Изучение учащихся на уроках в первые две недели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение учащихся на уроках в первые две недели



 

В тех случаях, когда учитель принимает новый класс учащих­ся, первые две недели должны носить диагностический характер. В этот период основная цель — изучение состава детей в классе. Необходимо получить максимальные сведения о сформированности базовых психических функций, эмоциональной сферы, спо­собности к произвольности поведения. Изучение детей проходит в естественных условиях. Занятия строятся по принципу «выявляю­щих уроков»1 с включением в них специальных диагностических заданий. Не нарушая хода урока, учитель имеет возможность с помощью этих заданий получить необходимые ему сведения. От учителя не требуется особого времени, так как изучение проходит в ходе учебного процесса в соответствии с принятым учебным планом для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью первого года обучения. Важно только четко представлять, что мы хотим узнать о ребенке, и предлагать ему соответствующие зада­ния. В помощь учителю приводим образцы уроков на первые две диагностические недели. Все уроки носят комбинированный ха­рактер. В них выявляются сведения из смежных областей знаний (например, на уроке письма можно держать ориентировку на листе бумаги, различение цвета, действия по образцу и т.д.). В уроках

лишь названы отдельные темы, позволяющие выявить у ребенка необходимые на первых этапах обучения сведения. В дальнейшем при систематическом обучении в соответствии с учебной про­граммой эти темы получат свое развитие.

При построении выявляющих уроков мы учитывали одну из очень важных особенностей детей с тяжелой умственной отстало­стью — несформированность потребности и умения вступать в эмоциональный контакт и сотрудничество со взрослым. Учитывая эту особенность, считаем целесообразным начинать знакомство с детьми с занятий, включающих в себя игровые ситуации, которые пробуждают у них интерес к различным видам деятельности и взаимному общению. В связи с тем, что задачей первых двух не­дель было выявление у детей того, что сформировано, получение максимального представления об актуальном уровне развития ка­ждого ребенка, мы включали в уроки задания диагностического характера разной направленности и сложности.

При этом мы предполагаем, что эти задания не для всех уча­щихся окажутся посильными, так как психофизические возможно­сти детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью крайне разнородны. Так, для одних детей достаточно помощи в виде по­каза и направляющих действий, для других даже совместное вы­полнение со взрослым непосильно, кто-то может пользоваться ки­стью и красками, а кто-то не умеет еще держать карандаш и т.д. Но именно это должен как можно раньше выявить учитель, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности у детей и сделать более целенаправленной помощь каждому ребенку.

Следует подчеркнуть, что предложенные нами уроки являются лишь примерным образцом, которым может воспользоваться учи­тель. Безусловно, учитель в зависимости от состава учащихся в классе подбирает те или иные задания. В ряде случаев учитель ис­пользует свои аналогичные или другие задания.

Приводим примерные образцы конспектов уроков на первые две недели учебного года.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

Понедельник

Развитие речи

Тема. Знакомство детей с педагогом, друг с другом, классом.

Оборудование: картина «Классная комната», фотографии детей.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель сообщает детям свое имя, отчество, фамилию. Затем просит каждого ребенка назвать свое имя, фамилию, возраст (по возможности). — понимание обращенной ре­чи; — сведения ребенка о себе;
2. Рассматривание классной ком­наты (стен, потолка, окон, дверей, классной доски, парт, стульев). 3. Беседа педагога с детьми о на­значении классной комнаты, ее частей и находящихся в ней предметов. — умение распределять и удерживать внимание; — представления об окру­жающих вещах;
4. Учитель вывешивает на доску картину «Классная комната». Рассматривание картины. Узна­вание и называние некоторых предметов, нарисованных на кар­тине. — объем внимания; — словарный запас; — умение соотносить слова-названия с изображением предметов.

Письмо

Тема. Формирование графо-моторных навыков.

