Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я так и знал,(1) что он обрадуется. Так и получилось,(2) и у меня ещё лучше настроение стало.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
— Ну,(3) а кто же первое занял? — спросил папа.
13. Среди предложений 3—6 найдите сложное предложение, в котором есть однородные придаточные. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 22—25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 036 (1)Однажды папа пригласил меня на праздничный вечер в больницу, то есть к себе на работу… (2)Я согласился: я сразу почувствовал себя как-то уверенней и взрослее. (3)В зале, украшенном плакатами и цветами, ни одного школьника, кроме меня, не было, поэтому на меня все обращали внимание. (4)Многие подходили к папе и, стараясь сделать ему приятное, говорили, что я на него очень похож. — (5)Сейчас мы поговорим о лучших людях нашей больницы, — сказал папин начальник в микрофон. — (6)Мы пригласили сюда наших бывших больных. (7)Пусть они скажут… (8)Я пристально огляделся, но не смог отличить бывших больных от просто здоровых. (9)Тут к трибуне зашагал огромный мужчина. (10)Мне показалось, что здоровее его в зале не было ни одного человека. (11)Разглядев его, я вспомнил этого бывшего папиного пациента. (12)«Если бы мне удалось поставить Андрюшу на ноги!» — когда-то говорил папа. (13)Ему удалось… — (14)Я играю в хоккей! — сказал Андрюша. — (15)А потому, что есть на свете такой человек… (16)И ещё двое бывших больных сказали, что с помощью папы они «второй раз родились». (17) Все в зале зааплодировали, а я заволновался. (18)За папу… (19)Я сидел и делал фантастические предположения. (20)«Если бы вдруг я учился на одни пятёрки и меня бы стали хвалить на школьном собрании, многим ребятам это бы не понравилось». (21)А тут все врачи, медсёстры и нянечки так улыбались, словно им самим за что-то говорили спасибо.(22)«Почему?» — думал я. (23)Когда вечер закончился и мы спустились вниз, к папе вдруг подбежал запыхавшийся мужчина в белом халате и что-то шепнул на ухо. — (24)Проводите, пожалуйста, моего сына…— попросил папа Андрюшу и побежал вслед за мужчиной в белом халате. — (25)Опять спасать кого-нибудь будет… — сказал Андрюша. (26)Подходя к нашему дому, он не удержался и заметил: — (27)А ты похож на отца! (28)Сказал так, будто наградил меня. (29)А я в ту минуту подумал, что, наверное, похож на папу только с виду, внешне… (30)«А чтобы быть на него похожим по-настоящему, — думал я, — мне ещё многое надо сделать!» (По А. Алексину)
2. Почему отцу героя «все врачи, медсёстры и нянечки так улыбались, словно им самим за что-то говорили спасибо» (предложение 21)? 1) Сотрудники больницы всего лишь проявляли вежливость по отношению к отцу героя-рассказчика. 2) Отец героя-рассказчика — начальник больницы, поэтому подчинённые предельно благожелательны к нему. 3) Сотрудники больницы разделяли чувство искреннего уважения пациентов по отношению к отцу героя-рассказчика. 4) Отец героя-рассказчика был приглашённым почётным гостем праздника, когда-то работавшим в этой больнице. Как характеризует отца героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 23—25? 1) Отец героя-рассказчика — суровый человек, развивающий в сыне самостоятельность. 2) Отец героя-рассказчика — человек, использующий старых знакомых в своих личных целях. 3) Отец героя-рассказчика — легкомысленный человек, способный переложить ответственность за сына на малознакомого человека. 4) Отец героя-рассказчика — благородный человек и преданный своему делу профессионал.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему бывшего пациента отца героя-рассказчика все называют не Андреем, а Андрюшей?» Такая форма имени говорит … 1) о ласковом, добром отношении окружающих к этому герою. 2) о возрасте пациента: этот герой очень юн. 3) о пренебрежительном отношении окружающих к этому герою. 4) о насмешливом отношении окружающих к этиму герою.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему после папиного приглашения на праздничный вечер герой-рассказчик «почувствовал себя как-то уверенней и взрослее?» 1) Отцу была необходима помощь, и герой-рассказчик обрадовался возможности помочь ему в организации вечера. 2) Герой-рассказчик — неуверенный в себе человек, перед которым стоит задача выбора профессии, поэтому он рад приглашению отца. 3) Героя-рассказчика впервые пригласили на праздник для взрослых — таким образом отец показал сыну своё доверие и уважение. 4) Отец героя-рассказчика любил похвалиться своими успехами перед сыном и часто делал это.
