Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Практические занятия (Пз) или семинары (С) - 34 часа
Б.1.Б.2.
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный университет леса»
Факультет гуманитарных и естественных наук
Кафедра философии и права
«СОГЛАСОВАНО»
|
| «УТВЕРЖДАЮ»
| Декан ФЛА, канд. с - х. наук, доцент
|
| Проректор по учебной работе, профессор
| _______________ Фролова В. А.
|
| __ Тулузаков Д. В.
|
|
|
| «» ____ 2015 г.
|
| «» _ __ 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия»
Направление подготовки: 35. 03. 10 «Ландшафтная архитектура»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения - очная;
Срок обучения - 4 года;
Курс - I;
Семестры - 2;
Трудоемкость дисциплины: - 4 зачётные единицы
Всего часов (строго по учебному плану) - 144 час.
Из них:
Контактная работа (аудиторная) - 51 час
Из них:
Лекции - 17 часов
Практические занятия - 34 часа
Самостоятельная работа - 57 часа
Подготовка к экзамену - 36 часов
Виды промежуточного контроля: - экзамен, 2 семестр
Мытищи, 2015 г.
Рабочая программа составлена на основании ОПОП ВО МГУЛ, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ВО, с учётом рекомендаций Пр. ОПОП ВО № 194 от 11 марта 2015 г. по направлению подготовки 35. 03. 10 «Ландшафтная архитектура».
Авторы:
ст. преподаватель кафедры философии:
|
|
|
| Тихвинский П. Н.
|
|
| (подпись)
|
|
|
|
| «__» ________ 2015 г.
|
|
|
Ассистент кафедры
философии:
|
| __________________
|
| Сколяр Ю. Н.
|
|
| (подпись)
|
|
|
|
| «__» ________ 2015 г.
|
|
|
Рецензент:
профессор каф. философии канд. филос. наук:
|
|
|
| Головко Э. П.
|
| (подпись)
|
|
|
| «__» ________ 2015 г.
|
|
|
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии гуманитарного факультета.
Протокол № от «» 2015 г.
Заведующий кафедрой,
канд. филос. наук, профессор:
|
|
|
| Фалько В. И.
|
|
| (подпись)
|
|
|
Рабочая программа одобрена на заседании Научно-методического совета направления подготовки 35. 03. 10 «Ландшафтная архитектура».
Протокол № от «» 2015 г.
Председатель НМС,
доктор с. – х. наук, профессор: ______________________ Теодоронский В. С.
(подпись)
Рабочая программа соответствует всем необходимым требованиям, электронный вариант со всеми приложениями передан в методический отдел.
Начальник методического отдела,
доцент:
|
|
|
| Шевляков А. А.
|
| (подпись)
|
|
|
Электронный вариант рабочей программы со всеми приложениями передан в электронную библиотеку.
Директор библиотеки,
|
|
|
|
| (ученая степень, ученое звание)
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Содержание
Выписка из ОПОП ВО.............................................. 4
|
| 1. Цели освоения и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе..........................................................
|
| 1.1. Цель освоения дисциплины........................................5
|
| 1.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы..... 5
|
| 1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО........................... 5
|
| 2. Объем дисциплины и виды учебной работы................... 6
|
| 3. Содержание дисциплины....................................7 - 19
|
| 3.1. Тематический план.................................................
|
| 3.2. Учебно-методическое обеспечение для контактной работы обучающихся с преподавателем....................................................
|
| 3.2.1. Содержание разделов дисциплины, объем в лекционных часах.......
|
| 3.2.2. Практические занятия и(или) семинары...........................
|
| 3.2.3. Лабораторные работы.........................................
|
| 3.2.4. Контроль самостоятельной работы обучающихся..................
|
| 3.2.5. Инновационные методы обучения...............................
|
| 3.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине........................................
|
| 3.3.1. Расчетно-графические или расчетно-проектировочные работы......
|
| 3.3.2. Рефераты....................................................
|
| 3.3.3. Контрольные работы ы........................................
|
| 3.3.4. Другие виды самостоятельной работ............................
|
| 3.3.5. Курсовой проект или курсовая работа...........................
|
| 4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине...............19 - 24
|
| 4.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся........................
|
| 4.2. Промежуточная аттестация обучающихся.............................
|
| 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины........20 - 24
|
| 5.1. Рекомендуемая литература..........................................
|
| 5.1.1. Основная и дополнительная литература..........................
