Центробанка по ослаблению рубля была необходима для нашей страны - экспортера в условиях падающих цен на энергоносители. Плавная девальвация помогла сократить расходы золотовалютных резервов. Также плавная девальвация помогла привлечь валютные вклады для населения компаниями и банками, что, в свою очередь, должно было помочь обслуживанию внешних заимствований.

•Рекапитализация банков.

К сожалению, капитализация большинства российских банков невысока. Поэтому все они оказывались перед проблемой низкой ликвидности своих акций на внешних рынках капитала. Те банки, которые большую часть свих активов держали в ценных бумагах, в первую очередь столкнулись с проблемами ликвидности после падения фондового рынка. ЦБ было выделено 950 млрд. руб. в виде субординированных кредитов.

•Компенсация банкам убытков на рынке МБК.

Целями данной меры были поддержка межбанковского кредитования, и привлечения ликвидности в пользу наиболее нуждающихся банков. Ликвидность в банковской системе есть, однако у каждого банка допуск к этой ликвидности имеется разный. Для преодоления данной проблемы, ЦБ заключил с 13 крупнейшими банками соглашения о компенсации части потерь от выдачи кредитов на рынке МБК. Данная мера являлась очень важной и своевременной, так как у ряда банков, неспособных выдержать испытания кризисом, могли бы быть отозваны лицензии в связи с невозможностью проводить платежи своих клиентов.

•Увеличение гарантий по вкладам населения.

Изъятие денег из банков вкладчиками способно повлечь за собой кризис банковской системы. Для борьбы с кризисом доверия к банкам государство обеспечило гарантию по вкладам физическими лицами в размере до 700000 рублей.

•Рефинансирование внешней задолженности компаний и банков.

Погашение задолженностей осуществлялось через кредиты ВЭБ. Данная мера стала тем более необходимой на фоне оттока капитала из России. В соответствии с законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 10.10.2008 Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» со дня вступления в силу настоящего Федерального Закона и до 31 декабря 2009 года включительно вправе предоставлять организациям кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций.

Одной из наиболее эффективных антикризисных мер, является развитие и поддержка малого и среднего бизнеса. Российская экономика остается монопродуктовой и остро зависящей от мировых цен на энергоносители. При этом возможно, что сам процесс накопления основного капитала будет происходить, и уже происходил со сбоями.

Многие из экспертов высказывают свои мнения по выработке дальнейшего курса, который было бы целесообразно принять правительству РФ для скорейшего и успешного преодоления существующего финансового кризиса.

Первое - требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы на финансовом рынке РФ, так как существующая база не конкурентна по сравнению с западной. В результате в условиях существующей нестабильной финансовой ситуации отечественный капитал предпочитает уходить в более надежные и защищенные в основном западные экономики.

Второе - в кризисной ситуации ставка рефинансирования должна быть снижена до минимума, как это сейчас делается в США и ЕС. По мнению аналитиков, высокая ставка будет ослаблять внутренний спрос и активность в реальном секторе. Повышение учетной ставки увеличивает стоимость кредитования всего реального сектора экономики, так как банки будут выдавать кредиты по неприемлемо высокой ставке.

Лидеры крупнейших экономик мира сходятся во мнении, что антикризисные действия, предпринимаемые в рамках отдельной страны, не принесут скорого результата. Самое главное - это наличие скоординированных и целенаправленных действий правительств всех развитых и развивающихся стран для скорейшего выхода глобальных финансовых рынков из кризиса.

Таким образом, делая вывод из третьего раздела, можно сказать, что надежность коммерческих банков является одним из решающих элементов их деятельности, а одной из важных мер по обеспечению надежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Важнейшими функциями организации по страхованию депозитов должны стать не только компенсации потерь вкладчиков, но также регулирование деятельности банков и контроль над операциями, связанными с депозитными вкладами, в пределах компетенции, определенной совместно с Центральным банком страны.

 


Заключение

 

Исследование, проведенное в работе, позволяет подвести итоги, сформулировать основные выводы и вытекающие из них предложения.

Важнейшая задача банковской системы - создание и функционирование рынка капитала, как основного звена национальной экономики, определяющего в целом её развитие. Сегодня банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе.

Основная деятельность банков связана с оказанием ими разнообразных финансовых услуг предприятиям и населению. Эти услуги включают выполнение банками операций, связанных, во-первых, с привлечением и хранением денежных средств клиентов, во-вторых, с обеспечением расчетов между ними в процессе их текущей деятельности, в-третьих, с размещением привлеченных средств в операции по кредитованию клиентов и в ценные бумаги для получения доходов в целях выплаты клиентам, размещающим свои средства в банке, начисленных процентов на вложенные ими средства и поддержания жизнедеятельности банка.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.). Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России.

