Общие сведения о выпускной квалификационной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие сведения о выпускной квалификационной работе



ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ РАБОТАМ

По специальности

44.02.01. «Дошкольное образование»

 

 

  Должность Ф.И.О. Дата Подпись
Разработал Преподаватель Котельникова М.А    
Проверил и согласовал Заведующая отделением профессионального образования Макарова З.Б.    
РАССМОТРЕНО   на заседании педагогического совета протокол № _____________ от «_____»_________2017 г.   СОГЛАСОВАНО   Председатель государственной экзаменационной комиссии ___________/ Е.В. Белева/ Подпись  

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
1.1 Общие сведения о выпускной квалификационной работе  
1.2 Порядок выполнения выпускной квалификационной работы  
1.3 Разработка содержания выпускной квалификационной работы  
1.3.1 Разработка введения  
1.3.2 Разработка основной части выпускной квалификационной работы  
1.3.3 Разработка заключения  
1.3.4 Составление списка используемой литературы в тексте выпускной квалификационной работы  
2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ  
2.1 Текст дипломной работы  
2.2 Заголовки  
2.3 Ссылки. Сноски  
2.4 Оформление списка и кавычек  
2.5 Таблицы  
2.6. Иллюстрации  
2.7 Сокращения  
2.8Числительные  
2.9Математические формулы  
2.10 Литература  
2.11Приложения  
Приложение 1. Пример оформления титульного листа  
Приложение 2.Пример оформления оглавления ВКР практического характера  
Приложение 3.Пример оформления оглавления ВКР опытно-экспериментального характера  
Приложение 4.Пример оформления введения  
Приложение 5.Пример оформления списка используемых источников  

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Порядок выполнения выпускной квалификационной работы

Выполнение выпускной квалификационной работы включает в себя следующие этапы:

1. Выбор темы и согласование ее с руководителем.

2. Составление плана выполнения ВКР и согласование его с руководителем (календарно-тематический план).

3. Подбор и изучение литературных источников по теме выпускной квалификационной работы.

4. Сбор и анализ практического материала.

5. Написание и оформление работы.

6. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

7. Защита выпускной квалификационной работы.

Разработка содержания выпускной квалификационной работы

К содержанию выпускной квалификационной работы предъявляются следующие требования:

- направленность проблемы на получение актуального психолого-педагогического знания;

- описание в работе всех структурных элементов исследования;

- соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы теме исследования;

- обоснование выбора методов исследования;

- доказательность теоретических основ исследования: обоснование и раскрытие возможных подходов к исследованию проблемы, рассмотрение основных ее аспектов;

- наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности проблемы исследователем;

- использование в экспериментальной части исследования обоснованного комплекса методов и методик, способствующих раскрытию сути проблемы;

- целостность исследования, которая проявляется в связанности теоретической и экспериментальной его частей;

- перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных и пр.), который может стать источником дальнейших исследований;

- достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников;

- культура оформления.

Выпускная квалификационная работа имеет ряд структурных элементов: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, списка используемой литературы, приложений.

Разработка введения

Введение содержит общую характеристику работы: актуальность, проблему, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи исследования, методы, теоретическая и практическая значимость, структуру ВКР (пример написания введения в приложении 4).

Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема выпускной квалификационной работы.

Актуальность исследования (почему это следует изучать?) Актуальность исследования рассматривается с позиций важности в данный момент и в данной ситуации развития психолого-педагогической науки и практики. Отражает значимость проведения данного исследования в трех направлениях:

- социально-педагогическом – необходимость решения данной проблемы для развития социума и культуры в целом;

- научно-теоретическом – степень достаточности изученности данной проблемы в научных исследованиях;

- научно-методическом – важность решения данной проблемы для практики работы образовательного учреждения.

В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных трудах (философов, педагогов, психологов и социологов). Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная база исследования может быть вынесена в первую главу).

Обоснование актуальности предполагает:

- описание необходимости научного решения проблемы, которая отвечает потребностям практики образовательных учреждений;

- представление пробела в исследуемых областях знаний, которые не располагают достаточными научными средствами для решения актуальной задачи;

- отражение личного интереса в изучении и решении исследуемой проблемы.

Далее выдвигается проблема. Под проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научного знания.

