Разработка программы конкретного социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка программы конкретного социологического исследования



Обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования

Следует начать с понимания того, что такое эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – целенаправленная педагогическая работа, цель которой – развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей [4].

Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в формировании личности. С раннего детства ребёнку свойственно стремление к красоте. Эстетическое воспитание – не просто одна из составляющих частей целостной системы воспитания, это средство, дополняющее и облагораживающее другие формы воспитания и самовоспитания.

Приобщение учащихся к красоте духовно обогащает их, способствует стремлению школьников создавать прекрасное в трудовой, спортивной и других видах деятельности [2]. Пожалуй, это действительно так. Например, предметом деятельности Центра является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства. Дополнительные образовательные программы как раз и направлены на эстетическое воспитание детей. Совмещая предмет деятельности Центра и приведенный фрагмент статьи, становится очевидным, что в конечном итоге эстетическое воспитание, являющееся неотъемлемой частью процесса воспитания личности в целом, позволяет, главным образом, сформировать полноценную, разностороннюю и действительно воспитанную личность, и, как следствие, позволить обществу и государству динамично развиваться.

Вследствие такой важности эстетического воспитания школьников, необходимо также понимать, что, несмотря на стремление с самого детства к красоте и гармонии, человек все же склонен выбирать какую-либо конкретную область искусства, наиболее для него интересную. Рассуждая об эстетическом воспитании, неизбежно встаешь перед вопросом: как и откуда у детей появляется эстетическое чувство, чувство прекрасного, понимание того, что такое красота и что такое безобразие. Ответ прост: с самого детства ребёнок тянется к тому, что находит приятным, хорошим, красивым, и отворачивается от того, что ему неприятно. Выходит, что предпочтения детей, связанные с выбором направления эстетического воспитания можно проследить с самого детства.

Но тут встает следующий вопрос: отдавая ребёнка в Центр эстетического воспитания или какую-либо школу искусств, считаются ли родители с интересами своих детей или же они руководствуются лишь собственными предпочтениями.

Очевидно, что для гармоничного развития личности, не сопровождающегося внутриличностным конфликтом, необходимо согласование выбора образовательной программы с ребёнком, понимание того, что интересно ему самому.

Если этого не происходит, вполне вероятно, что цель, которую преследует эстетическое воспитание – сформировать полноценную, разностороннюю и действительно воспитанную личность, и, как следствие, позволить обществу и государству динамично развиваться, может быть не достигнута. И тогда все затраченные усилия и годы были напрасными.

Вследствие, актуальности проблемы эстетического воспитания, и, как следствие, проблемы выбора направления подготовки, то есть предпочтений самих обучающихся, было проведено пилотное исследование на тему: «Предпочтения школьников в выборе направления дополнительной образовательной подготовки в рамках эстетического воспитания (на примере ОГБУДО «Центр эстетического воспитания детей»)»

Объектом исследования в рамках данной темы являются учащиеся ОГБУДО «Центр эстетического воспитания детей»

Предметом исследования являются предпочтения детей и подростков, обучающихся в данном центре, в выборе направления дополнительной образовательной подготовки в рамках эстетического воспитания.

Определение цели и задач исследования

Цель данного социологического исследования – изучение предпочтений школьников, обучающихся в ОГБУДО «Центр эстетического воспитания детей», в выборе направления дополнительной образовательной подготовки в рамках эстетического воспитания.

Данная цель предполагает выполнение ряда задач:

- поиск, сбор и анализ литературы по заявленной проблеме;

-осуществление теоретико-методологического обоснования исследуемой проблемы;

- разработка программы социологического исследования, в том числе алгоритмов сбора (в данном случае – анкетирование), обработки и анализа первичной социальной информации;

- сбор необходимой для исследования информации (проведение анкетирования);

- обработка полученной в ходе анкетирования информации по проблеме исследования.

Логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация

В рамках данного социологического исследования необходимо осуществить логический анализ понятий для более полного понимания проблемы.

Прежде чем перейти к основному понятию данной работы – эстетическому воспитанию, следует обратиться к составляющим его частям – эстетике и воспитанию. Эстетика – это учение о прекрасном в художественном творчестве, в природе, в жизни в целом. Воспитание – это комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка [5]. Соединяя полученные сведения, получаем определение эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее [1]. Вследствие необычайной важности функции эстетического воспитания, создаются различного рода центры, школы, кружки, секции, студии, целью которых и является эстетическое воспитание личности. Сегодня подобных организаций достаточно много, что говорит о понимании важности, значимости и роли именно эстетической составляющей в воспитании ребёнка.

Положительным результатом при успешном эстетическом воспитании должно быть личностное и культурное развитие. Но что означают эти понятия?

Личностное развитие – это процесс физического, эмоционального, интеллектуального, духовного становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов [3]. Культурное развитие – это процесс, определяющий повышение уровня образованности и воспитанности человек и проявляющийся в способе поведения, отношении к другим людям и своей деятельности. Оба типа развития человека взаимодополняют друг друга, одно невозможно без другого. Так, полноценное становление личности невозможно без культурной составляющей, за взращивание которой в некоторой мере отвечает и эстетическое воспитание. И наоборот, культурное развитие обязательно сопровождается развитием личности, ведь на это оно и направлено.

Формулировка рабочей гипотезы

Для проведения полноценного социологического исследования необходима формулировка гипотезы, которая в результате анализа собранных данных, будет подтверждена или опровергнута. Для того, чтобы гипотеза не была слишком громоздкой, она будет разбита на несколько более мелких гипотез, связанных между собой.

В данном случае гипотезы следующие:

- дети, обучающиеся в ОГБУДО «Центр эстетического воспитания детей», занимаются в данном Центре по настоянию родителей;

- направление обучения в Центре выбиралось с учетом интересов самих детей;

- дети понимают смысл осуществляемой образовательной деятельности и замечают ее влияние на собственное личностное и культурное развитие.

Определение стратегического плана исследования

В данном социологическом исследовании используется аналитический (описательный) план.

Аналитический (описательный) вид плана используется тогда, когда имеющиеся знания об исследуемой проблеме позволяют выделить объект исследования и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана – проверить эту описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта [7]. Вследствие этого среди обучающихся в данном центре детей будет проведено анкетирование.

Составление плана выборки

Анкетирование проводилось в Школе №11 с углубленным изучением отдельных предметов, располагающейся по адресу Куйбышевское шоссе, 2/1, и в Средней общеобразовательной школе №64, располагающейся по адресу ул. Черновицкая, 23а в городе Рязань. Выборка составила 100% присутствующих на момент анкетирования учеников – 13 человек по направлению подготовки актерское мастерство и английский язык, 7 человек – вокал, 32 человека – литературное направление. В исследовании участвовали школьники, из которых 35 % в возрасте 9-10 лет, 62 % в возрасте12-13 лет, 3% в возрасте 17 лет.

Описание методов сбора данных

В рамках данного социологического исследования, как уже упоминалось, был использован метод анкетирования (Приложение 1).

Анкетирование – это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты [6].

Выбор данного метода обусловлен рядом его преимуществ:

- анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов;

- возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени;

- возможность осуществления компьютерной обработки информации;

- при анонимном анкетировании (использовалось в данном исследовании) можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.

Описание схемы анализа данных

После проведения анкетирования полученные данные вносятся в таблицу программы Microsoft Exel, где после производится систематизация полученных данных. Затем полученные данные изображаются графически и интерпретируются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.017 с.)