В настоящее время необходима разработка организационно-экономического механизма решения проблемы увеличения капитала инвестиционных банков и мероприятий в области увеличения инвестиционного потенциала банковской системы в целом. Такие меры будут содействовать качественному выполнению определенных государственных функций, в первую очередь по мобилизации средств и их последующей трансформации в кредиты и инвестиции для обеспечения устойчивого развития реального сектора экономики.

Надежность коммерческих банков является одним из решающих элементов их деятельности, а одной из важных мер по обеспечению надежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Важнейшими функциями организации по страхованию депозитов должны стать не только компенсации потерь вкладчиков, но также регулирование деятельности банков и контроль за операциями, связанными с депозитными вкладами, в пределах компетенции, определенной совместно с Центральным банком страны.

Срочные антикризисные меры, принятые Правительством и Центральным банком, были в целом своевременны и эффективны, что стабилизировало работу банковской системы. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.

 


Список литературы

 

1.Банковское дело, Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Кнорус, 2009.

.Абалкина А.А. Активизация роли банков в развитии экономики России, Банковские услуги. - 2010. - №4

.Банки и банковское дело, Под редакцией И.Т. Балабанова. - СПб: Питер, 2001.

4.Деньги. Кредит. Банки, Продченко И.А., МИЭМП, 2010

.Москвин В. А. Банки и экономика - момент истины, Деньги и кредит. - 2009.

.Аботина М.Н. Проблемы совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках, Вестник СГСЭУ. - 2008. - №1

.Дун И.В. Структура инвестиционного потенциала Российской банковской системы и особенности его формирования, Вестник. - 2009. - №3

.Бакулина Т. С. Организация деятельности центрального банка, Ульяновск: УлГТУ, 2009

.Симановский Ю.А. О регулятивных требованиях устойчивости банков, Деньги и кредит. - 2009. - №9

.Солнцев О. Российская банковская система: смена модели развития, Проблемы прогнозирования. - 2008. - №2

.Поспелков И.С. Аудит и оценка эффективности лизинговых операций, Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2009. - №4-6

.Симановский А.Ю. Перспективы банковского развития: отдельные аспекты, Деньги и кредит. - 2009.

.Умокаев А. Российский банковский сектор в условиях нестабильности: проблемы и перспективы, Вопросы экономики. - 2008. - №2

.Лебедев А. Россия-2020: развитие банковской системы, Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №8

.Пономарев А. Российские банки и международная финансово-кредитная система, Человек и труд. - 2008. - №9

.Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

Федеральные законы

.Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" 2 декабря 1990 года № 395-1 (изм. от 06.12.2011).

.Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (изм. от 19.10.2011).

Интернет-ресурсы

19.www.cbr.ru - «Сайт Банка России»

 


Приложение

 

Нормативы обязательных резервов кредитных организаций (с 1999 года)(%)

Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте Норматив обязательных резервов по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации
10 июня 1999 г. - 31 декабря 1999 г. 8,5 5,5
1 января 2000 г. - 31 марта 2004 г. 10 7
1 апреля 2004 г. - 14 июня 2004 г. 9 7
15 июня 2004 г. - 7 июля 2004 г. 7 7

 

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте
8 июля 2004 г. - 31 июля 2004 г. - 3,5 3,5
1 августа 2004 г. - 30 сентября 2006 г. 2 3,5 3,5
1 октября 2006 г. - 30 июня 2007 г. 3,5 3,5 3,5
1 июля 2007 г. - 10 октября 2007 г. 4,5 4,0 4,5
11 октября 2007 г. - 14 января 2008 г. 3,5 3,0 3,5
15 января 2008 г. - 29 февраля 2008 г. 4,5 4,0 4,5
1 марта 2008 г. - 30 июня 2008 г. 5,5 4,5 5
1 июля 2008 г. - 31 августа 2008 г. 7,0 5,0 5,5
1 сентября 2008 г. - 17 сентября 2008 г. 8,5 5,5 6,0
18 сентября 2008 г. - 14 октября 2008 г. 4,5 1,5 2,0
15 октября 2008 г. - 30 апреля 2009 г. 0,5 0,5 0,5
1 мая 2009 г. - 31 мая 2009 г. 1,0 1,0 1,0
1 июня 2009 г. - 30 июня 2009 г. 1,5 1,5 1,5
1 июля 2009 г. - 31 июля 2009 г. 2,0 2,0 2,0
1 августа 2009 г. - 31 октября 2009 г. 2,5 2,5 2,5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.032 с.)