В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого? 1) (1) Однажды папа пригласил меня на праздничный вечер в больницу, то есть к себе на работу… (2) Я согласился: я сразу почувствовал себя как-то уверенней и взрослее. 2) (8) Я пристально огляделся, но не смог отличить бывших больных от просто здоровых. (9) Тут к трибуне зашагал огромный мужчина. 3) (20) «Если бы вдруг я учился на одни пятёрки и меня бы стали хвалить на школьном собрании, многим ребятам это бы не понравилось». (21) А тут все врачи, медсёстры и нянечки так улыбались, словно им самим за что-то говорили спасибо. 4) — (27) А ты похож на отца! (28) Сказал так, будто наградил меня.
3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 3: «В зале, украшенном плакатами и цветами, ни одного школьника, кроме меня, не было, поэтому на меня все обращали внимание». 1) сравнительный оборот 2) олицетворение 3) фразеологизм 4) аллегория 4. Из предложений 10—11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного следующей после приставки буквой.
5. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
6. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ СПАСИБО в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание ПАПИН НАЧАЛЬНИК (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 13.
9. Среди предложений 4—8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. Среди предложений 17—21 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
10. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Сказал так,(1) будто наградил меня. А я в ту минуту подумал,(2) что,(3) наверное,(4) похож на папу только с виду,(5) внешне…
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения. А потому,(1) что есть на свете такой человек… И ещё двое бывших больных сказали,(2) что с помощью папы они «второй раз родились». Все в зале зааплодировали,(3) а я заволновался.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью. Если бы вдруг я учился на одни пятёрки и меня бы стали хвалить на школьном собрании,(1) многим ребятам это бы не понравилось. А тут все врачи,(2) медсёстры и нянечки так улыбались, (3) словно их самих за что-то благодарили.
13. Среди предложений 21—25 найдите сложное предложение c однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 1—3 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 037 (1)Соловей и лягушки поют всегда вместе. (2)Певец любви, правду сказать, грязнуля порядочный. (3)Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них жучков. (4) Ничего удивительного, что тут же сидят лягушки. (5)Неподходящее место для песен о любви. (6)Моё знакомство с соловьём началось ошибкой. (7)Меня, которому тогда только исполнилось девять лет, в жаркий весенний вечер позабыли на берегу озера. (8)Представьте положение мальчишки, впервые в жизни очутившегося перед огромной водной пустыней. (9)Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками водную гладь, и по земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное угрожающее урчание. (10)Я в ужасе притаился под кустом, ожидая своей погибели. (11)И вдруг из ближней гряды каких-то цветущих зарослей грянул заливистый длинный свист, понёсся, оборвался трелью, щёлкнул, заскакал, рассыпался и серебристым эхом отозвался везде: и в кустах, и в лесу, стоявшем тёмной стеной, и на другом берегу заснувшего озера. (12)И я, никогда до тех пор не слышавший соловья, сразу понял: вот он! (13)А угрожающее урчание –это лягушки урчат, и нисколько это не страшно. (14)Прошло лет десять. (15)За это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей. (16)Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, как бы несколько сгорбившись, слегка распустив крылья. (17)Конечно, не всегда он поёт. (18)Он прыгает по грязи, он роется в мусоре, ест червей. (19)А когда поёт, то его неизменно сопровождает голос лягушек, квакающих из грязного болота… (20)Однажды вечером я маялся на маленькой станции в ожидании поезда. (21)Бесчисленные лягушки надсадно кричали над рекой. (22)И этот квакающий хор, и душный воздух прожжённой за день солнцем станции, и скука ожидания –всё сливалось в тягостное впечатление безнадёжной тоски. (23)И вдруг брызнули с реки звонкие соловьиные песни. (24) Лягушачий хор продолжал греметь ожесточённо, но теперь он звучал иначе: он дополнял, оттенял звонкие голоса пернатых певцов. (25)Разноголосицы не было. (26)Всё пело… про любовь. (27)И когда подошел так долгожданный поезд, жаль было покидать ненавистную станцию. ( По Е. Дубровскому)* * Дубровский Евгений Васильевич (1870–1941) – русский писатель, публицист первой половины 20 века. Писал книги о природе, о животных, о жизни леса как для детей, так и для взрослых: «Волк», «Самолов», «Первый снег», «Тетеревёнок-великан», «Встречи в лесу», «Далёкие годы», «Лесной шум».