|
| 5.1.2. Учебные и учебно-методические пособия для подготовки к аудиторным занятиям и для самостоятельной работы студентов.....
|
| 5.1.3. Нормативные документы......................................
|
| 5.1.4. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и другие электронные информационные источники.................
|
| 5.2. Информационные технологии и другие средства, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине...............
|
| 5.3. Раздаточный материал..............................................
|
| 5.4. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.........
|
| 6. Материально-техническая база.......................... 26 - 36
|
| ПРИЛОЖЕНИЯ
|
| Карта обеспеченности литературой дисциплины...... (Прилагается отдельно)
|
| Учебно-методические карты дисциплины.............(Прилагается отдельно)
|
| Графики учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся по дисциплине..................................... (Прилагается отдельно)
|
| Фонд оценочных средств по дисциплине..............(Прилагается отдельно)
|
| Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.....25 - 31
|
| Методические указания для преподавателя по дисциплине.............32 - 36
|
| Выписка из ОПОП ВО по направлению подготовки 35. 03. 10 «Ландшафтная архитектура» для учебной дисциплины «Философия»:
Индекс
| Наименование дисциплины
и ее основные разделы (дидактические единицы)
| Всего часов
|
Б.1.Б.2.
| Философия, ее предмет и место в жизни человека, общества и культуре.Исторические типы философии. Основные предметно-проблемные сферы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Философская онтология. Теория познания. Философия и методология науки. Социальная философия и философия истории. Философская антропология. Философские проблемы в области профессиональной деятельности.
|
| 1. Цели освоения и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель освоения дисциплины
Формирование духовно-нравственной личности, современного научно-философского мировоззрения. Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах философского знания и их проблемах, овладение базовыми принципами, категориями и методами философского познания; навыками критического восприятия информации и рационального мышления, приемами ведения дискуссии и полемики. Введение в круг философских проблем в области профессиональной деятельности, выработка навыков анализа научно-философских текстов.
1.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В соответствии с ОПОП ВО по данному направлению и профилю подготовки процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их элементов:
Общекультурные компетенции:
ОК - 1 – способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.
ОК – 6 – способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
ОК – 7 – способностью к самоорганизации и самообразованию.
По компетенции ОК-1 обучающийся должен:
ЗНАТЬ: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.
уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
владеть: навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; навыками публичной и научной речи, аргументации, ведения дискуссии.
По компетенции ОК-6 обучающийся должен:
ЗНАТЬ: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.
уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
владеть: навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; навыками публичной и научной речи, аргументации, ведения дискуссии.
По компетенции ОК-7 обучающийся должен:
ЗНАТЬ: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.
уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
владеть: навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; навыками публичной и научной речи, аргументации, ведения дискуссии.
1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Данная дисциплина «Философия» входит в базовую часть, Блок 1 (Б.1).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе основных образовательных программ среднего общего и профессионального образования по социально-гуманитарным и естественным наукам.
Дисциплина «Философия» является предшествующей для таких дисциплин как право, психология, социология, политология.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении основных образовательных программ среднего общего и профессионального образования по социально-гуманитарным и естественным наукам: обществознание, КСЕ, введение в философию, правоведение.
Полученные при изучении данной дисциплины знания, умения и навыки будут использоваться при изучении следующих дисциплин как право, психология, социология, политология.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины в зачетных единицах – 4 з.е.
Вид учебной работы
| Часов
| Семестр
| всего
| в том числе в
инновационных формах
|
| Общая трудоемкость дисциплины:
|
| -
|
| Контактная работа обучающихся с преподавателем:
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
| Практические занятия (Пз) или семинары (С)
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающегося:
|
| -
|
| Проработка прослушанных лекций (Л), изучение рекомендуемой литературы
|
| -
|
| Подготовка к практическим занятиям (Пз) или семинарам (С)
|
| -
|
| Написание рефератов (Р) – 3
|
| -
|
| Подготовка к контрольным работам (Кр) – 3
|
| -
|
| Подготовка к экзамену:
|
| -
|
| Вид промежуточного контроля:
| Экзамен
| -
| Экз.
| 3. Содержание дисциплины
3.1. Тематический план
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Формируемые компетенции
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
| Самостоятельная работа обучающегося и вид оценочных средств контроля текущей успеваемости
| ОК, ПК
| Л,
часов
| №
Пз(С)
| №
Р
| №
Кр
|
| Философия и ее роль в жизни человека и общества
| ОК – 1, 6, 7
|
| 1-2
|
|
|
| Исторические типы философии
| ОК – 1, 6, 7
|
| 3-5
|
|
|
| Основные предметно-проблемные сферы философии
| ОК – 1, 6, 7
|
| 6-9
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение для контактной работы обучающихся с преподавателем
На контактную работу обучающихся с преподавателем, согласно учебному плану, отводится – 54 часа.
Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя:
- лекции − 17 часов;
- практические занятия и(или) семинары − 34 часов;
3.2.1. Содержание разделов дисциплины, объем в лекционных часах (Л) - 17 часов
№
Л
| Раздел дисциплины и его содержание
| Объем
часов
| Рекоменд.
литература
|
| Раздел I. Философия и ее роль в жизни человека и общества
Философское знание и его специфика. Объект и предмет исследования. Предмет философии: мир как целое. Системная определенность философского знания. Идентификация философского знания. Философия как мудрость. Символы философской мудрости. Гуманистическая направленность философствования. Структура философского знания. Теоретическая и практическая философия.
Понятие мировоззрения и его проблем. Происхождение мировоззрения. Роль мировоззрения в жизни человека. Вопрос о месте человека в мире как центральная проблема мировоззрения. Мировоззрение: взаимосвязь человека и общества. Структура мировоззрения. Уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
|
| 1,2,3
|
| Исторические типы мировоззрения и их черты.Мифологическое, религиозное, научное, философское.
Многообразие философских направлений. Развитие философского знания. Гегелевская, марксистская и экзистенциально-персоналистская концепции историко-философского процесса. Истина в философии. Философия и жизнь. Философия как компонент духовной культуры. Философская рефлексия над основаниями культуры. Интегративная функция философии в системе культуры.
|
| 1,2,3
|
| Раздел II. Исторические типы философии
Возникновение философии. "Осевое время" истории и зарождение "философской веры". Судьбы философской веры в Древней Индии, в Древнем Китае и Древней Греции. Древнеиндийская философия. Веды и ведийская традиция в духовной культуре Индии. Религиозно-философский комплекс Упанишад. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии.
Древнекитайская философия. Особенности становления и развития философии в Древнем Китае. Характерные черты древнекитайской философии. Практическая философия Конфуция. Даосизм как вторая по значимости школа "золотого века" китайской философии.
Особенности и характерные черты античной философии. Основные этапы и важнейшие центры развития античной философии. Ранняя античная философия. Попытки построения универсальной системы знания и поиск первоначал бытия и познания. Ионийцы (милетская школа и Гераклит) и италийцы (пифагорейцы и элеаты). Апории Зенона.
Классическая греческая философия. Атомизм Демокрита - Эпикура. Онтология, гносеология, методология и этика атомистов. Роль методологии атомизма в истории науки. Софисты и Сократ. Объективный идеализм Платона. Проблема природы общего. Мир идей. Символ "пещеры". Философия Аристотеля.
Поздняя античная (эллинистически-римская) философия. Кризис моральных и философских ценностей. Поиски физической и духовной опоры в самом себе. Повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства.
|
| 1,2,4
|
| Истоки и специфика средневековой христианской философии. Зарождение христианства и христианского богословия в античном мире. Соединение эллинской мудрости и иудейского откровения. Этапы развития христианской философии в античности и средневековье. Патристика и схоластика. Теоцентризм средневековой философии. Арабо-мусульманская философия Средних веков. Античные истоки арабо-мусульманской философии. Цивилизационные основания средневековой арабо-мусульманской философии. Калам (спекулятивная теология), фальсафа (араб. - философия) и суфизм (мистико-аскетическое учение) как основные течения арабо-мусульманской философии. Основные философские проблемы средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия Бога. Спор о природе универсалий. Номинализм и реализм. Соотношение души и тела. Проблема свободы воли.
Позднее средневековье и специфика философии Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм и эстетизм возрожденческой философии. Подготовка философских предпосылок научной революции в философии эпохи Возрождения. Коперниканская революция в астрономии и ее философское значение. Пантеистическая натурфилософия Дж. Бруно.
Социально-культурные условия формирования. Научная революция ХVII века и появление методологии экспериментально-математического естествознания. Классическое естествознание ХVII в. и складывание механистической картины мира. Спор эмпиризма и рационализма. Индуктивизм Ф. Бэкона: философское обоснование роли опыта в познании. "Знание - сила". Бэконовское учение о "призраках" или "идолах". Дедуктивная программа построения науки по Р. Декарту. Обоснование роли математики в научном познании. Натурфилософские концепции французских материалистов ХVIII века.
