Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык и говорящий человек. Психолингвистика.
В начале XX в. лингвистика порывает с психологией, в той мере, в какой она начинает воспринимать язык как автономную систему противопоставленных друг другу единиц. Нужно добавить, что в это же время кризис, переживаемый психологией, привел к тому, что и она стремится дистанцироваться от лингвистики, усугубляя этот разрыв. Психология сосредотачивает свое внимание на изучении поведенческих реакций организма, направление в психологии, получившее название бихевиоризма (от англ. behavior – поведение). Язык с трудом можно свести к поведенческой реакции (хотя такие попытка были), и психология мало чего могла предложить лингвистике. Многие десятилетия двадцатого века лингвистов преимущественно интересовал язык как система, а точнее структура языка. Его единицы описывались в виде системы оппозиций. Такое направление в лингвистике получило название структурного. Носитель языка, говорящий человек был нужен ученому лишь в качестве информатора. Всякое научное описание языка состояло в обработке и анализе корпуса данных, полученных от информатора. Предположим, лингвист изучает фонетические и фонологические особенности того или иного диалекта. Для этого ему нужны магнитофонные записи текстов, начитанных носителем данного диалекта. К информатору предъявляются высокие и жесткие требования: он должен быть уроженцем данной местности, жить постоянно в данном регионе, не уезжая надолго, не иметь никаких дефектов произношения, обладать достаточной гибкостью, чтобы приспособиться к условиям интервью и т.д. Психологические же характеристики говорящего в данном случае не представляли научного интереса, равно как не изучались психические процессы, лежащие в основе высказывания, но только его результат (текст). Однако язык, будучи средством общения немыслим без своего носителя. Природу языка невозможно понять в отрыве от говорящего и слушающего.
Рисунок 7
Лингвистика Социальные и гуманитарные науки
Термин психолингвистика появился в 1954 году, после опубликования в США работы Ч. Осгуда и Т. Себеока «Психолингвистика». В нашей стране идеи близкие к проблематике психолингвистики развивались с начала 30-х годов в трудах Л.С. Выгодского, А.Р. Лурии и др.
Рисунок 8.
Часть II. Уровни языковой системы Фонетика и фонология
Фонетика
Фонетика (от др.-греч. phōnē ‘звук, голос’) – наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале и приемах его использования. [Степанов 2005: 37] Классификация звуков Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также звуковые явления (интонацию, ударение) можно изучать в трех разных аспектах: 1. С точки зрения их акустических (физических) характеристик; 2. С точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии (биологический аспект, подразделяющийся на произносительный (артикуляционный) – с позиции говорящего и перцептивный – с позиции слушающего); 3. С точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения. Данный аспект изучения звуковой материи языка является функциональным и изучается фонологией.
Акустический аспект характеристики звуков. Звук – это результат колебаний какого-либо тела в среде, способной передавать эти колебания до органа слуха (в воде, в воздухе). Любой звук в первую очередь есть явление физическое, характеризующееся определенными акустическими параметрами: 1. В ы с о т а, зависящая от частоты колебаний, т.е. от количества колебаний за единицу времени; чем больше частота колебаний, тем выше звук на слух. Человек способен воспринимать колебания от 20 до 20 000 герц (герц (Гц) – одно колебание в секунду); 2. С и л а, зависящая от амплитуды (размаха) колебаний; чем больше амплитуда, тем громче звук; 3. Т е м б р, зависящий от дополнительный частот, входящих в состав звука; 4. Д о л г о т а, или длительность, общее время звучания. Колебания, воспринимаемые слухом могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном. Если же колебания являются непериодическими, неравномерными, мы имеем дело с шумом. По соотношению тона и шума выделяются следующие группы звуков: гласные – это в основном тоны, глухие согласные ([к],[т],[ш] и др.) – это шумы, в сонантах ([м],[р],[л] и др.) тон преобладает над шумом, в звонких согласных ([г],[з],[б] и др.) шум преобладает над тоном.
