Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса.



Пояснительная записка.

Изучение курса Техника и технология видеосъемки направлено на:

- всестороннее развитие и совершенствование личности будущего создателя видеоролика, способной обеспечить эвристическую, творческую продуктивность сценарно-режиссерской деятельности в рекламе;

- усиление творческой активности личности учащегося;

- формирование ее мировоззрения, способностей, потребностей в социально-значимой деятельности, профессионально важных качеств личности в процессе видео производства.

- духовно-нравственное развитие личности сценариста, режиссера видеоролика, развитие творческого потенциала личности.

Цель дисциплины: совершенствование сценарно-режиссерского мастерства; формирование будущего создателя видеопродукта как гуманной, творческой личности, способной обеспечить эвристическую, творческую продуктивность профессионально-режиссерской деятельности в процессе создания видеоролика.

Основными задачами курса является:

· усвоение профессиональных знаний основ сценарного и режиссерского творчества, мастерства; изучение сущности мастерства современного режиссера видеопродукта и пути его формирования;

· развитие культуры мышления; навыков общения, способности к саморегуляции поведения;

· развитие умения оптимально выразить свои чувства и мысли;

· развитие умения ориентироваться в потоке современной видео- и телеинформации, приобретение навыков и умений сценарно-режиссерской техники.

Основные разделы отвечают требованиям Государственного стандарта: технические средства видеосъемки и видеопроекции; технология процессов видеосъемки и видеопроекции; основы драматургии рекламного ролика; основы режиссуры рекламных роликов; практическая работа по созданию индивидуального любительского рекламного видеоролика. Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем знаний и умений в форме защиты творческих проектов.

 Особое внимание уделяется следующим темам «Техника и технология видеосъемки: технические средства видеосъемки»; «Процессы видеосъемки и видеопроекции»; «Съемка статичной и динамической камерами»; «сценарий»; «Основы видеорежиссуры»; «Видеомизансцена»; «Композиция кадра»; «Видеомонтаж»; «Видеосъемка в павильоне, в интерьере, на натуре»; «Надписи для видеофильма»; «Звуковое сопровождение»; «Монтаж и озвучивание».

Очень важно формировать способность воспринимать экранные произведения адекватно замыслу их авторов. Под этим понимается умение выявлять в структуре произведения авторскую позицию, оценивая не только события и характеры героев, но и внутреннюю связь эпизодов, их монтажную организацию, композицию кадра, звуковой ряд, графическое, колористическое, драматургическое решения и т. д. То есть нужно уметь прочитывать емкую информацию мировоззренческого характера, содержащуюся в опосредованной, образно-художественной форме в экранных произведениях. Адекватное восприятие подразумевает включение в сотворчество, проникновение в замысел творца, повторение как бы заново пройденного им пути. Не исключается даже более глубокое, по сравнению с авторским замыслом, истолкование.

Структура аудиовизуального образования, на которую можно опираться при отборе содержания видеозаписей и методик их обсуждения, сводится к пяти уровням:

первый - усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функционирования в обществе;

второй - образно-эмоциональное восприятие художественной концепции, раскрывающейся в пространственно-временной форме экранного произведения (пересказ – констатирующий уровень, на котором происходит эмоциональное переживание, запоминание информации);

третий - анализ результатов восприятия и эстетическая оценка произведений экранных искусств (аналитико-оценочный уровень – рефлексия по отношению к своему эмоциональному переживанию информации, определение собственной позиции по отношению к ней, тот самый путь «соавторства», О котором говорилось выше);

четвертый - удовлетворение будущих видеорежиссеров своих потребностей в творчестве: опыты самостоятельной видеосъемки, написание рецензий и киносценариев, которые помогут глубже воспринимать представления об основных элементах киноязыка (креативный уровень);

пятый - проявление своей, возможно новой, позиции в поведении, общении, в отношении к людям (конструирующий уровень).