2. Каково отношение автора к природе? 1) Автор всегда видит в природе лишь её обратную, грубую и неприглядную сторону. 2) Автор относится к природе безразлично, отмечая как её непривлекательные стороны, так и её красоту. 3) Автор идеализирует природу, подчёркивая только те её черты, которые создают впечатление красоты и гармонии. 4) Автор любит природу такой, какая она есть, понимая и принимая её во всех её проявлениях. Как характеризует соловья информация, заключённая в предложениях 15–18? 1) Соловей – необыкновенная птица, совершенно непохожая на других пернатых. 2) Соловью присущи такие качества, как неумение высоко летать и нежелание часто петь. 3) Соловью свойственно всё то же, что и другим птицам, его облик и образ жизни не отличаются красотой. 4) Соловей отличается от других певчих птиц тем, что постоянно поёт, когда за ним наблюдают люди.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор называет соловья «певец любви» (предложение 2)?» Такая форма наименования говорит здесь о том, что… 1) автор иронически относится к стереотипам, штампам. 2) автор стремится создать романтический образ соловья. 3) песня соловья всегда связана с его любовью к сырым кустам. 4) песня соловья по звучанию напоминает слова любви.
В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого? 1) (3) Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них жучков. (4) Ничего удивительного, что тут же сидят лягушки. 2) (15) За это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей. (16) Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, как бы несколько сгорбившись, слегка распустив крылья. 3) (18) Он прыгает по грязи, он роется в мусоре, ест червей. (19) А когда поёт, то его неизменно сопровождает голос лягушек, квакающих из грязного болота… 4) (22) И этот квакающий хор, и душный воздух прожжённой за день солнцем станции, и скука ожидания – всё сливалось в тягостное впечатление безнадёжной тоски. (23) И вдруг брызнули с реки звонкие соловьиные песни.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в тексте подчёркивается, что "соловей и лягушка поют всегда вместе"?» 1) С помощью этого автор доказывает мысль о том, что соловьиное пение так красиво лишь на фоне надсадного лягушачьего кваканья. 2) С помощью этого автор доказывает, что красота и гармония рождаются порой из сочетания прекрасного и безобразного. 3) Это наблюдение доказывает, что искусство пения не играет никакой роли, когда речь идёт о хоровом исполнении. 4) Это позволяет автору утверждать, что прекрасная песня соловья побуждает петь и лягушек.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) (3) Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них жучков. 2) (9) Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками водную гладь, и по земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное угрожающее урчание. 3) (15) 3а это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей. 4) (16) Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, несколько наклонившись, слегка распустив крылья. 4. Из предложения 16 выпишите слово(-а) с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).
В каком слове приставка пишется всегда одинаково? 1) исполнилось 2) рассыпался 3) сразу 4) бесчисленный
5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных –ЕНН–, –ОНН–/–ЁНН– пишется НН»? 1) весенний (предложение 7) 2) огненный (предложение 9) 3) длинный (предложение 11) 4) прожжённой (предложение 22)
6. Замените разговорное слово «порядочный» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «соловьиные песни» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 25.