Звук в таком качестве способны производит голосовые связки, но это еще не звук речи. Звуку, для того чтобы из чисто акустического явления превратиться в звук речи, необходимо пройти через органы артикуляции речи, расположенные выше гортани. Вообще органы речи включают: головной мозг, посылающий из моторного центра речи (зона Брокá) через нервную систему импульсы к органам артикуляции; дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма, грудная клетка), создающий воздушную струю для обеспечения звуковых колебаний и органыартикуляции речи, подразделяющиеся на активные и пассивные. Активные органы – это голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы – это зубы, альвеолы, твердое нёбо, верхняя челюсть. Характеристика звуков по работе органов речи составляет второй аспект характеристики звуков. Биологический аспект характеристики звуков. Данный аспект подразделяется на перцептивный и артикуляционный. П е р ц е п т и в н ы й аспект охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи органами слуха и передачи соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи (так называемую зону Вéрнике). Поскольку эти процессы изучены меньше, чем процессы артикуляции, подробнее остановимся на а р т и к у л я ц и о н н ы х характеристиках звука. Артикуляционная (анатомо-физиологическая характеристика звука). Первое и главное членение в этой классификации – членение на г л а с н ы е и с о г л а с н ы е. Гласные могут быть охарактеризованы как звуки, при образовании которых речевой канал в надгортанных полостях свободен, открыт и проходящий воздух не встречает препятствий. У гласных нет определенного «фокуса» образования. При образовании с о г л а с н ы х, напротив, обязательно возникает преграда на пути воздушной струи. Соответственно у согласных есть определенный «фокус» - место образования. Артикуляционная характеристика звуков строится исходя из работы активных и пассивных органов речи, с учетом акустических характеристик звука. Классификация гласных. 1. П о д ъ е м (насколько язык поднят в полости рта). Различают гласные открытые ([а]) и закрытые ([и],[е]); 2. Р я д (насколько язык продвинут вперед). Различают гласные переднего ([и],[е]), среднего ([а],[ы]) и заднего ([о],[у]) ряда; 3. Л а б и а л и з а ц и я (сопровождается ли артикуляция округлением вытянутых вперед губ). Различают огубленные (лабиализованные) гласные ([о],[у]) и неогубленные (нелабиализованные)гласные ([е],[а]); 5. Д о л г о т а/к р а т к о с т ь. В ряде языков (английском немецком, латинском, древнегреческом и др.) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются краткие и долгие гласные: 6. Д и ф т о н г и з а ц и я. В ряде языков различают дифтонги и монофтонги. Монофтонг – это артикуляционно и акустически однородный гласный. Дифтонг – это сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Дифтонг – это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Дифтонги бывают двух видов – нисходящие и восходящие. У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее: time [taim]. У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго.
Классификация согласных 1. По соотношению шума и голоса (тона) согласные делятся на с о н а н т ы (м, н, л и др.), ш у м н ы е з в о н к и е (б, в, г, ж и др.) и шумные глухие (п, ф, к, ш и др.); 2. По способу артикуляции (по характеру преодоления преграды) согласные бывают - с м ы ч н ы е, среди которых выделяются взрывные, когда смычка заканчивается взрывом (п, т, к, д и др.), аффрикаты, у которых смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч) и имплозивные, при произнесение которых нет ни взрыва, ни перехода в щель (м, н); - щ е л е в ы е (фрикативные) согласные образуются трением струи воздуха о проход, суженный преградой (в, ф, х, ш и др.); - с м ы ч н о-щ е л е в ы е, к которым относятся следующие сонанты: боковые (л) – сохраняются смычка и щель (по бокам от языка) и дрожащие (р) – попеременное наличие смычки и щели; 3. По работе активного артикулирующего органа выделяются - г у б н ы е согласные: губно-губные (б, п, м) и губно-зубные (в, ф) - я з ы ч н ы е согласные: переднеязычные, которые в свою очередь делятся по работе кончика языка на дорсальные: передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним нёбом (с, д, ц, н), апикальные (альвеолярные): кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л), какуминальные (двухфокусные): кончик языка загнут к верху к переднему нёбу, а задняя спинка поднята к мягкому небу (ш, ж, ч); среднеязычные, у которых средняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом (й); заднеязычные (г, к, х) - заротовые (заязычные), согласные образуемые в заротовом резонаторе подразделяются на увулярные (язычковые), примером может послужить французское [r], фарингальные (глоточные) и ларингальные (гортанные); 4. Т в е р д ы е\м я г к и е согласные. При сближении спинки языка с твердым нёбом образуются мягкие согласные, т.е. происходит палатализация, при сближение спинки языка с мягким нёбом происходит веляризация («отвердение» согласного).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.014 с.) |