Технологическая карта урока как методический инструментарий современного урока обществознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологическая карта урока как методический инструментарий современного урока обществознания



 

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС – технологические карты.

Технологические карты – это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися[10].

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Фактически тем самым воплощаются в жизнь слова К.Д.Ушинского о том, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:

- постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;

- планировании способов достижения намеченной цели;

- осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);

- осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;

- рефлексии деятельности по итогам урока;

- выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

В этой ситуации педагог не должен забывать и о планируемых результатах, в соответствии с деятельностной парадигмой образования построенных на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и зоны ближайшей перспективы их развития, и о формировании на уроке универсальных учебных действий. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока обществознания, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.

Поскольку планируемые результаты освоения основной образовательной программы (в виде сформированных способов деятельности обучающихся) представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, предлагается не выделять в структуре карты отдельной графы, посвящённой целевому назначению проектируемого урока.

Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.

Карта включает в себя четыре основных блока:

- информационный, содержащий тему урока, вид урока, тип урока, задачи урока, а также здесь могут быть указаны основные понятия и универсальные учебные действия, формируемые на уроке, оборудование урока (технические средства обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.);

- содержательно-деятельностный, дающий информацию о содержании учебно-познавательной деятельности учащегося, здесь описываются учебно-практические и учебно-познавательные задачи, являющиеся, в свою очередь, деятельностным отражением планируемых результатов;

- методический, содержащий поэтапный методический инструментарий учителя, соответствующий, в том числе, требованиям системно-деятельностного подхода;

- результативно-рефлексивный, в котором фиксируются результаты педагогической рефлексии, эталоны выполнения заданий самостоятельной деятельности обучающегося, результаты взаимодействия «ученик – ученик» и «учитель – ученик», соответствующие технологической форме планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных)[11].

Изучив предлагаемую литературу и различные Интернет-источники, предлагаем еще один вариант технологической карты, модифицированный нами.

Рассмотренные технологические карты урока:

- предоставляют возможность реализовать один из ведущих принципов ФГОС – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;

- могут быть использованы и для проектирования внеурочных занятий, поскольку при их конструировании учитывались только самые общие особенности новых стандартов, характерные как для урочной, так и для внеурочной деятельности: системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий.

Начало XXI века – это новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения (ФГОС). Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Сегодня стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребёнка, способного, используя полученные знания, профессионально развиваться, в будущем внося вклад в развитие своей страны.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы[12].

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Данные требования нового ФГОС должны обеспечиваться полноценной информационно-образовательной средой (ИОС) – системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно ИОС является – важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.

 Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем:

- Информационно-образовательных ресурсов

- Компьютерных средств обучения

- Современных средств коммуникации

- Педагогических технологий[13].

Как в ближайшем будущем должны измениться эти компоненты современного образовательного процесса для достижения реально нового качества образования? Что будет лежать на партах наших учеников: бумажный учебник или ноутбук? Как эффективно использовать имеющееся компьютерное оборудование, подключение к Интернету, цифровые образовательные ресурсы, представленные на электронных носителях и на федеральных образовательных порталах? Конечно, эти вопросы очень важны. Однако, главное в «новой школе» – это безусловно фигура учителя, организатора учебного процесса, от него будет зависеть успех реализации идей образовательного стандарта. Как будет меняться его роль в процессе познания мира? Каким должен быть урок согласно новым стандартам? Рассмотрим эти вопросы подробнее, на примере уроков истории и обществознания.

Наиболее известная классификация, созданная на основе дидактической цели, включает уроки следующих типов:

- изучение нового материала;

- применение и совершенствование знаний;

- формирование умений;

- обобщение и систематизация знаний, умений;

- контроль и коррекция знаний;

- комбинированные уроки.

Все перечисленные выше типы уроков не потеряли своей актуальности и при обучении в информационно-образовательной среде. Однако они приобрели новые черты.

Использование ИТК-технологий обучения требует при постановке целей урока учитывать необходимость развития потребности и готовности к самостоятельному получению знаний (исследовательской культуры), ответственности учащихся за собственное образование, более глубоких рефлексивных умений. Только активная познавательная деятельность школьников, их субъектная позиция сможет обеспечить эффективность использования ИКТ-технологий в обучении. Также следует вводить учеников в мир информационной культуры, формировать у них информационные и коммуникационные умения.

