МОУ «Быковский центр содействия семье и детям» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОУ «Быковский центр содействия семье и детям»



Донникова Зарина, 9 класс,

МОУ «Быковский центр содействия семье и детям»

Кадр 1

75-летию снятия блокады Ленинграда посвящается….

Кадр 2

«Музы не молчат»

Кадр 3

В истории Великой Отечественной войны огромное количество трагических страниц. Одна из самых страшных - блокада Ленинграда.

Осада города на Неве началась 8 сентября 1941 г., когда гитлеровцы окружили нашу северную столицу и сомкнули кольцо.
Ленинград был совершенно не готов к осаде. Никаких особых запасов продовольствия не имелось, так как город снабжался привозными продуктами.
Для ленинградцев началась тяжелейшая жизнь: уже в середине осени в город пришел страшный голод.
Удивительно, но город жил и работал. Культурные ценности помогали скрасить нечеловеческие условия блокадного существования....

Кадр 4

Во второй половине 1939 года Советский Союз находился перед реальной опасностью войны. Договор о ненападении, заключенный в конце 1939 года Советским Союзом и Германией, почти на год отодвинул вступление нашей страны во вторую мировую войну, но война была неизбежной. За это время Эрмитаж провел громадную работу по подготовке своих сокровищ к эвакуации в глубокий тыл, но место, куда они будут отправлены, оставалось в секрете. На рассвете 22 июня 1941 года фашистские войска вступили на советскую территорию, и война началась. Эвакуация Эрмитажа была объявлена двумя днями позже. Для упаковки музейных ценностей на помощь сотрудникам Эрмитажа пришли художники, артисты, ученые, студенты, не призванные в армию, а для такелажных работ — прикрепленные к Эрмитажу военные под­разделения. Упаковка производилась круглые сутки, и зрительный зал Эрмитажного театра служил местом отдыха и сна.

Кадр 5

Было вывезено 2 эшелона с экспонатами. Третий эшелон с экспонатами, к сожалению, вывезти не успели. И остались так же коллекции большеразмерных предметов, например, коллекция карет. Ленинград был блокирован фашистами 8 сентября 1941 года. Все что осталось, было спущено в подвальные помещения — бомбоубежища. Но даже во время войны Эрмитаж не прекращал своей работы: проводились выставки из оставшихся экспонатов, сотрудники читали выездные лекции. Летом в хорошую погоду из хранилищ доставали мебель и выносили ее на улицу для просушивания. В хранилищах было сыро, и антикварные предметы интерьера страдали от влажного воздуха. Чтобы произведения искусства не повредили подвальные мыши и крысы, сотрудники Эрмитажа приютили несколько десятков кошек, которые тоже внесли свой вклад в спасение культурных ценностей. Кстати, кошки находятся на службе музея и сегодня.

Кадр 6

Сквозь грохот разрывов, завывания сирен, в звенящей тишине ночей и дней, как биение живого сердца города, пробивался звук метронома. Напряженно вслушиваясь в его стук, ленинградцы ждали, когда в эфире раздастся щелчок, и прозвучат такие мирные слова: «Говорит Ленинград!». Всеми любимые дикторы блокадного радио Антонина Васильева, Михаил Меланед, Давид Беккер своими ставшими уже родными голосами поддерживали в людях надежду.

«И люди слушали стихи,
как никогда,— с глубокой верой,
в квартирах черных, как пещеры,
у репродукторов глухих.»

 

Кадр 7

На улицах было установлено 1500 громкоговорителей. В те моменты, когда не было передач, из черных тарелок доносился стук метронома – медленный темп означал спокойную обстановку, быстрый тепм воздушную тревогу.

 

Кадр 8

Во время блокады музой Ленинградского радио была Ольга Федоровна Берггольц. Никому неизвестная поэтесса, никогда не выступавшая по радио, пришла в октябре 1941 года в радиокомитет и предложила свою помощь, после чего практически каждый день была в эфире.

«...Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

В мое лицо закинутое бьет.