9. Среди предложений 23–27 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Среди предложений 17–22 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. Певец любви,(1) правду сказать,(2) грязнуля порядочный. Он водится среди сырых кустов,(3) юрко шныряет мышью по нижним ветвям,(4) ворошит сухие листья,(5) добывая из-под них жучков.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Напишите ответ цифрой. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью. А угрожающее урчание – это лягушки урчат,(1) и нисколько это не страшно. Прошло лет десять. За это время я не только слышал,(2) но и видел не раз,(3) как поёт соловей.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Конечно, (1) не всегда он поёт. Он прыгает по грязи, (2) он роется в мусоре, (3) ест червей. А когда поёт, (4) то его неизменно сопровождает голос лягушек, (5) квакающих из грязного болота…
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. И этот квакающий хор,(1) и душный воздух прожжённой за день солнцем станции,(2) и скука ожидания – всё сливалось в тягостное впечатление безнадёжной тоски. И вдруг брызнули с реки звонкие соловьиные песни. Лягушачий хор продолжал греметь ожесточённо,(3) но теперь он звучал иначе: он дополнял,(4) оттенял звонкие голоса пернатых певцов.
13. Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Щербы. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2.
15.3.
Вариант 038 (1)Учительница Марья Ефремовна сказала, что надо украсить класс и каждый должен принести какое-нибудь растение. (2) Мы с папой зашли в цветочный магазин. —(3)Дайте мне, пожалуйста, вон тот, красненький, — робко попросила я продавщицу. (4)Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня. —(5)Это герань, — объяснили нам. (6)Мне нравился цветочек. (7)Листья были большие, замшевые, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка. (8)Как будто ребёнок нарисовал. —(9)У меня в детстве была герань, — вспомнил папа, и его лицо приняло особое выражение. — (10)Детство — хорошее время, когда ребёнка любят ни за что, просто так, и ничего от него не хотят, кроме того, чтобы он был и цвёл. (11)Я сняла купленный цветочек с прилавка, прижала его к груди, и он так и засиял в моих руках. (12)А потом мы с папой медленно шли по улице, и я не сводила глаз со своего цветочка. (13)Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка, чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. (14)Котёнок не понимает, что цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием. (15)А потом я поставила горшок на подоконник, к солнцу, и стала его поливать. —(16)Много нельзя, — предупредила бабушка. — (17)Он захлебнётся. (18)Я испугалась и даже ночью, вскакивая, проверяла, жив ли мой цветочек. (19)А утром я увидела, что огонёк еще ярче, листья ещё бархатнее, а запах явственнее. (20)Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах — я его вдыхала долго-долго. —(21)Пусть оставит себе, раз ей так нравится, — предложила мама. —(22)Неправильно, — возразил папа. — (23)Надо уметь отдавать то, что нравится самой. (24)Мне было жаль отдавать цветочек. (25)Но папа, конечно, был прав, и я сказала: —(26)Я отнесу в класс, и мы все вместе будем на него смотреть. (27)Приятно ведь смотреть в компании. (28)Как картины в музеях... (По В. Токаревой)
2. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого? 1) (4) Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня. (7) Листья были большие, замшевые, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка. 2) —(9) У меня в детстве была герань, — вспомнил папа, и его лицо приняло особое выражение. (12) А потом мы с папой медленно шли по улице, и я не сводила глаз со своего цветочка. 3) (13) Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка, чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. (15) А потом я поставила горшок на подоконник, к солнцу, и стала его поливать. 4) —(21) Пусть оставит себе, раз ей так нравится, — предложила мама. —(23) Надо уметь отдавать то, что нравится самой. Почему мама девочки готова разрешить ей оставить цветок у себя? 1) Мама считает, что вдыхать аромат цветов полезно для здоровья. 2) Мама хочет научить девочку цветоводству. 3) Мама видит, что девочке цветок очень дорог и ей не хочется с ним расставаться. 4) Мама и сама любит цветы: ей нравится их тонкий аромат и нежная красота.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о цветке, героиня-рассказчица употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?» (предложения 3—4). Такая форма именования свидетельствует о том, что … 1) этот цветок очень нравится девочке, поэтому она так ласково о нём говорит. 2) героиня — совсем маленькая девочка, поэтому всё окружающее кажется ей таким же маленьким, как и она. 3) девочке интересно в цветочном магазине, среди красивых цветов. 4) героиня — вежливая, хорошо воспитанная девочка.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему девочка считает цветок не игрушкой, а «живым существом с растительным сознанием»?» 1) Для героини покупка живого цветка — это игра, частью которой является и она сама. 2) Девочка любые предметы наделяет душой. 3) Для героини цветок — это элемент окружающей среды, которую нужно беречь и охранять. 4) Девочка почувствовала в цветке отклик на свою симпатию и восприняла его как своего друга.
