Предпосылки возникновения абсолютизма в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения абсолютизма в России




Существуют различные мнения о том, когда абсолютизм возникает в нашем государстве. Самая ”ранняя” точка зрения - уже при Иване IV в 16-ом веке, другая точка зрения - начало 18-го века при Петре I, а конец абсолютизма при Николае I - это уже не абсолютный монарх, теперь это бюрократическое самодержавие. Другие считают, что угасает абсолютизм с буржуазными реформами 19-го века, так как произошел раскол власти.
Для того чтобы рассмотреть абсолютизм в России на начальном этапе нужно найти социальную опору абсолютизма. В 17-ом веке трудно найти капиталистические ростки, последующие развитие капитализма в России имело существенную специфику, разбогатевшие предприниматели вкладывали капитал в землю, становились феодалами и боролись за получение дворянского титула, вместо того, чтобы вкладывать капитал в дело и формировать реальную политическую силу в стране. Посадское население было оформлено в сословия ещё Соборным Уложением 1649-го года. Внутри посада была сформирована привилегированная группа (торговая и суконная сотня), что затрудняло жизнь посада и осознание им своих интересов.
Во второй половине 18-го века в России наблюдается резкий рост бюрократического аппарата, этому способствовало введение отраслевого управления, оно становится более специализированным, требовались новые люди. Также в этот период наблюдается обострение классовой борьбы.
Для абсолютной монархии характерны:
Наличие сильного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму, но у него были свои особенности.
Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных отношений (крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества.
Российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.
Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении стал акт об отмене местничества (1682 г., служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни).
Утверждение абсолютизма в России не вызвало сопротивления сторонников старой политической системы. Сословно-представительные институты сами постепенно угасают, единственный прецедент - восстание стрельцов, но это скорее был факт борьбы за власть.

Реформы Петра I

от Др. Руси до II Мировой Войны

Военная реформа: Причина: война со Швецией.

Цель: изыскание средств для продолжения войны.

П1 постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки, постепенно упразднял дворянские конные ополчения, постепенно преобразовал гарнизонных пушкарей, казаков и стрельцов в регулярные гарнизонные войска. П1 увеличил число рег полков. На их комплектование были учреждены рекрутские наборы с податных сословий. Была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий (по рекруту с 20 дворов). П1 приобщил к своей армии казачьи войска в кач-ве постоянной составной части. Итог: в конце царствования П1 он располагал армией в которой было около 200.000 рег войск и не менее 75.000 казач, кроме того во флоте считалось 28.000 чел, 48 кораблей и до 800 мелких судов.

Сословные реформы:

1. Все разряды служилых людей Петром были соединены вместе, в одно сословие, которому было присвоено звание шяхетства. Служилая знать по закону перестала на службе отличаться от обычных людишек: все низшие чины одинаково могли дослужиться до высших чинов и должностей. Порядок такой выслуги был точно определен табелью о рангах (1722). В этой табели все офицерские, канцелярск и высш гос дол-ти были распределены на 14 рангов. Уничтожив старые служебные порядки и повернув всех дворян в регулярные полки, Петр сделал положение дворян более тяжелым. Он требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте, цифирии и геометрии. С другой стороны Петр ограничил землевлад права и льготы дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставил им за службу денежное жалование. Итог: старые дворяне как бы превратились в новое гвардейство. Допустив такой аристократический подбор людей в гвардии, Петр сумел воспользоваться им: он на родовитых и богатых офицеров возлагал разные поручения по делам казенного хоз-ва, и т.о. создал себе из них удобных, ответственных чиновников.

2. Реформа относительно городского сословия. Цель: создать на Руси сильный и деятельный класс. Ход: он освобождал горожан от присяжных служб у казенных товарных складов и торгово-пром-х оп-ций и расширил гор с/у. В 1720 был учрежден главный магистрат, кот Петр поручил заботы о гор сословии во всем гос-ве, а позднее гл магистрату был дан наказ, определивший общий порядок гор устр-ва и упр-я. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на регулярных и нерегулярных. Регулярные гр-не составляли две гильдии: в 1 входили представители капитала и интеллигенции, во 2 - мелкие торговцы и ремесленники. Рем-ки делились на цехи по ремеслам. Нерегулярными людьми назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров. Кроме того гор дела обсуждались на посадских сходках или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинен главному магистрату. Итог: русские города и после Петра остались в том же положении в котором и были.

