Классификация функций науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация функций науки.



Проективно-конструктивная функция, описание, объяс­нение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Современные исследователи предлагают выделять две общие как для образования, так и для науки функции. Во-первых, это функция, предполагающая неогуманистическую ориентацию, в которой присутствует акцент на выживание человечества. Суть ее сводится к транслированию последующим поколениям не только совокупности накопленных знаний, но императивов на будущее, содержащих заботу о будущих поколениях. Вторая, тесно связан­ная с ней экологическая функция.

Задание:

Выступление по выбранной теме (здесь тоже есть долги, каждый о себе должен знать!)

1) Научные подходы в образовании.

2) Естественные науки: особенности и перспективы развития (варианты: физика, химия, экология, биология, нанотехнологии, медицина)

3) Социально-гуманитарные науки и их культурное значение.

4) Труд ученого в современном мире.

5) Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

6) Дошкольное образование в России.

7) Школьное образование в России: прошлое, настоящее, будущее.

8) Среднее профессиональное образование в России.

9) Высшее образование: ступени образования, проблемы, перспективы.

10) Повышение квалификации и послевузовское образование.

11) Формы обучения. (Давыденко – долг)

12) Образование в жизни человека и общества.

13) Дополнительное образование: проблемы и перспективы развития.

14) Наука и религия: диалог или противостояние?

 

Лекция 18 Мораль и нравственность

 

Понятие морали

В обществе действуют такие правила поведения, которые не прописаны в документах, но соблюдаются большинством людей. Например, в профессиональной сфере. Человек проявляет любовь к своей работе, старается принести пользу, накапливает знания и навыки, которые способствуют его более успешной деятельности. Все это не устанавливается специальными актами и действует без какой-либо письменной формы. Также выстраиваются семейные и дружеские отношения, в которых, к примеру, принято уважать и любить друг друга, не лгать, поддерживать в трудных ситуациях.

Мораль – это совокупность принятых в обществе норм, которые регулируют отношения между людьми, их взаимные обязанности и права.

 

Если право, например, опирается прежде всего на принуждение, на силу государственной власти, то мораль – на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».


Во-первых, это – традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Таким образом, можно сказать, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

 

Возникновение морали

Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе.

•   Понятие этики, науки о морали, вводит Аристотель в 4 веке до нашей эры. Тогда оно обозначало философское знание обо всех явлениях культуры вообще.

•   Существовавшие в обществе традиции и обычаи постепенно стали приобретать форму идеалов, к которым следует стремиться, например, идеал красоты, справедливости и так далее.

•   Образцы поведения, одобряемые обществом, закреплялись в виде моральных норм.

 

Признаки моральных норм

•   устойчивость

Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени. Из этого вытекает вторая особенность морали.

•   изменчивость

Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми.

От чего зависят? (Религия, историческая эпоха, уровень развития личности, конкретная цивилизация – особенности условий, воспитание в семье).

 

Категории морали

Одной из составляющих морали являются ее категории. К ним относятся:

  • добро;
  • зло;
  • долг;
  • справедливость;
  • достоинство;
  • Честь.

Особое значение в обществе имеет категория долга, так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания. В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.

Нравственный долг – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать.

Чувство долга – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

Долг общественный и долг моральный

Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнить.

Моральный долг, когда человек сознательно предъявляет моральные требования к самому себе.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.012 с.)