Глава 2. Экспериментальная система формирования познавательного интереса учащихся с помощью телекоммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Экспериментальная система формирования познавательного интереса учащихся с помощью телекоммуникаций



 

2.1 Телекоммуникационная система сопровождения образования как педагогическая проблема

Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций.

В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты - как средству управления учебной мотивацией.

Исследованиями в области внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу образования занимаются многие отечественные и зарубежные ученые и педагоги. Так общетеоретическим и прогностическим вопросам использования телекоммуникаций в образовании посвящены работы А.Н. Тихонова, Е.С. Полат, А.Д. Иванникова, В.Г. Домрачева, А.Ю. Уварова и др. Целый ряд московских исследователей (Е.С. Полат, А.Ю. Уваров, Н.Д. Угринович, М.Ю. Бухаркина, Н.Ю. Пахомова, Д.А. Богданова посвятили свои работы изучению возможностей специализированных телекоммуникационных сетей для системы образования или "учебных компьютерных сетей" (по определению А.Ю. Уварова). В лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО учеными Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др. была детально проработана методология учебных телекоммуникационных проектов, являющихся на сегодня наиболее популярной формой организации работы учителей и учащихся в сети. Тем же коллективом ученых были впервые определены дидактические свойства и функции компьютерных телекоммуникаций как нового средства обучения.

Анализ многих работ, посвященных использованию компьютерных телекоммуникаций в сфере среднего образования, показывает, что практически все авторы отмечают такую особенность телекоммуникаций по сравнению с другими средствами НИТ как их многофункциональность. Компьютерные телекоммуникации - это не только мощное средство, которое выполняет такие функции как обучение учащихся работе с информацией, обучение иностранному языку и т.п., но, с другой стороны, компьютерные телекоммуникации это особая среда общения людей друг с другом, среда интерактивного взаимодействия представителей различных национальных, возрастных, профессиональных и других групп пользователей независимо от их места нахождения. Причем интерактивность компьютерных телекоммуникаций определяется не только возможностью оперативно обменяться информацией в виде электронных писем, но и при современных технических возможностях прямым аудиовизуальным контактом (А. Шут и др.). На данный момент психологические, социокультурные и другие проблемы взаимодействия пользователей телекоммуникационных сетей друг с другом (в ходе проведения совместных телеконференций, при переписке по электронной почте) отечественными исследователями недостаточно проработана, хотя за рубежом этой теме уделяется значительное внимание.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные телекоммуникации создают уникальную учебно-познавательную среду, то есть среду, используемую для решения различных дидактических задач (например, познавательных, информационных, культурологических и пр.). Отличительной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для массового, так и для сугубо индивидуального обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется:

- возможностью обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией;

наличием условий для развития творческого мышления (при использовании асинхронной связи);

условиями для превращения обучения посредством сети в социальный коллективный и коллаборативный процесс;

концентрацией внимания всех участников взаимодействия посредством сети на самой информации (например, тексте сообщения электронной почты), а не на внешних личных атрибутах автора (возрасте, одежде, национальности и т.п.);

условиями для создания "виртуального класса", реализации возможностей группового и проектного обучения [35, с. 7].

Анализ работ Р.Ф. Абдеева, О.А. Ашхотова, B.C. Гершунского, А.И. Ракитова, И.В. Роберт, Г.Н. Серикова, Е.Н. Смирнова и др. показывает, что информационные и телекоммуникационные технологии являются основой процесса информатизации образования, реализация которого предполагает:

улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;

повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;

разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;

достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники;

интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий;

подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;

повышение профессиональной компетенции и конкурентоспособности будущих специалистов различных отраслей;

преодоление кризисных явлений в системе образования [25, с. 41].

Отечественный и зарубежный опыт создания телекоммуникационных сетей показывает, что образовательная компьютерная сеть должна принципиально рассматриваться как развивающаяся техническая система. Быстрое развитие в последнее время компьютерных телекоммуникационных сетей остро ставит вопрос их содержательного использования и методического обеспечения (см. приложение B). На фоне интенсивного использования учебных телекоммуникационных проектов за рубежом отечественная практика использования телекоммуникаций очень бедна успешными примерами применения компьютерной электронной почты и телеконференций учащимися в образовательных целях.