3. Крестьянство. Была произведена замена подворной подати подушной. В 1718 начались переписи тяглых людей, записывались в сказки все взрослые мужчины. Позднее назначили ревизию для проверки этой переписи. Когда ревизия определила число налогоплательщиков в 5 млн, то был определен размер новой подати: 74 коп в год с частновлад людей и несколько больше с кр-н казенных. Петр велел во время своей ревизии записать всех холопов в ревизские сказки и обложить их подушною податью наравне с кр-ми. С тех пор землевладельцы стали совершенно одинаково вносить подать и за кр-н своих и за холопов, что с теч-м времени привело к совершенному смешению кр-н с холопами. Так, мало помалу была подготовлена та форма креп права, кот в 17 веке превратила кр-н из гос тяглых людей в полных господских рабов.

Общий итог: итак, в конце царствования Петра очень многое изменилось в жизни сословий. Но гос-во при П1 продолжало смотреть на свои сословия так же, как и раньше.

Управление: П1 перестал созывать БД и все важнейшие дела и законы обсуждал сам, в своем кабинете, с довер лицами и любимцами. Для руководства всем управлением и для высшего суда П1 в 1711 учредил правительствующий сенат. С не мог сам издавать законов, он только обнародовал данные ему государем законы и указы, следил за законностью и правильностью действий администрации и решал те дела, административные и судебные, кот затрудняли низшую администрацию или же доходили до сената по жалобам. При сенате Петр учредил в 1722 особую прокуратуру для надзора за законностью действий администрации. ЕЕ начальник генерал-прокурор имел контроль над самим сенатом, служил посредником между государем и сенатом. Взамен старых приказов с 1718 стали действовать коллегии, из которых каждая имела определенный круг дел. Всего коллегий было 12 (военная, морская, ин дел, камер-коллегия, штатс - ревизион - коммерц - мануфактур - берг - юстиц - духовная и др. В 1708 ввел деление на губернии. По несколько прежних уездов соединялись в провинцию, а несколько провинций в губернию. Во главе губернии стоял губернатор, подчиненный сенату, во главе провинций и уездов - воеводы, при них стояли земские комиссары. Итог: т.о. и до П и при нем одинаково г-во управлялось вверху чиновниками, а внизу выборными властями. С/у было подчинено бюрократии. Только при П было нарушено старое единство подчинения.

Финансовые меры: П изменил прямую подать. Сделав ее подушной и распространив ее на холопов, П значительно увеличил податное поступление. Столь же значительно он поднял косвенные налоги, увеличив пошлины. Перт изменил вес и чекан монеты. Он указал чеканитт новые рубли и полтины, но так, чтобы рубль был равен не 2 ефимкам как раньше, а 1, а полтина была в 0,5 ефимка. Итог: в р-тате П удалось поднять гос доходы. До него казна получала 2,5 млн рублей в год (старой монетой), а в конце его царствования доходы возросли до 10 млн с лишком новой монетой.

Церковная реформа: Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось соборным управлением. Из лиц, принадлежащих к духовенству была учреждена духовная коллегия, названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент, два вице-президента, советники, асессоры и секретари. При синоде стоял и обер прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прок-ра и сената. Так решил П1 вопрос о церк упр-ии, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти.

Просвещение: При П1 возник ряд практических школ для преподавания знаний по грамоте русской, по иностр языкам, по мат-ке, морскому делу, счетоводству и др. Он также принимал меры и к тому, чтобы вообще поднять культурный уровень об-ва. Для этого, например, П заботился о переводе разных полезных книг с иностр языков. Начал издавать «Ведомости и военных и иных делах».В конце своего царствования он задумал и подготовил учреждение в Петербурге Академии наук для научных исследований и обучения наукам.

ВЫВОД: Положение сословий в г-ве по существу не было изменено: сословия не получили новые права и были оставлены при старых обязанностях. Упр-е по-прежнему было бюрократическим. Словом тип гос-ва, создавшийся до П, не был изменен. Все его перемены имели своим назначением совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. Резкая по сути реформа была проведена только в церковном упр-ии, где с упразднением патриаршества церк жизнь была приведена в полное подчинение г-ву.

