Поем канон святому духу. Глас 1. Творение преподобного феофана. Ирмосы дважды, тропари на 4. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поем канон святому духу. Глас 1. Творение преподобного феофана. Ирмосы дважды, тропари на 4.



ПОНЕДЕЛЬНИК СВЯТОГО ДУХА

НА ПОВЕЧЕРИИ

Поем канон Святому Духу. Глас 1. Творение преподобного Феофана. Ирмосы дважды, тропари на 4.

Песнь 1

Ирмос: От горького рабства избавленный Израиль / непроходимое море прошел как сушу; / врага видя потопляемым, / он песнь как Благодетелю поет Богу, / чудодействующему мышцею высокою, / ибо Он прославися.

Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Божественный Дух Святой, / всем разделяющий дарования / и все творящий Своею волею! / Вдохни в меня светоносное Твое дарование, / чтобы я славил Тебя, / с Отцом и Сыном соединенного.

Небесным силам подающий благодать / освящающего дуновения Твоего, Утешитель, / моего разума скверну очистив, как Благой, / покажи меня святостью Твоею исполненным.

Слава: Источник жизни, верою познаваемый, / и струя благости по естеству, / Дух Божий Святой! / Ум мой умерщвленный оживотворив, / Твоим действием меня воздвигни / воспевать Твое Божество.

И ныне, Богородичен: Дева, ставшая Храмом Божиим наитием Духа, / Который Тебе родить способность даровал / Своею творческою силой, Благодатная! / Ее действием Ты по плоти родила / Слово безначальное.

Песнь 3

Ирмос: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / «Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!»

Имеющий по естеству / желание все соединять и силу, / Дух Святой создав, как Бог, / небесные, превысшие мира, Воинства / непрестанно учит их взывать: / «Свят Ты, Господи!»

Песнями неумолкающими / благодать Духа согласно славим, / богословесных апостолов озарившую в дыхании бурном, / с бесплотными хорами взывая: / «Свят Ты, Господи!»

Слава: Единую власть / и Божество единое, и силу, / единое начало и Царство Святой Троицы / умом постигая, воспеваем, / с трисвятым возглашением взывая: / «Свят Ты, Господи!»

И ныне, Богородичен: Колесница светоносная и сияющая обитель / – Ты, Всечистая, Херувимов высшая: / ибо Бога Ты на руках носила! / Потому мы все Тебе взываем, Чистая: / «Радуйся, Всеблаженная!»

Песнь 4

Ирмос: Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

Великое дарующий нам Дух Всесвятой / на апостолов сошел, как Божественный, / как Благой, как исполняющий все, / как обоживающий, как освящающий, / как все творящий, владычественный и самовластный.

На престоле Отеческом воссев, Христе Спаситель, / Ты ниспослал по обещанию Своему / ученикам Твоим Утешителя, как Бога пришедшего; / посылаешь же Его, не противящегося Тебе, / как всех Создателя, от Отца исходящего.

Слава: Возвещать языками будущее / научил пророков в древности Дух Всесвятой; / языками же премудрых апостолов / говорит Он о великих делах Божиих / ныне в шуме дуновения бурного / Существом Своим пребывая.

И ныне, Богородичен: Вратами Невещественного Света / мы именуем Тебя, Богоматерь: / ими к нам вошел Христос, / прекрасным в блеске Божества явившись, / в одеяние плоти облеченный – невидимый по Божеству, / но ныне в нашем естестве видимый.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

О Дух премудрости и страха Божия, / истины, совета и разума! / Мир подающий, вселись в нас, / чтобы мы, освятившись Твоим вселением, / после ночи рассвет встречая, / славословили Тебя, Человеколюбец.

Все удерживающий и истинный всех Господь, / сохраняющий творение от распада! / Подай нам освящение и просвещение, / чтобы мы, насытившись подаваемым Тобою светом, / после ночи рассвет встречая, / славословили Тебя, Человеколюбец.

Слава: В древности Закон начертавший Моисею / Нового Завета веления / и Закон Благодати излагает ясно, / в сердцах апостолов их написав, / пришедший Божественный Утешитель, как Человеколюбец.

