Для служб раннего вмешательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для служб раннего вмешательства



Для служб раннего вмешательства

составитель – В. П. Балобанова

ВВЕДЕНИЕ

Игрушки и игра занимают особое место в жизни человека. С самого рождения ребенок погружен в мир игры. С помощью игрушек ребенок узнает окружающий мир, приобретает коммуникативные навыки и навыки социализации. При переходе из одного возрастного периода в другой меняются игрушки и игры, становясь сложнее и разнообразнее. Родители, предлагая детям игрушки, часто и не подозревают, какие функции могут выполнять игрушки и насколько они важны для развития ребенка Они это делают интуитивно и почти всегда верно. Однако если в семье рождается ребенок с серьезными проблемами в развитии, перед родителями встает вопрос: какие игрушки предлагать ребенку, как с ними играть и зачем они нужны? В этом случае родители нуждаются в помощи и поддержке специалистов, которые помогут разобраться в многообразии игрушек, расскажут, какие из них наиболее полезны для ребенка в данный возрастной период и каковы их функции.

Все игрушки можно использовать по-разному — в за­висимости от поставленной специалистами и родителями задачи и от цели — то есть чего они хотят достичь, используя ту или иную игрушку: развивать и улучшить двигательную активность ребенка (мелкие и крупные движения), сенсорную интеграцию, повышать мотивацию и т. д.

В этой брошюре представлены отдельные списки игрушек, которые используют специалисты Института раннего вме­шательства в своей работе. Эти игрушки были отобраны сот­рудниками института из огромного количества игрушек, предлагаемых фирмами-изготовителями. Большинство из них встречается в разных списках, что служит подтверждением универсальности игрушек, так как разные специалисты используют одинаковые игрушки для достижения разных целей.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Службам раннего вмешательства — уже функциониру­ющим и вновь создающимся — для нормальной работы меж­дисциплинарной команды специалистов (педиатр, физический терапевт, логопед (специалист по ранней коммуникации), специальный педагог, психолог) необходимы следующие условия:

• достаточное количество специально оборудованных рабочих помещений (не менее 4-х),

• кабинет для первичного приема педиатра и других специалистов (16-20 кв. м),

• кабинет для индивидуальных занятий педагогов и психолога (16-20 кв. м),

• кабинет для проведения групповых занятий (20-30 кв. м),

• библиотека игрушек — лекотека. Это комната для хранения и выдачи игрушек семьям для домашних занятий,

• специальное оборудование и игрушки для работы с детьми раннего возраста:

- набор игрушек должен соответствовать уровню разви­тия ребенка и уровню предметной игры,

- необходимо иметь несколько наборов парных игрушек (например по 2 одинаковых машинки, 2 одинаковых мячика, 2 одинаковых куклы, по 2 одинаковых жи­вотных и т. п.),

- многие игрушки можно использовать по-разному — в зависимости от того, на каком уровне ребенок играет. Большинство игрушек годятся для любого уровня развития.

ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

Помещение должно быть достаточно освещено. В каждом помещении должна быть раковина для мытья рук. Примерный набор мебели и оборудования:

• ковровое покрытие (оно должно быть однотонным и не слишком ярким);

• письменный стол и стулья для специалистов;

• шкафы и навесные полки с дверцами для игрушек (дверцы должны быть не стеклянные);

• детский горшок;

• полотенца (желательно бумажные);

• детский стульчик (1 шт. в каждом кабинете);

• пластмассовые тазики для дезинфекции игрушек (1-2шт);

• большое зеркало (в кабинете педагогов и логопеда);

• мольберт (в кабинете педагогов);

• детский столик и 4-6 стульчиков (в кабинете педагогов и логопеда);

• кресло детское с подставкой для ног;

• пеленальник (в кабинете педиатра);

• стендеры (стояки) — 1 наклонный, 1 вертикальный (см. Приложение I. рис. 8);

• комплект чайной посуды для групповых занятий (для взрослых и детей).

 

 

КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ

Для повседневной работы специалистов необходимо достаточное количество канцелярских товаров. Приобретать канцелярские товары следует по мере надобности, но не ре­же 1 раза в 3 месяца. Покупка канцелярских товаров про­изводится за счет средств поликлиники или центров абилитации.

Примерный список канцелярских товаров

• бумага писчая;

• бумага для записей;

• журналы для регистрации;

• ручки;

• карандаши простые и цветные;

• фломастеры;

• клей;

• скрепки;

• скотч;

• ножницы;

• степлер;

• дырокол;

• папки для хранения документов (пластиковые и картонные);

• календари.