Кадр 9

До войны в Ленинграде и пригородах работали 2011 библиотек. С первых дней войны нормальная жизнь библиотек нарушилась. Здания библиотек пострадали от бомб, снарядов и пожаров. В августе 1941 г. в городе осталась 31 библиотека, а 18 стали филиалами. Но библиотечное обслуживание не прекратилось!

 

Кадр 11

Библиотеки оставались открытыми для читателей, но осень 1941 года показала, как резко сохранилась посещаемость. Это и понятно, ведь горожане уходили в действующую армию и народное ополчение, уезжали на строительство оборонительных рубежей, эвакуировались. Погибали. И все-таки читали!

 

Кадр 12

Смерть уносила тысячи жизней, а люди шли в библиотеку. В истощенном, разрушенном городе книга согревала души ленинградцев, спасала от страха смерти. Чуковский писал: «В осажденном городе удивительно много читали, читали классиков и поэтов, читали в землянках и дотах, читали на батареях и на вмерзших в лед кораблях: охапками брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промерзших квартирах, лежа при свете коптилок, читали, читали….»

 

 

Кадр 13

В блокадном Ленинграде выходило даже больше газет и журналов, чем в мирное время. Для сотрудников печатных изданий профессия стала не просто работой, но боевым постом, на котором порой умирали. Стоит отметить подвиг не только журналистов, но и наборщиков. Зимой им приходилось тяжко: в помещениях до минус 15, руки примерзают к металлу… Из-за нехватки бумаги полосы порой были разноцветные и разного размера.

 

Кадр 14

В условиях блокады выпуск газеты был приравнен к производству боеприпасов или выпечке хлеба: электроэнергией тогда могли пользоваться предприятия, работавшие на фронт, хлебозаводы и… типография «Ленинградской правды».

«Сегодня электроэнергии выработано в 120 раз меньше, чем вырабатывалось до войны. Даже не вышла «Ленинградская правда». Номер за 25 января был набран, свёрстан, подготовлен к печати, но электроэнергии типография не получила».

(Из дневника журналиста Абрама Бурова, запись от 25 января 1942 года)

Но это был единственный случай. После которого городские власти приняли меры к тому, чтобы такое не повторилось.

Героически трудились не только корреспонденты и редакторы, но и все коллективы газет.

Кадр 15

Почти весь коллектив Ленинградского зоопарка ушел на фронт. Защищать животных осталось около двух десятков сотрудников, не ушедших на фронт и не привлеченных к работам на строительстве оборонительных сооружений. Сотрудники зоосада во главе с директором Николаем Соколовым боролись, как могли — восстанавливали разрушенные вольеры, лечили раненых, возвращали домой беглецов. Но страшнее всего был голод, охвативший Ленинград. Сотрудники зоосада быстро теряли силы от голода, но продолжали самоотверженно спасать своих подопечных. У них даже в мыслях не возникало варианта пустить обитателей зоопарка на мясо.


Кадр 16

Спасла Красавицу главным образом сотрудница зоосада Евдокия Дашина. Каждый день она привозила на санках по 50 ведер воды, обмывала питомицу, смазывала трещины на коже камфорным маслом. Чего это стоило самой Евдокии Ивановне, измученной голодом, знала только она, но Красавица пережила блокаду. Красавица смертельно боялась сирен и бомбёжек, чтобы ее успокоить, Евдокия Дашина оставалась во время налётов рядом с ней, пытаясь приласкать огромное животное и самой не умереть от ужаса.

Кадр 17

В Ленинграде в блокаду работали около двух десятков кинотеатров, в которых показывали документальные и художественные фильмы. Кинопоказы почти всегда проходили при полных залах. Ленинградские зрители не оставили привычку ходить в кино и в самые тяжелые времена, даже несмотря на то, что им нередко приходилось прерывать просмотр и уходить в бомбоубежище в случае сигнала воздушной тревоги.

 

Кадр 18

Кинотеатры в блокадном Ленинграде демонстрировали художественные фильмы и документальную хронику, которая была для горожан своеобразным выпуском новостей. Киножурналы рассказывали о событиях в других регионах и о насущных проблемах, которые встают перед Ленинградом и всей страной.