Оборудование: плакаты с рисунками; листы бумаги с рисун­ками для каждого ученика, карандаши.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель сообщает детям, что на уро­ке они будут учиться проводить каран­дашом линии в разных направлениях. Сначала дается задание поставить лок­ти рук на парту и сжимать кулачки и разжимать пальчики. Учитель просит показать правую-левую руку. Затем предлагается пальчиковая игра, (учитель читает стихотворение и одно­временно производит действия с паль­цами). Ход игры: В орехе одном, В орехе лесном Вчера поселился Ореховый гном. В ореховый домик Он скрылся от всех, Но ветку пригнули, Сорвали орех. И вот он плывет В лукошке своем. Качается дом, Кувыркается гном. Гадает, куда принесут, Съедят или впрок запасут. — понимание смысла задания;   — различение правой-левой стороны;     — мелкая моторика;
На первые 2 строчки кончики пальцев правой руки поочередно соединяются с большим пальцем. На вторые 2 строчки — тоже самое с пальцами левой руки. На пятую, шестую строчки — сжимаем кулачок на одной руке, ладонью второй руки обнимаем. На седьмую, восьмую — кулаки раз­жимаем, руки опускаем. На девятую, десятую — плавные дви­жения кистями рук перед собой. На одиннадцатую, двенадцатую — то же, что и на 1-4 строчки. — мелкая моторика;   — переключаемость движения;   — возможность подра­жания;     — волевые усилия;
2. Следующий этап игры. На доске и на парте, у каждого ребенка круг. Учитель проговаривает первые 4 строчки и одновременно ставит точки карандашом в круге. Дети повторяют действия учителя. Учитель проговаривает пятую, шестую строчки, закрашивая на доске круг. Вслед за учителем тоже самое выпол­няют дети. На седьмую, восьмую строчку учитель, а затем дети проводят вертикальные линии сверху вниз. На девятую строчку нужно провести посередине дорожки линию слева напра­во, не отрывая карандаш. На десятую нужно провести посереди­не дорожки линию слева направо, не отрывая карандаш.   — понимание смысла задания; — способность действо­вать по образцу; — зрительно-моторная координация; — навык держания ка­рандаша; — волевые усилия;

Подвижная игра

Тема. Развитие движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование: деревянные палочки.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Ритмическая игра в кругу. Дети, взявшись за руки, делают круг. Учитель произносит стихотворение, сопровождает его движениями. Дети подражают учителю. Наши, наши ножки Шагали по дорожке. Наши, наши ножки Бежали по дорожке. Скакали через кочки, Скакали через кочки. Прибежали на лужок, Потеряли сапожок. Потеряли, потеряли, Потеряли сапожок. — понимание стихотворной речи и смысла задания;   — желание играть вместе;   — способность подражать;   — волевые усилия;   — интерес, эмоциональные реакции;
На первые 2 строчки — делают четкие шаги по кругу на каждое слово. — сформированность основных движений; — переключаемость движений;
На вторые 2 строчки — бег на мысочках, но не быстро. На третьи 2 строчки — прыжки на месте. На последние 3 строчки — стоя на месте, повернувшись в круг, поочередно ставят на пятку пра­вую и левую ноги. На последнюю строчку — руки на пояс, топают на месте. Повторить все движения еще раз в другую сторону. — координация движений;   — устойчивость внимания;
2. Ритмические упражнения с де­ревянными палочками (выполня­ется сидя на стульчиках в кругу). У учителя и детей в каждой руке по деревянной палочке. Дети по­вторяют за учителем ритмы: один удар (короткий); два удара (короткий — длинный); три удара (длинный, короткий, короткий); три равномерных удара и т.д. — понимание задания; — умение распределять мы­шечную силу; — произвольность движений; — слуховое восприятие; — особенности аналитико-синтетической деятельности; — слуховая память;
3. Игра «Угадай». Учитель просит детей поднять руки вверх, опустить вниз, впе­ред, назад, направо, налево. Затем учитель объясняет игру. — знание названий простран­ственных направлений;
Вариант 1. В середине комнаты стоит уче­ник с закрытыми глазами. Учи­тель называет его имя. Необхо­димо показать направление, отку­да доносился голос. Назвать его. Вариант 2. В середине комнаты стоят не­сколько детей с закрытыми гла­зами. Учитель звенит колоколь­чиком. Дети должны показать и назвать по очереди, откуда доно­сился звук.   4. Практическая работа. На доске вывешиваются две кар­тины: на одной игровая комната, дети играют с игрушками; на дру­гой детей нет, только игрушки. Инструкция: Посмотрите на кар­тинку. Где ты хочешь играть? — понимание смысла задания; — умение ориентироваться в пространстве; — слуховое восприятие; — желание и готовность детей к совместным действиям.

Вторник

Счет

Тема. Геометрические фигуры.