ВИДЕО- И АУДИОТЕХНИКА

Важное место в работе центров абилитации отводится видео- и аудиотехнике. Видеотехника необходима для оценки успехов в развитии ребенка, его сильных и слабых сторон, оценки взаимоотношения родителей и ребенка, а также для междисциплинарного обсуждения случая специалистами и построения или изменения программы вмешательства.

Видеозаписи консультаций, первичных приемов, инди­видуальных и групповых занятий проводятся с разрешения родителей. Видеозаписи могут использоваться в дальнейшем для обучения специалистов (но только с разрешения родителей).

Оборудование для видеосъемки и просмотра записей:

• телевизор;

• видеоплеер;

• видеокамера;

• стабильный штатив;

• подставка или тележка для видеотехники.

Видеокассеты должны храниться в центре абилитации.

Каждая кассета должна быть зарегистрирована в журнале и иметь номер. Видеозаписи могут использоваться другими специалистами только с разрешения специалиста, сделавшего данную видеозапись.

Для групповых и индивидуальных занятий педагогов и логопедов необходимо иметь аудиотехнику:

• магнитофон;

• микрофон;

• аудиокассеты с записями детских песенок;

• чистые аудиокассеты для записи и анализа речи детей.

Приобретение новых видео- и аудиокассет должно прои­зводится из средств поликлиники или центра абилитации.

ИГРУШКИ

Ниже приводится примерный список оборудования и игрушек, которые используют разные специалисты в своей работе. Однако это деление условное, так как специалисты могут воспользоваться при необходимости игрушками из разных наборов. Пополнение, ремонт и замена игрушек, непригодных для работы, производится за счет средств поликлиники или центра абилитации по мере надобности.

Внимание! Необходимо постоянно, после каждого использования игрушек в работе, мыть их, проверять игрушки и игровые материалы, для того чтобы предотвратить травмирование детей от поврежденных игрушек.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

(холла, коридора или комнаты ожидания)

Организация окружающего пространства центров также важна, как и оформление кабинетов для занятий. Ребенку раннего возраста должно быть здесь интересно и не страшно. Все игрушки и оборудование должны быть доступны для ребенка и безопасны, они должны стимулировать интерес к исследованию. Игрушки могут быть не только фабричные, но и изготовленные самостоятельно. На стенах должно быть место для информации, адресованной родителям, и для выставок совместных работ (рисунков, аппликаций) родителей и детей. Однако помещения центров не должны быть чрезмерно «перегружены» предметами.

Примерный список игрушек и оборудования:

• детские стульчики и скамьи или стулья для родителей;

• столик (за которым ребенок может поесть);

• пеленальник (чтобы можно было переодеть младенцев или просто использовать его при необходимости);

• самодельные тактильные доски (молнии, шнурки с бусами, застежки на пуговицах, зеркала, погремушки, вертушки, щеколды и т. п.);

• мольберт;

• горка;

• машина большая;

• лошадка-качалка;

• детская коляска;

• домик из картонной коробки или палатка;

• кухня (с набором посуды и плитой);

• метелка и совок;

• жилая комната (телефон, зеркало, щетка, расческа, кроватка с постельными принадлежностями и кукла);

• аквариум;

• мягкие игрушки.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЕ

Общие положения

1.1. Помещения и оборудование центра должны соответ­ствовать требованиям строительных норм и правил, требованиям противопожарной безопасности и требованиям
безопасности труда. Все это подтверждается соответствующими заключениями и протоколами пожарной и санитарной инспекций района.

1.2. Приказом руководителя центра назначаются лица, ответственные за противопожарную и общую безопасность. Ответственные лица должны пройти специальную подготовку
и иметь дипломы или удостоверения установленного образца («Удостоверение о прохождении обучения мерам пожарной безопасности», «Удостоверение о проверке знаний без­опасности»).

1.3. Ответственное лицо подчиняется непосредственно руководителю и проводит обучение и инструктаж по утверж­денным инструкциям всего персонала по технике общей и
пожарной безопасности с регистрацией данных об инструктаже в специальном журнале установленной формы.

1.4. Из числа сотрудников центра назначается ответствен­ное лицо по вопросам безопасности детей во время приема и массового посещения центра взрослыми и детьми (обычно это
диспетчер или дежурный специалист).

1.5. Необходимо периодически обсуждать вопросы безопасности на общих собраниях персонала.

Требования к помещениям и стационарным предметам

2.1. Обязательно наличие пеленальников и манежей для временного размещения младенцев. Возможно использование специальных столов с фиксаторами (ремни или высокие бортики).

2.2. Следует исключить возможность скольжения ковриков и ковров по поверхности пола, а также образование складок, закруток и «пузырей», мешающих детям ходить.

2.3. Пожарные и аварийные выходы должны быть легко доступны (не загромождены) и четко обозначены надписями или установленными символами (желательно светящимися).

