Часть таких мигрантов, в некоторых странах пользуется услугами социальных работников, которые выполняют задачу интеграции новых жителей в общество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть таких мигрантов, в некоторых странах пользуется услугами социальных работников, которые выполняют задачу интеграции новых жителей в общество.



Вынужденные внутренние мигранты:

· временно перемещенные лица, т.е. переселенные на время, например, из районов землетрясения, наводнения, схода лавин и селей, из районов военных действий и т.д.; в перспективе они могут возвратиться на прежнее место жительства;

· вынужденные переселенцы - граждане, меняющие не по своей воле место жительства и, как правило, не возвращающиеся на прежнее место;

· мигранты из зон экологических бедствий (экологические мигранты из зон, пострадавших от радиоактивного заражения в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции; обычно на этих территориях выделяются зоны отчуждения и зоны отселения).

Для данных групп мигрантов, членов их семей особенно актуально квалифицированное социальное обслуживание, которое осуществляется социальными сотрудниками, специалистами по психологии и докторами.
Внутренние добровольные мигранты:
•те, кто переезжают из сел в города и наоборот в поисках более благоприятных; условий;
•трудовые мигранты, т.е. люди, которые перемещаются с целью найти работу;
•те, кто переселяются в поисках благоприятного для здоровья климата, к примеру люди пенсионного возраста.
Но жизнь довольно, многообразна. Временами появляются ситуации переселения, которые трудно совместимы с определениями «вынужденные» или «добровольные», «внутренние» или «внешние».

Миграционные процессы могут быть крупномасштабными, малозначительными, стихийными, а также управляемыми. Крупномасштабные, стихийные миграционные процессы предшествуют проблемам для осуществления социальной политики в принимающих странах или в его отдельных областях.
В последние годы актуальность приобретает замещающая миграция. В 2000 г. группа экспертов Организации Объединенных Наций сделала прогноз, который назвали «Миграция замены: решение проблем стареющего и исчезающего населения», где говорилось о том, что для Европы неминуема заменяющая миграция, при этом она может быть преимущественно исламская. Данный процесс присваивает новый импульс исследованию интеграции мигрантов.

 

1.3. Миграционные процессы в Республике Казахстан

Во внутренние и внешние миграции 1990-х годов были вовлечены миллионы людей. В изменившихся геополитических критериях их нрав и направленности коренным образом менялись по сопоставлению с периодом СССР. Межреспубликанские миграции внутри унитарного Советского союза приобрели статус межгосударственных (международных) миграций. Миграция, как объект изучения - это передвижение населения сквозь государственные границы, связанное с изменением места жительства и требующее внутри- и межгосударственного правового регулирования. Возросли масштабы и поменялись региональные направления миграций, в частности, за пределы государств Балтии. В предшествующий этап миграция была сравнительно регулируемым и направляемым процессом. В транзитный период не только сама миграция приобрела стихийный и непредсказуемый нрав, но и ее исследование не носит систематизированного характера и с трудом поддается прогнозированию.

Миграция приобрела новое этно-демографическое и социально-профессиональное свойство. Как показали изучения, на рубеже автономного политического развития и национально - государственного строительства в Республике Казахстан политические факторы оказывают воздействия на миграционные настроения, а последствия внешних миграций отрицательно сказываются на социально-политических процессах, демографической и социальной структуре, в целом на стабильности в обществе. Появились и развились новые типы миграций: нелегальная, вынужденная миграция, потоки беженцев, требующих своего изучения и государственного контроля и выработки устройств предупреждения недобровольных миграций.

В условиях суверенизации республики появляется надобность законодательного обеспечения всех миграционных процессов для муниципального регулировки миграционных потоков, а еще больше действенного международного сотрудничества. Миграции сыграли важную роль в жизни Казахстана - государства с большой, слабозаселенной и малоосвоенной землей, значительной пространственной дифференциацией уровня, темпов социально-экономического развития и соответственно уровня жизни населения. В основном большинство миграций в истории Казахстана имело принужденный характер и направлялось государством. Устойчивые миграционные процессы, вызванные столыпинской реформой начала XX века, коллективизацией 20-х годов, этноцидом 30-х, депортацией и военной эвакуацией 40-х, освоением целины 50-х годов - оказали значительное воздействие на составление этнической и социальной структуры населения республики, на развитие и становление страны.

