Формирование ценностно-смысловой компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование ценностно-смысловой компетенции



1.     Мне кажется, что в современном мире достаточно источников информации, отвечающих на вопросы “Что?” “Где”? “Когда?”, и слишком мало людей, которые способны, не навязывая своего единственно правильного, на их взгляд, объяснения “Почему?” и “Зачем?”, подвести кого-то к необходимости самостоятельного поиска ответов на эти вопросы. Учителя истории – именно такие люди. И мы можем учить своих учеников умению задуматься над, казалось бы, очевидными фактами; развивать способность оценивать идеи и поступки людей с учётом системы ценностей, свойственной их историческому времени; осознавать тот факт, что именно историческая память объединяет прошлое и настоящее; уважать прошлое; уметь делать выбор; уметь доказать правильность своего выбора, принимая во внимание и мнения других людей; понимать то, что знаешь лишь часть, но можешь узнать больше.

Ценностно-смысловые компетенции связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.  Изучая историю, создавая и упорядочивая свою систему исторических знаний, ребёнок на наших уроках в то же время формирует и свои ценностно-смысловые компетенции. Такая деятельность должна помогать развитию и становлению учащихся, а значит, должна быть наполнена для них личностным смыслом.

При формировании данных компетенций учитель  организует активную и разностороннюю познавательную деятельность учащихся, системное использование активных методов и приёмов. В последнее время мы, учителя истории, чаще всего для проверки результатов обучения применяем разнообразные тесты и это, на мой взгляд, препятствует развитию устной и письменной речи и проявлению творческой индивидуальности учащихся, не позволяет им высказать и аргументировать своё мнение, обрести собственный социальный опыт взаимодействия.

Эффективными средствами развития ценностно-смысловой компетентности выступают:

- Изложение учебного материала в культурно-исторической логике, подразумевающей раскрытие не только ключевых фактов истории различных цивилизаций, но и демонстрацию эволюции их культуры и системы ценностей.
    - Диалогичность обучения, которая подразумевает не только установление диалога между педагогом и воспитанниками в процессе обучения, уважение точки зрения собеседника, выявление различных позиций, но понимание диалога в более широком смысле – обучающиеся должны принять диалогичность как принцип общения с миром через свои поступки. На этой основе ребёнок научится самовыражаться, самоактуализироваться, т.е. говорить с миром своими поступками.

     - Эффективным средством развития ценностно-смысловой компетентности выступает проектная деятельность.

    - Учитель использует технологии оценивания учебных успехов: задания направленные на актуализацию знаний или задания включающие алгоритм самооценивания.

     - Учитель вовлекает учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

     - Учитель предлагает ученикам вопросы, ответы на которые встречаются в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода

требуют не только знания по предмету, но и практической смекалки, умения.

     В качестве приёмов, стимулирующих  ценностную деятельность обучающихся на занятиях по истории и обществоведению используются:

- Определение целей изучения темы: при проведении урока истории учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Возможны следующие способы формирования данной группы компетенций. Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о теме, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем». Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается домапоразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

- Приём " Диалог личностей" - позволяет сопоставить систему ценностей нескольких личностей, понять и принять ценности другого человека.

- Приём идентификация, «примеривание» и «перевоплощение». Например, идентификация подразумевает постановку себя на место другого человека  (конкретной исторической личности или современного общественного, культурного, научного деятеля), что предусматривает погружение индивидом себя в пространство и обстоятельства другого человека. Для этого на уроках истории обучающимися совместно с педагогом анализируются культурные, бытовые, политические и др. условия, в которых проживала личность и их влияние на её ценностные ориентации и установки.

- Приём «самокритика» - критическое отношение к своим собственным взглядам и ценностным установкам. Обучающиеся при анализе тех или иных исторических событий или явлений современной действительности должны задавать себе следующие вопросы: Каковы мои взгляды на данную проблему? Почему они именно такие? Действительно ли они адекватны современному динамично развивающемуся миру? и т.д.
- Определение главного при изучении темы. Учитель предоставляет ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте.… В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

- Приём "парадокс" - Учитель формулирует и предлагает учащимся два высказывания. Каждое из них истинно, но вместе они порождают противоречие, которое необходимо разрешить.

- Оределение положительных и отрицательных сторон явления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.006 с.)