Билет № 22

Эпоха Екатерины 11 – это время проведения политики просвещенного абсолютизма, провозгласившего заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской философией Просвещения. Несмотря на либеральные идеи, политика «просвещенного абсолютизма» отличалась социально-политическим консерватизмом: привилегии, предоставленные дворянам и горожанам, а также реформы госаппарата сохранили абсолютизм и укрепили крепостничество.
В 1763 г. была проведена своеобразная «реанимация» одного из основных органов власти – Сената (разделение Сената на шесть департаментов, имеющих конкретные обязанности и полномочия).
В 1764 г. началась секуляризация церковных и монастырских земель. Это ограничивало влияние церкви на общество и вело к дальнейшему подчинению духовной власти светской. Церковная реформа значительно облегчила положение крестьян, переведя их из ряда монастырских в государственные.
В 1775 г. была проведена губернская реформа с целью повышения эффективности борьбы с «беспорядками» («пугачевщина») и укрепления положения дворян в государстве и обществе. Российская империя была разделена на 50 губерний, во главе которых стояли генерал-губернаторы, в чьих руках сосредоточилась вся полнота власти – государственная, административная и т.д.
В том же 1775 г. губернская реформа была распространена и на окраины (ликвидированы Запорожская Сечь и остатки Левобережной Украины).
Товарные отношения постоянно перерастают в капиталистические и начинают вытеснять крепостной труд. Промышленный труд все больше отделяется от сельского хозяйства. Крепостное помещичье хозяйство изживало себя и не могло бы конкурировать с капиталистическим, если бы не поддержка правительства.

 

Одна из проблем, разрешением которой занялась
Екатерина II в первую очередь, была связана с цер-
ковными имениями. Число крестьян, принадлежав-
ших духовенству, составляло почти 1 млн человек.
Екатерина II лишила православную церковь какого-либо
политического влияния, поставив ее в финансовую
зависимость от государства. Духовенство окончатель-
но превратилось в один из отрядов чиновничества.
Именно в этом видела его роль Екатерина II, и впо-
следствии, занимаясь созданием в России полноцен-
ных сословий, она никогда не пыталась сделать тако-
вым духовенство.
Манифестом от 7 ноября 1775 г. были указаны
недостатки существующего областного управления.
Прежде губернии делились на провинции, а провин-
ции - на уезды; теперь губернии делились прямо на
уезды. Прежде областное деление производилось
случайно, почему и выходило так, что, например,
Московская губерния имела 2 млн 230 тыс. жителей,
а Архангельская - только 438 тыс. жителей, а между
тем численный штат администрации был приблизи-
тельно одинаков и в той и в другой губернии. Границы
прежних губерний и областей устанавливались частью
по географическим, частью по историческим призна-
кам или условиям, в основание губернского деления
Екатериной II принято было исключительно количест-
во населения. При новом административном разде-
лении было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс. Екатерина II стремилась увеличить
силы администрации, разграничить ведомства и при-
влечь к участию в управлении земские элементы, но
ее учреждения были гораздо сложнее учреждений
Петра I. Однако, будучи очень систематичны сами по
себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систе-
му все государственное управление. Они не затрону-
ли форм центрального управления, но имели на него
косвенное влияние. Центр тяжести всего управления
был перенесен в области, и в центре оставалась лишь
обязанность руководства и общего наблюдения. Ека-
терина II сделала значительный шаг вперед на пути
либерализации общества.
Положение дворянства на закате правления
Екатерины II.
Грамотой 1785 г. завершен был процесс сложения
и возвышения дворянского сословия. При Екатерине II
дворянин стал членом губернской дворянской корпо-
рации, привилегированной и державшей в своих ру-
ках местное самоуправление. Грамота 1785 г. уста-
новила, что дворянин не может иначе как по суду
лишиться своего звания, передает его жене и детям;
судится только с равными себе, свободен от податей
и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой
собственностью всем, что находится в его имении;
свободен от государственной службы, но не может
принимать участия в выборах на дворянские должно-
сти, если не имеет офицерского чина.
Дворянские общества имели все права юридиче-
ских лиц и пользовались широким простором в устройст-
ве своих общественных дел. Дворянство пришло к кон-
цу XVIII в. к таким результатам: исключительные
личные права, широкое право сословного самоуправ-
ления и сильное влияние на местное управление.

 

Билет № 23

Начало 19-го столетия на Европейском континенте ознаменовалось целой серией коалиционных войн против наполеоновской Франции, в которых Российская империя являлась непременным участником. Предыстория этих вооруженных конфликтов лежит в истории войн эпохи Великой французской революции 1789–1794 гг., когда против новоявленной республики объединились монархи всей Европы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.015 с.)