Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наша команда слева направо: сорокин лев, берсенёв виктор, митрофанов Александр-старший, котов владимир, гусев сергей, гусев василий михайловичСодержание книги
Поиск на нашем сайте
- 7 - Лично я увлёкся лодками в 1962-1963 г.г., когда самостоятельно изготовил два плавучих средства. Сначала это была деревянная каркасная лодка из фанеры «Нептун», чертежи для которой из журнала «За рулём» мне принёс мой друг и коллега по кафедре «Начертательной геометрии и графики» Пензенского ИСИ Арнольд Кушлин. На этой лодке я прокатился всего один раз, и так как фанера, хоть и была пропитана олифой, всё-таки намокала, я решил обшить корпус судна дюралюминевыми листами марки АМГ. Но тут я подумал: а не смастерить ли мне лучше из этих листов цельнометаллическую лодку, тем более, что в первом номере ежегодного журнала-альманаха «Катера и яхты», который стал издаваться в Ленинграде с 1963 года, я обнаружил чертежи катера К-29. Катер «Нептун» я отдал своему старшему брату Михаилу, который, покатавшись на нём один сезон, вскоре его кому-то продал, а себе чуть позже купил «Казанку». Я же довольно быстро из листов АМГ склепал новый катер К-29, причём дно было сделано из более прочного и жёсткого дюралюминия марки Д-16. В изготовлении катера мне посильную помощь оказывал Михаил. Мастерской по изготовлению плавсредств служил деревянный сарай, расположенный во дворе дома № 53 по улице Чехова, где я тогда проживал со своей семьёй (женой, сыном и тёщей). В спортивном магазине «Динамо» (был тогда такой на ул. Московской) я купил подвесной мотор «Москва», и вскоре совершил свой первый выезд по Суре на катере К-29. В дальнейшем было множество выездов на этом катере на рыбалку, за грибами и ягодами: сначала под моторе «Москва», который я спустя некоторое время приспособил под водомётный движитель, а затем «Москву» в водомёте заменила мотопомпа МП-800 мощностью 20 л.с. До постройки плотины Сурского гидроузла в 1978 году удавалось подняться вверх по Суре довольно далеко, во всяком случае, выше впадения в неё реки Уза. Однажды был совершён длительный однодневный выезд, но сейчас речь не об этом, это уже другая история. Вернусь в 1968 год. Мы, группа лодочников, решили совершить водный поход на моторных лодках по Суре до Волги и далее. В группу вошли 6 человек: Гусев Василий Михайлович, 58-ми лет, прекрасный токарь завода ЗИФ, умелый механик и строитель лодок; его сыновья Владимир Котов (приёмный сын) 29-ти лет, работал в Заречном токарем и Сергей Гусев, 18-ти лет, только окончил школу; зять приёмной дочери Гусева Веры - Лев Сорокин, 30-ти лет, работал лаборантом в одном из НИИ; Виктор Берсенёв, 29-ти лет, наш хороший знакомый, работал на ТЭЦ, не помню уже кем, и жил в том же районе; и автор этих строк - Митрофанов Александр Фёдорович, 42-х лет, работал преподавателем в инженерно-строительном институте. «Командором» похода был Гусев-старший. В поход мы решили отправиться на трёх самодельных дюралюминевых лодках типа «Стрела». Лодки эти лёгкие, двухместные, небольших размеров: длина – 3,5 м, ширина – 1,2 м, высота борта – 0,4 м. Две лодки склепал из дюралюминия Василий Михайлович, где приобрёл лодку Берсенёв, сказать не могу, да это и неважно, важно то, что она была таких же габаритов, как и «Гусевские». Мой 4-хместный катер К-29 был тяжеловат и для данного похода не годился из-за неизбежного проигрыша в скорости. Все лодки были оснащены подвесными моторами «Москва», которые производились в Москве и Рыбинске, причём взяли мы с собой 4 мотора, один в качестве запасного. Перед стартом состояние всех лодок и моторов было тщательно проверено. С собой мы взяли две брезентовых палатки и ватные телогрейки, из обуви, помимо сандалий – резиновые сапоги. Захватили также три пустых 20-тилитровых канистры для бензина, одну канистру с машинным маслом для добавления в бензин, а у моторов были свои бачки вместимостью 20 литров. Естественно, взяли харчи, в основном мясные и рыбные консервы, супы в пакетиках, хлеб, крупы, картошку, кружки, ложки, миски, ножи и несколько бутылок «денатурки», которую добыл в НИИ Лёва. Стартовали мы 3 августа, было очень тепло. Совершал ли кто подобные походы до нас, сказать не могу, вполне возможно, что мы оказались первыми. После нас точно никто ничего подобного на моторках не совершал, а в 80-е годы, с постройкой плотины, «лодочный бум» в Пензе сошёл на нет, исчезла лодочная стоянка в районе острова Пески, на которой базировался наш водно-моторный клуб «Сура»; сам я продал катер в 1982 году. Однако, вернусь к походу.