И ныне, Богородичен: Проклятие Евы, всех матери, / Ты родами Своими упразднила, Дева, / явив миру благословение – Христа. / Потому мы радостно устами и разумом / исповедуя Тебя истинной Богородицей, / блаженной именуем.

Песнь 6

Ирмос: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь / таким же, как и при́нял; / а Слово, вселившись в Деву и плоть приня́в, / прошло через Нее, сохранив Её нетленной; / ведь как Сам Он не подвергся обычному зачатию, / так и Родившую соблюл невредимой.

Исполняя обещанное Своим ученикам, / Ты, Христе, послал им Духа, / действие великих чудес дарующего, / и языками огневидными оделяющего, / чтобы они познанием Тебя / стада язычников исполнили.

Приди к нам, Дух Святой, / делая нас Твоей святости причастниками, / и света немеркнущего, и Божественной жизни, / и благоуханнейшего раздаяния: / ибо Ты – река Божества, / от Отца через Сына происходящий!

Слава: Спаси, Утешитель, с верою воспевающих / достойное Бога пришествие Твое, / и очисти их от всякой скверны, как милосердный, / и покажи достойными Твоего озарения, / и светом Твоим боговиднейшим соделай / чуждыми нечистоты зеркалами.

И ныне, Богородичен: Весь хор пророческий, / Богом таинственно научаемый, / предсказал таинство неизреченного и Божественного / воплощения Бога Слова от Тебя, Дева Матерь: / ибо Ты истиннейший и древний / замысел Божий явила.

Седален, глас 8

Всесвятой Дух, ныне сойдя / на Апостолов в виде огня, / ужасом исполнил народов собрания: / ибо от говорящих языками огненными, / каждый слышал собственное наречие, Человеколюбец. / Оттого это чудо и представлялось / неверующим – как опьянение, / верным же – как воистину спасительное. / Потому мы славим могущество Твое, Христе Боже, / прося отпущение согрешений / ниспослать обильно рабам Твоим.

Песнь 7

Ирмос: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / «Боже Отцов, благословен Ты!»

Ныне срок обещания Христова исполняется: / ибо разделение языков явило ученикам / осиявшее их пришествие одного из Троицы / – Духа Пребожественного.

В древности распалось согласие народов безрассудное; / а ныне они явно к одному общему ликованию собрались, / под действием Самого Священного и Божественного Духа, / одного из Троицы Пребожественной.

Слава: Когда доносилось свыше / дуновение Святого Духа, / преславно вещали о великих делах Божиих / апостолы Христовы, согласно воспевая: / «Отцов Боже, благословен Ты!»

И ныне, Богородичен: Образ рождения Тобой Христа / три отрока в печи показали: / ибо как те в огне пребыли невредимы, / так Ты сохранила чистоту, / приняв во чрево Огонь нестерпимый / – Бога отцов Благословенного.

Песнь 8

Ирмос: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Святой Дух, от Бога происходящий! / Подай святость всем, верующим в Тебя: / ибо Свят Ты, и податель людям святости. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Даешь Ты щедро, как Благодетель, дар благости / Тебя, Утешитель, воспевающим: / ибо Ты податель благ и благости пучина. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Слава: Дух есть Господь животворящий, / самодействующий, самовластный, / распределяющий, как хочет, раздаваемые дары, / Сам владычествующий, повелевающий, безначальный. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

И ныне, Богородичен: Кто великому множеству милосердия Твоего / не дивится, Безначальное Слово? / Ибо ради нас обнищал Ты, будучи богат, / и во чрево Девы святой вселился. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Песнь 9

Ирмос: Радуйся девства похвала, / радуйся Матерь Пречистая, / Которую мы и все творение / божественными песнопениями величаем.

Вот, Ты к нам иного Утешителя ниспослал, / единосущного Тебе, Слово, / и Отцу Твоему сопрестольного.

Спаси от искушения, Утешитель, / Богом признающих Тебя, / и славословящих Твое предевечное бытие.

Слава: Приди к нам, Утешитель, / Твоим утешением исполняя / о славе Твоей неизреченной богословствующих.