Оборудование: коробки, карточки с изображением геометри­ческих фигур соответствующей формы различных предметов, полоски бумаги с изображенными контурами фигур, шаблоны-формы, «чудесный мешочек» с набором предметов.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Пальчиковая игра. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень... чистые. На первую строчку — по очереди загибаем пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки — ритмично сжимать и разжимать ку­лачки. На шестую строчку — загибать по­очередно пальцы на левой руке. На последние строчки — помахать пальчиками обеих рук. — понимание задания и способность выполнить действия по подражанию;
2. Учитель предлагает детям разло­жить карточки в соответствующие три коробки. Затем детей просят показать круг, квадрат, треугольник. — способность зрительно воспринять и соотнести форму; — знание формы; — умение выделить форму по названию;
3. После этого необходимо разло­жить карточки с изображением предметов (шарик, пирамида, виш­ня, книга, пуговицы круглая и квад­ратная, коробка, башня и др.) в ко­робки, где лежат фигуры соответст­вующей формы. — умение найти изображе­ния, сходные по форме с образцом;
4. Игра «Отгадай». Учитель на спине детей (поочеред­но) обводит одну из фигур. Следует соотнести воспринятое с лежащими на парте изображениями формы, по возможности назвать форму. — тактильные ощущения; — возможности наглядно-образного мышления;
5. Игра «Чудесный мешочек». Дети должны на ощупь соотнести предмет (в мешочке находятся пи­рамидка, конус, кубик, шарик, коле­со и др.) с изображением соответст­вующих фигур — тактильные ощущения; — умение соотнести объ­емную форму с плоскост­ной;
6. Обведение шаблонов форм паль­цем, карандашом на бумаге. —зрительно-моторная ко­ординация;
7. Раскрашивание. — навык держания каран­даша.

Конструирование

Тема. Конструирование из геометрических форм.

Оборудование: геометрические формы: круг, квадрат, тре­угольник, разрезанные на две части; шаблоны форм; полоски бу­маги с нарисованными узорами.

Экскурсия по школе Тема. Знакомство детей со школой.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Экскурсия по зданию школы. Учитель знакомит детей с помещениями: классными комнатами, столо­вой, туалетными комнатами, спор­тивным залом, мастерскими. 2. Дети изучают путь от их класса в гардероб, столовую, туалетные ком­наты и т.п.- — наблюдательность; — ориентировка в про­странстве; — способность к запоми­нанию, организованность
Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доску квадрат. 2. Дети находят у себя на парте квад­рат, называют его. То же самое с кру­гом и треугольником. — знание названия гео­метрических фигур; — установление тождест­ва;
3. Детям раздаются полоски, на кото­рых изображен узор из контуров фи­гур. Необходимо наложить фигуры на контур.   — понимание инструкции; — умение сличать контур и плоскостную фигуру; — возможность целена­правленной деятельности;
4. Затем необходимо поочередно сложить разрезанные на две части фигуры — комбинаторные спо­собности мышления; — состояние мелкой мо­торики; — волевые усилия.

Среда

Чтение

Тема. Школьные помещения.

Оборудование: картинки с изображением помещений школы.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доску по­очередно картинки, на которых изо­бражены помещения школы: столо­вая, туалетная комната, класс, гарде­роб, и спрашивает об их назначении. — способность воспроиз­ведения усвоенного;
2. Учитель предъявляет детям два ти­па заданий: Отобрать картинки по их назначению: «Где едят?», «Где одеваются — раз­деваются?» и т.д. Обозначить картинки: «Гардероб», «Класс», «Столовая» и т.д. —особенности протекания аналитико-синтетической деятельности; — способность делать простейшие обобщения; — речевые возможности (понимание речи, наличие фразы, словарь);
3. Игра: «Подбери, что подходит?» Учитель вывешивает на доску карти­ну, где изображено то или иное по­мещение школы. На партах у детей карточки. Необхо­димо подобрать соответствующие картинки (к классу — парты, класс­ную доску, счеты; к туалету — уни­таз, раковину и т.д.). — способность устанавли­вать смысловые связи в за­висимости в наглядной си­туации, делать обобщения;
4. Практическая работа 1. Дети пробуют самостоятельно пройти от класса в различные помещения школы. 2. Детям предлагается выбрать из числа детей, с кем они хотели вместе пройти по школе. — умение быть адекват­ным ситуации; — умение переносить и использовать знания в знакомой ситуации; — симпатии детей и желание общаться.