Рассмотрим составляющие телекоммуникационной технологии обучения.

Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта - уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе каждой школы. Учебное значение электронной почты состоит в том, что она:

стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;

повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;

расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании письменной речи;

делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте [15].

От обычной почты электронную отличают три особенности:

) подготовка писем с помощью компьютера, что избавляет от рутинной работы, делает процесс подготовки более творческим и быстрым;

) отправка и получение писем на рабочем месте - с помощью компьютера;

) быстрая доставка писем - в противоположную точку земного шара письмо может быть доставлено за 4-5 часов [15].

Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.

Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя классами учащихся под непосредственным руководством учителей и проходят в форме неструктурированной коллективной переписки. Сложные длительные проекты, в которых участвуют десятки и сотни классов, требуют участия в проектах координаторов и методистов, руководящих ходом телекоммуникаций, добивающихся согласованности содержания и сроков отправки корреспонденции. Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях (США, Канада, Великобритания и т.д.).

Компьютерной телекоммуникационной викториной (турниром) называется соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием как E-mail так и WWW для связи между группами учащимися из различных городов (школ, ВУЗов и пр.) [1, с. 126]. Целью проведения компьютерной телекоммуникационной викторины (турнира) по какому-либо предмету школьной или вузовской подготовки является улучшение преподавания этого предмета. Это улучшение достигается через:

стимулирование интереса к изучаемому предмету с помощью коммуникационных технологий и использования сравнительного метода изучения материала;

стимулирование активности и самостоятельности учащихся при подготовке вопросов, в работе с литературой, внеклассной работе;

развитие навыков коллективной работы при обсуждении ответов на вопросы соперников;

совершенствование письменной речи учащихся;

объективный контроль глубины и широты знаний, качество усвоения материала учащимися, объективную оценку педагогом выбранной им тактики и стратегии работы с классами, методики обучения, выбора предметного содержания [1, с. 126].

Необходимо подчеркнуть, что соревновательная сторона телекоммуникационных викторин имеет вторичное, вспомогательное значение, лишь как средство мотивирования учащихся. Главное назначение телекоммуникационных викторин - служить средством для реализации педагогами - руководителями команд на местах инновационных педагогических технологий. Одна из возможных педагогических техник при организации класса для участия в телекоммуникационной викторине включает следующие шаги педагога - руководителя команды:

) отсылка координаторам викторины согласованной с администрацией школы заявки на участие в викторине;

) координация рабочих планов занятий по предмету викторины и по информатике с учетом графика викторины;

) формирование в классе творческих групп по 3-6 человек, установка на подготовку к викторине (продумывания приветствия и вопросов);

) проведение классной конференции для обсуждения и отбора приветствия и вопросов викторины;

) организация подготовки электронного письма представителями групп в кабинете информатики;

) проверка и отсылка координаторам материалов с приветствием и вопросами (ответами) команды;

) получение письма с вопросами остальных команд, распространение вопросов для поиска ответов в группах;

) проведение классной конференции по обсуждению вопросов и ответов на них;

) организация подготовки электронного письма представителями групп в кабинете информатики с ответами;

) проверка и отсылка координаторам материалов;

) получение письма с ответами других команд;

) проведение классной конференцию для обсуждения и оценки ответов других команд, отсылка рецензии ответов координаторам;

) получение итогового письма викторины, подведение итогов викторины на уроке в классе и знакомит с ним педагогов-коллег и администрацию школы [24, с. 29].

Локальные организаторы - ведущие викторины, педагоги, проводящие викторину на местах, должны делать упор на коллективное обсуждение и объективную самооценку локальной группой учащихся как своих ответов и ответов соперников на вопросы, так и своих вопросов и вопросов соперников.

Важным условием проведения телекоммуникационной викторины (турнира) является соблюдение ее локальными организаторами определенных принципов поведения, своеобразного морального кодекса, требующего:

оперативности реагирования по электронной почте, строгого соблюдения графика игры и выполнения указаний координаторов;

максимальной беспристрастности, объективности локального организатора викторины на всех этапах ее проведения (попытки "помочь" своей команде, "подкорректировать" вопросы или ответы лишает викторину какого-либо смысла);

демократичности локального организатора в его работе с участниками викторины (важно постоянно помнить, что его деятельность должна быть направлена на максимальное развитие активности, инициативы и самостоятельности участников викторины) [13].

