Анализ техники и методика обучения техники эстафетного бега 4х100 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ техники и методика обучения техники эстафетного бега 4х100



Эстафетный бег - это командный, очень зрелищный вид спорта, который развивает у бегунов не только двигательные их способности, но и чувство ответственности перед своими товарищами. В нём участвуют 4 человека, каждый, в свою очередь из которых, пробегает свой этап, передавая палочку следующему участнику своей команды. Эстафетный бег 4 по 100 впервые выиграла Великобритания (1912 г.). Бег со старта и по дистанции не отличается от обычного бега на 100 и 200 метров. Сложность техники эстафетного бега заключается в передаче эстафетной палочки на высокой скорости в ограниченной зоне. Из-за введения ограничений сложность бега повысилась и тем самым набрала большую популярность среди зрителей.

Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона. Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперёд от начала другого. Так же имеется зона разбега, которая начинается за 10 м до коридора передачи эстафетной палочки. Это позволяет достигнуть более высокой скорости. Так же это определяет расположение участников на этапе. С учётом зоны разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на 1-ом этапе 110 м, на 2-ом - 130 м, на 3-ем - 130 м, на 4-ом - 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

эстафетный бег колодка обучение

В эстафетах на короткие дистанции, где передача происходит на высоких скоростях, чаще всего используется способ передачи эстафетной палочки без перекладывания из руки в руку, что позволяет максимально сохранять высокую скорость на протяжении всей дистанции. Поэтому участники эстафеты по-особому располагаются на своих этапах. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу (рис. 37).

Но для рациональности и эффективности нельзя забывать, что на вираже беговой дорожки нужно бежать как можно ближе к бровке. Следовательно, стартующий на 1-м этапе держит эстафету в правой руке и бежит по левой стороне дорожки (ближе к бровке). Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передаёт эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвёртый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой.

На 1-ом этапе бег начинается с низкого старта.

Бегун держит эстафету в правой руке, сжимая её конец двумя или тремя пальцами, а большим и указательным опираются на грунт у стартовой линии.

Стартующий, как и при старте на 200 м, ставит стартовые колодки у внешнего края дорожки по касательной к повороту, чтобы пробегать больший отрезок по прямой.

На осуществление передачи эстафеты выделяют коридор 20-и метров. Именно в этом коридоре необходимо передать палочку, бросать палочку не разрешается, в противном случае команда будет дисквалифицирована. Эстафетная палочка цилиндрической формы имеет вес не менее 50г, длину 30 см и диаметр 4 см. она может быть сделана из дерева или другого материала.

Существует два способа передачи эстафетной палочки: снизу - вверх и сверху - вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу - вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает её, сжимая кисть.

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху - вниз, опуская её на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

При рациональной техники передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и приём эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость.

Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. Низкий старт осуществляется с опоры на одну руку. Встав одной нагой у линии обозначающей начало разбега, другую ногу он ставит вперёд, опирается удобной рукой о дорожку, а другую руку отводит вверх - назад.

В этом положении спортсмен смотрит назад под плечо отведенной руки на приближающегося бегуна. Когда передающий эстафету бегун достигает контрольной отметки, принимающий начинает стремительно бежать вдоль заранее определённого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость, чтобы за 2-3 метра догоняющий его бегун мог передать ему эстафету. Расстояние между бегунами во время передачи (1-1,3 м) равно длине отведённой назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине вытянутой руки бегуна, передающего её.

Расстояние может увеличиваться за счёт наклона туловища бегуна, передающего эстафету.

Скорость бегуна на этапах спринтерской эстафеты должна быть максимальной, её не желательно снижать в зонах передачи. Показателем, характеризующим эффективность техники, может служить время прохождения бегуна с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. У спринтеров мужчин высокой квалификации это расстояние преодолевается не более, чем за 2,0с, а у женщин - за 2,2. Следовательно, стартующему бегуну необходимо почти полностью использовать 30-метровое расстояние, чтобы набрать самую высокую скорость. Лучше всего если скоростb бегунов в момент передачи эстафеты будет одинакова.