Постановка таких целей требует особого содержания образования, его структурирования и применения. Использование современных ИТК-технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Интерактивные обучающие программы, использование гипертекстовой технологии и мультимедиа способствуют успешному обучению на одном уроке школьников, обладающих различными потенциальными возможностями и способностями. Многочисленные информационные ресурсы могут предоставить требуемое содержание, а их целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения.

В целом следует выделить следующие дидактические особенности уроков, проводимых в информационно-образовательной среде:

1. Изменение на уроке позиции учителя. С одной стороны, он выстраивает и направляет учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить усвоение Фундаментального ядра содержания образования на запланированном уровне, а с другой – оказывает поддержку ученикам при формировании, а затем усвоении вариативного компонента содержания образования, который отбирается учеником в соответствии со своими познавательными интересами, запросами. При этом важно определить, освоение какого материала на уроке требует обязательного участия педагога (наиболее сложный, основополагающий, отличающийся множественностью связей), а какой ученики могут усвоить самостоятельно. Возможна, организация работы учащихся, например с обучающей программой, позволяет частично передать компьютеру некоторые образовательные функции (тестирование, текущий контроль). Целесообразно планировать уроки по теме или по курсу, что обеспечит системность действий обоих субъектов образовательного процесса.

2. Индивидуализация учебного процесса, приспособление его к особенностям учащихся. При этом появляется возможность учитывать не только уровень подготовки школьников. Использование мультимедиа, статической и динамической графики, иллюстраций, анимации позволяет быть успешными на уроке не только аудиалам, но и ученикам с преобладающим визуальным каналом восприятия.

3. Тесно связанной с предыдущей характеристикой урока в информационно-образовательной среде является активизацияпознавательной деятельности учащихся. Возможность самостоятельно в соответствии с собственными интересами «путешествовать» в информационно-образовательном пространстве, обеспеченная ИТК - технологиями, сознание того, что они используют современные средства для получения информации, повышают мотивацию учащихся и. как следствие, способствуют интенсификации их деятельности. Использование элементов анимации, компьютерного конструирования, интерактивных программ, 3D моделирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета.

4. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности. Отличает урок в информационно-познавательной среде то, что группа учащихся может быть территориальноразобщена. ИТК-технологии позволяют, при должной координации,обеспечить взаимодействие школьников разных школ, городов,объединенных решением одной проблемы.

5. Организация различных видов самостоятельной работы

учащихся, в том числе с поисковыми системами в Интернете, гипертекстовыми, печатными и электронными источниками информации, наглядными материалами. Особенно эффективна такая работа на интегрированных уроках.

6. Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока.

Как показывает практика,целесообразно, чтобы на уроке, где читает в режиме он-лайн лекциюизвестный ученый или выступает общественный деятель, непосредственно вклассной комнате присутствовал учитель-предметник. Это позволяетподдерживать темп урока, оказывать необходимую помощь ученикам,удерживая их внимание и интерес.

7. Использование интерактивных технологий,

 благодаря которым появляется возможность организовать проектную деятельность учащихся, обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся, а также привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей.

Например, проведение видеоконференции позволяет обеспечить непосредственный диалог учащихся со специалистами.

8. На уроках в информационно-образовательной среде есть возможность использовать базы данных и лабораторные комплексы судаленным доступом. Учащиеся получают доступ к ресурсам высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов[14].

Работа в информационно-образовательной среде на уроках должна занимать все большее место в деятельности учителя. Учителям-предметникам целесообразно использовать электронные учебники, которые помогают в изучении и закреплении нового материала. С их помощью может быть организовано итоговое повторение и произведен контроль. Появляется возможность включать актуальные, постоянно обновляемые данные в содержание урока, организовать самоподготовку учеников, подготовку к ЕГЭ, проектную деятельность школьников. Живые, интересные наглядные уроки развивают интерес к предмету и познавательную активность учащихся, позволяют организовать обучение по индивидуальной образовательной траектории. Для учащихся это возможность знакомиться с материалами урока в произвольном темпе, расширять свои знания, используя энциклопедические данные и электронный образовательный контент как в самостоятельной работе, так и в дополнительном образовании, проверять свои знания в системе тестов, формировать и сопровождать свое электронное портфолио.

 Таким образом, новые образовательные стандарты предусматривают значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и их недооценка. Нужно не забывать о том, что только совместная продуктивная деятельность учителя и ученика – главных действующих лиц на уроке, является залогом успешного процесса обучения.