Счет

Тема. Цвет.

Оборудование: демонстрационный материал педагога (квадра­ты, треугольники красного, желтого, синего цвета), индивидуаль­ные конверты с набором квадратов и треугольников такого же цвета.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доску квадрат красного цвета и просит де­тей показать такой же. — понимание инструкции;
Затем вывешивается квадрат желтого цвета. Дети находят такой же. То же самое повторяется с квадратом синего цвета. Квадраты выкладываются в ряд. По­сле этого дети сами называют цвета квадратов. Учитель называет цвет, дети должны показать соответствующий цвет. — способность зрительно воспринимать и соотно­сить цвета; — состояние моторики; — умение различать цве­та; — умение выделять цвет по названию; — знание цвета;
2. Игра «Строим дом». Дети достают из конвертов треуголь­ники трех цветов. Необходимо по­добрать к домику такого же цвета крышу и приставить ее, следуя дейст­виям педагога. Сосчитать дома. — интерес; — умение действовать по инструкции, выделяя за­данный цвет;  
3. Игра «Сильный ветер». Подул сильный ветер и перепутал крыши домов. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами крыши-треугольники. От­крыв глаза, учащиеся должны найти ошибку и устранить ее (при необхо­димости оказывается помощь.) — способность простран­ственного восприятия; — возможности счета;

Аппликация

Тема. «Собирание бус».

Оборудование: коробки с кругами-шаблонами трех цветов (крас­ного, желтого, синего) для каждого ребенка; карточки с изображе­нием контуров бус и три коробки красного, желтого и синего цвета.

 

Содержание занятия Что выявляется
1.На столах у детей три цветных кру­га-шаблона (красный, желтый, синий). Учитель вывешивает на доску пооче­редно красный, желтый, синий круги. Дети должны показать такой же и на­звать цвет. Каждому ребенку предлагается ко­робка, в которой смешаны круги-шаб­лоны трех цветов и три коробки ана­логичных цветов. — способности зрительно воспринимать цвета; — знание названий цветов; — понимание задания; — возможность целена­правленной деятельности; — волевые усилия; — умение принять по­мощь взрослого
2. Каждому ребенку предлагаются три карточки с готовыми рисунками бус-контуров. Необходимо выбрать цвет и выложить круги-шаблоны в заданном направлении. Сосчитать бусины — наблюдательность; — способность распреде­лять внимание; — знание цвета и умение назвать его.

Четверг

Развитие речи

Тема. Учебные вещи, назначение и обращение с ними.

Оборудование: картинки с изображением учебных вещей

 

Содержание занятия Что выявляется
1.Беседа учителя о назначении учебных вещей (ранец, рюкзак), руч­ка, тетрадь, карандаш, книга и т.п.). Предъявляется реальный предмет. — способность слушать и понимать речь учителя;
2. Учитель просит отобрать из набо­ра картинок с изображением раз­личных предметов только те, кото­рые необходимы для школы («учеб­ные вещи»). Дети должны разложить круги в коробки по цвету. — знание назначения пред­метов; — способности устанавли­вать сходство, тождество изображения на картинке с реальным предметом на ос­нове зрительного анализа; — способность соотносить одинаковые цвета; — дифференциация цвета;
3. Найти и назвать предметы в классе, одежду детей, учителя по заданному цвету.   — сосредоточенность в процессе восприятия;    
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Учитель на доске вывешивает четы­ре картинки (на трех из них изобра­жены учебные вещи). Дети должны выделить лишнюю и определить почему — целенаправленность дея­тельности; — аналитико-синтетическая деятельность; — способность исключать предмет, не имеющий общие для остальных признаков; — умение делать обобщение; — логическая обоснован­ность принципа действия.  

Письмо. Подготовка к письму

Тема. Формирование навыков письма.

