Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ и интерпретация результатов арт-терапии страхов младших школьников в условиях материнской депривации . ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Развитие эмоций у детей взаимосвязано с его социальным окружением, и нарушение привычной ситуации может привести к появлению аффективных реакций, в частности страха. Особенно негативно на эмоциональной сфере ребенка сказываются условия материнской депривации. Все это представляет большой интерес для исследователей в области психологии. Исследование детских страхов, как в отечественной (М.И. Буянов, В.И. Гарбузова, А.И. Захаров, В.С. Мухина, М.В. Осорина, М.П. Феофанов, П.М. Якобсон и др.), так и в зарубежной (А. Адлер, Л. Дюсс, Г.С. Салливан, Ч. Спилбергер, Дж. Уотсон, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.) научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные состояния у детей влияют на нормальное протекание психических процессов и развитие личности ребенка. В современном мире вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, большое значение, ввиду их широкого распространения среди детей. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости комплексного подхода к коррекции детских страхов, а для этого необходимы данные об объектах и механизмах возникновения страхов, которых недостаточно. Для отечественной и зарубежной психологии проблема материнской депривации и её негативного влияния на развитие детей не является новой. Отдельные ее аспекты были исследованы психологами, социологами, психиатрами. Научным обоснованием депривации и причин её возникновения занимались: Дж. Боулби, Д.В. Винникот, Й. Лангмайер, З. Матейчек, М. Мид, Р. Шпитц, Н.М. Щелованов и др. Вопросам выявления психологических особенностей депривированных детей уделено внимание в исследованиях Н.М. Аксариной, Е.Г. Алексеенковой, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной, Р.Ж. Мухамедрахимова, Ю.Ф. Поляковой, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. К заслугам таких учёных, как: Э. Бадинтер, Й. Лангмайер, З. Матейчек, Э. Эриксона, можно отнести выделение видов деприваций; И.А. Фурманов и Р. Шпиц описали поведенческие особенности депривированных детей. В исследовательском плане необходимость обращения к данному вопросу обусловливается тем, что в психологической науке остаются открытыми вопросы влияния материнской депривации на формирование страхов у детей, а также возможностей арт-терапии в профилактике и психокоррекции страхов у депривированных школьников.
Проблема исследования - каковы возможности арт-терапии в работе со страхами младших школьников в условиях материнской депривации? Цель исследования - раскрыть возможности арт-терапии в работе со страхами младших школьников в условиях материнкой депривации. Объект исследования - страхи младших школьников в условиях материнской депривации. Предмет исследования – арт-терапия страхов младших школьников в условиях материнской депривации. Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста, находящихся в условиях материнской депривации, отмечаются изменения вэмоциональной сфере личности, выражающиеся в повышенной тревожности и агрессивности, в появлении различных видов страхов и фобий. Арт-терапия является эффективным средством психокоррекции тревожности и агрессивности, а также страхов и фобий депривированных младших школьников. Задачи исследования: 1. Теоретически изучить степень разработанности выбранной темы в отечественной и зарубежной психологической литературе. 2. Исследовать эмоциональные особенности младших школьников, находящихся в условиях материнской депривации. 3. Разработать, внедрить программу арт-терапии в работе со страхами младших школьников в условиях материнской депривации и проверить ее эффективность. Теоретико-методологическую основу исследования составляют культурно-историческая концепция о развитии высших психических функций Л.C. Выготского; исследования эмоциональной сферы личности - В.М. Блейхера, А.В. Запорожца, А.И. Захарова, К. Изарда, B.C. Мухиной, М.В. Осориной, A.M. Прихожан, А.С. Спиваковской и др.; исследования влияния страхов и фобий на формирующуюся личность - З. Фрейда, А. Адлера, Р. Мэйя, К. Хорни, Ч. Спилбергера, Ф. Перлза, Э. Фромма, Дж. Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель; теория привязанности Дж. Боулби, в которой утверждается важность роли матери в обеспечении эмоционального комфорта ребёнка, ее влиянии на психологическое развитие, путём удовлетворения потребности в безопасности. Методы исследования: · Организационные (сравнительный метод).
· Эмпирические (наблюдение, беседа, опросники). · Методы обработки данных (количественный и качественный анализ). · Методы интерпретации (структурный). На основе теоретико-методологического обоснования связи страхов младших школьников и составляющими материнской депривации была разработана программа эмпирического исследования. Разработка методического комплекса заключалась в подборе адекватных исследованию методик: 1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова); 2. Проективная методика выявления страхов у детей «Мои страхи» (А.И. Захаров); 3. Проективная методика Рене Жиля; 4. Проективная методика «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас); 5. Проективная методика «Барашек в бутылке» (Т.П. Репнова); 6. Цветовой тест отношений (А. Эткинд); 7. Установление границ симбиоза с матерью - опросник привязанности к матери (Г.Г. Филипповой, Н.Н. Матушевской); 8. Беседа с младшими школьниками; 9. Наблюдение. Изучив страхи младших школьников в условиях материнской депривации, приступаем к анализу и интерпретации результатов исследования. Выявили выраженность показателей видов страхов младших школьников с помощью методики «Страхи в домиках» А.И. Захарова. Результаты представлены на рис.1.
Рис.1. Выраженность показателей видов страхов младших школьников.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.007 с.) |