И ныне, Богородичен: Невеста Божия Всенепорочная! / Славословящих Тебя и чтущих достойно / избавь от искушений молитвами Твоими.

НА УТРЕНИ

Песнь 3

Канон 1. Ирмос: «Сидите в Иерусалиме», / – сказал Ты ученикам, Христе, / – «пока не облечетесь свыше силою, / Я же иного, подобного Мне Утешителя, / Духа Моего и Отчего пошлю, / в Котором вы утвердитесь».

Нисшедшая сила Божественного Духа / разделенный в древности говор на зло согласившихся, / божественно соединила в одно созвучие, / вразумляя верных знанием Троицы, / в Которой мы утвердились.

 

Канон 2. Ирмос: Расторгла бездетного чрева узы / и прекратила наглость многодетной неудержимую / в древности одна молитва пророчицы Анны, / имевшей сокрушенный дух, / к Властителю и Богу ведения обращенная.

Непостижима Троица Богоначальнейшая, / ибо неученых Она явила красноречивыми, / множеству мудрецов уста смыкающими словом / и из глубокой ночи извлекающими / людей бесчисленных молнией Духа.

Был исходящий от нерожденного Света / всесильно-действенный неиссякающий Свет, / Чье Сияние от природы Отеческой, / сродное Ему, через Сына народам являет / ныне огненный шум на Сионе.

Песнь 4

Канон 1. Ирмос: Созерцая Твое пришествие / в последние времена, Христе, пророк взывал: / «Услышал я о могуществе Твоем, Господи, / что Ты пришел всех помазанников Твоих спасти.

Прежде чрез пророков говоривший / и в Законе возвещенный несовершенным людям, / как Бог истинный, Утешитель открывается в сей день / служителям и свидетелям Слова.

Дух, носящий признак Божества, / в сей день разделился во огне Апостолам / и в необычных языка́х явился, / так как Он есть Божественная Сила, / от Отца исходящая, самовластная.

 

Канон 2. Ирмос: Царь царей, Единый от Единого, / Единственное Слово, происшедшее от безначального Отца, / равносильного Тебе Духа Ты, как благодетель, / действительно послал Апостолам, поющим: / «Слава могуществу Твоему, Господи!»

Божественную купель возрождения словом растворив, / Ты, сложный по природе, / дождем проливаешь мне поток / из пронзенного Твоего нетленного ребра, о Слово Божие, / запечатлевая это кипением Духа.

Все преклоняет колена пред Утешителем, / и Сыном Отчим, сродным во всем Отцу, / ибо все увидело в трех Лицах Существо / истинное, неприступное, вневременное, единое: / ведь засияла как свет благодать Духа.

Исполняйтесь Богоначальнейшим / все, сколько вас ни есть, служители / трисветлого Существа, / ибо сверхъестественно всех делает совершенными, как благодетель, / и огненно просвещает во спасение Христос, / давая всю благодать Духа.

Песнь 5

Канон 1. Ирмос: По страху Твоему, Господи, / зачатый во чреве пророков / и рожденный на земле Дух спасения, / Апостольские сердца чистыми творит / и, правый, в верных обновляется, / ибо свет и мир – повеления Твои.

Нисшедшая в сей день сила / – это Дух благой, Дух Премудрости Божией, / Дух исходящий от Отца / и явившийся нам, верным, через Сына, / сообщающий тем, в кого вселяется по естеству, / святость, в которой созерцается.

 

Канон 2. Ирмос: Искупительным очищением от грехов / примите огнедышащую росу Духа, / о чада Церкви световидные; / ибо ныне вышел от Сиона закон – / благодать Духа в виде огненных языков.

Как благоволил Он самовластно, / неподвластный Дух нисходит от Отца, / языка́ми Апостолов умудряя, / с силою Отца, как сообразный Ему, / запечатлевая слово живоносное, / которое Спаситель изрекал.

Исцелял умы Апостолов от греха, / и устраивал из них Себе / всевластный Бог-Слово пречистый дом; / ныне же туда вселяется свет / равносильного Ему и единосущного Духа.