 

Кадр 19

В первые дни войны многим представлялось, что она закончится за несколько месяцев, а представить себе, что город в течение 900 дней будет осажден, не мог никто. Однако об актуальности репертуара театров задумались сразу. И если программа актерских бригад была составлена на скорую руку – стихи, фельетоны, песни, рассказы на военную тему, то театрам пришлось срочно искать подходящие пьесы и репетировать. Необходимо было как можно быстрее перестроить ритм театров на военный лад, нужны были боевые, поднимающие патриотический дух спектакли.

 

Кадр 20

Когда в декабре в театре отключили электричество, актеры стали ездить с концертами в Красную армию. За 7 дней на Ладоге они дали 32 концерта. Январь и февраль 1942 года – самый страшный период блокады, это месяцы массовой смертности. Жизнь в городе замерла, и только Музкомедия еще работала. В марте, когда дали электричество, театры тут же возобновили спектакли.

Кадр 21

18 октября 1942 года в Ленинграде состоялся первый спектакль драматического театра имени Веры Комиссаржевской, который работал в течение всей блокады.

Труппа театра была собрана в 1942 году из актеров, оставшихся в Ленинграде во время блокады. В то время местные жители так и называли этот театр – Блокадный. Одним из инициаторов его создания была известная советская поэтесса Ольга Берггольц.

Кадр 22

С первого дня войны художники вместе со всеми ленинградцами строили оборонительные сооружения, трудились на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Более ста человек ушло на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Все хотели защищать родной город с оружием в руках. Но уже в конце июня 1941 года большую группу живописцев военное командование призвало выполнять работу по маскировке военных объектов – прежде всего аэродромов. Маскировали и памятники архитектуры города-музея, укрывали от осколков бомб и снарядов монументальные скульптуры на знаменитых набережных и площадях Ленинграда. Руки, умеющие обращаться с произведениями искусства, понадобились и при срочной упаковке сокровищ Эрмитажа и Русского музея для эвакуации.

Из мрака возникает полотно.

Она сидела, голову склоня,

И думала в голодном полусне:

«Вот я умру… А что-то от меня

Останется на этом полотне».

А он писал в мигании огня

Кадр 23

Композитор Дмитрий Шостакович встретил войну в Ленинграде и уже в первые недели стал писать Седьмую симфонию, посвящённую родному городу. В середине октября, ослабевший от голода, с двумя малолетними детьми композитор был эвакуирован в Куйбышев, где закончил симфонию.

Кадр 24

Надо было начинать репетиции, но в оркестре Радиокомитета оставалось 15 человек. А требовалось более 80. Дали объявление по радио, дирижёр Карл Элиасберг обходил госпитали, даже отозвали музыкантов с фронта. Собрали 79 человек. Первая репетиция продолжалась всего 15 минут, на большее не хватило сил. Тогда музыканты стали получать дополнительные горячие обеды.

 

Кадр 25

В день премьеры, 9 августа, фашисты не смогли обстреливать город, потому что командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров отдал приказ нашим артиллеристам подавлять их орудия самым интенсивным огнём. Все 80 минут, пока звучала симфония, не было воздушной тревоги.
А ведь именно 9 августа по плану фашистского командования город должен был пасть. На этот день был даже назначен парад войск. Однако вместо немецких маршей по громкоговорителям транслировали Ленинградскую симфонию, её слышали и в наших, и в немецких окопах.

 

Кадр 26

Карл Элиасберг вспоминал: «Отзвучала музыка. В зале раздались аплодисменты. Не дай Бог мне ещё услышать такие: руки людей еле двигались, аплодисменты напоминали сухой шелест. Но мы понимали, что это овации в честь автора симфонии, в честь героев-музыкантов».

