ТОП 10:

Сохранение и рациональное использование природных ресурсов для устойчивого развития.



Одной из центральных задач устойчивого развития является формирование экономики, не разрушающей биосферу, находящейся в пределах экологической емкости геосистем (ландшафтов). Биосфера при этом рассматривается не как источник естественных ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого является обязательным условием социально-экономического развития. Подобное развитие должно быть сопряжено с обеспечением безопасности в любой сфере деятельности общества и государства, в том числе и экологической.

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества, государства и природы от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий на окружающую природную среду. Согласно проекту государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, любая хозяйственная или иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, должна регламентироваться государством с позиций обеспечения экологической безопасности.

Главной целью стратегии природопользования признано создание оптимальных условий для эффективного использования природных ресурсов, сбалансированного с потребностями общества, а также обеспечения необходимого уровня воспроизводства и охраны природно-ресурсного потенциала. Для достижения поставленной цели требуется решение ряда задач, в том числе и осуществление обоснованного разграничения в области управления природопользованием между разными уровнями органов власти - федеральными, региональными и органами местного самоуправления. При этом управление природопользованием должно иметь региональную направленность и реализовываться на принципах комплексного использования природно-ресурсного потенциала отдельных территорий, с учетом интересов местного населения и особенностей традиционного природопользования. Успешность перехода России к устойчивому развитию непосредственно зависит от региональной и межрегиональной конкретизации мероприятий государственной стратегии. Стратегия предполагает создание для каждого региона на основе общих установок собственной концепции устойчивого развития, учитывая специфику местных условий. Например, для Арктического региона необходимо предусмотреть обеспечение особого режима природопользования в связи с малой экологической емкостью его природной среды.

Новые критерии, вытекающие из необходимости перехода к устойчивому развитию, выдвигают соответствующие требования к формированию, трансформации и развитию территориальных производственных систем, к такому природопользованию, при котором региональные производственные системы должны быть безотходными или же отходы одного производства служили бы сырьем для другого. Все это должно значительно улучшить экологическую ситуацию во многих регионах России.

В регионах с относительно высокой экологической напряженностью экологическая емкость местных ландшафтов в значительной мере исчерпана, и там необходимо частичное изменение структуры природопользования с учетом внедрения новых экологически безопасных технологий, строительство очистных сооружений, восстановление и рекультивация нарушенных ландшафтов. Особо следует обратить внимание на положение в Концепции устойчивого развития, согласно которому для ряда регионов страны хозяйственное освоение (преимущественно промышленное) новых территорий признано нецелесообразным. В первую очередь это относится к Арктическому региону, поскольку сохранившиеся там экологические ресурсы представляют собой бесценный резерв для поддержания экологического равновесия.

Вопросы энергетической безопасности в контексте мировых экономических проблем.

Первый важный специальный документ, связанный с энергетической безопасностью, был разработан странами-производителями, которые попытались закрепить национальный суверенитет над природными ресурсами, чтобы не допустить безраздельного господства крупных западных компаний. В начале 1960-х ООН официально признала государственный суверенитет и суверенные права на энергоресурсы.

В соответствии с принятой тогда резолюцией суверенные права на энергоресурсы гарантировались лишь в том случае, если они будут реализовываться в строгом соответствии с нормами международного права. Нельзя подрывать законы договаривающихся стран, регулирующие систему собственности на ресурсы, либо ограничивать доступ к ним, а также разведку и добычу полезных ископаемых на коммерческой основе. Выдача разрешений, лицензий и концессий не должна носить дискриминационный характер, и ей надлежит осуществляться на основе официальных критериев.

Можно сказать, что в какой-то степени эта резолюция ООН учла вопросы энергетической безопасности, однако ее явные реверансы в сторону стран-потребителей не могли устроить всех акторов. Следствием сложившейся ситуации стало создание Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), попытавшейся вернуть странам-производителям контроль над энергоресурсами. В 1968 году она приняла важный документ - Декларацию о нефтяной политике стран-участниц.

Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти.

Организации, которая могла бы считаться началом глобального подхода к энергетической безопасности. ОПЕК суждено было стать главным фактором ценообразования, но она была неспособна разработать сбалансированный подход к энергетической безопасности.

Другим значительным событием стало создание странами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Международного энергетического агентства (МЭА) в 1974-м.

Основной принцип системы сводился к тому, что в случае возникновения сильных перебоев с поставками нефти они (страны-члены МЭА) будут перераспределять между собой имеющиеся запасы нефти. Страны-члены МЭА решили также координировать и другие аспекты энергетической политики.

Вскоре страны-участницы МЭА приняли Международную энергетическую программу (МЭП) по выходу из кризисов. Эта программа справедливо считается первым договором в области международного права, посвященным именно энергетической безопасности. Вскоре после этого МЭП попыталась сократить зависимость стран - членов ОЭСР от нефти и стимулировать использование угля.

Происходящие изменения в мировом энергетическом балансе, отмечающиеся в последнее время, более высокие темпы экономического роста в регионах, не входящих в ОЭСР, заставляют МЭА уделять больше внимания отношениям со странами, в него не входящими. В структуре МЭА создан специальный рабочий орган - Комитет по странам, не входящим в Агентство, который следит за развитием событий в области энергетики в энергопроизводящих и энергопотребляющих странах всего мира и изучает глобальную ситуацию.

После распада Советского Союза число двусторонних инвестиционных договоров резко возросло, поскольку западные страны наладили связи с постсоветскими государствами. В свою очередь Европейский союз ухватился за возможность начать многосторонние переговоры с целью упразднения сотен подобных двусторонних соглашений.

Плодом этих усилий стала ни к чему не обязывающая Европейская энергетическая хартия (декабрь 1991 г.). Она стала отправной точкой дальнейших переговоров, которые привели к принятию в декабре 1994 года Договора к Энергетической хартии (ДЭХ), обязательного для всех подписавших его сторон.