Песнь 6

Канон 1. Ирмос: Бедствующий среди волнения житейских попечений, / потопляемый сопутствующими мне грехами, / и к душегубительному зверю низвергаемый, / как Иона взываю Тебе, Христе: / «Из смертоносной глубины меня возведи!»

От Духа Твоего Ты излил обильно / на всякую плоть, как сказал, Господи, / и все исполнилось познания Тебя: / что Ты, Сын, от Отца не по законам земным родился, / и Дух нераздельно исходит от Него.

 

Канон 2. Ирмос: Умилостивлением и спасением для нас / воссиял Ты, Владыка Христе, от Девы, / чтобы как пророка Иону из груди морского зверя, / полностью исторгнуть из тления Адама, / падшего со всем своим родом.

Вожделенный, правый Дух / обнови внутри нас, Вседержитель, / чтобы нам навек Его принять, / чрез исхождение от Отца всесовершенно с Ним соединенного, / жгучего для скверн враждебного вещества, / а для нечистоты умов очистительного.

Как желанное достояние для Апостолов, / Сионских граждан, ожидавших пришествия Твоего, / Ты, Дух, огнедохновенно утверждаешь в них познание / от Отца рожденного Слова, / скоро изобличив жестокую речь / языческих обольщений.

Кондак, глас 8

Когда сошел Всевышний и языки смешал, / Он этим разделял народы; / когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Икос: Скорое и надежное утешение / подавай рабам Твоим, Иисусе, / когда мы унываем духом нашим. / Не отлучайся от душ наших в скорбях, / не отдаляйся от мыслей наших в напастях, / но всегда приходи на помощь нам. / Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, / как и с Апостолами Твоими был всегда, / так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, / дабы мы, с Тобою сочетавшись, / воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего.

Синаксарий.

Песнь 7

Канон 1. Ирмос: В печь огненную вверженные / благочестивые отроки / огонь в росу песнопением претворили, так взывая: / «Благословен Ты, Господи, / Боже отцов наших!»

Когда Апостолы вещали / о великих делах Божиих, / неверующим представлялось опьянением / действие Духа, которым открывается Троица – / единый Бог отцов наших.

Православно богословствуем / о нераздельном естестве – / Боге Отце безначальном, / Слове и Духе с той же властью, взывая: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

 

Канон 2. Ирмос: Стройный напев музыкальных орудий загремел, / призывая чтить литой из золота бездушный истукан; / светоносная же Утешителя благодать / побуждает нас в благоговении взывать: / «Троица единая, равносильная, безначальная, / благословенна Ты!»

Безумные, вещавшего чрез пророков гласа не уразумев, / когда необычайные речи Апостолов услышали, / говорили, что это опьянение, произведенное вином; / мы же, благочестивые, Тебе взываем боговдохновенно: / «Обновитель всего, благословен Ты!»

Божественным гласом возгремел / боговдохновенный провидец Иоиль, / когда так чрез него сказало Слово: / «Те, кому Я изолью Богоначальнейшего / Моего Духа, вместе воззовут: / «Естество Трисиятельное, благословенно Ты!»

В третий час, но в единый День Господственный / ныне нас Он благодатью оделил, / чтобы убедить почитать Три Ипостаси / в нераздельности Их власти; / Сын, Отец и Дух, благословен Ты!

Песнь 8

Канон 1. Ирмос: Неопалимым для огня на Синае пребывший / куст терновый Бога явил / косноязычному и невнятно говорившему Моисею; / и трех отроков в огне ревность Божия / непоколебимыми песнопевцами показала: / «Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!»

Когда живительное сильное дыхание / всесвятого Духа свыше / с шумом носилось над рыбаками / в виде огненных язы́ков, / тогда они витийствовали о великих делах Божиих: / «Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!»

Как вступающие на гору, / которой нельзя коснуться, / не боясь устрашающего огня, / придите и станем на горе Сионской, / в городе живого Бога, / с духоносными учениками ныне торжествуя: / «Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!»

