Жанровое своеобразие сказок Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровое своеобразие сказок Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)



Цели: 1. Осмыслить художественные искания Пушкина 1830-х годов.

2. Понять природу литературной сказки.

План:

1. Сопоставьте сюжет пушкинской сказки с аналогичным сюжетом сказки народной (см. сб. Афанасьева № 210, 211): какие сюжетные и идейные особенности внес поэт в разработку линии «царевна – королевич Елисей»?

2. Народно-сказочный конфликт двух типов красоты – красоты лица и красоты души – и пушкинский идеал прекрасного; автобиографическая основа образа царевны.

3. Мачеха-царица и галерея героев – «высоких» завистников в творчестве Пушкина 1830-х годов (Сальери, Сильвио, Германн и др.): в чем проявляются черты идейной близости этих героев?

4. Какое значение для понимания идейного смысла образа царевны имеет повторение слова «тихий»? Выявите текстовые переклички этого сказочного образа с лирическими стихотворениями Пушкина 1830-х годов («Осень», «Воды глубокие…», VIII гл. «Евгения Онегина»).

Литература:

1. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: статьи и заметки. М., 1983. С. 143 – 170, 176 179.

2. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка в ее отношении к народной: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск, 1982.С. 21 – 39, 87–89.

3. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. М., 1989.С. 58 –119.

 

Занятие №5.

«Повести Белкина» Пушкина: «Станционный смотритель». Проблематика и поэтика.

Цели: 1. Осмыслить прозу Пушкина как литературное явление.

2. Выработка навыков анализа эпического произведения.

План:

1. Основной конфликт и его отражение в сюжете повести.

2. Образ Самсона Вырина: соотношение в нем индивидуального, национального и социально-типического; Вырин и Дуня, Вырин и Минский.

3. Неоднозначность авторской оценки событий ее проявление в системе рассказчиков.

4. Картинки о блудном сыне, их сюжетно-композиционная функция в повести.

5. Место повести в данном цикле произведений, а также в кругу созданий Пушкина болдинской осени 1830 года.

 

Литература.

1. Григорьев А.А. Литературная критика. М., 1967.С. 166 – 185.

2. Вацуро В.Э. «Повести Белкина» // А.С. Пушкин. Повести Белкина: 1830 – 1831. М., 1981. С. 7–60, 325–373.

3. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.С. 535–579.

4. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987.С. 76– 62.

Занятие №6.

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». «Прошедшее время домашним образом».

Цели: 1.Проследить движение Пушкина к большим эпическим формам в прозе.

Осмыслить историзм Пушкина.

План:

1. Исторические судьбы дворянства в размышлениях Пушкина и их художественное воплощение в «Дубровском» и «Капитанской дочке», «Истории Пугачева».

2. Люди, человек в водовороте стихий. Проблемы долга, чести, веры, любви, милости и справедливости в романе.

3. Сюжетные линии: (Гринев и Маша) и историческая (Гринев и Пугачев, пугачевское восстание), их взаимодействие в романе.

4. Почему повествование автор доверяет мемуаристу? Как соотносятся точки зрения Гринева и автора на исторические события?

 

Доклады:

1. «Капитанская дочка» и проблема историзма творчества Пушкина 1830-х годов.

2. «Семейственные записки» – особенности жанра.

Литература.

1. Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984. С. 291– 02, 317–322.

2. Гей Н.Н. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1990.

3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 107–124.

4. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина 1830-х годов… Л., 1982. С. 352 – 360, 403–413.

5. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. Л., 1987. С. 278–287.

6. Тойбин И.М. Пушкинское творчество 1830-х годов и вопросы историзма. Воронеж, 1976. С. 194–279.

7. Касатонов В. Хождение по водам (Религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) // Наш современник. 1994. № 1.

 

Список научной литературы

 

1. Буслаев Ф. И. О народной поэзии в древнерусской литературе; Повесть О Горе и Злосчастии; Идеальные женские характеры Древней Руси; Русские духовные стихи // Буслаев Ф. И. о литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.

2. Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского

народа и государства; добрые люди Древней Руси // Ключевский В. О. Исторически портреты. М., 1991.

3. Карамзин Н. М. Статьи о литературе. М., 1983.

4. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания. М., 1996.

5. Есаулов М. А. Категория соборности в русской литературе.

М., 1995.

6. Лобанов М. П. С. Т. Аксаков. М., 1987.

7. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.

М., 1993.

8. Костомаров Н. И. Славянская мифология. М., 1994.

9. Ермолов А. С. Народное погодоведение. М., 1995.

10. Демин А. С. писатель и общество в России XIV - XVII веков.

М, 1995.

11. Пушкарев Л. Н. Духовный мир русского крестьянина по

пословицам XVII - XVIII. М., 1994.

12. Жития византийских святых. СПб, 1995.

13.Баранкова Г. С. О начале русской книжности // Русская

словесность, 1993. № 1.

14.Миронова Т. И. Первая книга земли русской // Русская

словесность, 1993. № 5.

15.Курилов А. С. «Отец русских поэтов» // Русская словесность,

1993. №3.

16.Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре.

М., 1995. Т. I. М., 1998. Т. П.

17.Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. СПб, 1999.

18. Хромова О. Р. Русская лубочная книга. М, 1998.

19. Старыгина Н. Н. Лесков в школе. М., 2000.

20.Кукуилнина М. В. Книга в Росси в XVI веке. СПб, 1999.

21.Путилов Б. Н. Эпический сказитель. М., 1998.

22.Кановская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника

(XI - сер. XV в.). М, 2000.

23.Головин В. Н. Русская колыбельная песня в фольклоре и

литературе. М, 2000.

24.Соколов Б. М. Художественный язык русского лубка. М., 1999.

25.Иванов Е. В. Новый год и Рождество в открытках. СПб, 2000.

26.Ткаченко П. И. В поисках града Тмутаракани. М., 2000.

27.Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.

 

Источники по проблеме спецкурса и спецсеминара, а также теоретическая и научная литература будут пополняться в ходе выполнения курсовых сочинений, докладов, сообщений и, конечно же, в процессе коллективной работы специализации (обсуждение, защита тем, чтение докладов, курсовых работ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.011 с.)