Немецкий классический идеализм. Сущность коперниканского переворота, совершенного И. Кантом в философии - переход от метафизики субстанций к теории субъекта. Философская система и диалектика Г. Гегеля.
Социальные идеи новоевропейской философии. Критика средневековой схоластики и религии во французской философии ХVIII века. Идеи равенства, свободы и социального прогресса. "Естественное" и "разумное" в человеческой жизни.
|
| 1,2,4
|
| Европейская философия ХIХ века. Кризис классической рациональности и формирование неклассической рациональности в середине ХIХ века.
Антирационалистическая реакция на гегелевскую философию. С. Кьеркегор как предшественник экзистенциализма О трех стадиях развития личности: эстетической, этической и религиозной."Философия жизни" Ф. Ницше и ее предшественники (А. Шопенгауэр).
Марксизм и его эволюция. Исторические условия возникновения марксизма. Структура марксистского учения, место философии в системе марксизма.
Историческое развитие философской мысли в России. Историософские идеи в русской богословской и философской мысли в допетровский период. "Русская философия" и "философия в России". Возникновение русской философии: Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов. Осмысление самобытного пути развития России: западники, славянофилы, почвенники, евразийцы. Философия русского космизма (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).
Философия В.Соловьева. Философские основания цельного знания. Философия положительного всеединства. Бог как олицетворение всеединства. Учение о Богочеловечестве.
Персоналистская философия Н. Бердяева. Свобода и бытие. Примат свободы над бытием. Любовь как содержание свободы.
Философия ХХ века: аналитическая, феноменологическая и экзистенциалистская традиции. Аналитическая философия. Истоки аналитической философии – феноменализм Д. Юма, позитивизм (О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер). Принцип верификации (верифицируемости) и принцип фальсифицируемости. Проблематика и эволюция логического позитивизма (М. Шлик, С. Франк, Р. Карнап) Критический рационализм К. Поппера и модели развивающегося научного знания в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин). Философия логического анализа и лингвистическая философия как два основных направления аналитической философии (Б. Рассел и Л. Витгенштейн). Феноменология Э. Гуссерля. Феноменология как метод анализа чистого сознания (уяснение его смысловых полей) и априорных структур человеческого существования. Критика психологизма, релятивизма и историзма.
Экзистенциализм. Многообразие форм экзистенциализма. Основные идеи философии М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю, К.Ясперса.
Постмодернизм - общая идея. Постмодернизм: слово, термин, понятие. Постмодернизм и постмодерн. "Современный" и "модерный".
Мировоззренческо-методологические установки постмодернизма. Подрыв доверия к метанарративам: Разуму, Прогрессу, Свободе.
|
| 1,2,4
|
| Раздел III. Основные предметно-проблемные сферы философии
Бытие как исходная категория философского понимания мира. Содержание категории бытия. Бытие и существование. Критерии бытия как существования. Бытие и субстанция. Бытие и реальность. "Превращенные формы бытия". Основные формы бытия: материальное, духовное, человечески-социальное. Системно-многоуровневая организация мира. Синергетический тип самоорганизации мира. Проблема единства мира: монистические, дуалистические и плюралистические ее интерпретации. Пространственно-временной континуум бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Основные свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в живой и неживой природе, в общественных явлениях. Бытие и развитие. Системный характер развития. Нелинейность развития. Развитие и формирование качественно нового. Глобальный эволюционизм. Сознание как особая реальность. Соотношение материи и сознания: теория тождества и теория элиминации. Биологические предпосылки возникновения сознания. Социально-историческая сущность сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. Идеальная природа сознания. Сознание и бессознательное.
Социальная реальность. Способ существования социальной реальности: деятельностная интерпретация. Бытие как подлинная или истинная реальность. Онтология смысла. Виртуальность в структуре социального бытия.
Познание как предмет философского анализа. Социокультурные предпосылки процесса познания. Эволюционная эпистемология. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.