Для работы необходима следующая видеовоспроизводящая и видеозаписывающая аппаратура: видеомагнитофон (видеоплеер); видеокамера любительская или полупрофессиональная аналоговая или цифровая (возможно использование и нескольких видеокамер, если они есть в наличии); аудиомагнитофон (для озвучивания); монтажный стол (можно использовать любое средство для видеомонтажа, включая компьютерные программы); необходимое количество видеокассет для съемок (5- 6 штук); кассеты с записями фильмов, мультфильмов, видеорекламных роликов; компьютерная техника; микрофонная техника.

После изучения данного курса учащийся должен знать:

- технику, технологию и технические средства видеосъемки;

- основы сценарного и режиссерского мастерства;

- основы драматургии и технологию написания сценария видеоролика;

- основные приемы и выразительные средства режиссуры видеороликов.

- этапы работы режиссера над организацией и воплощением замысла видеоролика или видеофильма.

овладеть следующими умениями и навыками:

- сценарно-режиссеркой техники;

- процессами восприятия, внимания, импровизации;

- развитым творческим воображением и фантазией, в которых образное и действенное начало слиты воедино;

- комплексом упражнений для развития профессиональной наблюдательности;

- осуществлять видеосъемку;

- оптимально выразить свои чувства и мысли при создании видеопродукта;

- практическими навыками руководства творческим процессом.

Программа рассчитана на двухгодичное изучение. Первый год обучения заканчивается зачетным занятием, включающим: собеседование по тематике данного года, защиту замысла сюжета видеоролика, анализ выполненных творческих заданий, отчет о работе над творческой папкой и дневником наблюдений. На основе тем, изученных на первом году обучения, выполняется письменная самостоятельная контрольная работа (примерная тематика представлена в программе). Второй год завершается итоговым занятием, на котором демонстрируется групповая авторская работа по созданию видеофильма.

 


Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Первый год обучения. Теоретич. Практич. Всего  
 Вводный курс. 10 - 10  
Тема 1. Введение. Предмет и задачи программы. 1 - 1  
Тема 2. Каким мы видим мир через экран. 1 - 1  
Тема 3. Пути развития и основные направления видеопродукта. 1 - 1  
Тема 4. Классификация и характеристики видеопродукта. 2 - 2  
Тема 5. Творчество в видеодеятельности. 1 - 1  
Тема 6. Творческая личность. 1 - 1  
Тема 7. Творческие роли. 1 - 1  
Тема 8. Творческая команда. 1 - 1  
Тема 9. Творческий процесс. 1 - 1  
Раздел 1. Технические средства видеосъемки и видеопроекции. 72 128 200  
1. 1. Цифровое видео. История цифрового видео. 10 10 20  
1. 2. Линейный и нелинейный монтаж. 10 17 27  
1. 3. Телевизионное вещание, мультимедиа. 10 20 30  
1. 4. Знакомство с видеокамерой. Возможности видеосъемки. 10 15 25  
1. 5. Критерии выбора видеокамеры. 9 20 29  
1. 6. Профессиональное обращение с видеокамерой. 8 21 29  
1. 7. Видеооборудование и аксессуары. 15 25 40  
Раздел 2. Технология процессов видеосъемки и видеопроекции. 70 197 267  
2. 1 Основные правила движения видеокамерой 10 15 25  
2. 2 Развитие представления о кадре: план, ракурс. 10 15 25  
2. 3. Кадр как часть фильма: кинематографический кадр. 10 15 25  
2. 4. Просмотр и обсуждение видеопродуктов. 8 10 18  
2. 5. Специфика языка кино 12 15 27  
2. 6. Видеосъемка в интерьере, в павильоне, на натуре. 10 30 40  
2.7. Виды монтажа при видеосъемке. Общие принципы работы в монтажных программах. 10 30 40  
2. 8. Подключение оборудования и оцифровка видео. 8 32 40  
2. 9. Производство цифрового видео. 12 35 47  
РАЗДЕЛ 3. Итоговый. 1 2 3  
ИТОГО 153 327 480  
         