Как характеризует отца девочки информация, заключённая в предложениях 9—10? 1) Отец девочки — суровый человек, так как в детстве он не знал родительской любви и ласки. 2) Отец девочки — чуткий человек, так как он вырос в любящей семье, о которой вспоминает с большой теплотой. 3) Отец девочки — рациональный человек, поэтому он считает, что ребёнка нельзя любить ни за что, просто так. 4) Отец девочки — большой ценитель прекрасного, поэтому он любит герань.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему девочке жаль было отдавать цветочек?» 1) Потому что цветочек был очень маленький. 2) Потому что девочка хотела оставить цветок для папы как приятное воспоминание о его детстве. 3) Потому что девочке хотелось превратить цветок в свою игрушку. 4) Потому что девочка почувствовала в цветке отклик на свою заботу и восприняла его как друга.
3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня». 1) олицетворение 2) слова просторечного стиля 3) сравнение 4) фразеологизм
В каком варианте ответа указаны средства выразительности речи, использованные в предложении 20: «Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах – я наклонилась и вдыхала его долго-долго»? 1) олицетворение и гипербола 2) эпитеты и сравнение 3) синонимы и противопоставление 4) фразеологизм и метафора
4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – приближение? 1) прилавок 2) прижала 3) предупредила 4) припомнил
5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»? 1) медленно 2) подоконник 3) явственнее 4) купленный
6. Замените разговорное слово «раз» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «цветочный магазин» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
9. Среди предложений 16—20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. – Пусть оставит себе,(1) раз ей так нравится,(2) – предложила мама. – Неправильно,(3) – возразил папа. – Надо уметь отдавать то,(4) что нравится самой. На душе было тяжело: мне было жаль отдавать цветочек. Но папа,(5) конечно,(6) был прав,(7) и я сказала: – Я отнесу его в класс,(8) и мы все вместе будем на него смотреть.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью. Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка,(1) чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. Котёнок не понимает, (2) что цветок не игрушка,(3) а живое существо с растительным сознанием.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Я сняла купленный цветочек с прилавка,(1) прижала его к груди,(2) и он так и засиял в моих руках. А потом мы с папой медленно шли по улице,(3)и я не сводила глаз со своего цветочка. Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка,(4) чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. Котёнок не понимает,(5) что цветок не игрушка,(6) а живое существо с растительным сознанием. А потом я поставила горшок на подоконник,(7) к солнцу,(8) и стала его поливать.
13. Среди предложений 1–8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 20–24 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 039 (1)Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет. (2)Во всяком случае, когда мы пришли туда с мамой, библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником пол. (3)Забавное знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной. (4)Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать, отчитывая Татьяну Львовну: — (5)Ну, что же это вы, а? (6)Или девочки сюда не ходят? (7)Она взглянула на библиотекаршу, только когда разогнулась. — (8)А холодина-то! (9)Как вы здесь работаете? — (10)А вот так, — сказала весело Татьяна Львовна и движением, конечно же, артистическим, царственным распахнула своё нарядное пальто, как плащ или какую-нибудь накидку. (11)Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком. — (12)А вы что, — задиристо спросила старушка маму, — из исполкома? (13)Мама не на шутку смутилась. — (14)Да нет… (15)Я родительница… (16)Вот этого мальчика. — (17)Абонемент одна тысяча тринадцать. (18)Коля… (19)Я подсказал фамилию. (20)Пока Татьяна Львовна искала мою карточку, мама волновалась. — (21)Так же нельзя. (22)Мы с Колей привезём вам немножко дров, уж не обижайтесь. — (23)Ой! — обрадовалась Татьяна Львовна. — (24)Как я благодарна. (25)А то чернила замерзают. — (26)Что — чернила! (27)Вы же тут целый день. (28)Простынете! — (29)А дети? (30)А книги? (31)Мама улыбнулась. — (32)Дети придут и уйдут, а книги не замёрзнут. — (33)Да вы что! — вскричала Татьяна Львовна. — (34)Книги страдают не меньше людей, только сказать не могут. (35)Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода. (36)Ведь осенью здесь было сыро. (37)И вообще! (38)Как человек виноват перед ними! (39)Мы в Ленинграде, представляете, топили книгами печки. (40)Сердце кровью обливается, а что делать? (41)Ни еду сварить, ни согреться. (42)Вот я и решила тут: пойду работать в библиотеку, и непременно в детскую, понимаете? — (43)А как же балет? — не выдержала мама. — (44)Ах, как всё это далеко! — рассмеялась Татьяна Львовна. — (45)А мы с вами в другой жизни. (46)Война, холод, детские книги. (47)Да, здесь не сцена, а правда. — (48)Зачем нам, — проговорила мама, опустив голову, — такая правда? — (49)Её не выбирают, — ответила старушка и прибавила: — (50)Не унывайте, всё ещё будет: и театр, и занавес, и музыка. (По А. Лиханову)* * Альберт Анатольевич Лиханов — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества — становление характера подростка — проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» был снят одноимённый фильм.