 

Канон 2. Ирмос: Расторгает узы и орошает пламя / Трисветлый образ Богоначалия; / отроки поют, а все созданное творение / единого Спасителя и Творца всего, / как благодетеля, благословляет.

Память о спасительных для людей речах, / которые, от Отца услышав, / Апостолам изрек Христос, / Дух созидает, опускаясь в виде языко́в огня; / а творение, прежде отчужденное, / ныне же приближенное к Тебе, / Тебя, благословенного, воспевает.

Спасительно, самовластно приходящий, / являясь Светом самосияющим и подающим просвещение, / Ты, Дух, пришел, Апостолов исполняя, / как дуновение драгоценное. / Пребывай же от служителей Твоих неотступным!

Воспели преисполненные Духом уста пророков / Твое телесное, о Царь, пришествие / и Духа, исшедшего из недр Отца, / несотворенного, сотворческого и сопрестольного / Тебе, посылающему Его верным, / да благоговеют они / пред Твоим вочеловечением.

Песнь 9

Канон 1. Ирмос: Не нарушив девства во чреве носившая / и всеискусному Слову плоть давшая, / Матерь, не знавшая мужа, Дева Богородица, / вместилище Невместимого, / обитель Беспредельного Создателя Твоего, / Тебя мы величаем.

На пылающей огненной колеснице / в древности радостно носимый / ревнитель и огнедохновенный Илия / являл дуновение свыше, Апостолов ныне осиявшее, / озаренные которым, / они Троицу всем открыли.

Вопреки законам естества / слышалось необычайное: / ибо когда раздавался один голос учеников, / по благодати Духа различно оглашались / народы, племена и языки́ о великих делах Божиих, / в познание Троицы посвящаемые.

 

Канон 2. Ирмос: Радуйся, Царица, матерям и девам слава! / Ибо никакие подвижные красноречивые уста, / ораторствуя, не могут / Тебя воспевать достойно; / изнемогает и всякий ум, / стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; / потому мы Тебя согласно славим.

Петь подобает полную жизни Отроковицу, / ибо Она одна сокрыла в пучинах Слово, / врачующее болящую природу смертных, / Которое, ныне воссев на седалище по правую руку Отца, / послало нам благодать Духа./

Все мы, на кого дохнула благодать Богоизлиянная, / светясь, блистая, изменяясь / необычайным благолепнейшим изменением, / познав равносильное, нераздельное, премудрое, / трисветлое Существо, Его прославляем.

Ексапостиларий

Всесвятой Дух, от Отца исходящий / и чрез Сына пришедший к некнижным ученикам, / познавших Тебя, как Бога, / спаси, освяти всех. (2)

Слава, и ныне: Свет Отец, свет Слово, свет и Дух Святой, / Тот, Кто в языках огненных Апостолам был послан; / Им и весь мир просвещается / для почитания Святой Троицы.

И отпуст праздничный

Ниспославший с неба в виде огненных языков пресвятого Духа на святых Своих учеников и Апостолов, Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

И час 1-й.

НА ЛИТУРГИИ

И входное

Будь превознесен, Господи, в силе Твоей! / Мы будем петь и воспевать могущество Твоё.

Пс 20:14

Тропарь, глас 8

Благословен Ты, Христе Боже наш, / явивший премудрыми рыбаков, / ниспослав им Духа Святого / и через них уловивший вселенную. / Человеколюбец, слава Тебе!

Трисвятое.

Прокимен, глас 6

Спаси, Господи, народ Твой / и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня.                                                                                      Пс 27:9, 1а

Аллилуия, глас 2

Стих: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. Стих: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.                                                                                Пс 50:3а, 13

Причастен

Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. / Аллилуия. (3)

 

ПОНЕДЕЛЬНИК СВЯТОГО ДУХА

НА ПОВЕЧЕРИИ

Поем канон Святому Духу. Глас 1. Творение преподобного Феофана. Ирмосы дважды, тропари на 4.

Песнь 1

Ирмос: От горького рабства избавленный Израиль / непроходимое море прошел как сушу; / врага видя потопляемым, / он песнь как Благодетелю поет Богу, / чудодействующему мышцею высокою, / ибо Он прославися.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.079 с.)