Второй год обучения.        
ВВОДНЫЙ КУРС, 3 2 5  
Раздел 1. Основы драматургии видеофильма. 106 365 471  
1. 1. Этапы создания видеоролика. 5 25 30  
1. 2. Планирование производства видеоролика. 5 20 25  
1.3. Сценарий - литературная основа ВР. Основные компоненты сценарного замысла ВР. 5 25 30  
1. 4 Методика работы над сценарием ВР. 15 25 40  
1. 5. Монтаж как основной метод создания ВР. 5 35 40  
1. 6. Основы языка кино: кадр. 5 30 35  
1. 7. Сюжет ВР, поступки и характер героя. 15 30 45  
1. 8. Знакомство с жанрами ВР. 5 30 35  
1. 9. Ассоциации и их виды. Образное решение ВР. 5 25 30  
1.10. Стереотипы ролей. Игры в ролике. Герой видеоролика. 5 27 32  
1.11. Создание текста для ВР. 15 33 48  
1.12 Сочинение небольших сюжетов ВР. Творческая работа. 15 25 40  
1. 13 Творческая лаборатория. Зачетное занятие: - собеседование по тематике первого года обучения; - защита замысла сюжета ВР; - анализ выполненных творческих заданий; - отчет о работы над творческой папкой и дневником наблюдений. 6 35 41  
РАЗДЕЛ 2. Итоговый. 2 2 4  
ИТОГО. 111 369 480  
         
Третий год обучения.        
Вводный курс. 3 - 3  
РАЗДЕЛ 1. Основы режиссуры видеороликов. 95 165 260  
1.1. Режиссерский замысел ВР. 5 8 13  
1.2. Творческая работа по усвоению языка ВР. Монтажная запись. 5 8 13  
1. 3. Съемка по монтажной записи. 5 8 13  
1. 4. Работа над режиссерским сценарием ВР. 5 8 13  
1. 5. Пробы на роли. Репетиции. Работа с героем 5 8 13  
1. 6. Видеосъемка фильма. 5 8 13  
1. 7. Подбор съемочной группы и работа с ней. 5 8 13  
1. 8. Усилия восприятия: цвет, национальные традиции, настроение, юмор. 5 8 13  
1. 9. Детерминанты привлечения внимания. 5 8 13  
1. 10. Создание текста для ВР. 5 8 13  
1. 11. Композиция кадра. Мизансцена в видеокадре. 5 8 13  
1. 12. Просмотр снятого материала. Обсуждение. Монтаж ВР, подготовка к демонстрации. 5 8 13  
1.13. Демонстрация ВР. Обсуждение. 5 8 13  
1. 14 Музыкальное оформление ВР. 5 8 13  
1. 15 Звуковое сопровождение ВР. 5 8 13  
1. 16 Монтаж и озвучивание ВР. 5 8 13  
1.17. Практическая работа по съемке, обработке, монтажу, озвучиванию любительского ВР. 5 13 18  
1.17. Работа над визуально-зрелищным средством ролика (внеклассное мероприятие). 5 8 13  
1.19 Организация и проведение конкурса ВР. 5 8 13  
Раздел 2. Практическая работа по созданию индивидуального любительского ВР. 45 155 200  
2.1. Работа по созданию индивидуального любительского ВР: 45 155 200  
- выбор темы;        
- подбор материала;        
- написание сценария;        
- режиссерская разработка;        
- съемка;        
- обработка киноматериалов;        
- монтаж видеоряда;        
- озвучивание;        
- показ и отчетная документация.        
РАЗДЕЛ 3. 2 15 17  
3.1. Итоговое занятие: - тестирование - собеседование по всей тематике третьего года обучения - защита замысла и трансляция ВР. 2 15 17  
Итого 145 335 480  

Содержание дисциплины.

Первый год обучения.

Вводный курс.

Тема 7. Творческие роли.

Творческий видеоролик – продукт коллективной работы. Творческая роль художника в создании ВР. Творческая роль художественного редактора. Практические советы.

Тема 8. Творческая команда.

Состав творческой команды. Обязанности работников различных специальностей (продюсер, художественный редактор, режиссер, композитор, аранжировщик, музыкант, редактор монтажа).

 

Тема 9. Творческий процесс.

Этапы и стадии творческого процесса. Творческая стратегия, способы разработки. Творческая платформа. Эффективность творческого видеоролика.