До 1968 года для страны было свойственно позитивное сальдо миграции населения. Впрочем, с начала 70-х годов по реальное время Казахстан стал государством, активно-теряющим численность в результате миграции. Лишь только за 70-е годы по причине миграций Казахстан лишился 28% натурального прироста населения, за 80-е годы - 38%. Прыжок в миграционных потоках приходится на 90-е годы, что связано с переменой этнополитической ситуации, распадом Советского союза, суверенизацией республики, образованием новых независящих стран, появлением границ, таможенных барьеров, разрывом многолетних финансовых, культурных, информационных и народных связей народов. Трансформационные процессы в Казахстане, сопровождающиеся глубинными потрясениями социальной жизни, драматически отразились на судьбах большинства населения, вызвали один из самых болезненных упадков - упадок идентичности, породивший нерешительность представителей некоренных этносов в будущем собственных детей, в необходимости последующего присутствия на земле этноса иной культурно - конфессиональной ориентации, обыкновений, языка.

Разрушительные результаты ломки ценностных ориентации не имели возможность не вызвать надлежащих перемен в сознании и поведении людей, в том числе пробуждения миграционных настроений у нетитульного населения. Эти настроения стали натуральной реакцией на неудобную и внезапно ставшую чуждой жизненную среду. Смещение в худшую сторону экономической ситуации в стране в последнее десятилетие также придает факторам более выраженную этническую окраску. Специфичность миграций в Казахстане обоснована и сложностью ее этнической мозаики, углубляющимся различием в статусе и реальном положении представителей всевозможных национальностей, проекцией минувших несправедливостей и сегодняшнего социального упадка на область межэтнических отношений. Проблема миграции набирает все более социально-политическую остроту и актуальность.

Ведущими государственными документами в сфере муниципального регулирования миграционных процессов на данный момент считается Концепция миграционной политики РК, которая представляет собой единую, взаимосвязанную систему ведущих принципов, ценностей, рычагов воздействия, задач и способов по упорядочению, регулированию миграционных процессов, происходящих в государстве. Большое внимание в документе уделено вопросам государственной безопасности, с учетом воздействия миграционных процессов на экономику и демографию в стране. Миграция, согласно Концепции, станет регулироваться и отвечать государственным заинтересованностям, как настоящим, так и перспективным. Определенное место отведено вопросам обеспечения реализации прав мигрантов, что учтено рядом международных обязательств, взятых на себя нашей страной.

Концепция рассчитана на период перехода к устойчивому развитию государства и на длительную перспективу стабилизации, а также подъема экономики. Чтобы решить проблему миграции в Казахстане была разработана и утверждена «Программа миграционной политики РК на 2001-2010 годы». Ее цель - формирование миграционной политики, направленной на создание необходимых условий демографического и социально-демографического становления, создания всех условий по реализации прав мигрантов и укрепление государственной безопасности государства.

Растущий процесс оттока населения Казахской ССР (также как и иных бывших среднеазиатских союзных стран) сказывался с начала 70-х годов, который ещё больше увеличился в последнем десятилетии ХХI века. Всего из республики в 1990-1999гг. эмигрировали 2 миллиона 873 тысячи человек (в том числе 1626 тыс. - в первой половине десятилетия и 1247 тыс. - во второй) против 939 тыс. иммигрировавших (отрицательное миграционное сальдо превысило 1 млн. 934 тыс. чел.). С 1999 года в республике закончилась интенсивная миграция ее населения за пределы государства, а в 2004 году, впервые за последние десятилетия, сформировалось положительное сальдо передвижения, что связано с улучшением социально- экономической ситуации в стране; за данный этап абсолютные размеры естественного прироста населения практически утроились при одновременном резком сокращении отрицательного сальдо от его миграционного перемещения (с -123,7 тыс. в 1999 г. до 1,1 тыс. в 2008 г.).