Определение проблемы исследования – достаточно сложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. В ВКР проблема, как правило, также выражает основное противоречие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Как правило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

Постановка проблемы исследования предполагает следующие шаги:

1. Выделение центрального вопроса (аспекта) в теме исследования.

2. Фиксация основных противоречий, определяющих проблему.

3. Предположительное определение ожидаемого результата.

4. Формулировка проблемы.

Противоречия могут быть сформулированы следующим образом:

«Противоречие между необходимостью формирования … и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения этого процесса»;

«Противоречие между стремлением дошкольных образовательных организаций обеспечить … и отсутствием разработанных методических рекомендаций в практике педагогов»;

«Противоречие между необходимостью перестройки системы образования, смещения акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной, творческой личности и не соответствием данной задаче содержания деятельности педагогов (а как следствие и деятельности детей) связанных с недостаточным пониманием роли … в формировании (развитии) …» и т.д.

Цель исследования (какой результат будет получен?) Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.

Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи:

Первая задача направлена на теоретическое изучение исследуемой проблемы. Результаты ее решения представляются в 1 главе работы.

Вторая задача направлена на исследование исходного состояния (диагностику) изучаемого явления. Результаты ее решения представляются во 2 главе работы.

Третья задача направлена на проектирование психолого-педагогических преобразований изучаемого явления. Результаты ее решения представляются во 2 главе работы.

Перечень рекомендуемых формулировок задач:

1. «На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).

2. «Определить...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).

3. «Раскрыть...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).

4. «Апробировать на практике...» (комплекс дидактических игр, комплекс НОД, рекомендации, педагогические условия, коррекционные программы).

Объект исследования (что будет исследоваться?). Объект это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от исследователя. Это более широкая, чем предмет область познания. Как правило, в качестве объекта исследования выступает какая-либо часть педагогического процесса или изучаемого явления.

Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) находится в границах объекта исследования; в нем фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном исследовании подлежит глубокому специальному изучению. Как правило, предметом исследования становится процесс развития исследуемого явления либо педагогические условия этого развития. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.

Гипотеза исследования – обоснованное и доказываемое в ходе всей выпускной квалификационной работе предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

Ключевые слова для формулировки гипотезы: «если……то…»; «в том случае, если….».

Чем конкретнее сформулирована гипотеза, тем возможнее ее доказательство.

Пример построения гипотезы:

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом, формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования индивидуальных маршрутов будет эффективным в том случае, если:

- определить четко обоснованные цели и содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении, направленного на формирование математических представлений старших дошкольников;

- в процессе формирования математических представлений учитывать индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, т.е. осуществлять индивидуально-дифференцированный подход;

- при организации образовательного процесса учитывать принципы систематичности, последовательности, постепенности в работе с детьми путем активизации их посредством игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к НОД.

Методы исследования (как исследовали?):дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.

Теоретическая и практическая значимость исследования ( что нового, ценного дало исследование?). Теоретическая значимость исследования не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.

При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить...; будут способствовать разработке...; позволят совершенствовать….

Структура работы – этозавершающая часть введения(что в итоге в работе представлено). В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список используемой литературы, (указать количество, например 5) приложений».

Объем введения не должен превышать 2 страницы машинного текста.

Пример заполнения сравнительного анализа

(изменение программы старого и нового поколения)

Параметр сравнения Образовательная программа ДОУ «Воспитание и обучение в детском саду»
«До введения ФГТ» «После введения ФГТ»
1.Название программы, год издания Программа «Воспитание и обучение в детском саду», 1959 Программа, переработанная с учетом ФГТ «От рождения до школы», 2012
2.Деление программы На разделы На образовательные области
3.Формы организации воспитательно-образовательного процесса Занятие (фронтальное, подгрупповое) НОД (совместная, индивидуальная, самостоятельная) с учетом интеграции образовательных областей
4.и т.д.
Вывод: в связи с введение нового федерального государственного стандарта было необходимо перестроить и саму систему образования, сменить ориентиры с формирования личности на формирование индивидуально-творческой личности ребенка. В процессе проведения занятия (с учетом ФГТ НОД) необходимо предоставить ребенку большую свободу выбора той деятельности, которая его интересует, по мнению создателей ФГТ это некий стимул для ребенка. Изменилась так же и форма работа с детьми с групповой на более индивидуальное, в ходе чего учитываются индивидуальные способности каждого ребенка и на данной основе выстраиваться весть воспитательный процесс.

