Анализ и интерпретация результатов арт-терапии страхов младших школьников в условиях материнской депривации . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и интерпретация результатов арт-терапии страхов младших школьников в условиях материнской депривации .



Развитие эмоций у детей взаимосвязано с его социальным окружением, и нарушение привычной ситуации может привести к появлению аффективных реакций, в частности страха. Особенно негативно на эмоциональной сфере ребенка сказываются условия материнской депривации. Все это представляет большой интерес для исследователей в области психологии.

Исследование детских страхов, как в отечественной (М.И. Буянов, В.И. Гарбузова, А.И. Захаров, В.С. Мухина, М.В. Осорина, М.П. Феофанов, П.М. Якобсон и др.), так и в зарубежной (А. Адлер, Л. Дюсс, Г.С. Салливан, Ч. Спилбергер, Дж. Уотсон, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.) научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные состояния у детей влияют на нормальное протекание психических процессов и развитие личности ребенка.

В современном мире вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, большое значение, ввиду их широкого распространения среди детей. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости комплексного подхода к коррекции детских страхов, а для этого необходимы данные об объектах и механизмах возникновения страхов, которых недостаточно.

Для отечественной и зарубежной психологии проблема материнской депривации и её негативного влияния на развитие детей не является новой. Отдельные ее аспекты были исследованы психологами, социологами, психиатрами.

Научным обоснованием депривации и причин её возникновения занимались: Дж. Боулби, Д.В. Винникот, Й. Лангмайер, З. Матейчек, М. Мид, Р. Шпитц, Н.М. Щелованов и др.

Вопросам выявления психологических особенностей депривированных детей уделено внимание в исследованиях Н.М. Аксариной, Е.Г. Алексеенковой, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной, Р.Ж. Мухамедрахимова, Ю.Ф. Поляковой, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. К заслугам таких учёных, как: Э. Бадинтер, Й. Лангмайер, З. Матейчек, Э. Эриксона, можно отнести выделение видов деприваций; И.А. Фурманов и Р. Шпиц описали поведенческие особенности депривированных детей.

В исследовательском плане необходимость обращения к данному вопросу обусловливается тем, что в психологической науке остаются открытыми вопросы влияния материнской депривации на формирование страхов у детей, а также возможностей арт-терапии в профилактике и психокоррекции страхов у депривированных школьников.

Проблема исследования - каковы возможности арт-терапии в работе со страхами младших школьников в условиях материнской депривации?

Цель исследования - раскрыть возможности арт-терапии в работе со страхами младших школьников в условиях материнкой депривации.

Объект исследования - страхи младших школьников в условиях материнской депривации.

Предмет исследования – арт-терапия страхов младших школьников в условиях материнской депривации.

Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста, находящихся в условиях материнской депривации, отмечаются изменения вэмоциональной сфере личности, выражающиеся в повышенной тревожности и агрессивности, в появлении различных видов страхов и фобий.

Арт-терапия является эффективным средством психокоррекции тревожности и агрессивности, а также страхов и фобий депривированных младших школьников.

Задачи исследования:

1. Теоретически изучить степень разработанности выбранной темы в отечественной и зарубежной психологической литературе.

2. Исследовать эмоциональные особенности младших школьников, находящихся в условиях материнской депривации.

3. Разработать, внедрить программу арт-терапии в работе со страхами младших школьников в условиях материнской депривации и проверить ее эффективность.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют культурно-историческая концепция о развитии высших психических функций Л.C. Выготского; исследования эмоциональной сферы личности - В.М. Блейхера, А.В. Запорожца, А.И. Захарова, К. Изарда, B.C. Мухиной, М.В. Осориной, A.M. Прихожан, А.С. Спиваковской и др.; исследования влияния страхов и фобий на формирующуюся личность - З. Фрейда, А. Адлера, Р. Мэйя, К. Хорни, Ч. Спилбергера, Ф. Перлза, Э. Фромма, Дж. Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель; теория привязанности Дж. Боулби, в которой утверждается важность роли матери в обеспечении эмоционального комфорта ребёнка, ее влиянии на психологическое развитие, путём удовлетворения потребности в безопасности.

Методы исследования:

· Организационные (сравнительный метод).

· Эмпирические (наблюдение, беседа, опросники).

· Методы обработки данных (количественный и качественный анализ).

· Методы интерпретации (структурный).

На основе теоретико-методологического обоснования связи страхов младших школьников и составляющими материнской депривации была разработана программа эмпирического исследования. Разработка методического комплекса заключалась в подборе адекватных исследованию методик:

1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова);

2. Проективная методика выявления страхов у детей «Мои страхи» (А.И. Захаров);

3. Проективная методика Рене Жиля;

4. Проективная методика «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас);

5. Проективная методика «Барашек в бутылке» (Т.П. Репнова);

6. Цветовой тест отношений (А. Эткинд);

7. Установление границ симбиоза с матерью - опросник привязанности к матери (Г.Г. Филипповой, Н.Н. Матушевской);

8. Беседа с младшими школьниками;

9. Наблюдение.

Изучив страхи младших школьников в условиях материнской депривации, приступаем к анализу и интерпретации результатов исследования.

Выявили выраженность показателей видов страхов младших школьников с помощью методики «Страхи в домиках» А.И. Захарова. Результаты представлены на рис.1.

 

Рис.1. Выраженность показателей видов страхов младших школьников.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.007 с.)