До момента передачи эстафеты у обоих бегунов руки движутся как в спринте. Но как только бегун приблизится к принимающему эстафету на расстояние, нужное для передачи, он даёт, заранее обговорённый сигнал (например «хоп»). По этому сигналу принимающий эстафету, не снижаю темпа и, не нарушая ритма бега, выпрямляет левую руку (для бегунов 2-го и 4-го этапов). В это мгновение бегун, передающий эстафету, быстро вытягивает правую руку и точным движением быстро вкладывает эстафету в кисть принимающего.

Ещё лучше, если принимающий эстафету отбрасывает руку назад не по сигналу «хоп», а в момент, когда достигает отметки, установленной в процессе тренировки. Разумеется такой способ требует хорошей согласованности в действиях бегунов.

Для точности передачи эстафеты важно ещё в ходе занятий определить момент начала бега принимающего. Для этого на некотором расстоянии перед линией разбега делается отметка. В момент, когда бегун, передающий эстафету, достигнет этой отметки, принимающий стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость.

Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы бегун с эстафетой догнал принимающего точно у места, намеченного для передачи (за 4-5 м до конца зоны). В процессе тренировки и на прикидке отметка уточняется. Причём для определения этого расстояния существует система В. Кривозубова (1984 г.): вначале определяется место передачи эстафеты (S=25 м), затем определяется время пробегания этих 25 м в стартовом разгоне принимающего эстафету из положения низкого старта с опорой на одну руку. (например, t1=3,25с) и последних 25 метров передающего эстафету при беге на 75-100 метров (t2=2,25с). Далее определяем разницу во времени пробегания 25 м передающим и принимающим - t (3,25-2,25+1,00с), рассчитываем среднюю скорость бега передающего (25 м: 2,25с=11,11 м/с) и расстояние, которое он пробегает t (11,11 Х 1,00с=11,11с). Это расстояние и является оптимальной величиной «форы» между принимающим и передающим без учёта реакции на движущийся объект (в среднем запаздывающая реакция принимающего эстафету равна 0,2с). Полная величина «форы» должна включать так же длину отрезка, пробегаемого передающим, из-за времени запаздывающей реакции принимающего. Повысить скорость передачи эстафетной палочки можно путём бега в ногу. Для этого хорошо тренированный бегун на100 м добивается такого однообразия всех шагов, которое позволяет ему вбегать в зону передачи почти всегда в одном и том же месте и одной и той же ногой. Чтобы в этом убедиться необходимо: пробежать весь этап и зону 2 - 3 раза. Если шаги не совпадают, то стартующему в зону нужно приноровиться к шагам другого бегуна.

Обучать технике эстафетного бега целесообразно после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача обучения состоит в том, чтобы научить обучающихся чётко передавать и принимать эстафету на высокой скорости бега. Ниже указана последовательность обучения техники эстафетного бега, перечислены частные задачи, средства для их решения и даны методические указания.

 

 

Техника эстафетного бега

На старте и во время бега по дистанции техника эстафетного бега не отличается от обычного спринтерского, поскольку наличие в руках эстафетной палочки на технику бега не влияет. Различается только передача эстафетной палочки одного участника команды другому.

Участник первого этапа эстафеты 4 х 100 м начинает бег из положения низкого старта на повороте беговой дорожки, удерживая эстафетную палочку в правой руке тремя пальцами и опираясь на дорожку перед стартовой линией большим и указательным пальцами. Левая рука, как и при старте на 200 м, отведена от стартовой линии на 10-15 см.

После выхода со старта и набора скорости спортсмен прижимается к левому краю беговой дорожки, сохраняя тем самым длину дистанции. Участник команды, бегущий на втором этапе, принимает эстафетную палочку в левую руку и во время бега прижимается к внешней стороне беговой дорожки. Участник третьего этапа бежит по повороту беговой дорожки и поэтому принимает эстафетную палочку в правую руку. Участник четвертого этапа принимает эстафетную палочку в левую руку и, не перекладывая, бежит с ней до конца дистанции. Считается, что способ передачи эстафетной палочки в беге 4 х 100 м с перекладыванием менее эффективен.

Существует несколько способов передачи эстафетной палочки; наиболее распространенные - сверху и снизу.