 

Просмотр и обсуждение РВР.

Особенности ВР как искусства. Создание образа. Коллективное творчество в кино, основные кинопрофессии. Звук и цвет в ВР. Музыка в видеоролике.

 

Специфика языка кино.

Кадр как самая маленькая часть фильма. План – масштаб изображения, ракурс – точка зрения камеры. Монтаж – создание фильма из отдельных кадров.

 

Раздел 3. Итоговый.

Подведение итогов года.

Второй год обучения.

ВВОДНЫЙ КУРС.

Этапы создания видеоролика.

Типичный план видеоролика. Планирование производства видеоролика (продолжительность, сцены, ключевой кадр). Специфические элементы исполнения. Художественная редакция ТВ.

Планирование производства видеоролика.

Планирование производства ВР как процесс. Классификация работы по группам. Подготовка к производству. Съемка. Послесъемочные работы.

 

Основы языка кино: кадр.

Сценарий и раскадровка. Основные характеристики кадра. Планы кадра. Эффект 25 кадра.

Знакомство с жанрами ВР.

Основные виды ВР: игровой, документальный, научно-популярный, анимационный. Особенности каждого вида ВР. Жанры ВР.

 

Создание текста для ВР.

Психология видео обращения (теплые и холодные слова; значение и смысл; факторы, влияющие на характеристику текста; краткость). Структура текста. Негативные факторы и приемы видео текста: вычурность, зазывание, скучный текст. Практическая работа над созданием текста.

 

Третий год обучения.

ВВОДНЫЙ КУРС.

Режиссерский замысел ВР.

Профессия видеорежиссер, ее проблемы и рекомендации по развитию режиссерских способностей. Принятие решения о работе над ВР. Раскадровка – важный этап в замысле режиссера. Документальный ВР, игровой ролик. Подбор съемочной группы и работа с ней. Рекомендации начинающему режиссеру.

 

Съемка по монтажной записи.

Съёмка разговора двух людей (Видеосъёмка двух стоящих (или сидящих) людей друг против друга и разговаривающих. Разработка сценария. Правило восьмёрки. Линия внимания - рот, такая композиция кадра подходит для кино и видео. При необходимости установить освещение для видеосъёмки.)

Съёмка творческой процесса учащегося или группы учащихся при создании работы. (Оператор выполняет фильм, как последовательность сцен, снятых статичной камерой. Лучше, если она будет на штативе. Необходимо создавать кадры без ”грязи”, менять ракурс, использовать перебивки кадрами, чередовать планы. Классическое правило чередования: один общий план, два крупных с различных ракурсов. Перебивки важны в домашнем и репортажном видео).Съёмка в помещении и на природе. Съёмка при искусственном освещении. (Съёмка свадьбы, торжества, юбилея. Возможна съёмка внутришкольного мероприятия. Выяснить главную цель работы. Использовать при необходимости боковой, контровой, рисующей свет или световую компиляции. Применять комбинированные съёмки. При необходимости использовать постановочные кадры. Интересными бывают съёмки за кулисами. Сосредотачивать внимание на средних и крупных планах, не забывать об общих планах съёмки.).

1. 4. Работа над режиссерским сценарием ВР. Работа согласно этапам написания сценарного замысла. Разработка сценарной идеи. Работа над композицией. Выбор сюжета, героя. Разработка конфликта, работа над раскадровкой согласно сценария, утвержденного педагогом. Создание монолога, диалога, разработка дикторского текста.

1. 5. Пробы на роли. Репетиции. Работа с героем. Обязанности режиссера. Пробы на роли. Язык режиссерских заданий. Принципы работы с актером. Формы организации режиссерского задания. Организация жизни персонажа в кадре.

1. 6. Видеосъемка фильма. Съёмка под монтаж с точки зрения оператора. Требования к видеосъёмке с точки зрения монтажёра. Видеосъёмка в примерах. Комбинированные съёмки. Съёмка с пониженной и повышенной частотой. Обратная съёмка и “стоп-приём”. Съёмка с наклоненной кинокамерой. Перспективное совмещение. Съёмка макетов. Применение зеркал. Мультипликация. Видеосъемка по утвержденному сценарию.