ДЭХ, являющийся многосторонним договором, базируется на пяти ключевых элементах: поощрение капиталовложений в энергетику, государственный суверенитет над природными ресурсами, свобода доступа к энергетическим рынкам, свобода транзита энергоресурсов, свобода движения капиталов, связанных с инвестированием в энергетику.

ДЭХ знаменовал собой конец эры «общих» соглашений и переход к специальным соглашениям в области торговли энергоресурсами. Главный акцент в договоре был сделан на транспортировке энергоносителей и на защите потребителя и поставщика от посягательств третьей страны. Однако ДЭХ пока далек от достижения поставленной перед ним цели, его юридические возможности в деле укрепления энергетической безопасности крайне ограниченны. И все же договор может быть полезен благодаря предусмотренным в нем арбитражным механизмам.

Юридический подход способен создать некие общие рамки, которые сами по себе заслуживают одобрения. Но хотя четко и ясно определены такие права, как суверенное право стран-производителей контролировать свои энергоресурсы или их транзит, а также право на транспортировку энергоносителей, наличие множества юридических документов создает серьезный риск институциональной путаницы. В действительности некоторые права, оговоренные в действующих соглашениях, можно назвать противоречивыми. Так называемые «общие» торговые соглашения иногда вступают в противоречие с юридическими аспектами собственно энергетической безопасности. Отчасти это связано с классической коллизией между «общими» принципами и контекстом либо специфической деятельностью в энергетическом секторе. Юридические договоры могут служить инструментом проведения определенной политики в сфере энергетической безопасности, но они не определяют цели и область действия этой политики.

 

Основные формы кредита.

Формы кредита тесно связаны с его структурой и сущностью. Формы кредита в зависимости от его стоимости таковы:

- товарная форма — кредитование осуществляется товарами; продажа товаров в рассрочку, прокат вещей, лизинг оборудования часто сопровождаются денежной формой кредита;

- денежная форма —- появилась с возникновением денежной формы стоимости, наиболее распространена;

- смешанная форма (товарно-денежная) — кредит предоставляется в форме товара, а возвращается в денежной форме или наоборот; используется в экономике развивающихся стран.

В зависимости от субъектов кредитования различают следующие формы кредита.

1. Банковский кредит — форма кредитных отношений в экономике, когда одним из субъектов кредитной сделки выступает специализированное финансово-кредитное учреждение, имеющее лицензию от Центрального банка. Его инструментом является кредитный договор пли кредитное соглашение. При этом денежные средства, предоставляемые в кредит, являются для банка капиталом, приносящим прибыль.

2. Межбанковский кредит — кредитором и заемщиком являются кредитные учреждения.

3. Гражданский кредит (личный) — в кредитной сделке в качестве субъектов участвуют отдельные граждане, кредитный договор в этом случае обычно не заключается, а чаще используется долговая расписка.

4. Коммерческий кредит (хозяйственный) — кредит, предоставляемый предприятиями и другими хозяйствующими субъектами друг другу для цели ускорения реализации товаров. Эти отношения проявляются между юридическими лицами в форме реализации продукции, работ, услуг с отсрочкой платежа, т.е. в основе лежит отсрочка предприятия-продавца оплаты товара и предоставление предприятием-покупателем векселя как долгового обязательства оплатить стоимость покупки по истечении определенного срока. Ограничение применения коммерческого кредита: во-первых, размер коммерческого кредита ограничен величиной резервного фонда предприятия-кредитора; во-вторых, не может использоваться для выдачи заработной платы, так как предоставляется чаще в товарной форме.

5. Государственный кредит — эта форма кредита объединяет два понятия:

- государство-кредитор, т.е. государство осуществляет функции кредитора. Оно через Центральный банк проводит кредитование отдельных регионов, конкретных отраслей, испытывающих повышенную потребность в финансовых ресурсах, а также коммерческих банков в процессе продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов;

- государство-заемщик, т.е. в процессе размещения государственных займов при осуществлении операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Основным источником государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться центральными и местными органами власти. Государство использует данную форму для покрытия дефицита государственного бюджета.

6. Международный кредит — совокупность кредитных отношений, действующих на международном уровне, с дополнительной правовой и экономической защитой.

Здесь в кредитные отношения вступают те же субъекты; банки, предприятия, государство, население, однако обязательна принадлежность одного из участников кредитной сделки к другой стране. Кроме того, участниками международного кредита могут быть межнациональные кредитно-финансовые институты (МВФ, МБРР и т.д.).

7. Ростовщический кредит — происходит путем выдачи кредитов физическими лицами или хозяйствующими субъектами, которые не имеют лицензии Центрального банка. Характеризуется сверхвысокими процентами (от 100 до 200 %) даже в валютных сделках. Ростовщический кредит возник из-за недостаточно развитой инфраструктуры национальной кредитной системы, из-за недоступности средств для отдельных категорий заемщиков.

Экономисты выделяют другие формы кредита, среди них:

- прямая форма — выдача кредита заемщику без промежуточных звеньев;

- косвенная форма — кредит берется для кредитования другого экономического субъекта;

- явная форма — кредит предоставляется на заранее оговоренные цели;

- скрытая форма — кредит используется на непредусмотренные цели (например, на осуществление валютного арбитража);

- старая форма, которая появилась в начале развития кредитных отношений (например, ростовщический кредит);

- новая форма, к которой следует отнести лизинговый кредит, кредит с использование пластиковых карт;

- развитая форма кредита, к которой можно отнести банковский кредит;

- неразвитая форма отражает недостаточную степень развития кредитных отношений (ломбардный кредит).







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.40 (0.008 с.)