Оборудование: цветные полоски (из плотной бумаги, карто­на); трафареты геометрических фигур; карандаши.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Пальчиковая гимнастика: Идут четыре брата. Навстречу им старшой.Здорово, Большак!Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка и крошка-Тимошка. На первую строчку — большой палец со­гнут на ладони, на вторую строчку — большой палец противопоставлен осталь­ным четырем, на третью и четвертую строчку — кончики большого пальца и остальных четырех пальцев соединяются вместе. На пятую строчку соединяются кончики большого пальца и указательно­го. На шестую строчку соединяются кон­чики большого пальца и среднего. На седьмую строчку соединяются кончики большого пальца и безымянного. На вось­мую строчку соединяются кончики боль­шого пальца и мизинца.   — способность дейст­вий по подражанию и образцу;  
2. Работа с цветными полосками. Учитель располагает в определенной по­следовательности цветные полоски. Дети на парте выкладывают полоски в той же последовательности. При необходимости оказывается помощь. (все полоски одного цвета) —сформированность предметно- манипулятивных действий; — умение работать по об­разцу; — темп и последователь­ность действий; — интерес; — наличие положительной эмоциональной реакции; — моторные умения; — пространственное вос­приятие; — возможности счета.
3. Обводка по трафарету квадрата и пря­моугольника. Штриховка в заданных на­правлениях — графомоторные навыки.

Самообслуживание

 

Тема. Части тела.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Пальчиковая игра. Кран откройся, Кран откройся, Нос умойся, нос умойся, Щеки, уши, рот, глаза И конечно голова. Шея, шея умывайся, Плечи, грудь, живот, спина, Руки, ноги. Вот и я. На первые 2 строчки имитация пальца­ми правой руки открывания крана. При перечислении частей тела слегка обеи­ми руками их поглаживаем. На послед­ней строчке — руки складываем на груди и говорим «Вот и я». — состояние моторики; —синхронность движе­ний обеих рук; —координация движе­ний; —возможности подра­жания; —произвольность дви­жений;
2. Учитель просит показать и назвать части тела. — умение ориентиро­ваться в схеме собствен­ного тела; — знание и называние частей тела; — состояние речи;
3. Игра «Найди у себя». Учитель показывает на себе, например, ухо. Дети показывают у себя. — интерес; — внимание; —способность к целена­правленной деятельности.    
4. Игра «Угадай». Вариант 1. На столе у педагога находится корзина, покрытая салфеткой. Дети поочередно опускают руку в корзину под салфетку и по заданию педагога достают одну палочку (ракушку, орех и т.п.) или много палочек.   Вариант 2. Поочередно каждому ученику платком завязывают глаза. На одной руке ре­бенка педагог зажимает своей рукой один палец, на другой 3-4 пальца. Ре­бенок должен определить на какой ру­ке зажат один палец, а на какой много. — интерес; — понимание задания; —умение быть последо­вательным в работе; — соотношение слова с реальным предметом и количеством; — особенности тактиль­ного восприятия; — возможности концен­трации внимания.  

Пятница

Счет

Тема. Один — много.

Оборудование: таблицы с изображением предметов, индиви­дуальные конверты с набором картинок; корзина, счетный материал

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Учитель вывешивает на доске табли­цы с изображением знакомых предме­тов (шар — шары, пирамидка — пира­мидки, матрешка — матрешки и др.) и просит назвать их. — знание названий зна­комых предметов;
2. Дети должны показать, где много, где один. Затем детям предлагается из своих конвертов вынуть картинки и по инструкции показать, где много, где один предмет. 3. После этого дети рассматривают учебные вещи. Показывают много ка­рандашей — один карандаш; много тетрадей — одна тетрадь и т.д. — сформированность понятий много-один; — зрительное восприятие;

Письмо

Тема. Формирование навыков письма.

Оборудование: цветные полоски, карандаши.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Пальчиковая гимнастика. Вот как пальчики шагаютИ мизинец, и большой, Указательный и средний, Безымянныйвот какой! Вот какие наши ручки, Лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки, Веселятся и шалят. Кисти рук лежат на столе. На первую строчку кисти обеих рук поднимаются и опускаются. Затем руки сгибаются в кистях и на название каж­дого пальца производится постукива­ние по столу. На 6-7 строчки кисти рук поднимаются и опускаются. На 8 строчку хлопаем в ладоши. — состояние моторики; —дифференцированность движений кистей обеих рук; — синхронность движе­ний обеих рук;
2. Учитель располагает на доске пооче­редно по два различных сочетания цветных полосок (количество полосок в каждом сочетании одинаково). Дети рассматривают, находят сходства, различия. Затем детям предлагают расположить у себя на парте цветные полоски в таких же сочетаниях (по образцу). Если дети не выполняют по образцу, то задание выполняется по подражанию. — состояние аналитико-синтетической дея­тельности; — способность устанав­ливать тождества;   — характер деятельности (по образцу);  
3. Письмо по точкам (соединение точек линиями). — возможность целена­правленной деятельности; — навык держания ка­рандаша.