1. 7. Подбор съемочной группы и работа с ней. Примерный состав съемочной группы. Требования к ним. Практическая работа над созданием съемочной группы на курсе. Анализ выбора и распределение обязанностей.

1. 8. Усилия восприятия: цвет, национальные традиции, настроение, юмор.

                                                           

1. 9. Детерминанты привлечения внимания. Практическая работа над творческими заданиями по усилению восприятия в ВР.

1. 10. Создание текста для ВР. Практическая работа над творческими заданиями и упражнениями по созданию текста для ВР. Создание текста для индивидуального ВР.

1. 11. Композиция кадра Мизансцена в видеокадре. Мизансцена – «язык» режиссера. Виды и типы мизансцен. Практическая работа над созданием мизансцены в кадре.

4.12. Просмотр отснятого материала. Обсуждение. Монтаж ВР, подготовка к демонстрации. Просмотр снятого материала в группе. Обсуждение, организация обсуждения в группе. Рекомендации по выстраиванию отснятых кадров, в соответсвии с режиссерским замыслом. Обсуждение возможных вариантов титров (цвет, цвет букв, цвет фона). Монтаж ВР с позиции режиссера ВР, подготовка к демонстрации.

1.13. Демонстрация ВР. Обсуждение. Организация демонстрации ВР учащихся в группе. Обсуждение творческих работ, оценка и анализ результатов работы.

1. 14 Музыкальное оформление ВР. Музыка; естественный фон (интершум); звуковые отбивки. Практическая работа над озвучиванием ВР.

1. 15 Звуковое сопровождение ВР. Голосовые комментарии. Запись реалистического звука на съёмочной площадке. Члены съёмочной группы, имеющее отношение к звукозаписи. Выбор профессиональных микрофонов. Характеристики микрофона. Типы микрофонов. Средства контроля и записи звука. Система двойной и одиночной звукозаписи. Методы записи звука.

1. 16 Монтаж и озвучивание ВР. Члены съёмочной группы, имеющее отношение к звукозаписи. Выбор профессиональных микрофонов. Характеристики микрофона. Типы микрофонов. Средства контроля и записи звука. Система двойной и одиночной звукозаписи. Практическая работа над записью звука в ВР.

Пояснительная записка.

Изучение курса Техника и технология видеосъемки направлено на:

- всестороннее развитие и совершенствование личности будущего создателя видеоролика, способной обеспечить эвристическую, творческую продуктивность сценарно-режиссерской деятельности в рекламе;

- усиление творческой активности личности учащегося;

- формирование ее мировоззрения, способностей, потребностей в социально-значимой деятельности, профессионально важных качеств личности в процессе видео производства.

- духовно-нравственное развитие личности сценариста, режиссера видеоролика, развитие творческого потенциала личности.

Цель дисциплины: совершенствование сценарно-режиссерского мастерства; формирование будущего создателя видеопродукта как гуманной, творческой личности, способной обеспечить эвристическую, творческую продуктивность профессионально-режиссерской деятельности в процессе создания видеоролика.

Основными задачами курса является:

· усвоение профессиональных знаний основ сценарного и режиссерского творчества, мастерства; изучение сущности мастерства современного режиссера видеопродукта и пути его формирования;

· развитие культуры мышления; навыков общения, способности к саморегуляции поведения;

· развитие умения оптимально выразить свои чувства и мысли;

· развитие умения ориентироваться в потоке современной видео- и телеинформации, приобретение навыков и умений сценарно-режиссерской техники.

Основные разделы отвечают требованиям Государственного стандарта: технические средства видеосъемки и видеопроекции; технология процессов видеосъемки и видеопроекции; основы драматургии рекламного ролика; основы режиссуры рекламных роликов; практическая работа по созданию индивидуального любительского рекламного видеоролика. Изучение каждого раздела завершается промежуточным контролем знаний и умений в форме защиты творческих проектов.