К составу команды никаких требований не предъявляется, однако есть некоторые рекомендации по количеству участников и команд в учебном заведении: достаточно сложно организовать работу одновременно в нескольких командах в рамках одного учебного заведения, поэтому локальным организаторам лучше ограничиться одной командой в рамках класса (до 30 участников) или кружка (5-20 участников одного или разных возрастов) для участия в одном турнире. Для участия в следующих турнирах лучше организовывать новые команды.

К заданиям и вопросам викторины предъявляются следующие требования:

уровень знаний необходимый для решения задачи (ответа на вопрос) не должен выходить за рамки уровня общеобразовательной школы;

задачи и вопросы должны быть оригинальными, корректными, предполагать четкий однозначный ответ, допускающий объективную проверку, носить олимпиадный характер, быть не слишком сложным и не слишком простым [3].

В итогах учитывается сложность вопроса по следующему принципу: максимальную оценку получает вопрос на который получена ровно половина правильных ответов, соответственно ноль баллов получает вопрос на который получены верные ответы ото всех команд или не получено правильных ответов вообще.

Соблюдение графика необходимо, так как его нарушения приводят к затягиванию викторины, угасанию интереса к ней у участников, распаду команд. Кроме того, одной из целей проведения подобных викторин является воспитание культуры использования телекоммуникаций, что предполагает: оперативность, корректность, организованность в работе, использование преимуществ скоростной электронной связи. На ожидание и отправку писем не должно отводиться дополнительное время, иначе теряется смысл использования электронной почты, компьютерных сетей. Если задержки избежать не удалось, лучше пропустить данный этап турнира, внести коррективы в организацию работы команды, чтобы исключить повторение задержек, и продолжить участие в следующих этапах.

Весьма перспективными видами обучения, использующего телекоммуникационные элементы являются интегрированные учебные курсы нового поколения.

Использование телекоммуникаций в учебном процессе сделали возможным внедрение дистанционного обучения. В настоящее время все большее применение для реализации целей дистанционного образования находит Web-технология. Это связано с тем, что данный сервис позволяет организовать телекоммуникационную среду программно-педагогических средств, предоставляет пользователям удобный и привычный интерфейс работы, имеет средства для оперативной связи с учителем.

Многие сервисы Internet используются для организации дистанционного образования. Особые возможности для реализации целей дистанционного обучения предоставляет сеть Internet. Она позволяет устранить главный недостаток дистанционного обучения - отсутствие оперативной индивидуальной обратной связи между обучаемым и обучающим. Реализация дистанционного образования средствами Internet включает ученика в активную коммуникативную деятельность, дает возможность оперативного доступа к информации за счет того, что можно обратиться к учителю за консультацией и получить ее, пользуясь средствами Internet. За учителем также остается методическая поддержка и постоянный контроль над процессом обучения.

Компьютерное дистанционное обучение (КДО) применяется для решения широкого спектра образовательных задач, например:

в университетах, специализирующихся на заочной форме обучения (например, в British Open University при изучении курса "Введение в информационные технологии");

в университетах, использующих как очную, так и заочную форму обучения (New Jersey Institute of Technology и New York Institute of Technology (США));

в программах для лиц, желающих получить дополнительное образование (Connected Education и Nova University (США), Deakin University (Австралия), Tele-Universite du Quebec (Канада));

в учебных заведениях, где студенты могут выбирать очную или заочную форму обучения по отдельным курсам (Ontario Institute for Studies in Education);

в традиционных учебных заведениях, где КДО может по желанию студента являться одной из форм общения с преподавателем или методистом (University of Guelph (Канада), Lancaster University (Великобритания);

в международных проектах, объединяющих учащихся средних школ или студентов высших учебных заведений (например, Kidnet);

при проведении социальных программ, связанных с образованием (например, National Telecomputing Network, Big Sky Telegraph (США)).