Внутренняя, или внутриреспубликанская миграция, охватывает перемещение населения в пределах республики, а именно межобластную и внутриобластную миграцию. Большие изменения произошли во внутренней миграции за последнюю декаду. Так, внутриобластная миграция уменьшилась с 264,5 тысяч человек в 1991 году до 105,3 тысяч в 2000, т.е. сократилась в 2,5 раза, а межобластная миграция - соответственно, с 166,7 тысяч до 79,1 тысяч человек или сократилась в 2,1 раза. В начале 1990-х годов на долю внутренней миграции приходилось до двух третей всего миграционного оборота, например, в 1991 году доля внутренней миграции составляла 65,2 %. За период с 1991 по 1994 оборот внутренней миграции уменьшился. В 1994 году удельный вес внутренней миграции составил 54,5 % от общего оборота миграции или снизился на 10,7 % по сравнению с 1991 годом. Из-за того, что во второй половине 1990-х годов сократились объемы не только внутриобластной и межобластной миграции, но и международной миграции (почти в три раза по сравнению с 1994 годом), доля внутренней миграции в миграционном обороте вновь повысилась и составила в 2000 году 66%, как и в начале десятилетия.

Все большее распространение получает нелегальная миграция, в том числе транзитная, трафик мигрантов в основном из государств юго-восточной Азии через Казахстан в Россию и западноевропейские государства.

Широкомасштабная эмиграция славянского населения. В период с 1992 по 2000 года из государства выбыло около 1,5 миллиона русских, украинцев, белорусов и др. Около 60% потерь обусловлены выездом русских.
Эмиграция этнических немцев. За последние 10 лет из государства выехало около 0,8 млн. немцев, и их убыль по сопоставлению с данными переписи за 1989 г. составила 80%.

Государственная политика репатриации этнических казахов. В 1992 г. Правительство Казахстана приняло «Закон об иммиграции» и проводит политику репатриации казахского населения из стран ближнего и дальнего зарубежья. За время с 1991 по 2000 года в страну прибыло 42,3 тыс. семей казахских репатриантов или свыше 183 тысячи человек.

Эмиграция ранее депортированных народов. Представители практически всех этнических групп, депортированных в Казахстан в 1930-1950-е гг. имеют отрицательное сальдо миграции (кроме турок - месхетинцев и чеченцев в 1999-2000 гг.). Поток беженцев и вынужденных переселенцев из зон конфликтов: (Афганистан, Россия/Чечня) и Узбекистана, из зоны экологического бедствия Приаралья и репатриация беженцев в государства, где конфликт на данный момент урегулирован (Таджикистан). Количество беженцев и лиц, оказавшихся в ситуации подобной с ситуацией беженцев, по сведениям УВКБ ООН в Казахстане, составляла на конец 2000 года 20 574 человек, 915 из их получили статус беженца.

Развитие транзитной и нелегальной миграции, в основном из государств юго-восточной Азии через Казахстан в Россию и западноевропейские государства, развитие новых видов трудовой миграции, массовые коммерческие поездки ("челночничество"), работа по найму на выезде, в том числе за рубежом, сезонные работы и т.д. получили широкое распространение в Казахстане. Одновременно в стране по трудовым договорам трудятся тысячи иностранных рабочих. Продолжается процесс «утечки умов», охватывающий интеллектуальную эмиграцию из государства: доля эмигрантов с высшим образованием остается высокой на протяжении всего десятилетия. Из государства выбывают высококвалифицированные специалисты, ученые, представители культуры.

Процесс дезурбанизации. С 1992 г. уменьшалась численность городского населения по сравнению с сельским. Дезурбанизация сопровождалась застоем в развитии и упадком малых городов, многие из которых получили статус депрессивных.

Внутренняя миграция. С 1991 по 2000 г. объемы межобластной миграции сократились более чем в два раза, а объемы внутриобластной миграции - в 2,5 раза. Продолжается процесс сельско - городской миграции. В 2000 г. только два города в Казахстане - Алма-Ата и Астана, бывшая и нынешняя столицы, а также Акмолинская, Мангистауская и Павлодарская области имели положительное сальдо миграции по внутриреспубликанской миграции. Почти все остальные области теряли население как в результате внутренней, так и в результате международной миграции. Перенос столицы в город Астану оказывает влияние на внутриобластную и межобластную миграцию в сторону увеличения потока в новую столицу. В Астану мигрируют в основном из соседних центральных и северных областей: Карагандинской, Кустанайской и города Алма-Аты. Особенностью миграций в Казахстане является их волнообразность, к концу 1990-х годов - сокращение миграционных потоков. На протяжении 1990-х годов эмиграция происходила с периодами подъемов и спадов, стабильно сокращался лишь въезд в государство. В результате сохранения отрицательного сальдо миграции, а также падения рождаемости на протяжении 9-и лет численность постоянного населения убывает. За последние три года (с 1998 по 2000 гг.) население республики сократилось на 292,1 тыс. чел. или на 1,9 %. За десять лет численность постоянного населения уменьшилась с 16,452 млн. до 14,842 млн. чел. или на 10 %. 2001 год - начало нового века и тысячелетия, десятая годовщина суверенного развития РК.