 Особое внимание уделяется следующим темам «Техника и технология видеосъемки: технические средства видеосъемки»; «Процессы видеосъемки и видеопроекции»; «Съемка статичной и динамической камерами»; «сценарий»; «Основы видеорежиссуры»; «Видеомизансцена»; «Композиция кадра»; «Видеомонтаж»; «Видеосъемка в павильоне, в интерьере, на натуре»; «Надписи для видеофильма»; «Звуковое сопровождение»; «Монтаж и озвучивание».

Очень важно формировать способность воспринимать экранные произведения адекватно замыслу их авторов. Под этим понимается умение выявлять в структуре произведения авторскую позицию, оценивая не только события и характеры героев, но и внутреннюю связь эпизодов, их монтажную организацию, композицию кадра, звуковой ряд, графическое, колористическое, драматургическое решения и т. д. То есть нужно уметь прочитывать емкую информацию мировоззренческого характера, содержащуюся в опосредованной, образно-художественной форме в экранных произведениях. Адекватное восприятие подразумевает включение в сотворчество, проникновение в замысел творца, повторение как бы заново пройденного им пути. Не исключается даже более глубокое, по сравнению с авторским замыслом, истолкование.

Структура аудиовизуального образования, на которую можно опираться при отборе содержания видеозаписей и методик их обсуждения, сводится к пяти уровням:

первый - усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функционирования в обществе;

второй - образно-эмоциональное восприятие художественной концепции, раскрывающейся в пространственно-временной форме экранного произведения (пересказ – констатирующий уровень, на котором происходит эмоциональное переживание, запоминание информации);

третий - анализ результатов восприятия и эстетическая оценка произведений экранных искусств (аналитико-оценочный уровень – рефлексия по отношению к своему эмоциональному переживанию информации, определение собственной позиции по отношению к ней, тот самый путь «соавторства», О котором говорилось выше);

четвертый - удовлетворение будущих видеорежиссеров своих потребностей в творчестве: опыты самостоятельной видеосъемки, написание рецензий и киносценариев, которые помогут глубже воспринимать представления об основных элементах киноязыка (креативный уровень);

пятый - проявление своей, возможно новой, позиции в поведении, общении, в отношении к людям (конструирующий уровень).

Для работы необходима следующая видеовоспроизводящая и видеозаписывающая аппаратура: видеомагнитофон (видеоплеер); видеокамера любительская или полупрофессиональная аналоговая или цифровая (возможно использование и нескольких видеокамер, если они есть в наличии); аудиомагнитофон (для озвучивания); монтажный стол (можно использовать любое средство для видеомонтажа, включая компьютерные программы); необходимое количество видеокассет для съемок (5- 6 штук); кассеты с записями фильмов, мультфильмов, видеорекламных роликов; компьютерная техника; микрофонная техника.

После изучения данного курса учащийся должен знать:

- технику, технологию и технические средства видеосъемки;

- основы сценарного и режиссерского мастерства;

- основы драматургии и технологию написания сценария видеоролика;

- основные приемы и выразительные средства режиссуры видеороликов.

- этапы работы режиссера над организацией и воплощением замысла видеоролика или видеофильма.

овладеть следующими умениями и навыками:

- сценарно-режиссеркой техники;

- процессами восприятия, внимания, импровизации;

- развитым творческим воображением и фантазией, в которых образное и действенное начало слиты воедино;

- комплексом упражнений для развития профессиональной наблюдательности;

- осуществлять видеосъемку;

- оптимально выразить свои чувства и мысли при создании видеопродукта;

- практическими навыками руководства творческим процессом.

Программа рассчитана на двухгодичное изучение. Первый год обучения заканчивается зачетным занятием, включающим: собеседование по тематике данного года, защиту замысла сюжета видеоролика, анализ выполненных творческих заданий, отчет о работе над творческой папкой и дневником наблюдений. На основе тем, изученных на первом году обучения, выполняется письменная самостоятельная контрольная работа (примерная тематика представлена в программе). Второй год завершается итоговым занятием, на котором демонстрируется групповая авторская работа по созданию видеофильма.

 


Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем.

Количество часов



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.071 с.)