Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация функций науки.
Проективно-конструктивная функция, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Современные исследователи предлагают выделять две общие как для образования, так и для науки функции. Во-первых, это функция, предполагающая неогуманистическую ориентацию, в которой присутствует акцент на выживание человечества. Суть ее сводится к транслированию последующим поколениям не только совокупности накопленных знаний, но императивов на будущее, содержащих заботу о будущих поколениях. Вторая, тесно связанная с ней экологическая функция. Задание: Выступление по выбранной теме (здесь тоже есть долги, каждый о себе должен знать!) 1) Научные подходы в образовании. 2) Естественные науки: особенности и перспективы развития (варианты: физика, химия, экология, биология, нанотехнологии, медицина) 3) Социально-гуманитарные науки и их культурное значение. 4) Труд ученого в современном мире. 5) Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? 6) Дошкольное образование в России. 7) Школьное образование в России: прошлое, настоящее, будущее. 8) Среднее профессиональное образование в России. 9) Высшее образование: ступени образования, проблемы, перспективы. 10) Повышение квалификации и послевузовское образование. 11) Формы обучения. (Давыденко – долг) 12) Образование в жизни человека и общества. 13) Дополнительное образование: проблемы и перспективы развития. 14) Наука и религия: диалог или противостояние?
Лекция 18 Мораль и нравственность
Понятие морали В обществе действуют такие правила поведения, которые не прописаны в документах, но соблюдаются большинством людей. Например, в профессиональной сфере. Человек проявляет любовь к своей работе, старается принести пользу, накапливает знания и навыки, которые способствуют его более успешной деятельности. Все это не устанавливается специальными актами и действует без какой-либо письменной формы. Также выстраиваются семейные и дружеские отношения, в которых, к примеру, принято уважать и любить друг друга, не лгать, поддерживать в трудных ситуациях. Мораль – это совокупность принятых в обществе норм, которые регулируют отношения между людьми, их взаимные обязанности и права.
Если право, например, опирается прежде всего на принуждение, на силу государственной власти, то мораль – на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали. Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. Таким образом, можно сказать, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.
Возникновение морали Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе. • Понятие этики, науки о морали, вводит Аристотель в 4 веке до нашей эры. Тогда оно обозначало философское знание обо всех явлениях культуры вообще. • Существовавшие в обществе традиции и обычаи постепенно стали приобретать форму идеалов, к которым следует стремиться, например, идеал красоты, справедливости и так далее.
• Образцы поведения, одобряемые обществом, закреплялись в виде моральных норм.
Признаки моральных норм • устойчивость Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени. Из этого вытекает вторая особенность морали. • изменчивость Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми. От чего зависят? (Религия, историческая эпоха, уровень развития личности, конкретная цивилизация – особенности условий, воспитание в семье).
Категории морали Одной из составляющих морали являются ее категории. К ним относятся:
Особое значение в обществе имеет категория долга, так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания. В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе. Нравственный долг – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать. Чувство долга – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Долг общественный и долг моральный Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнить. Моральный долг, когда человек сознательно предъявляет моральные требования к самому себе. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.012 с.) |