Заключение

 

Рассмотрев в данной курсовой работе современный урок обществознания в условиях перехода на ФГОС можно сделать следующие выводы:

Современный урок обществознания – это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС – технологические карты.

Технологические карты – это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость компетентностного подхода, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.

В курсе обществознание наиболее оптимальна блочная структура урока, которая состоит из 6 компонентов:

- организационный блок;

- информационный блок;

- оценочный блок;

- аналитический блок;

- рефлексивный блок;

- мотивационный блок.

Использование ИТК-технологий обучения требует при постановке целей урока учитывать необходимость развития потребности и готовности к самостоятельному получению знаний (исследовательской культуры), ответственности учащихся за собственное образование, более глубоких рефлексивных умений. Только активная познавательная деятельность школьников, их субъектная позиция сможет обеспечить эффективность использования ИКТ-технологий в обучении. Также следует вводить учеников в мир информационной культуры, формировать у них информационные и коммуникационные умения.

Постановка таких целей требует особого содержания образования, его структурирования и применения. Использование современных ИТК-технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Интерактивные обучающие программы, использование гипертекстовой технологии и мультимедиа способствуют успешному обучению на одном уроке школьников, обладающих различными потенциальными возможностями и способностями. Многочисленные информационные ресурсы могут предоставить требуемое содержание, а их целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения.

Ведущая цель правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого школьника с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.

Таким образом, в ходе написания работы были достигнуты цели и задачи, которые были поставлены в исследовании.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 262-ФЗ) // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г. № 303.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2015.

3. Алексеев, С.С., Лазарев, В.В. Государство: Основные понятия. Государство в нашем мире и в России. / Учебное пособие для учащихся 10 кл. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2019.

4. Андрианова, Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2015. - № 8.

5. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М., 2019 - №4. - С18-22.

6. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2018.

7. Бочаров, И. Права человека. Методика преподавания в школе. 9-11 кл. — Пермь, 2016.

8. Воронцов, А.В., Ильин, А.В., Морозова, С.А. Сергеев, С.А., Элиасберг, Н.И. Права человека в свободной стране. — СПб., Спецлит, 2019.

9. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 2016.

10. Козюбра, Н.И., Оксамытный, В.В., Рабинович, П.М. Правовое воспитание молодежи. — М., 2015.

11. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / Под ред. В.Е. Усанова. – М., 2015.

12. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / Рос. акад. образования; Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. — М.: Просвещение, 2018.

13. Кравченко, А.И., Певцова, Е.А. Обществознание. (11 кл). — М.: Русское слово, 2015.

14. Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2015. - № 6. – С10-17.

15. Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2015. — № 12. — С. 12—18.

16. Мушинский, В.О. Основы правоведения. — М., ЦГО, 2017.

17. Никитин, А.Ф. Право и политика. — М.: Просвещение, 2016.

18. Осмоловская, И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2019. - № 7.

19. Певцова, Е.А. Основы правовых знаний. — М.: Владос, 2016.

20. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015.

21. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2015.

22. Строкова, Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2019. - № 6. – С9-16.

23. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2016.

24. Теоретические и методические проблемы преподавания права в школе. Методические рекомендации учителям права. – М.: Вита-Пресс, 2016.

25. Учебно-методические материалы для проведения практических занятий в рамках образовательной программы «Преподавание истории и обществознания в соответствии с ФГОС общего образования». Автор: О.С. Уколова. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2015.

26. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2015.

27. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») — М.: Просвещение, 2016.

28. Шабуров, А.С. Право в нашей жизни. Основы действующего российского законодательства (11 кл). — Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2019.

29. Шмелькова, Л.В. Проектирование образовательного процесса. / ГОУ ДПО ЯНОИПКРО. — Салехард, 2018. — 112 с.

30. Элиасберг, Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30-х — 90-х гг. XX в. Опыт системно-генетического анализа. — СПб., 2016.

 


[1] Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М., 2016.

[2] Алексеев, С.С., Лазарев, В.В. Государство: Основные понятия. Государство в нашем мире и в России. / Учебное пособие для учащихся 10 кл. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2019.

[3] Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 2016. – С. 33.

[4] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2015. – С. 105.

[5] Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 2016. – С. 34.

[6] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2015. – С. 106.

[7] Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 2014. – С. 35.

[8] Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2015. - № 6. – С.10.

[9] Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2015. - № 6. – С.12.

[10] Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12.

[11] Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 13.

[12] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. – С. 156.

[13] Лебедев, О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С.14.

[14] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. – С. 158.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.074 с.)