Рисование

Тема. Праздник.

Оборудование: бумага, кисточки, краски.

 

Содержание занятия Что выявляется
1.На столе стоят предметы для рисо­вания. Дети называют и показывают их. По возможности говорят о их пред­назначении. На партах у детей лежат листы бумаги. Дети показывают по инструкции педа­гога верх, низ, середину листа, правую, левую стороны. — интерес; — словарный запас детей; — состояние простран­ственной ориентировки на листе бумаги; — знание слов, обозна­чающих пространствен­ные направления;
2. Учитель осуществляет с детьми под­готовительные упражнения: проведе­ние кисточкой по тыльной стороне ру­ки, ладони; по щеке; отрабатывает сня­тие воды с кисточки в банку, вытира­ние кисточки о тряпку и т.д.   3. Комментированное рисование. Затем учитель на листе, закрепленном на доске, краской одного цвета спосо­бом примакивания наносит пятна ки­стью на всю поверхность листа. Примерная речь учителя: «Начался учебный год. В школу пришли дети. Это большой праздник». 4. Подготовка рабочего места. Каждый ребенок выбирает понравив­шийся ему цвет. Учитель предлагает нарисовать то же самое на своих листах. Практическая деятельность детей. Учитель оказывает необходимую по­мощь. — произвольность вни­мания; — интерес; — сформированность предметных действий; — состояние навыков рисования; — состояние движений кистей рук; — умение переключать­ся с одного действия на другое;   — способность целенаправленной деятельности;
5. Рассматривание готовых работ. Дети называют цвет, которым они ри­совали, и цвет, выбранный их товари­щами. — самоконтроль; — умение адекватно оце­нивать собственную ра­боту и работу своих това­рищей; — знание цвета.

 

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

Понедельник

Чтение

Тема. Русская народная сказка «Репка».

Оборудование: фланелеграф, трафареты персонажей сказки, кар­тинки с изображением животных, экран

 

Содержание занятия Что выявляется
1.На доске фланелеграф. Учитель читает сказку «Репка», со­провождая чтение показом на фланелеграфе трафаретов персонажей. Учитель задает вопросы по содер­жанию. — интерес; — умение слушать; — устойчивость внимания; — понимание речи взрослого; — состояние фразовой ре­чи, фразы; — словарный запас;
2. Игра «Чей голос?» На трафаретах у детей картинки с изображением собаки, кошки, мыш­ки. За экраном педагог имитирует голос одного животного (например, мышки «пи-пи» и т.д.). Необходимо показать соответствую­щую картинку и назвать чей голос. — концентрация внимания; — слуховое восприятие; — состояние произноси­тельной стороны речи; — запас сведений об окру­жающем.

Письмо

Тема. Письмо линий различных конфигураций.

Оборудование: Индивидуальные настольные доски, ящик с мокрым песком, губки, карандаши, листы бумаги.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Пальчиковая игра. Землю мы копаем, Репу сеем там, Затем мы поливаем, И конечно ждем, — координация движений обеих рук, моторика, переключаемость движений; — внимание;
Репа вырастает, И мы ее возьмем. На первую строчку — имитация копа­ния земли. На вторую — пальцы соб­раны в щепотку, сеем. На третью — плавные движения руками слева на­право. На четвертую — руки скрести­ли на груди. На пятую — смыкаем руки в большой круг перед грудью. На шестую — руки опущены вдоль тела.  
2. Игра «Пройди по дорожке». На полу нарисованы линии: Дети должны пройти по ним. — координация крупных движений; — сформированность зри­тельно-моторной коорди­нации; — волевые усилия, произ­вольность движений; — пространственное вос­приятие; — сформированность мо­торных умений.
3. Учитель предлагает каждому ребен­ку провести указательным пальцем по мокрому песку в ящике дорожки та­кой же конфигурации, как и в игре.   4. На парте у каждого ученика на­стольная доска. На доске нарисованы мелом две дорожки: прямая и волни­стая. Дети обводят пальцем дорожки. Затем ведут по ним влажной губкой (стирают).  
5. Усложненный вариант. Дети обво­дят дорожки на листе бумаги каран­дашом, а некоторые пробуют изобра­жать их самостоятельно.  

