Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекция оптической дисграфииСтр 1 из 6Следующая ⇒
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Конспекты занятий для логопедов
Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России
Рекомендовано Министерством образования и науки Самарской области
Москва 2006 ВВЕДЕНИЕ Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы. Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить.динамику состояния письменной речи ребенка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо: 1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти. 2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. 3. Развивать зрительный анализ и синтез. 4. Развивать зрительно-моторные координации. 5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. 6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: - ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева); - конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков); - ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах; - проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях. Коррекционная работа проводится в четыре этапа. 1-й этап. Организационный. Цели и задачи 1. Проведение первичного обследования. 2. Оформление документации и планирование работы. 4 Методические рекомендации 3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д. 2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. - Развитие зрительного гнозиса: а) развитие восприятия цвета; б) развитие восприятия формы; в) развитие восприятия размера и величины. — Развитие буквенного гнозиса: а) развитие восприятия цвета букв; б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; в) дифференциация расположения элементов букв. 2. Развитие зрительного анализа и синтеза. 3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): а) развитие запоминания формы предметов; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы). 4. Формирование пространственного восприятия и представлений: а) ориентировка в схеме собственного тела; б) дифференциация правых и левых частей предмета; в) ориентировка в окружающем пространстве. 5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. 6. Развитие зрительно-моторных координации. Методические рекомендации 5 Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1. 3-й этап. Основной. Цели и задачи 1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. 2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. 3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. - Дифференциация гласных букв: а) изолированно (написание); б) в слогах и в словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. - Дифференциация гласных и согласных букв: а) изолированно; б) в слогах и словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. - Дифференциация согласных: а) изолированно; б) в слогах и в словах; в) в словосочетании; г) в предложениях и тексте. Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2. 4-й этап. Заключительный. Цели и задачи 1. Закрепление полученных навыков. 2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности. Работа на данном этапе проводится в конце обучения. Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Дифференциация букв о - а. Задачи: научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь. Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Знакомство с таблицами. Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.
2. Сравнение букв, сходных по начертанию. Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой. Дифференциация букв «о — а» 9 II. Основная часть занятия 1. Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а. Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках. «Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать — увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а — сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички». 2.Сравнение элементов и целых букв о- а (задания 2. 3. с. 3). Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме. Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а). Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно. 3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»). Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а. * Здесь и далее: даны ссылки на пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии у младших школьников» (М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006). Обозначен как «альбом 2». 10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии 4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4). Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о — а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.
4. Работа на уровне слова. Упражнение «Занимательные модели». Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно? 6.Работа со словами-паронимами. Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка — дачка, точка - тачка, кочка — качка, вол — вал, дол - дал). Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию. 7.Развитие логического мышления. Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков. 1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос. 2. Этот весёлый человечек ничего не знает. 8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу. Дифференциация букв «о — а» 11 4. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов. 5. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края. 6. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки, а вместо носа - лампочка. Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин. III. Итог занятия Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.) ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте. Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие. Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар- 12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а. Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву. 2.Запись букв о - а. Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме. II. Основная часть занятия 1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа. Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а. Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.
2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар... 3. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами. Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв. 4.Развитие зрительной памяти. Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас. Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал. 5.Физминутка. Дети выполняют движения по заданию логопеда. 6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3). Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова? 7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а. 1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ. 2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.
8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу. Образец. Скоро сказка сказывается. О – О А – А А – А – А. Астры зацветут осенью. Ровный асфальт радует людей. Смолк соловей в лесной чаще. Лампа погасла внезапно. Старая лодка ушла на дно. 14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии 9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5). Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами. Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик, А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю. III. Итог занятия Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Дифференциация букв у -и. Задачи: познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у-ие буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у — и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие. Оборудование: карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, серия сюжетных картинок к сказке «Лиса и журавль»; демонстрационные картинки с изображением героев сказки «Лиса и журавль»; текст загадок; сетка кроссворда, нарисованная на доске; индивидуальная тетрадь. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Развитие оптических представлений (задание 1.с. 5).
Логопед: Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?