Философская концепция истины. Истина и правда. Объяснение и понимание. Абсолютная и относительная истины. Конкретность и процессуальность истины. Проблема критерия истины. Истина и заблуждение. Истина и оценка. Истина как социальная ценность. Акт познания как акт коммуникации. Истина и коммуникация.
|
| 1,2,3,4
|
| Особенности научного познания. Наука как система знаний, форма познавательной деятельности и социальный институт. Основные формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Научные и вненаучные формы знания. Критерии научности. Теории эволюции науки. Специфика научного познания социальной реальности. Методология науки. Понятие методологии. Предмет логико-методологического анализа научного познания и его уровни. Общелогические методы всякого познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Эволюция науки. Теории научного роста. Кумулятивная модель роста научного знания. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Ценности, нормы и идеалы современной науки. Методологическое единство и многообразие современной науки. Классификация наук. Специфика естественно-научного познания.
Научное и техническое знание. Сциентификация техники и технизация науки. Античные techne-истоки современного понятия "техника". Социальная природа технических объектов. Интеграционный характер технических наук. Проблема единства естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Компьютеризация современной науки. Гносеологические, социальные и этические проблемы компьютеризации. Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия. Техника как среда обитания человека. Техника как артефактное инобытие телесностичеловеке.
|
| 1,2,3,4
|
| Ценности и их природа. Ценность и оценка. Критерии оценки. Ценность и норма. Ценностная и истинностная компоненты познания. Ценностное познание и познание ценностей. Эстетические ценности. Художественный образ и действительность. Понятие эстетического идеала. Истина и художественная правда. Эстетическое и этическое. Морально-нравственные ценности. Дихотомия добра и зла в морали. Вездесущность морального. Место и роль морального мотива в поведении человека. Воспитание нравственных чувств. Мораль и наука. Совместимы ли гений и злодейство?
Религиозные ценности. Свобода совести. Религиозно-ценностная ориентация в жизни человека. Плюрализм религиозных ценностей. Религиозные ценности и их претензия на абсолютную истинность. Аксиологический релятивизм и общечеловеческие ценности. Аксеологическое измерение истории. Диалектика национального и общечеловеческого в проблеме ценностей. Поиск альтернативных ценностей в условиях глобализации.
Проблема природы человека: диалектика социального и биологического, альтруистического и эгоистического.
Человек - существо, взыскующее смысл. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысложизненная определенность со-бытия - человека и мира. Многообразие смыслов жизни: гедонистический, аскетический, религиозный, действенно-гуманистический и т.д.
|
| 1,2,3,4
|
| Общество как целостная и саморазвивающаяся система. Социальная система как система действия (действий). Общество как продукт деятельности людей. Стихийность и сознательность в общественном развитии. Свобода и социальный порядок.
Взаимосвязь общества и природы. Природа как основа существования и развития общества. Антропогенное влияние на природу. Экологические проблемы современности: состояние и перспективы. Возможность коэволюционного развития общества и природы. Перспектива устойчивого развития. Формационный, цивилизационный и миросистемный подходы в социальной науке. "Формационный" тип общества. Марксистская формационная пятичленка истории. Формационный подход и экономический детерминизм. Цивилизация и культура. Теории локальных цивилизаций. Понятие современной цивилизации. Россия как цивилизация. Миросистемная структура мира: центр, полупериферия, периферия. Миросистемный подход и универсалии истории.
Глобализм как исторический вызов современности. Интеграционные процессы в развитии человечества: "осевое время", модернизация, глобализация. Права и свободы человека как ценностная (моральная и правовая) основа решения глобальных проблем современности. Техногенный характер современной цивилизации: комфорт быта и дискомфорт бытия. Напряжение между наукой, техникой (технологией) и культурой.
Диалог культур: основания и современное состояние. Многослойность социально-исторического времени. " Человеческая коммуникация в современном мире: толерантность, диалог, взаимопонимание.
|
| 1,2,3,4
|
Рефераты - 15 часов
Выполняются 3 реферата. Рекомендуются следующие темы рефератов:
№
п/п
| Рекомендуемые темы рефератов
| Объем
часов
| Раздел
дисциплины
| Рекомендуемая
литература
|
| - Значение философии для становления и углубления духовности человека.
- Мифологическое миропонимание и его специфика.
- Миф и научное "расколдовывание" мира.
- Философия и идеология - вечное противостояние?
- Кто имеет право нами управлять?
|
| I
| 1-6
|
| - Социальные и общекультурные предпосылки возникновения философии в Древней Греции.
- Сократ как олицетворение философии.
- Учение о смысле жизни и счастье человека в философии стоиков.
- Номинализм и реализм - нескончаемый спор.
- Проблема человека в средневековой философии.
- Гуманизм и этика философии Возрождения.
- Учение Ф.Бэкона об "идолах познания".
- Антитеза эмпиризма и рационализма.
- Теория морали И. Канта.
