ТОП 10:

Вопрос 35. (35) Третьиюньская монархия. Политическое развитие России в период реакции 1907-1914г



Третьеиюньский государственный переворот. 20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума.. Дума отказалась обсуждать, а тем: более - утверждать указ от 9 ноября 1906 г., хотя правитель-ство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать и II Думу, но одновременно с этой акцией, опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элемен-тов. Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия думы.3 июня 1907 г. был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государ-ственного переворота.

Рецидивы общинного сознания. III Государственная дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на свое первое заседание 1 ноября 1907 г. Получив удовлетворяющий его состав Думы, правительство смогло, наконец, представить аграрный законопроект на утверждение.

Переселенческая политика. Одним из важнейших инстру-ментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Всего же с 1906 по 1914 г. в Сибирь переселилось 3 млн. 40 тыс. человек.

Кооперация. Крестьяне-переселенцы нашли свой путь в ка-питализм, опирающийся на русские коллективистские тради-ции: общину сменила кооперация. 

Оставался единственный способ проведения реформ - при помощи силы государства. Однако столыпинский курс перестал поддерживать и Николай II.

1912-1914 гг. Деятельность правительства в 1912-1914 гг. со всей очевидностью свидетельствовала о том, что курс на крупномасштабные реформы был окончательно свернут..

15 ноября 1912г. начала работу IV Государственная дума., по своим настроениям она была оппозиционной. Лидер кадетов П. Н. Милюков строил планы создания в Думе «прогрессивного блока», включавшего в себя всех депутатов - приверженцев умеренных реформ для оказа-ния мощного парламентского давления на правительство.

Однако реформаторский путь России был прерван не только торможением правящей верхушки и отсутствием по-коя внутреннего, а, что самое главное, покоя внешнего. Рос-сия оказалась втянутой в первую мировую войну.

Так же в этот период большевики начинают агитацию населения на свою сторону, уменьшевики делятся на 2 лагеря Мартов и Плеханов. Эсеры партия прекратила индивидуальный террор, аграрный террор пре-кратился сам собой. Появились группы анархистов.

Третьеиюньская монархия стала последней фазой эволюции российского самодержавия. Переворот 3 июня 1907 г. завершил процесс формирования своеобразной российской разновидности бонопартистской государственности, в принципе типичной для эпохи утверждения буржуазного строя, для эпохи перехода от абсолютизма к правовому государству. В третьеиюньской политической системе причудливо сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты «классического» самодержавия. Преобразования, проведенные в период революции (создание Государственной думы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству. Вместе с тем в политической жизни страны огромную, во многом ведущую роль продолжали играть институты и нормы, унаследованные от прошлого. Известной двойственностью отличалась и социальная природа третьеиюньской монархии. Хотя дворянство сохраняло статус первого сословия империи, преобразования, осуществленные в 1905-1907 гг., открыли российской буржуазии более широкие возможности для воздействия на управление страной, чем это было раньше. Зримым воплощением третьеиюньской системы стала III Дума, собравшаяся осенью 1907 г. Благодаря новому закону о выборах в III Думе резко сократилось (по сравнению с первыми двумя) представительство левых партий (трудовики получили 13 мест, социал-демократы -- 19). Самую крупную фракцию образовали октябристы, имевшие (вместе с примыкающими к ним) 154 мандата. Поддерживая курс П.А.Столыпина, они играли в Государственной думе роль правительственной партии. Кадеты смогли провести в Думу 54 депутата. Значительно укрепили свои позиции правые: группа из 51 депутата образовала фракцию крайних правых, а 96 мест имели умеренно правые и националисты, которые также стали опорой П.А.Столыпина.

       Период третьеиюньской монархии характеризовался попытками части правящих кругов решить наболевшие проблемы социально-экономического и политического развития страны путем реформ с тем, чтобы предотвратить новый революционный взрыв. Эти попытки были в первую очередь связаны с деятельностью П.А.Столыпина. Не отказываясь (и после разгрома революции) от широкого применения репрессий для окончательного «успокоения» страны, П.А.Столыпин вскоре после своего прихода к власти выдвинул обширную программу преобразований, реализация которой должна была, по его мнению, сделать невозможным новый революционный взрыв.

Вопрос 36.

(36) Социально-экономическая политика правительства Столыпина

РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА

24 августа 1906 г. П.А.Столыпин опубликовал правитель-ственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при по-мощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одно-временно было объявлено о подготовке пакета законопроек-тов, способствующих превращению России в правовое госу-дарство: о свободе вероисповедания, о гражданском равно-правии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о вве-дении всеобщего начального обучения и улучшении матери-ального обеспечения народных учителей, о подоходном нало-ге и полицейской реформе.Эти законопроекты он был наме-рен предложить для обсуждения в новой Думе.

Реформы Столыпина (кратко)

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября 1911 г наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян.упор делался на единоличного собственника, а не на общину. отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. в Сибирь, а также Дальний Восток и т.д

Земство:Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было.

Реформа промышленности.

Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других.

Национальный вопрос

Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России.

Реформа образования

предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Но для ее осуществления, к сожалению, не хватило времени.

Судебная реформа

в соответствии с замыслом Столыпина, в общих чертах, местный суд, искаженный реакционными реформами императора Александра III, должен был вернуться к своему первоначальному облику.

 

Заключение

столыпин реформа крестьянство буржуазия

Несмотря на благоприятные экономические, идеологические и политические обстоятельства, Столыпин совершил ряд ошибок, поставивших его реформы под угрозу провала:

-Первой ошибкой было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих.

-Второй ошибкой стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов.

Несмотря на частичные успехи реформ, в России сохранились острые противоречия в аграрном, рабочем, национальном вопросах.

В общем, реформы П.А. Столыпина можно охарактеризовать как консервативную модернизацию страны. Они не изменили основ политического и экономического строя, но способствовали некоторой демократизации общественной жизни и ускорению экономического роста.

 

Итоги аграрной реформы

К положительным итогам аграрной реформы можно отнести:

- из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба;

- из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств;

- 4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот;

- стоимость с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор;

- потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн. пудов;

- за 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год.

 

Отрицательные итоги реформы:

- от 70% до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников;

- вернулось назад в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев;

- на крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин;

- основное с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели плугов;

- минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей;

- в 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.008 с.)