Элементы букв: Дифференциация букв «у — и» 15 Дети: Получились буквы у - и. 2. Сформулировать и записа ть на доске тему занятия. II. Основная часть занятия 1.Сравнение букв занятия по начертанию. - С колько элементов используется при написании каждой буквы? - Какие элементы одинаковые? - Чем отличаются эти буквы? Логопед предлагает детям продолжить строку букв и - у (задание 3, с.5).
2. Соотнесение буквы со звуком. 3. Соотнесение букв с символами для обозначения на письме.
4.Развитие фонематического восприятия. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите соответствующую букву - у или и. Звуки: и. А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У. Слоги: ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ. Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки. 5. Развитие логического мышления и зрительной памяти. Логопед: Посмотрите на картинки в тетради (задание 2, с. 5). Как зовут этих героев? Из какой они сказки? Рассмотрите сюжетные картинки. Разложите картинки в соответствии с развитием сюжета. Картинки: Лиса угощает журавля. Журавль потчует лису. Лиса идёт в гости к журавлю. Лиса ссорится с журавлём. 6. Дифференциация букв и — у на уровне слова. Развитие логического мышления. Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их. Назовите букву занятия, которую нужно написать в слове. 16 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии Под метлой-метёлкой Растут на грядке Виснут пряди шёлка. зелёные ветки, (Кукуруза) А на них красные детки. (Помидоры) Вырос я на грядке, Летом рад я свежей Мой характер гадкий: Ягоде медвежьей; Куда не приду, А сушёная в запас Всех до слёз доведу. От простуды лечит нас. (Лук) (Малина) Красная мышка с белым хвостом В норке сидит под зелёным листом. (Редис) Какое слово лишнее? Почему? (Малина. Это ягода, а не овощ.) 7, Физминутка. Дети читают стихи и выполняют действия. Прыгают кузнечики, Поднимают плечики. Раз, два. Раз, два -Закружилась голова. 8. Развитие логического мышления. Работа с к россвордом. Логопед: Отгадайте слова кроссворда. 1. Домашняя птица. Дифференциация букв «у — и» 17 2. Она носит на себе свой дом. 3. Зимующая птица с жёлтой грудкой. 4. Это есть у собаки и у якоря. 5. Хищник, похожий на хорька. 6. Разбойник на море. 7. Овощ, растущий на огороде. 8. Предмет мебели. Ответы: курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать. 9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Логопед: Рассмотрите буквы, записанные у лисы и журавля. Постарайтесь составить как можно больше слов из этихбукв: И, Р, Г, У, А, Ш, К. (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.) III. Итог занятия Логопед: Прочитайте получившиеся слова. Назовите те слова, которые подходят для лисы. А теперь те, которые подходят для журавля. ЗАНЯТИЕ 4 Тема: Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели: закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у — и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения поданному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин. Оборудование: карточки с изображениями букв у - и; демонстрационные картинки «Лиса» и «Журавль»; карточки для индивидуальной работы; серия сюжетных картинок для составления рассказа. 18 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии ХОД ЗАНЯТИЯ I. Орг. момент 1.Развитие умения подбирать антонимы (задание 5. с. 6). Логопед: Прочитайте слова в тетради и подберите «слова наоборот». широкий твёрдый старый скучный бесполезный неряшливый Из первых букв подобранных слов составьте слово. (Умница.) 2. Определение темы занятия (задание 6. с. 6). Логопед: Вспомните по 5 слов с буквами и — у. Запишите их в тетрадь. Догадайтесь, какие буквы мы сегодня будем учиться различать? (Буквы и — у.) II. Основная часть занятия 1. Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова (задание 7. с. 6). Логопед: Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова. ...Л...ТКА ...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К ...ГР...ШКА...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д... В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК.... М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК...
2.Работа на уровне слова (задание 4. с. 6). Логопед: Отгадайте ребусы и запишите слова-отгадки. Отметьте символами буквы и ~ у в каждом слове. Ответы: Рубашка, ушки, кулак.
4. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Развитие связной речи (задание 8. с. 6-7). Логопед: Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти. Дифференциация букв «у — и» 19 Собака Пушок У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушёл в школу. А Пушок остался дома один. Пушок - шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришёл из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку. III. Итог занятия Назовите слова для журавля и лисы. Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы у -и. ЗАНЯТИЕ 5 Тема: Дифференциация букв и ~ у в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели: познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и - у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения. Оборудование: карточки с изображением элементов букв и - у; пособие «Зашифрованные слоги»; слова с пропущенными буквами у - и на карточках; пособие «Домики» (изображение двух домиков с написанными буквами: на одном - и, на другом - у); картинки с изображением людей различных профессий; пособие «Угадай пословицу»; альбом 2. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Оргмомент 1. Развитие навыков конструирования. Логопед: Рассмотрите элементы букв и постройте из них две буквы, чтобы они различались вторыми элементами и обозначали гласные звуки. 2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (Буквы и-у). 20 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии II. Основная часть занятия 1. Сравнение букв занятия по начертанию. Соотнесение букв с символами. Логопед: Для и - выбрали красный кружок. Для у - красный овал. 2. Развитие зрительного внимания. Дифференциация букв занятия на уровне слога. Логопед: Прочитайте слоги, зашифрованные при помощи символов. Дети: им, ин, ир, иш, ик, из, ум, ун, ур, уш, ук, уз. 3. Соотнесение звука с буквой. Логопед: Рассмотрите домики на доске и помогите словам выбрать верно, кому, куда нужно идти? Карточки со словами: Запишите в тетрадь слова в два столбика и укажите в них наличие букв занятия. 4. Физминутка. «Кузнечики» (см. занятие 3). Дифференциация букв «у — и» 21 5. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Логопед: Вставьте в слова буквы и — уи прочитайте слова. Л...ПА Л...ЖА Л...ДА Д...МА М...НА КЛ...МБА Р...ЧКА 6. Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях. Логопед: Рассмотрите картинки и скажите, кем работают изображённые люди? Показывает детям картинки с изображениями: уборщицы, футболиста, хоккеиста, гитариста, скрипача, учителя, строителя, трубочиста. Какие профессии можно объединить в одну группу? Почему? (Скрипач, гитарист - музыканты; футболист, хоккеист - спортсмены.) 7. Составление словосочетаний. Логопед: Составьте с каждым из слов предыдущего задания словосочетание и запишите его, укажите в этом словосочетании буквы занятия. 7. Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Составление предложений. Логопед: Посмотрите, в таблице скрылась фраза. Дети: Хорошая книга - лучший друг. Логопед: Запишите пословицу и укажите в словах наличие букв занятия. Что это за фраза? Отгадать загадку вам поможет этот ключ: 22 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии 8. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания (задание 9, с. 7). Логопед: Попробуйте прочитать этот текст. КножевдеМ акножевдем илсенирп укинтохО лисуртс ен коножевдем,утанмок в вапоП ондобовс ясеб лавовтсвучоп нО акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В акножевдем алавовтсвучоп узарс анО метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС улгу в лунсу и яслиокопсу,хитаз коножевдеМ Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? Запишите текст, укажите буквы занятия. Медвежонок. Охотнику принесли медвежонка. Попав в комнату, медвежонок не струсил. Он почувствовал себя свободно. В комнату незаметно вошла охотничья собака. Она сразу почувствовала медвежонка. Собака сделала стойку перед маленьким гостем. Медвежонок забился в угол и стал смотреть. Собака понюхала его и отошла в сторону. Медвежонок затих, успокоился и уснул в углу. III. Итог занятия Логопед: Назовите из рассказа слова с буквой, состоящей из двух одинаковых элементов, слова со сходной с ней по начертанию буквой, слова с обеими буквами. ЗАНЯТИЕ 6 Тема: Дифференциация букв и — у в словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели: закрепить у детей знания о буквах у -,и; научить Дифференциация букв «у — и» 23 детей дифференцировать сходные по начертанию буквы ц - у; развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное внимание. Оборудование: предметные демонстрационные картинки на доске; карточка в виде телеграммы; кроссворд; карточки для индивидуальной работы. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Орг. момент 1 .Знакомство с героями занятия. Логопед: Сегодня к нам на занятие заглянули мошенники и жулики. (Логопед выставляет картинки с изображением героев занятия Криса и Руди.) Они замышляют ужасное злодейство. Давайте попытаемся разгадать их планы и помешать совершить злодейство. Но прежде необходимо записать число и тему занятия. Посмотрите на майки разбойников и угадайте тему занятия. (Буквы и-у.) 2.Припоминание обозначения букв на письме и звуков, которые они обозначают. 3.Сравнительная характеристика букв и - у. II. Основная часть занятия 1. Дифференциация букв занятия на уровне слов. Логопед: Я случайно подслушала разговор бандитов и узнала, что они решили выкрасть маленького мальчика и попросить за него огромный выкуп. Злодеи приготовили список необходимого. Послушайте, что решили взять с собой мошенники и определите, как они поделят вещи. Запишите слова в два столбика и укажите наличие букв занятия. Слова на карточках: КОРЗИНА, СУМКА, КИРПИЧ, ПЕРЧАТКИ, МАУЗЕР. 2.Работа с деформированным предложением. Логопед: Разбойники похитили мальчика Вилли. Но откуда им было знать, какой озорник, шалун и драчун этот 24 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии мальчишка! Вскоре он их совсем замучил... Были у мошенников карточки с предложениями, которые они очень любили перечитывать много раз. Мальчик перепутал все слова в предложениях, теперь злодеи ничего не могут понять. Помогите горе-разбойникам - распутайте предложения. - В, плавает, реке, уточка. - Собака, луну, ночью, лает. - Клоун, цирке, малышей, взрослых, и, веселит, в. 3. Р азвитие логического мышления. Логопед: Мошенники уж и не рады своей добыче, просят старика забрать обратно своего озорника-сына. Но не тут-то было, старик почему-то не торопится с возвращением сыночка. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, какое условие поставил старик-отец похитителям. 1. Гора, из вершины которой извергаются огонь и пепел. 2. Небольшое животное коричневого цвета, живущее в воде и напоминающее крота. 3. Нитки сматывают в.... 4. Раздувается позади головы кобры, когда она сердится. 5. Большая неядовитая змея, по-другому называющаяся удав. Ответы: вулкан, выхухоль, клубок, клобук, питон. Какое слово спряталось по вертикали? (Выкуп.) 4. Индивидуальн а я работа по карточкам. Логопед: Прочитайте послание старика-отца мошенникам и попробуйте догадаться, о чём он писал? Стар..к., опорой б..дь, Малышей не дай в об..д..., Уст..пай больном... п...ть И скамейк нвал...д.... Дифференциация букв «у — и» 25 5.Физминутка. Логопед: Проказник Вилли издевался над разбойниками как только мог: он бросался камнями, плевался, заставлял их чистить зубы и даже делать зарядку. Вот эту. Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза.. Вертится как самолёт: Вправо, влево, вверх, вперёд. 6. Закрепление правил орфографии. Дифференциация букв и-у в тексте. Логопед: Однажды ночью, когда Вилли спал, разбойники решили бежать куда глаза глядят и никогда больше не возвращаться в этот город, чтобы не встречаться с проказником Вилли. Они дали клятву исправиться и никогда больше не заниматься разбоем. Потихоньку они написали записку отцу Вилли и на цыпочках подкрались к двери пещеры, в которой жили последнее время. Запишите в тетрадь письмо грабителей и постарайтесь не перепутать буквы и — у, тогда Вилли не заметит исчезновения злодеев и сможет вернуться утром к отцу. Текст слухового диктанта: «Уважаемый папа Вилли! Ваш сын ужасный забияка. Пожалуйста, возьмите его обратно. Мы извиняемся и просим у вас прощения. Мы заплатим выкуп. До свидания! Похитители». Слова для справок на доске: уважаемый, забияка, пожалуйста, похитители.
III. Итог занятия
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.267 с.) |