- Философия истории Г. В. - Ф. Гегеля.
- Ф.Ницше - критик христианской морали.
- Кьеркегор: человек - рыцарь веры.
- Марксистская концепция социальной сущности человека.
- Славянофильство и западничество: начало русской самобытной философии.
- Свободная теократия Вл. Соловьева.
- Антроподицея Н. А. Бердяева.
- Аналитическая культура: сущность и перспективы.
- П.Фейерабенд о науке как одной из форм идеологии.
- Субъект-объектные отношения в феноменологии Э. Гуссерля.
- Экзистенция как подлинное существование.
- А.Камю о "сизифовом" смысле жизни человека.
- Деконструкция как философский метод постмодернизма.
- Постмодернистское "раскрепощение частей".
|
| II
| 1-6
|
|
- Современность и ее критерии.
- Глобализация: экстенсивная и интенсивная интерпретации.
- Глобализация как постмодернизация.
- Исторические типы духовности: от анти- к постматериальным ценностям.
- Возможности и перспективы идентификации в условиях глобализации.
- Глобализация и государственный суверенитет.
- Императивность прав и свобод человека в условиях глобализации
- Сциентизм: наука как идеология.
- Научный тип рациональности: социокультурные импликации.
- Античное techne: содержание и историческая эволюция.
- Техника и власть в современном обществе.
- Техника как среда обитания человека.
- Техника и технократизм.
- Техногенный характер современной цивилизации.
|
| III
| 1-6
|
Нормативные документы
Обязательный перечень нормативных документовне предусмотрен.
Раздаточный материал
При изучении данной дисциплины используются следующий раздаточный материал:
№
п/п
| Раздаточный материал
| Раздел
дисциплины
| Вид контактной работы обучающихся с преподавателем
|
| Структурно-логические схемы, презентации и фрагменты текстов лекций.
| I
| Л, Пз
|
| Упражнения, тесты, фрагменты текстов первоисточников, сценарии учебных деловых игр и др. материалы
| II
| Л, Пз
|
| Структурно-логические схемы и фрагменты текстов лекций, упражнения, тесты.
| III
| Л, Пз
|
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
При проведении итогового контроля для оценки результатов изучения дисциплины вынесены следующие вопросы:
1. Философия, ее предмет и роль в обществе.
2. Философское сознание и его структура. Философия и мудрость.
3. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения.
4. Основной вопрос философии и различные его толкования.
5. Материализм и идеализм как основные философские направления.
6. Диалектический метод философского мышления и его альтернативы. Исторические формы диалектики.
7. Возникновение философии. Философия и мифология.
8. Основные типы философской культуры: восточная, западная, русская.
9. Особенности индийской философской традиции.
10. Особенности китайской философской традиции.
11. Космоцентризм античной философии. Натурфилософия Древней Греции.
12. Антропологическая философия (софисты и Сократ).
13. Объективный идеализм Платона.
14. Синтез античной философии в учении Аристотеля.
15. Особенности эллинистической и древнеримской философии.
16. Патристика и возникновение христианской философии. Теоцентризм средневековой философии.
17. Средневековая схоластика. Спор номинализма и реализма о природе универсалий.
18. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм.
19. Ф. Бэкон и Р. Декарт – основоположники философии Нового времени.
20. Спор рационализма и сенсуализма в теории познания.
21. Объективный идеализм Г.В. Лейбница, субъективный
идеализм Дж.Беркли и скептицизм Д. Юма.
22. Философия эпохи Просвещения.
23. Немецкая классическая философия. Критическая философия И. Канта.
24. Немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля.
25. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
26. Марксистская философия в XIX и XX веках. Современный кризис марксизма.
27. Особенности русской философии конца XVIII – XX веков.
28. Философия позитивизма XIX – XX веков (позитивная философия О. Конта, махизм, прагматизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
29. Иррационализм XIX – начала XX веков: интуитивизм А. Бергсона, философия жизни С. Кьеркегора и Ф. Ницше, фрейдизм.
30. Неклассическая философия ХХ века: феноменология, экзистенциализм.
31. Религиозная западная философия ХХ века: неотомизм, персонализм.
32. Понятие бытия и его виды.
33. Понятие материи в философии и науке.
34. Пространство и время как формы бытия.
35. Движение и развитие как способы существования материи.
36. Проблема сознания в философии и науке.
37. Структура психики человека. Сознательное и бессознательное.
38. Познание и практика как виды деятельности
|