Для принятия эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости участники второго, третьего и четвертого этапов эстафеты 4 х 100 м должны начать бег из такого положения, которое позволит им за 25-26 м набрать скорость. Чаще всего для этого спортсмены применяют высокий старт с опорой на руку в 10-метровой зоне разгона, глядя через плечо свободной руки на контрольную отметку. Контрольную отметку спортсмен, принимающий эстафету, устанавливает заранее на расстоянии 8-11 м от себя. Это расстояние (фора) рассчитывается математически и корректируется в процессе тренировок.

Для определения форы необходимо знать время пробегания 25 м стартового разгона спортсменом, принимающим эстафету, и последних 25 м - спортсменом, передающим эстафетную палочку.

Затем определяется разница между временем бега, затраченным на пробегание 25 м со старта принимающим и 25 м с хода передающим. Рассчитывается средняя скорость бега передающего на последних 25 м. И, наконец, определив расстояние, пробегаемое передающим за время разности, получают объективную величину форы. При определении форы следует учитывать и реакцию спортсмена на движущийся объект. Как правило, у спортсменов высокой квалификации наблюдается запаздывающая реакция (0,2 с). Поэтому расчетную величину форы необходимо увеличить на длину отрезка, пробегаемого передающим за время запаздывающей реакции принимающего (В. Кривозубов).

Спортсмен, принимающий эстафетную палочку, после установления контрольной отметки и принятия необходимой позы, ждет приближение партнера.

Когда передающий приблизится к контрольной отметке, принимающий стремительно начинает бег, стараясь развить возможно большую скорость. Передающий, приблизившись к партнеру на расстояние вытянутых рук, подает команду «Хоп». Услышав команду, принимающий, не снижая скорости, опускает выпрямленную руку (для бегунов второго и четвертого этапов левую, а третьего правую) с развернутой назад ладонью, большой палец отведен в сторону.

Передающий эстафету движением руки снизу или сверху по команде вкладывает эстафетную палочку в руку партнера.

При правильном расчете расстояния форы эстафетная палочка передается за 3-4 м до конца зоны передачи, т.е. когда сравниваются скорости спортсменов. По достижении членами команды высокого уровня слаженности принимающий эстафетную палочку опускает руку без команды партнера.

Одним из показателей, характеризующих эффективность техники, является время прохождения бегунов с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. Обычно это расстояние преодолевается мужчинами за 2,0 с, а женщинами за 2,2 с. Эффективность техники передачи эстафетной палочки можно установить и по времени пробегания 30 м участником, принимающим эстафету.

В эстафетном беге 4 х 400 м чаще всего передают палочку из правой в левую руку, а во время бега по дистанции спортсмен перекладывает палочку из левой руки в правую. Принимающий обычно стоит левым боком к передающему, вытянув навстречу бегущему партнеру левую руку с повернутой вверх кистью. Принимающему эстафету важно чувствовать скорость передающего, чтобы не убежать от партнера или не столкнуться с ним.

 

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

 

- эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х 100 м, 4x400 м — это классические виды;

- эстафеты на любые дистанции и с любым количеством эта­пов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);

- эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).

Рациональная техника, специальная методика тренировки, сис­тема отбора спортсменов и психологическая подготовка — все это является основными критериями для создания хорошей эс­тафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенно­стью техники эстафетного бега является техника передачи эс­тафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

- показатели индивидуальных результатов спортсменов на со­ответствующих дистанциях;

- надежность передачи эстафетной палочки;

- согласованность действий партнеров команды;

- целостность единого коллектива.

В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х 100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.

С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробега­ют на I этапе ПО м, на II — 130 м, на III — 130 м, на IV - 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необхо­димо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4 х 400 м и всех остальных эстафетах допол­нительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где Передача происходит на высоких скоростях, второй способ ис­пользуется во всех остальных эстафетах.

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пере­сечения передающим контрольной отметки), а также чувство ско-

 


QH

 


           
         
           
         
           
         
         
           

 

 

 

росши, чтобы при передаче эстафеты под­держивать максимально доступную ско­рость в зоне передачи, а при приеме ста­бильно и максимально быстро наращи­вать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.

Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот пока­затель составляет в среднем 1,80—1,90 с у мужчин и 2,05 — 2,15 с у женщин. Наи­большую скорость бега спортсмены достигают на 15 — 16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафет­ной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1-0,3 с.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бе­гун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а ука­зательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорож­ку у стартовой линии (рис. 34). Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистан­ции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность зак­лючается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу — вверх и сверху—вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке пе­редающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отво­дится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ла­донь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эста­фетную палочку движением снизу —вверх между большим паль­цем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 35).

 

 

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторо­ну, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкла­дывает эстафетную палочку движением сверху—вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимаю­щий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 36).

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый дого­няет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После вы-

 

полнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быст­рый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, посте­пенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эста­фетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществ­ляющей передачу (рис. 37).

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принима­ющий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не ог­лядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, при­нимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низ­кого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун по­ворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную от­метку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну РУку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опу­стив голову, смотрит назад под неопорной рукой (рис. 38).

 

       
     
       
     

 

Очень важный элемент техники в момент передачи — бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти опти­мальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой дли­не «форы», когда совпадение скоростей передающего и принима­ющего происходит на середине зоны передачи.

В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же спо­собы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подго­товка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной па­лочки — как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется дли­не отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 39). Такое расстояние мо­жет быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние со­кращается, то возможен обгон принимающего бегуна передаю­щим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

4.4.6. Техника барьерного бега

Соревнования по барьерному бегу проводятся на дистанциях:

у мужчин — ПО м и 400 м, зимой — в манеже на короткой дистанции 60 м;

у женщин — 100 м и 400 м, иногда 200 м, зимой — в манеже на короткой дистанции 60 м.

Высота барьеров на коротких дистанциях: у мужчин — 106,7 см; у женщин — 84,0 см. На дистанции 400 м: у мужчин — 91,4 см;

 

v женщин — 76,2 см. Расстояние между барьерами: у мужчин на 110 м — 9,14 м; у женщин на 100 м — 8,50 м; на 400 м у мужчин й женшин — 35 м.

Принято считать, что бег с препятствиями появился впервые в Анг­лии. В 1864 г. были проведены первые соревнования по бегу с препят­ствиями на 120 ярдов. В то время на дистанции расставлялось 10 барьеров через 10 ярдов (9,14 м) — это расстояние сохранилось и до наших дней. Высота барьеров была 1 ярд, после барьер был поднят до 1 м, а затем до 106,7 см.

Сначала барьеры были из сплошных изгородей, как на конных скач­ках. Потом появились деревянные барьеры, которые вбивались в землю, затем — переносные барьеры, напоминающие козлы для пилки дров, а после 1900 г. появились барьеры в форме перевернутой буквы Т. Все эти барьеры были неудобны и приводили к многочисленным травмам. Лишь в 1935 г. по предложению Б.Хиллмена появились барьеры типа буквы L с утяжеленным основанием, которые падали при силе удара в 8 фунтов. В настоящее время опрокидывающая сила должна быть не более 4,0 кг. Конструкция такого барьера позволила спортсменам избежать многих травм.

На технику барьерного бега и ее совершенствование во многом по­влияло изменение в правилах соревнований. Раньше необходимо было преодолеть почти все барьеры, не сбивая их. До 1934 г. результат не зас-читывался при трех сбитых барьерах, а рекорд не считался даже при одном сбитом барьере. Потом это правило отменили, так как исследова­ния показали, что сбивание барьера приводит к потере времени и отри­цательно сказывается на общем результате спортсмена.

Барьерный бег у женщин появился в 20-х гг. XX в. Они бегали дис­танции, начиная с 60 ярдов (4 барьера) и кончая 120 ярдами (10 барье­ров). В 1926 г. была установлена длина барьерной дистанции у женщин — 80 м и высота барьеров — 76,2 см. В 1968 г. ИААФ приняла решение о замене дистанции 80 м с/б на новую — 100 м с/б, высота барьеров стала 84,0 см. В СССР дистанция 100 м с/б была введена уже в 1962 г., правда высота барьеров оставалась прежней — 76,2 см, и только в 1967 г. высоту барьеров подняли до 83,8 см (почти 84 см). С середины 70-х гг. XX в. в программу крупнейших соревнований включают и бег на 400 м с/б у женщин.