Численность населения Республики Казахстан по итогам переписи населения 2009 года составила 16009,6 тыс. человек. За межпереписной период численность населения республики увеличилась на 1028,3 тыс. человек, прирост численности населения по сравнению с предыдущей переписью 1999 года составил 6,9%. Численность городского населения составила 8662,4 тыс. человек, сельского - 7347,2 тыс. человек. При этом численность городского населения увеличилась на 206,6 тыс. человек или на 2,4%, а сельского – на 821,7 тыс. человек или на 12,6%. Доля городского населения в стране составила 54,1%, сельского - 45,9%, в 1999 году их соотношение составляло 56,4% и 43,6% соответственно. Самыми урбанизированными регионами являются Карагандинская (здесь городское население составляет более 77,5%), Павлодарская (68%) и Актюбинская (61%) области. Сельское население в основном сконцентрировано в Алматинской (76,9% от всего населения), Северо-Казахстанской (60,2%), Кызылординской (58,1%) и Жамбылской (60,4%) областях. Численность мужчин составила 7712,2 тыс. человек, женщин – 8297,4 тыс. человек. Численность мужчин по сравнению с предыдущей переписью увеличилась на 496,8 тыс. человек или на 6,9%; численность женщин увеличилась на 531,5 тыс. человек или на 6,8%. Соотношение численности мужчин и женщин сложилось с перевесом доли женского населения над мужским (51,8% и 48,2% соответственно). По переписям населения 1999 и 2009 годов на каждые 1000 женщин приходилось 929 мужчин. Изменение численности отдельных этносов за межпереписной период характеризуется следующими данными: Численность населения республики на 1 октября 2010 года по оперативным данным с учетом переписи населения 2009 года составила 16372 тыс. человек. Численность казахов составила 10458 тыс. человек, доля в общей численности населения 63,9%. Впервые за последние почти 40 летнюю историю Казахстана в 2004 году наступил факт превышения общей численности иммигрантов над эмигрантами. Новая тенденция во внешней (международной) миграции населения страны наметилась в последнем десятилетии; резко сократилось общее число эмигрантов (со 165 тыс. в 1999 г. до 45,3 тыс. в 2008 г.) и возросло (до 46,4 тыс. против 41 тыс. в 1999 г.) число иммигрантов, что позволило добиться первых шагов в достижении положительного миграционного сальдо в целом по стране. В числе иммигрантов последних пять лет 230,6 тысячи (74,5%) составили казахи, 44,5 тысячи (14,4%) - русские. При этом общее число казахов – иммигрантов в 2008 году возросло почти до 35 тысяч против 9,5 тысячи в 1999 году, а число эмигрантов среди них сократилось до 2,3 тысячи против 8,1 тысячи в указанные годы. Число русских - иммигрантов, продержавшись на уровне по 15 тыс. в течение 2001- 2003 гг., в 2008 г. сократилось до 6,3 тыс. (в 1999 г. было 18,5 тыс.), а число эмигрантов среди русских уменьшилось до 31,6 тыс. в 2008 г. против 92 тыс. чел. в 1999 году. Несмотря на наступившую в последние годы положительную тенденцию во внешней миграции в целом по стране, за пятилетие (2004-2008 гг.) из нее выбыли на постоянное жительство в другие государства свыше 239 тыс. чел. Общие результаты этномиграционных обменов по основным национальностям, которые больше всех были подвергнуты эмиграционным процессам со странами «дальнего» и «ближнего» зарубежья выглядят следующим образом. За годы независимости суверенного Казахстана (1991-2008 гг.) - на постоянное место жительства по данным Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в республику прибыло свыше 734 тыс. «оралманов» - иммигрантов (казахов) из «дальнего» и «ближнего» зарубежья. Однакоподавляющая часть всех эмигрантов (по внешней миграции) 2004-2008 гг. приходится на долю русских - 65,0% и немцев - 11,7%; на долю украинцев приходилось 8,1%, казахов - 5,5%.