2.4. Все двери с замками в помещениях, в которых могут оказаться дети, должны иметь запасные ключи, хранящиеся у диспетчера или дежурного лица.

2.5. Помещения, где бывает много людей, или кабинеты для приема детей должны иметь аварийную систему освещения (то есть дополнительную к общей). На посту дежурного или дис­петчера должен быть фонарик с автономным питанием.

2.6. Следует исключить доступ в служебные помещения, особенно в те, где находятся электроустановки, механические устройства, электрические приборы, химические и лекарст­венные препараты.

2.7. Мебель и оборудование, с которыми могут контак­тировать дети, должны быть надежно закреплены, включая такие элементы, как карнизы для занавесей и штор, полки, стенды, доски объявлений и т. п.

2.8. В помещениях, доступных для детей, вместо канце­лярских скрепок, кнопок и скобок следует использовать клей, липкую ленту и прочие «мягкие» материалы.

Требования к кабинетам и оборудованию

3.1. Кабинеты должны соответствовать общегигиеническим и пожарным требованиям к общественным и детским поме­щениям.

3.2. Кабинеты должны иметь три системы освещения (естественные окна, общий свет, аварийный свет) со степенью освещенности на уровне пола в игровой зоне не менее 500 люкс.

3.3. Мебель и оборудование должны быть надежно закреп­лены. Шкафы и прочие емкости для хранения игровых, дидактических и т. п. материалов и предметов должны иметь запоры, недоступные для детей.

3.4. Устройства для подключения электроприборов и управления ими должны быть размещены вне зоны досягаемости детей.

3.5. Электросеть кабинетов должна иметь 3-проводочную систему и возможность прямого использования защиты элек­тросетей и приборов по Евростандарту.

3.6. Запрещается использование неисправных электро­приборов, поврежденных шнуров питания, приборов с нагре­вающимися спиралями (калорифер и т. п.), спичек, зажигалок, свечей.

3.7. Следует исключить использование мелких игрушек и съемных деталей менее 32 мм (например, мелкие элементы «Лего»), а также игрушек с отверстиями, в которых может застрять палец ребенка.

3.8. При видеосъемках следует использовать надежные штативы или работать с ассистентом.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Рис. 1. Пазлы, доски (деревянные и пластиковые,

с колышками для захвата и без колышков)

 

Рис. 2. «Центры активности»

 


Рис. 3. Деревянные молотки и доски с гвоздями-колышками

Рис. 4. Ящик с отверстиями разной формы для опускания в него фигурок


 


Рис. 5. Изображения человеческого лица (схематизированные черно-белые рисунки на планшетках разных размеров)

Рис. 6. Искаженные изображения лиц (например, элементы смещены или неправильно ориентированы)


 

Рис. 7. Игрушки с черно-белыми полосами

(раскраска в виде периодических решеток различной частоты)

 


Рис. 8. Вертикальный стендер (стояк)

Рис. 9. Труба для лазанья


 

для служб раннего вмешательства

составитель – В. П. Балобанова

ВВЕДЕНИЕ

Игрушки и игра занимают особое место в жизни человека. С самого рождения ребенок погружен в мир игры. С помощью игрушек ребенок узнает окружающий мир, приобретает коммуникативные навыки и навыки социализации. При переходе из одного возрастного периода в другой меняются игрушки и игры, становясь сложнее и разнообразнее. Родители, предлагая детям игрушки, часто и не подозревают, какие функции могут выполнять игрушки и насколько они важны для развития ребенка Они это делают интуитивно и почти всегда верно. Однако если в семье рождается ребенок с серьезными проблемами в развитии, перед родителями встает вопрос: какие игрушки предлагать ребенку, как с ними играть и зачем они нужны? В этом случае родители нуждаются в помощи и поддержке специалистов, которые помогут разобраться в многообразии игрушек, расскажут, какие из них наиболее полезны для ребенка в данный возрастной период и каковы их функции.

Все игрушки можно использовать по-разному — в за­висимости от поставленной специалистами и родителями задачи и от цели — то есть чего они хотят достичь, используя ту или иную игрушку: развивать и улучшить двигательную активность ребенка (мелкие и крупные движения), сенсорную интеграцию, повышать мотивацию и т. д.