2. Как характеризует маму Коли информация, заключённая в предложениях 12—22? 1) Колина мама — человек эмоциональный и по-настоящему отзывчивый. 2) Колина мама — человек, который часто переживает без всякого повода. 3) Мама Коли — человек робкий и неловкий от стеснительности. 4) Мама Коли — упорный в своём стремлении понравиться Татьяне Львовне человек. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Колина мама с особенным уважением относилась к библиотекарю Татьяне Львовне?» 1) (2) Во всяком случае, когда мы пришли туда с мамой, библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником пол. 2) (3) Забавное знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной. 3) (7) Она взглянула на библиотекаршу, только когда разогнулась. — (8) А холодина-то! 4) — (21) Так же нельзя. (22) Мы с Колей привезём вам немножко дров, уж не обижайтесь.
Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 34: «Книги страдают не меньше людей, только сказать не могут»? 1) (32) Дети придут и уйдут, а книги не замёрзнут. 2) (40) Сердце кровью обливается, а что делать? 3) (42) Вот я и решила тут: пойду работать в библиотеку, и непременно в детскую, понимаете? 4) (45) А мы с вами в другой жизни.
На какой вопрос в тексте нет ответа? 1) Почему книги страдают от холода не меньше людей? 2) Почему бывшая балерина стала библиотекарем? 3) В каких условиях во время войны приходилось работать в тылу? 4) Какой была профессия мамы мальчика?
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет. 2) Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком. 3) Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода. 4) Да, здесь не сцена, а правда. 4. Из предложений 32—34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
5. Из предложений 10—11 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
6. Замените разговорное слово «орудовать» в предложении 4 стилистически нейтральным словом -синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «детские книги» (предложение 46), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 36.
9. Среди предложений 42—48 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. Среди предложений 10—20 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Мы в Ленинграде,(1) представляете,(2) топили книгами печки. Сердце кровью обливается,(3) а что делать? Ни еду сварить,(4) ни согреться.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать,(1) отчитывая Татьяну Львовну: — Ну,(2) что же это вы,(3) а? Или девочки сюда не ходят? Она взглянула на библиотекаршу,(4) только когда разогнулась.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. — Дети придут и уйдут,(1) а книги не замёрзнут. —Да вы что! — вскричала Татьяна Львовна. — Книги страдают не меньше людей,(2) только сказать не могут. Клей в корешках рассыпается,(3) бумага пухнет,(4) совсем как человек от голода.
13. Среди предложений 1—3 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 17—22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 040 (1)Солнце ещё не начало как следует припекать, а дед Никита уже устроился на завалинке. (2)Он разложил связки лыка, незаконченный лапоть, но приостановился и, наклонив голову, прислушался. (3)На дорогу из-за угла выбежала стайка мальчуганов, босых, в холстинных штанах и цветных рубашках. (4)Впереди, отдельно, шёл мальчик в белой майке. (5)Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. (6)Другие же мальчики, наоборот, загорели до черноты, а волосы их, выбеленные солнцем, похо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.205 (0.015 с.) |