- 8 - Итак, в 10 часов утра мы на трёх лодках подплыли к ТЭЦовской плотине, перенесли лодки и всё, что в них было, по берегу, и начали путь чуть ниже плотины. Расселись по лодкам мы в таком порядке: в первой – я и Гусев-старший, во второй – Володя и Сергей, в третьей – Лёва и Виктор. Двинулись вниз по Суре с лозунгом «Вперёд, на Селигер!» (озеро недалеко от Волги в Тверской и Новгородской областях). Идём по Суре (экипаж Гусев-старший и Митрофанов) Дневник похода никто не вёл, да и думал ли я, что придётся вспоминать эти события спустя 50 лет?! Тронулись в путь мы безо всяких происшествий, управлять лодками умели все, в том числе и моторами, за рулём все члены экипажей находились по очереди. Так как мы спускались вниз по течению, то моторы включали нечасто. Сура и ниже Пензы по течению имеет в своём русле те же «прелести», что и выше Пензы – мели, перекаты, подводные коряги и так называемые «чёрные или морёные» дубы, которых в Суре в то время было много, и много их затонуло во время образования Сурского водохранилища. Первая стоянка была в районе Лунино, а первая ночёвка – рядом с селом Старая Кутля. Ночью мы отдыхали, плыли только днём, и то осторожно. Ночевали в палатках, по три человека в каждой. Так мы и шли вниз по течению, не заходя ни в какие селения, и было их по пути не так уж и много. В то время Сура километров на 300 от Пензы была практически «бесхозной», не встречалось ни моторных лодок, ни тем более теплоходов. Да и Сура сама по себе не очень широкая и не очень глубокая, извилистая, да вдобавок с корягами и мелями. Но берега её были живописны, очень часто поросшие густым лесом, встречались и песчаные пляжи, где мы останавливались для отдыха и купания. При этом на правом берегу Суры всё время виднелись не горы, конечно, но холмы, в основном поросшие лесом. Справка из Интернета. Река Сура́ (чуваш. Сăр, горномар. Шур, эрз. Сура лей) — второй по величине правый приток Волги. Протекает по Ульяновской, Пензенской и Нижегородской областям, республикам Мордовия, Марий Эл и Чувашия. Длина реки 841 км, площадь бассейна 67,5 тыс. км². Средний расход воды — 260 м³/с. Берёт начало на Приволжской возвышенности в Ульяновской области у села Сурские Вершины и течёт сначала на запад, затем в основном на север. Высота истока — 301 м над уровнем моря. В низовьях сплавная и судоходная. Используется для промышленного водоснабжения. Крупнейший город на Суре - Пенза. На Суре расположены также города Сурск, Алатырь, Ядрин, Шумерля, станция Сура, в устье – город Васильсурск, село Курмыш. До XVI века по Суре проходила восточная граница Московского княжества. О происхождении названия «Сура» существует несколько версий, и ни одна из них не является стопроцентно верной, но всё-таки в переводе с большинства финно-угорских языков - 9 - гидроним «Сура» означает «река», «ручей», «болото». Крупные левые притоки Суры – Труёв, Кадада, Уза, Пенза, Шукша, Пелетьма, Большая Сарка, Алатырь, Пьяна, Урга; правые притоки – Тешнярь, Юловка, Вядя, Иванырс, Айва, Инза, Барыш, Бездна, Люля, Киря. Плотин через реку больше не встречалось, да и мостов было немного: железно-дорожный у станции Сура на границе Пензенской области; запомнился также один автодорожный, так как он был понтонный, и его пришлось обходить по берегу, перетаскивая всё наше имущество, в том числе и лодки с моторами. У какого населённого пункта он находился, точно сказать не могу – никакой географической карты у нас не было. Да она нам, по сути, и не нужна была, поскольку главной целью являлась Волга, а её мы никак не могли миновать. Ночевали мы, как правило, на песчаном берегу. Еду готовили на костре из тех продуктов, что у нас были – варили супы и каши (из брикетов), но иногда варили уху из рыбы, которую ловил Лёва. Он один имел удочку и занимался рыбалкой. Был у нас с собой и небольшой бредешок, которым мы также иногда ловили рыбёшку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.19 (0.007 с.) |