Барьерный бег — это один из сложных технических видов лег­кой атлетики, предъявляющих высокие требования к физической и технической подготовке спортсмена. Сочетание скорости сприн-ТеРа, прыгучести, гибкости, высокой координации движений даст возможность спортсмену достичь высоких результатов на этой Дистанции.

Технику барьерного бега можно условно разделить на:

старт и стартовый разгон с преодолением первого барьера;

бег по дистанции;

Финиширование.

 


Старт в беге на 110 м с барьерами имеет большое значение для достижения хорошего результата. Оптимальная техника старта и стартового разгона с преодолением первого барьера является ос­новной задачей барьериста, закладывающей основу для достиже­ния высокого результата. Выполнение ее дает возможность спорт­смену сконцентрировать внимание на ритме бега между барьера­ми и активном перешагивании последующих барьеров.

Стартуют спортсмены из положения низкого старта, которое не отличается от низкого старта спринтеров, есть разница лишь в расположении барьериста от стартовой линии. Это положение за­висит от того, за сколько шагов спортсмен преодолевает расстоя­ние до первого барьера. Если барьерист преодолевает его за 8 бе­говых шагов, то для сохранения оптимальной длины бегового шага спортсмен вынужден несколько удалиться от линии старта. Если бегун преодолевает расстояние до первого барьера за 7 беговых шагов, то он, наоборот, приближается как можно ближе к линии старта. Бегуны этого плана обычно обладают высоким ростом и длинными нижними конечностями.

При беге в 8 шагов барьерист ставит на первую колодку толч­ковую, на вторую — маховую ногу. При беге в 7 шагов на первую колодку ставится маховая, на вторую — толчковая нога. Иными словами, при нечетном количестве шагов надо начинать первый шаг с толчковой, при четном — с маховой ноги. Маховой ногой называют ногу, атакующую барьер, т.е. преодолевающую барьер первой, толчковой ногой — ногу, которая отталкивается в после­днем шаге, посылая тело спортсмена на барьер, т.е. преодолеваю­щую барьер второй.

По команде «Внимание!» барьерист поднимает таз несколько выше плеч или на один уровень с плечами. По команде «Марш!» спортсмен начинает активный бег, причем в отличие от спринте­ра, выпрямление туловища осуществляется на 4 —5 шагах старто­вого разгона, чтобы к последнему шагу перед барьером подойти с высоким расположением ОЦМ.

Бег до первого барьера выполняется быстро и свободно, с оп­тимальным наклоном туловища, ноги ставятся с передней части стопы. Чем меньше разница между высотой барьера и высотой ОЦМ, тем эффективнее будет выполнен шаг через барьер и тем рациональ­нее будут выполнены беговые шаги между барьерами. Барьерист дол­жен к барьеру подбегать высоко, не приседая на последнем шаге, а, наоборот, поднимаясь, атакуя барьер сверху. Последний шаг перед барьером несколько меньше, нога ставится как бы «загре­бающим» движением назад, чтобы активно свести бедра и рацио­нально выполнить атаку маховой ногой. Движения должны быть направлены не вверх, а вперед на барьер. Расстояние от места постановки ноги в последнем шаге до барьера должно быть более 2 м, т. е. практически расстояние должно быть не менее полуторной

 

длины нижних конечностей. С ростом мастерства и уровня физи­ческой подготовленности это расстояние увеличивается до опти­мальных пределов, но слишком далекое отталкивание на барьер имеет свои недостатки.

Современный способ преодоления барьеров уходит своими корнями к 1908 г., когда впервые американец Ф.Смитсон продемонстрировал но­вый способ преодоления барьера, требующего большой гибкости и под­вижности в тазобедренном суставе. В дальнейшем техника преодоления барьеров совершенствовалась и более детализировалась, исходя из инди­видуальных особенностей атлетов и их биомеханических характеристик.

Преодоление барьера условно имеет три этапа: 1) ата­ка барьера; 2) переход через барьер; 3) сход с барьера. Атака барьера начинается с движения маховой ноги после прохождения вертикали. Движение начинается бедром, голень согнута в ко­ленном суставе, как в обычном беговом шаге. Далее бедро дви­жется вверх —вперед до горизонтали, голень выпрямляется впе­ред, атакуя барьер пяткой. Барьерист принимает положение «шпа­гата» на опоре. Одновременно с движением маховой ноги тулови­ще делает наклон вперед, противоположная маховой ноге рука также посылается вперед к носку маховой ноги. Движения тулови­ща, руки, маховой ноги должны быть быстрыми и совпадать по ритму. Взгляд спортсмена направлен вперед. После отрыва толчко­вой ноги от опоры начинается следующая фаза — переход через барьер (рис. 40).