В этой брошюре представлены отдельные списки игрушек, которые используют специалисты Института раннего вме­шательства в своей работе. Эти игрушки были отобраны сот­рудниками института из огромного количества игрушек, предлагаемых фирмами-изготовителями. Большинство из них встречается в разных списках, что служит подтверждением универсальности игрушек, так как разные специалисты используют одинаковые игрушки для достижения разных целей.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Службам раннего вмешательства — уже функциониру­ющим и вновь создающимся — для нормальной работы меж­дисциплинарной команды специалистов (педиатр, физический терапевт, логопед (специалист по ранней коммуникации), специальный педагог, психолог) необходимы следующие условия:

• достаточное количество специально оборудованных рабочих помещений (не менее 4-х),

• кабинет для первичного приема педиатра и других специалистов (16-20 кв. м),

• кабинет для индивидуальных занятий педагогов и психолога (16-20 кв. м),

• кабинет для проведения групповых занятий (20-30 кв. м),

• библиотека игрушек — лекотека. Это комната для хранения и выдачи игрушек семьям для домашних занятий,

• специальное оборудование и игрушки для работы с детьми раннего возраста:

- набор игрушек должен соответствовать уровню разви­тия ребенка и уровню предметной игры,

- необходимо иметь несколько наборов парных игрушек (например по 2 одинаковых машинки, 2 одинаковых мячика, 2 одинаковых куклы, по 2 одинаковых жи­вотных и т. п.),

- многие игрушки можно использовать по-разному — в зависимости от того, на каком уровне ребенок играет. Большинство игрушек годятся для любого уровня развития.

ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

Помещение должно быть достаточно освещено. В каждом помещении должна быть раковина для мытья рук. Примерный набор мебели и оборудования:

• ковровое покрытие (оно должно быть однотонным и не слишком ярким);

• письменный стол и стулья для специалистов;

• шкафы и навесные полки с дверцами для игрушек (дверцы должны быть не стеклянные);

• детский горшок;

• полотенца (желательно бумажные);

• детский стульчик (1 шт. в каждом кабинете);

• пластмассовые тазики для дезинфекции игрушек (1-2шт);

• большое зеркало (в кабинете педагогов и логопеда);

• мольберт (в кабинете педагогов);

• детский столик и 4-6 стульчиков (в кабинете педагогов и логопеда);

• кресло детское с подставкой для ног;

• пеленальник (в кабинете педиатра);

• стендеры (стояки) — 1 наклонный, 1 вертикальный (см. Приложение I. рис. 8);

• комплект чайной посуды для групповых занятий (для взрослых и детей).

 

 

КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ

Для повседневной работы специалистов необходимо достаточное количество канцелярских товаров. Приобретать канцелярские товары следует по мере надобности, но не ре­же 1 раза в 3 месяца. Покупка канцелярских товаров про­изводится за счет средств поликлиники или центров абилитации.

Примерный список канцелярских товаров

• бумага писчая;

• бумага для записей;

• журналы для регистрации;

• ручки;

• карандаши простые и цветные;

• фломастеры;

• клей;

• скрепки;

• скотч;

• ножницы;

• степлер;

• дырокол;

• папки для хранения документов (пластиковые и картонные);

• календари.

ВИДЕО- И АУДИОТЕХНИКА

Важное место в работе центров абилитации отводится видео- и аудиотехнике. Видеотехника необходима для оценки успехов в развитии ребенка, его сильных и слабых сторон, оценки взаимоотношения родителей и ребенка, а также для междисциплинарного обсуждения случая специалистами и построения или изменения программы вмешательства.

Видеозаписи консультаций, первичных приемов, инди­видуальных и групповых занятий проводятся с разрешения родителей. Видеозаписи могут использоваться в дальнейшем для обучения специалистов (но только с разрешения родителей).

Оборудование для видеосъемки и просмотра записей:

• телевизор;

• видеоплеер;

• видеокамера;

• стабильный штатив;

• подставка или тележка для видеотехники.

Видеокассеты должны храниться в центре абилитации.

Каждая кассета должна быть зарегистрирована в журнале и иметь номер. Видеозаписи могут использоваться другими специалистами только с разрешения специалиста, сделавшего данную видеозапись.

Для групповых и индивидуальных занятий педагогов и логопедов необходимо иметь аудиотехнику:

• магнитофон;

• микрофон;

• аудиокассеты с записями детских песенок;

• чистые аудиокассеты для записи и анализа речи детей.

Приобретение новых видео- и аудиокассет должно прои­зводится из средств поликлиники или центра абилитации.

ИГРУШКИ

Ниже приводится примерный список оборудования и игрушек, которые используют разные специалисты в своей работе. Однако это деление условное, так как специалисты могут воспользоваться при необходимости игрушками из разных наборов. Пополнение, ремонт и замена игрушек, непригодных для работы, производится за счет средств поликлиники или центра абилитации по мере надобности.

Внимание! Необходимо постоянно, после каждого использования игрушек в работе, мыть их, проверять игрушки и игровые материалы, для того чтобы предотвратить травмирование детей от поврежденных игрушек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.088 с.)