Таким образом, в стране намного улучшилось положение с внешними миграционными процессами и отныне они становятся достаточно естественными явлениями: общее число эмигрантов из страны в 2008 году сократилось до 45,3 тыс. чел. против 164,9 тыс. - в 1999 г., а число переселившихся в нашу страну (иммигрантов) из соседних государств в 2008 году возросло до 46,4 тыс. чел. против 41,3 тыс. - в 1999 г. Общее число лиц, подвергшихся всем формам миграции в республике, только за последние три года (2006-2008 гг.) превысило 2 млн. 190 тыс. чел. (или почти 14% всего ее населения), из которых 39,2% приходилось на мигрантов между областями республики, 13,1% - на внешних (эмигрантов и иммигрантов) и 47,7%-на внутриобластных мигрантов. При этом число участников внутриреспубликанской миграции за эти годы увеличилось на 16,7%, в их числе межобластные мигранты - на 20,3%, внутриобластные - на 13,8%. Наибольшее приток мигрантов отмечен в Мангистауской области, что объясняется наличием рабочих мест, потоком вахтовиков, в связи с разработками нефтегазовых месторождений. Интенсивность сальдо миграции в области составила 15,7 на 1000 чел. населения, в то время как для Казахстана этот показатель имел значение 0,7 на 1000 чел. населения. Самая низкая интенсивность миграции отмечена в Костанайской области (-3,1 на 1000 чел.). Более 50% объема общей миграции приходится на г. Алматы, г. Астана, Восточно- Казахстанскую, Алматинскую и Карагандинскую области. Таким образом, в стране за последние 10 лет намного улучшилось положение с внешними миграционными процессами и они становятся естественным явлением: общее число эмигрантов в 2007 г. сократилось до 42,4 тыс. чел. против 165 тыс. (почти в 4 раза) в 2000 г., а количество переселившихся в нашу страну (иммигрантов) из соседних государств в 2007 г. возросло до 53,4 тыс. чел. Против 41 тыс. (рост на 30,2%) в 2000 г. За январь-декабрь 2012 года по республике сложилось отрицательное сальдо миграции, что составило минус 1381 человек. В январе-декабре 2012г. по сравнению с январем-декабрем 2011г. число прибывших в Казахстан уменьшилось на 25,4% и составило 28462 человек, число выбывших из Казахстана также уменьшилось на 8,9% и составило 29843 человек. Основной миграционный обмен страны происходит с государствами СНГ. Из стран СНГ число прибывших и выбывших в эти страны составило соответственно 24007 (84,3) и 28403 (95,2%) человека. Численность мигрантов, переезжающих в пределах страны уменьшилась на 6,6% и составила в январе-декабре 2012г. 339,7 (363,7) тыс. человек. По межрегиональным перемещениям положительное сальдо миграции населения наблюдается в 5-и регионах страны: городах Астана (19529 человек), Алматы (9963 человек), Алматинской (5477 человек), Мангистауской (2516 человек) и Атырауской (84 человек) областях. В январе 2013 года в стране сложилось положительное сальдо миграции. Число прибывших в республику больше, чем выбывших на 70 человек. В январе 2013г. по сравнению с январем 2012г. число прибывших в Казахстан уменьшилось на 54,6% и составило 1545 человек, число выбывших из Казахстана также уменьшилось на 19,1% и составило 1475 человек. Основной миграционный обмен страны происходит с государствами СНГ. Из стран СНГ число прибывших и выбывших в эти страны составило соответственно 1293 (83,7%) и 1391 (94,3%) человек. Численность мигрантов, переезжающих в пределах страны уменьшилась на 20,7% и составила в январе 2013г. 22,9 (28,9) тыс. человек. По межрегиональным перемещениям положительное сальдо миграции населения наблюдается в 5-и регионах страны: городах Астана (1229 человек), Алматы (573 человек), Алматинской (346 человек), Мангистауской (174 человек) и Атырауской (75 человек) областях. Казахстан, в числе немногих стран (Германия, Израиль) ведет активную диаспоральную политику, которая нацелена на сохранение этнической идентичности, национальной самобытности казахов, проживающих за рубежом, которая имеет важное стратегическое значение. Этот фактор объясняется следующими позициями. С одной стороны, в условиях кризисной демографической ситуации внутри страны диаспора рассматривается как дополнительный человеческий ресурс Казахстана. С другой стороны, в современных условиях интеграции и глобализации казахская диаспора может стать важной составляющей внешнеполитической и внешнеэкономической политики страны. Учитывая удельный вес проживающих за границей казахов, которые составляют почти треть населения Казахстана, диаспора является весомым социальным ресурсом независимого государства. Как известно, общность первоначальной территории обитания (прародины), наряду с общностью происхождения, общностью культурной истории, общностью языка является основной частью диаспорного сознания. Основным мотивом оралман является возвращение на историческую Родину и в перспективе прогнозируется увеличение притока в страну этнических казахов, тем более в ближайшее время указом Президента увеличена квота до 15 000 человек ежегодно. Обретение Независимости стало важным шагом на пути консолидации казахов, проживающих в разных уголках земного шара, которые в силу политических и экономических процессов в разное время покинули территорию Казахстана. Надо отметить, что вопросы изучения судеб казахской диаспоры стали подниматься относительно недавно.

