Моргуненко Виктория Вячеславовна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моргуненко Виктория Вячеславовна



 

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

Выпускная квалификационная работа

Обучающегося 5 курса

Направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» направленность подготовки «Начальное образование»

Форма обучения заочная

 

Научный руководитель,

старший преподаватель кафедры,

кандидат педагогических наук Л.С. Анисимова

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

 

Зав. кафедрой,

доктор педагогических наук,

профессор Н.В. Горбунова

 

 

Ялта, 2017


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…….….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….…………………………………………..7

1.1. Сущность понятия «эмоционально-ценностная компетенция» младших школьников в контексте современных педагогических исследований ……..7

1.2. Эмоционально-ценностные особенности личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте ………..……….…………………………….20

1.3. Современные формы и методы формирования эмоционально-ценностной сферы личности младших школьников........………….….….34

Выводы к первой главе ………………………………..……………………...45

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ…….......................................................................................47

2.1. Специфика диагностики уровня развития эмоционально-ценностной компетенции младших школьников ……………………………………...…..47

2.2. Организация работы по развитию эмоционально-ценностной компетенции учащихся 3 класса во внеурочной деятельности с учетом региональной специфики Республики Крым ………………………..…..….59

2.3. Анализ результатов исследования………….………………...…..….…66

Выводы по второй главе……………………………………..……………..….71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…..............................72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ…………….........………….…..75

ПРИЛОЖЕНИЯ………………….………………………...……………………….…82


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования определяется, прежде всего, интересом к проблеме личности, действующей в контексте своей эпохи. В настоящее время в отечественной педагогике и дидактике начальной школы осознаются значимость категорий «личностная свобода», «активность», «самовыражение», «самореализация» личности для формирования российского менталитета. Современное общество испытывает потребность н гражданах активных, деятельных, стремящихся и способных осуществлять преобразования в различных сферах бытия.

В нормативных документах (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года») раскрыта актуальность развития эмоциональной и ценностной сферы личности учащихся в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, осуществляется в процессе формирования у младшего школьника ключевых компетенций, одна из которых эмоционально-ценностная.

На смену идее «формирования личности», как процесса, управляемого исключительно извне и сводимого к интериоризации социальных и предметных норм, в настоящее время пришло понимание «развития личности», как институционального процесса, идущего изнутри, как самодвижение, что не исключает связей индивида с другими людьми (М.М.Бахтин, В.Э Ильенков, В.Л.Петровский, В.И.Слободчиков).

Степень изученности. Специфика педагогической деятельности сегодня заключается в том, что она помещает в центр внимания личность, находящуюся в процессе формирования, становления. Наиболее сензитивным для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его способностей, становления ценностных ориентации является младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте формируется новая система отношений ребенка к себе как ученику, к учителю как значимому взрослому, к новой ведущей деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин). Именно учитель должен свести к минимуму возможные объективные ограничения в развитии жизненных отношении ребёнка, поскольку дети ещё не могут, в силу отсутствия у них жизненной самостоятельности эффективно противостоять социальному неблагополучию. От учителя зависит, какую форму, определяющее ведущий способ ее жизнедеятельности, выберет младший школьник. Однако, не всегда эмоционально-ценностная сфера младшего школьника формируются адекватно новой социальной ситуации развития.

Как показывают многочисленные исследования (И.А.Коробейников, Г.Ф.Кумарина, Н.Г.Лускапова, Г.А.Шилова), системе жизненных отношений младшего школьника присущи противоречия: между значимыми, с точки зрения учебной деятельности, ценностными ориентациями и низкой мотивацией учения; между самооценкой и ценностными ориентациями; между необходимостью становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности и отсутствием оптимальных способов учебной работы.

Как следствие нерешенных противоречий возникают проблемы в системе жизненных отношений ребёнка, которые при отсутствии помощи со стороны взрослых, могут привести к отклонениям в становлении личности младшего школьника. Однако ощущается недостаток работ, содержащих вариативные методики развития эмоционально-ценностной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности.

Таким образом, важность проблемы эмоционально-личностного развития для формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, наличие противоречий в данном процессе (между наличными особенностями эмоционально-ценностного отношения младшего школьника и необходимыми для его становления как субъекта учебной деятельности) обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы – «Развитие эмоционально-ценностной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности начальной школы Республики Крым».

Объект исследования – процесс развития эмоционально-ценностно компетенции младших школьников.

Предмет исследования – условия развития эмоционально-ценностной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности начальной школы Республики Крым.

Цель исследовании – обосновать, разработать и апробировать методику развития эмоционально-ценностной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности начальной школы Республики Крым.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы эмоционально-личностного развития младшего школьника и разработать подход к развития эмоционально-ценностной компетенции младших школьников в образовательном процессе.

2. Определить критерии, показатели и уровни развития эмоционально-ценностной компетенции младших школьников.

3. Разработать и проверить эффективность методики развития эмоционально-ценностной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности начальной школы Республики Крым на практике и обобщить полученные результаты.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы и методический пособий по теме исследования, анализ, синтез, сравнения, классификация данных, сравнение, обобщение; эмпирические – беседа, тестирование, наблюдение, игры, педагогический эксперимент, оценивание, статистические методы обработки данных.

Научная новизна. В исследовании представлена попытка в рамках внеклассных занятий осуществить активизацию процесса формирования эмоционально-ценностной компетенции. В качестве интегрированного курса выступили внеклассные музыкальные занятия в начальной школе.

Теоретическая значимость исследовании. Результаты исследования способствуют решению проблем гуманизации образования, углубляют теоретические представления об особенностях личностного развития младших школьников. Результаты исследования позволяют рассматривать внеурочную деятельность как средство реализации условий развития эмоционально-ценностной компетенции младших школьников. Обоснование данного положения является основой для развития научных представлений о возможности создания оптимальных условии для личностного развития младших школьников.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования направлены на совершенствование профессиональной деятельности психолога и педагога в аспекте развития эмоционально-ценностных отношений младших школьников. Полученные результаты могут быть использованы при организации взаимодействия субъектов образовательного процесса по решению проблем развития эмоционально-ценностной компетенции младших школьников.

Апробация результатов. Материалы исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Х- Студенческий форум 2017» (Москва, 2017 г.) и отражены в 1 публикации.

Благодарность выражаем руководству и коллективу МБОУ «Азовская школа», г. Джанкоя.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы (68 источников), и приложения. Основной текст изложен на 73 страницах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.008 с.)