При переходе через барьер маховая нога продолжает движение вперед, после прохождения коленного сустава через барьер опус-

 


           
         
           
         
           
         

 

 

кается постепенно вниз. Толчковая нога после отрыва от грунта сгибается в коленном суставе, бедро отводится в сторону в тазо­бедренном суставе, голеностопный сустав разгибается полностью. Бедро должно быть выше, чем голень и пятка. В этом положении согнутая нога выполняет движение вперед через сторону. Маховая рука, полусогнутая в локтевом суставе, отведена назад. В момент прохождения вертикали над барьером, когда бедро толчковой ноги начинает движение вперед, руки встречаются у туловища. Движе­ние руки, противоположное маховой ноге, напоминает «загреба­ющее» движение назад через сторону, другая рука выполняет обыч­ное движение как в гладком беге. Когда маховая нога касается опоры за барьером, начинается завершающая фаза преодоления барьера (рис. 41).

Сход с барьера. Высокотехничный барьерист ставит маховую ногу на опору после преодоления барьера с носка, не опускаясь на пятку. Маховая нога выпрямлена в коленном суставе, толчковая нога идет бедром вперед—чуть вверх, угол в коленном суставе между бедром и голенью увеличивается до 90 градусов и более. Атлет делает первый шаг после схода с барьера с высокого уровня ОЦМ. Расстояние от барьера до постановки маховой ноги крлеб-лется от 130 — 160 см. Наклон туловища должен сохраняться как при начале атаки барьера. Отведение туловища назад при сходе с барьера является грубейшей ошибкой в технике преодоления барьера (рис. 42).

 

г\о

 

Бег по дистанции заключается в преодолении барьеров и вы­полнении беговых шагов между барьерами. Технику преодоления барьеров разобрали выше, остановимся теперь на технике бега между барьерами.

 

Между барьерами спортсмены выполняют три беговых шага, которые несколько отличаются от беговых шагов спринтерского бега. Первый шаг обычно самый короткий, второй — длинный, третий — на 15 — 20 см короче второго шага. Наклон туловища несколько больше, чем в гладком беге. Спортсмен специально должен укорачивать последний шаг, выполняя как бы «набега­ние» на барьер, это способствует также быстрой атаке маховой ноги. Бег барьериста между барьерами должен быть мощным и в то же время свободным, пластичным, не закрепощенным. Опти­мальное сочетание ритма преодоления барьера с ритмом бега между барьерами позволит спортсмену достичь высоких результатов.

После преодоления последнего десятого барьера начинается фаза финиширования. Техника финиширования в барьерном беге заключается в активном переходе после преодоления препятствия на гладкий быстрый спринтерский бег. Расстояние в 14 м до фи­ниша барьерист должен преодолеть, акцентируя свое внимание на частоте и длине шагов. Не следует слишком наклоняться впе­ред, это приведет к уменьшению частоты движений и уменьше­нию длины шага.

Мастер спорта В. Балахничев провел исследование и выделил по технике движений барьеристов три стиля: маховый, беговой и толчковый.

Высокие и быстрые барьеристы выполняют движения маховой ногой максимально активно, чему способствует относительно большой и акцентированный наклон туловища в фазе атаки. Ма­ховая нога в момент пересечения плоскости барьера согнута в ко­ленном суставе. Этот стиль назвали маховым.

Спортсмены с оптимальными морфофункциональными каче­ствами выполняют менее акцентированные, более размеренные Движения маховой ногой. Маховая нога выпрямляется полностью ^ момент, когда стопа спортсмена пересекает плоскость барьера. Наклон туловища больше приближается к беговому положению, Чем у спортсменов, использующих маховый стиль. В целом движе­ние маховой ноги спортсмена внешне выглядит как естественное Продолжение предыдущего шага межбарьерного бега. Такой стиль bIJi назван специалистами беговым.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 2627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.078 с.)