Практика использования компьютеров в обучении свидетельствует, что информационные технологии эффективны только в случае, когда создана личностно ориентированная дидактическая компьютерная среда (ЛО ДКС) - целостность методологических, методических, технологических подходов, определяющих структуру, содержание и технологии компьютерного обучения, технических и методических средств, обеспечивающих условия для развития познавательного интереса, саморазвития и самореализации личности [27, с. 144]. Только при условии, что преподаватели и обучающиеся подготовлены к активной учебной деятельности в ДКС, а сама среда сконструирована в соответствии с дидактическими принципами личностно развивающего обучения, можно ожидать, что компьютер из дорогой игрушки превратится в эффективный инструмент познания и межличностного общения.

Но, к сожалению, в настоящее время компьютеры используются лишь как тестирующие или, в лучшем случае, обучающие автоматы, использующие готовые программные продукты, в которых уже заранее поставлены цели, подобрано содержание и методы, выбраны формы организации обучения. Это приводит к формализации учебного процесса, уменьшению общения учащихся, обеднению форм предметной деятельности. Внедрение компьютеров в традиционные системы обучения лишь развивает навыки исполнительного характера, но не способствует творческому мышлению, не приучает переносить знания в новые ситуации. Личностно ориентированное развивающее обучение отличается от информационного тем, что в процессе разрешения учебных ситуаций происходит не только присвоение знаний, но и освоение новых способов их получения, изменение качеств, совершенствование самой личности [51]. Для современной концепции личностно ориентированного компьютерного обучения характерен принципиальный подход к индивидуализации обучения - не переориентация ученика на общение с машиной, а использование машины как средства коммуникации между участниками образовательного процесса - учеником, учителем и разработчиком программ. Программно-педагогические средства помогают создать учебную ситуацию на основе собственного опыта педагога и обучаемого, в которой не только присваивается опыт предшествующих поколений, но реализуются и развиваются личностные функции.

Разработка ЛО ДКС только начинается, но уже четко выявились их специфические особенности:

доступ к информации и компьютерным инструментам максимально прост;

неэффективная в познавательном отношении служебная информация сведена к минимуму;

компьютерные системы должны создавать условия для моделирования, приборного и вычислительного эксперимента, презентации результатов исследований [10].

Современные компьютерные среды, использующие глобальные компьютерные сети, отвечают этим условиям, но малоэффективны для образовательных целей из-за высокой стоимости и сложности в эксплуатации. Создание специализированных образовательных сетей - дело будущего, а с учетом экономической ситуации - отдаленного будущего. Реально решать образовательные задачи, формировать интерес к изучению естественных дисциплин возможно, используя следующие направления:

создание учебных курсов, опирающихся на средства компьютерной поддержки - электронные энциклопедии, наборы компьютерных демонстраций, библиотеки с развитыми поисковыми системами;

создание компьютерных мини-лабораторий для учебно-исследовательской деятельности;

создание моделирующих систем с упрощенным интерфейсом [15].

Таким образом, основное значение телекоммуникаций в том, что они:

существенно расширяют возможности представления не только рациональной, но и образной информации (цвет, звук, графика, все средства видеотехники);

позволяют значительно усилить мотивацию учения за счет формирования положительного отношения к учебе;

качественно изменяют контроль за деятельностью учащихся, формируют рефлексию учебной деятельности, наглядно представляют результаты их действий.

При этом не телекоммуникации диктуют методы, формы и содержание обучения, но эти системы адекватно и действенно включаются в программы обучения, способствуя эффективной организации учебной деятельности. В этих условиях телекоммуникационная обучающая среда с его ориентацией на повышение познавательного интереса и повышение творческого начала учащихся становится реальностью. Применяя телекоммуникации для развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения, необходимо соблюдать два методологических ориентира:

) телекоммуникации не могут и не должны абсолютизироваться, противопоставляться гуманизации и гуманитаризации;

) телекоммуникационная образовательная среда способствует развитию общекультурного гуманистического содержания образования.

Применение телекоммуникаций в системе образования возможно лишь при комплексном подходе, когда телекоммуникационные системы являются лишь средством способствующим решению целого ряда взаимосвязанных учебно-воспитательных, организационно-методический задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.033 с.)