На уровне законодательного обеспечения проблема поддержки соотечественников имела некоторое решение. В период с 1996 года по 2000 год поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, осуществлялась в соответствии с Государственной программой поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года № 3308. Программа была представлена комплексом мероприятий и состояла из шести основных разделов: научное обеспечение, нормативная правовая база, образование, культура, туризм и спорт, вопросы книгоиздания и средств массовой информации, организационные меры. Для качественного и полноценного осуществления намеченных целей в ноябре 2005 года Президент подписал Указ «О Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2005-2007 годы». В числе других законодательных актов: Закон Республики Казахстан «О миграции населения», Отраслевая программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 годы, Указ Президента Республики Казахстан о квоте иммиграции оралманов на 2005 -2007 годы от 27 декабря 2004 года, Инструкция о порядке определения статуса репатрианта (оралман), реэмигранта, переселенца, а также вынужденного переселенца. Данная политика государства значительно влияет на миграцию в страну оралман. Так, в Казахстане по данным Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан за период с 1993 года по 1 октября 2005 года прибыло 117 698 семей оралман (464 426 чел), преимущественно из Узбекистана (61,5%), Монголии (15,4%), Туркменистана (9%), Китая (4,8%), России (4%). Устойчивое улучшение социально-экономической и политической ситуации в республике и анализ иммиграционного настроения в сопредельных странах, а также диаспоральнаяполитика, проводимая в Казахстане позволяют прогнозировать дальнейшее увеличение количество прибывающих в Казахстан оралман. Анализ современной миграционной ситуации в Казахстане актуален и тем, что позволяет определить многие "болевые" точки общества, которое само пребывает в состоянии "миграции" к другому типу человеческой цивилизации. Этот период сопровождается возникновением целого ряда противоречий и конфликтов, непосредственно воздействующих на миграционное поведение населения. Важно выявить характер этих процессов, вскрыть их причины, определить воздействие на различные виды миграции: этническую, трудовую, внутреннюю и внешнюю, транзитную, потоки беженцев и репатриантов. Миграция в Казахстане имеет свои специфические особенности, но вместе с тем в ней полностью отражаются общие существенные и типичные для всех государств СНГ "скрытые" главные причины всей постсоветской миграции русскоязычного населения. Именно в Казахстане наиболее ярко и зримо проявилось влияние проводимой прежде интернациональной социально-экономической политики, которая в итоге породила особый тип населения, именуемый русскоязычным. Поэтому анализ возникающих в Казахстане проблем и путей их решения может оказаться полезным для преодоления аналогичных трудностей, возникающих на постсоветской территории. Государственная миграционная политика должна предусматривать: разработку системы миграционных потоков, их направленность в точки экономического роста и регулирование, подкрепление материально- технической базой и стимулированием; создание стимулов для привлечения населения в точки экономического роста, малые города и сельские населенные пункты на добровольной основе вслед за развитием производства, наличием условий для проживания (вода, экология, климат) с учетом демографической ситуации и политики в регионах; предоставление государственных гарантий и льгот; выдачу субсидий на компенсацию денежных и финансовых затрат на переезд; оказание помощи мигрантам в приобретении жилья на новом месте; кредитование программ добровольного переселения.

Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан предоставил информацию о том, сколько людей покинуло и прибыло в Казахстан в 2017 году, передает корреспондент Nv.kz[8].

По данным статистического комитета, за минувший год из Казахстана выбыло 37 704 человека, из них - 35 680 человек - граждане РК. Люди уезжают в Россию, Германию, Беларусь, Соединенные Штаты Америки и Израиль.

Подробнее:

· В Россию - 32 875 человек;

· В Германию - 2960 человек;

· В США - 284 человека;

· В Израиль - 127 человек.

Всего прибывших в Казахстан - 16 081 человек. Из них 11 596 человек из стран СНГ, 4 тыс. - из других стран.

· Из Узбекистана - 5 196 человек;

· Из России - 4 383 человека;

· Из Китая - 3 204 человека.

По перемещениям внутри страны имеются такие данные:

· Из Жамбылской области убывали 16 918 человек;

· ИЗ ЮКО - 14 612.


 

ГЛАВА II. ПОМОЩЬ МИГРАНТАМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

2.1.Миграционная политика и ее социальная роль в РК

В любом государстве социально-экономическая и политическая обстановка в большой степени находится в зависимости от интенсивности и направленности миграционных процессов, смысл содержит также эффективность миграционной политики. В Казахстане сформировалась такая ситуация, что без продуманной, взвешенной и научно-обоснованной миграционной политики становится все труднее сберечь политическую, экономическую и социальную стабильность.
5 сентября 2000 года была одобрена Концепция миграционной политики РК, согласно которой должна оказываться помощь переселению и местному приему оралманов, а также их адаптация в местах проживании. Необходимо создать все условия для быстрой адаптации оралманов в местную социальную среду, а также проводить мероприятия по психологическому восстановлению людей, выживших в вооруженных конфликтах. Все вышесказанное в распоряжении было определено как наиболее обязательные приоритеты миграционной политики для решения проблем оралманов в Казахстане[9].

В 2005 году на Третьем всемирном курултае казахов в городе Астана Президент государства Н.А.Назарбаев отметил что, среди стран СНГ Казахстан - единственное государство, которое системно занимается репатриацией рассеянных по миру соотечественников и выделяет для этого приличные большие средства, а в масштабах всего планетарного сообщества оно - одно из трех.

В Послании Президента РК народу Казахстана от 1 марта 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» необходимость выработки современной концепции миграционной политики была выдвинута в качестве ведущих приоритетов продвижения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся стран мира. В отношении мероприятий по адаптации оралманов отмечено: «Наше внимание должно быть в большей степени уделено созданию условий по предварительной подготовке в специальных центрах, адаптации и интеграции оралманов в наше сообщество. Если обучить их профессии, языку, как принято в других странах, они быстрее привыкнут к новым условиям» [10].

В соответствии с задачами, которые были выдвинуты в Послании Главы государства народу Казахстана 2006 году, и Планом мероприятий на 2006-2008 года, по реализации отраслевой Программы миграционной политики РК на 2001-2010 года, была разработана Концепция миграционной политики Казахстана на 2007-2015 гг. [11], в которой определены многообещающие направления этнической миграционной политики.
Концепция ориентирована на совершенствование уже существующих, и развитие качественно новых устройств управления миграционными процессами в Казахстане. Цель Концепции определена в уменьшении неблагоприятных последствий миграционных потоков в рамках с охранения и развития национальной идентичности и защищенности государства путем максимального уменьшения нелегальной и формирования селективной миграции.