 

Кадр 27

Я слышала такое выражение «Когда разговаривают пушки, музы молчат». В этом прекрасном непокоренном городе на Неве, в городе Ленинграде музы не молчали. И именно поэтому он выжил, и люди смогли остаться людьми…

Нам всегда надо помнить стойкость и мужество жителей блокадного Ленинграда. Это достойный пример для всех нас

 

Донникова Зарина, 9 класс,

МОУ «Быковский центр содействия семье и детям»

Кадр 1

75-летию снятия блокады Ленинграда посвящается….

Кадр 2

«Музы не молчат»

Кадр 3

В истории Великой Отечественной войны огромное количество трагических страниц. Одна из самых страшных - блокада Ленинграда.

Осада города на Неве началась 8 сентября 1941 г., когда гитлеровцы окружили нашу северную столицу и сомкнули кольцо.
Ленинград был совершенно не готов к осаде. Никаких особых запасов продовольствия не имелось, так как город снабжался привозными продуктами.
Для ленинградцев началась тяжелейшая жизнь: уже в середине осени в город пришел страшный голод.
Удивительно, но город жил и работал. Культурные ценности помогали скрасить нечеловеческие условия блокадного существования....

Кадр 4

Во второй половине 1939 года Советский Союз находился перед реальной опасностью войны. Договор о ненападении, заключенный в конце 1939 года Советским Союзом и Германией, почти на год отодвинул вступление нашей страны во вторую мировую войну, но война была неизбежной. За это время Эрмитаж провел громадную работу по подготовке своих сокровищ к эвакуации в глубокий тыл, но место, куда они будут отправлены, оставалось в секрете. На рассвете 22 июня 1941 года фашистские войска вступили на советскую территорию, и война началась. Эвакуация Эрмитажа была объявлена двумя днями позже. Для упаковки музейных ценностей на помощь сотрудникам Эрмитажа пришли художники, артисты, ученые, студенты, не призванные в армию, а для такелажных работ — прикрепленные к Эрмитажу военные под­разделения. Упаковка производилась круглые сутки, и зрительный зал Эрмитажного театра служил местом отдыха и сна.

Кадр 5

Было вывезено 2 эшелона с экспонатами. Третий эшелон с экспонатами, к сожалению, вывезти не успели. И остались так же коллекции большеразмерных предметов, например, коллекция карет. Ленинград был блокирован фашистами 8 сентября 1941 года. Все что осталось, было спущено в подвальные помещения — бомбоубежища. Но даже во время войны Эрмитаж не прекращал своей работы: проводились выставки из оставшихся экспонатов, сотрудники читали выездные лекции. Летом в хорошую погоду из хранилищ доставали мебель и выносили ее на улицу для просушивания. В хранилищах было сыро, и антикварные предметы интерьера страдали от влажного воздуха. Чтобы произведения искусства не повредили подвальные мыши и крысы, сотрудники Эрмитажа приютили несколько десятков кошек, которые тоже внесли свой вклад в спасение культурных ценностей. Кстати, кошки находятся на службе музея и сегодня.

Кадр 6

Сквозь грохот разрывов, завывания сирен, в звенящей тишине ночей и дней, как биение живого сердца города, пробивался звук метронома. Напряженно вслушиваясь в его стук, ленинградцы ждали, когда в эфире раздастся щелчок, и прозвучат такие мирные слова: «Говорит Ленинград!». Всеми любимые дикторы блокадного радио Антонина Васильева, Михаил Меланед, Давид Беккер своими ставшими уже родными голосами поддерживали в людях надежду.

«И люди слушали стихи,
как никогда,— с глубокой верой,
в квартирах черных, как пещеры,
у репродукторов глухих.»

 

Кадр 7

На улицах было установлено 1500 громкоговорителей. В те моменты, когда не было передач, из черных тарелок доносился стук метронома – медленный темп означал спокойную обстановку, быстрый тепм воздушную тревогу.

 

Кадр 8

Во время блокады музой Ленинградского радио была Ольга Федоровна Берггольц. Никому неизвестная поэтесса, никогда не выступавшая по радио, пришла в октябре 1941 года в радиокомитет и предложила свою помощь, после чего практически каждый день была в эфире.

«...Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.039 с.)