Ритмическая игра

 

Оборудование: бубны, погремушка, барабан, колокольчик, деревянные палочки.

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Упражнение на развитие координации движений обеих рук, моторики пальцев рук. Педагог рассказывает детям стихотворе­ние «Овощи» Ю. Тувима, сопровождая его движениями. Дети повторяют. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столеКто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. На первые две строчки строфы — ритми­ческие хлопки в ладоши. При произноше­нии слова «картошка» — вытягивают два кулачка перед собой; «капуста» — смы­кают руки в большой круг перед собой; «морковка» — ладони обеих рук плотно прижаты друг к другу; «горох» — делаем «горошины», поочередно соединяя боль­шой пальцем с остальными (сначала на правой руке, потом на левой); «петруш­ка» — вращение перед собой кистями рук; «свекла» — кулачок правой руки обнима­ем левой ладонью. — способность вы­полнять действия по подражанию; — координация дви­жений обеих рук, мо­торика, переключаемость движений;
2. Игра «Повтори». Учитель ударяет по бубну рукой. Дети повторяют услышанное. (Один удар; два удара; короткий-короткий-длинный; длин­ный-короткий-короткий и т.п.) — слуховое воспри­ятие; — способность со­блюдать ритм; — сосредоточенность и устойчивость вни­мания;
3. Игра «Отгадай, что звучит». На столе у учителя две пары: колоколь­чик-погремушка; барабан-деревянные па­лочки.   4. Учитель спрашивает названия инстру­ментов. При затруднении называет их сам. Затем учитель знакомит детей со звучани­ем каждого инструмента. На столе остаются два инструмента одной из пар. Дети закрывают глаза. Учитель играет на одном из инструментов. Нужно назвать этот инструмент и по возможности на­звать его. — знание названий предметов; — эмоциональная ре­акция; — наличие интереса; — слуховая память.

Вторник

Развитие речи

Тема. Русская народная сказка «Репка».

Оборудование: картина; фланелеграф, фигурки персонажей сказки

 

Содержание занятия Что выявляется
1. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики». Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. Пять их на моей руке. Все делать могут, Всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают, Мои пальцы на руке. На первые две строчки — поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ла­доши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста. — состояние мелкой мо­торики; — интерес; — адекватность эмоцио­нальной реакции;
2. Учитель вывешивает на доску кар­тину с изображением сказки «Репка». Рассматривание картины. Воссозда­ние детьми содержания сказки по по­ставленным педагогом вопросам с опорой на картину. —внимание при рассмат­ривании; — возможности воспроиз­ведения знакомого содер­жания с опорой на нагляд­ный образец;
3. Работа с фигурками персонажей сказки «Репка». На сюжетной картин­ке изображены все персонажи сказки, стоящие друг за другом и тянущие репку. Ребенку нужно выложить на фланелеграфе фигурки персонажей в правильной последовательности (об­разец-картина перед глазами). — сформированность про­странственного воспри­ятия, аналитико-синтетической деятельности; — зрительное восприятие; — умение пользоваться образцом; — состояние речи (словарь, фраза, произношение).  

Счет

Тема. Понятия большой, маленький.

Оборудование: натуральные овощи; коробки с предметами разных размеров, карточки.

 

Содержание занятия Что выявляется
1.Учитель демонстрирует две нату­ральные репки разных размеров. Показать большую репку. «А это ка­кая?» Затем дети определяют величину ос­тальных овощей — огурцов, помидо­ров, картошки и т.п. «Что это такое?» — зрительное восприятие; — сформированность по­нятий большой, маленький; — способность различать величину; — знание названий вели­чины; — знание названий рядо­вых категорий;
2. На партах у детей коробки с пред­метами (пуговицы, расчески, ложки, матрешки и т.п.). Необходимо разложить их на две группы по величине. — различение величины; — зрительно-моторная координация; — способность делать обобщение с учетом вели­чины;
3. Детям поочередно раздаются кар­точки. Необходимо закрасить только маленькие, только большие фигуры. —аналитико-синтетические способности мышле­ния.

Конструирование

Тема. Выкладывание фигур из палочек.

Оборудование: счетные палочки; картинки у педагога, карточ­ки у детей с изображением предметов школьной комнаты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.062 с.)