Концептуальной новеллой в управлении миграционными процессами на сегодняшний момент можно назвать обозначенную в вышеуказанном документе надобность проведения селективной миграционной политики.
В соответствии с Планом мероприятий на 2008-2010 года, по реализации Концепции миграционной политики Казахстана на 2007-2015 года, предусматривались разработка системы мер по адаптации и интеграции иммигрантов в казахстанское общество, разработка механизма расселения иммигрантов исходя из интересов демографического и социально-экономического развития регионов, регионального рынка труда, а также проведение на постоянной основе мониторинга и оценки миграционных процессов.

В 2009 году началась реализация программы «Нурлы кош», рассчитанной на 2009-2011 годы [9]. Она предполагает увеличение квот на прием. Прием оралманов и внутреннюю миграцию. Не считая программы «Нурлы кош», регулируют следующие действующие документы: Стратегия территориального развития РК до 2015 года, Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы.

Наконец, в 2011 году в Казахстане был принят новый закон «О миг­рации населения» [9]. Новым законом предус­мотрено, что этнические казахи, самостоятельно въехавшие на территорию Республики Казахстан и пребывающие на территории нашей страны, подают заявление о включении в квоту иммиграции оралманов в управление миграционной полиции территориального департамента внутренних дел. А проживающие за пределами Республики Казахстан с указа­нием предполагаемого места проживания в Казахстане - в загранучреждения. Загранучреждения после получения решения комиссии о согласии на включение в квоту, будут оказывать содействие этническим казахам в переселении. Однако в загранучреждениях МИД РК еще не предусмотрены для этого штатные сотрудники.

По мнению законодателя, эта правовая норма исключит случаи получения пособий и компенсаций по фальшивым документам. Как подтверждают в миграционной службе, до 2011 года такие факты не были редкостью. По информации Комитета миграционной полиции МВД Республики Казахстан, в 2010 году в Алматинской, Павлодарской, Атырауской и Южно-Казахстанской областях выявлено 64 факта выделения пособий на сумму более 42 млн. тенге лицам, не въезжающим в страну, или получившим пособия дважды разных регионах. По аналогичным прецедентам в течение последних 3-х лет возбуждено 10 уголовных дел.
Таким образом, действия Закона ориентированы на всех лиц казахской национальности, независимости от наличия статуса оралмана, прибывших в Казахстан в целях постоянного места жительства на исторической Родине. Среди тех, кто принял за годы независимости Казахстана гражданство РК, 98% являются оралманами.

На данный момент проблематика формирования народонаселения стала одной из ведущих тем научных изучений в Республике Казахстан: распад Советского Союза и масштабное изменение экономики активно меняет существующую картину народонаселения, и рассмотрение буквально всех аспектов развития современного общества Казахстана вне её контекста становится невыполнимой задачей.

В настоящее время плотность населения Казахстана, граничащего с перенаселенным Китаем, государствами Средней Азии и расположенного неподалеку от демографически избыточных стран Среднего Востока и Южной Азии, остается самой низкой на территории СНГ и, по статистике на 2012 год, составляют всего 6 человек на 1 квадратный километр. Если брать во внимание относительно низкие по сравнению с другими азиатскими государствами темпы прироста населения, Казахстан все еще будет испытывать его нехватку. Вследствие этого проблемы формирования народонаселения остаются, и будут являться одним из самых острых вопросов политического и экономического развития.

Казахстан, чтобы сохранить свою террито­риальную целостность и безопасность, должен по максимуму увеличить свое население как за счет внутреннего резерва (увеличение рождаемости и уменьшение смертности), так и за счет иммиграции. Так получилось, что в ХХ веке казахский народ не умножал свое население, так как это делали многие соседи, а терял его в большом количестве. Была утрачена элита и цвет нации. Известно, что в начале ХХ века казахи по своей численности превосходили турков в Малой Азии и персов в Иране. Сейчас население Турции и Ирана составляет более 70 млн., и у этих стран нет тех проблем с развитием и употреблением государственного языка (символом государства), самоидентификацией и единством, которые существуют в нашей стране.

С момента обретения независимости одной из самых трудных задач стало возвращение соотечественников на родину, которые ее покинули в разное время по той или иной причине. Одной из причин заинтересованности страны в данном вопросе является улучшение демографии. Согласно данным переписи населения 1999 года, в Казахстане проживало около 14 млн. человек, а в 1989 году их было 16 млн., то есть за 10-летний период население Казахстана уменьшилось на 7,7 %.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.036 с.)