 

2. Путем определения понятийно-категориального поля исследования:

Логическая схема базовых понятий

Тема ВКР «Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира»
Понятийно-категориальный аппарат исследования
Природный мир
Рукотворный мир
Познание
Формирование
Творчество

 


 

Процесс
Связи
Познание связи природного и рукотворного мира
Формирование творчества детей старшего дошкольного возраста
Творческое мышление
Конвергентное
Дивергентное
Продукт творчества

 

 


Рис. 1 Пример оформления логической схемы базовых понятий

В итоге составив такую схему и дав определение всем включенным в нее понятиям, Вы создаете для себя некую базу для дальнейшего составления исследования или разработки методических материалов, а так же Вы очерчиваете для себя круг вопросов, которые могут быть заданы Вам на защите ВКР.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работе и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в исследовании.

Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательнодавать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.

По тексту ВКР необходимо делать ссылки на цитируемые источники. (Подробнее в главе 2, параграфе 2.3). Ссылки могут быть встроены в содержание текста, например: По мнению И.И. Иванова…. Как отмечает П.А. Смирнов….. Р.Р. Семенов указывает, что …

Также предполагается делать ссылку на источник через указания в квадратных скобках номера источника в списке литературы и страницы по окончании какой-либо мысли.

В данном случае может быть два варианта оформления ссылок в тексте:

1.Если в тексте приводится прямое цитирование, то текст берется в кавычки, а в квадратных скобках ставится номер источника и страница. Например: «Проблема развития у детей дошкольного возраста произвольной памяти очень важна» [6, С. 56].

2.Если в тексте приводится косвенное цитирование, т.е. представлена переработанная идея, то текст в кавычки не берется и ссылка делается только на источник. Например: Развития у детей старшего дошкольного возраста произвольной памяти достаточно важная проблема для современной педагогической науки и практики [56].

В заключение главы следует сформулировать теоретические выводы, из которых автор будет исходить в изложении содержания 2-ой главы.

Например: Таким образом, метод экспериментирования является практическим и самостоятельным методом получения знаний детьми, взаимодействуя с различными предметами и материалами, выполняя с ними разнообразные действия, ребенок открывает их свойства, назначения и учиться применять их в повседневной жизни, самостоятельно делая выводы. Включенный в деятельность экспериментирования ребенок активен и может действовать в соответствии со своими интересами. Исходя из этого, можно сделать вывод, что экспериментирование является эффективным методом и средством развития познавательной активности и любознательности, и позволяет развивать данные качества, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Данное положение может быть проверено в практической части ВКР через проведение исследования уровня познавательной активности детей или данный вывод может служить основанием для разработки конспектов экспериментов с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Теоретическая глава исследования может быть представлена на 20 печатных страницах.

Вторым разделом в ВКР является практическая часть, которая должна носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретные варианты работы с объектом исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования полученных результатов, которые могут оформлены как разработки конспектов НОД, методические рекомендации и т.д.. Для написания практической части, как правило, используются материалы, собранные Вами в ходе производственной практики.

Как правило, опытно-экспериментальная глава делится на три смысловых пункта:

1. Констатирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Выявление уровня ….» или «Изучение уровня ….»);

2. Формирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Содержание работы по ….», «Апробация серии занятий по…»);

3. Контрольный срез (эксперимент) (в содержании он может называться, например: «Анализ работы по ….», «Повторная диагностика уровня…»).

Рассмотрим подробнее структурные элементы, входящие в каждый пункт опытно-экспериментальной главы:

1. Методика констатирующего эксперимента представляет собой конкретное методическое руководство:

В описании констатирующего эксперимента следует сформулировать его цель, которая отражает содержание второй задачи исследования и связана с исследованием особенностей изучаемого явления.

Пример: Цель констатирующего эксперимента изучить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста; или выявить уровень готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.

На основании поставленной цели констатирующего эксперимента следует выделить критерии и показатели исследования. Они должны быть четко определены, логично выстроены, обеспечивать достижение цели констатирующего эксперимента и полностью раскрывать предмет исследования.

На основе выделенных критериев и показателей исследования строится выбор диагностических процедур. Они должны обеспечить изучение всех показателей. Выбранные диагностические процедуры должны быть соответствовать требованиям валидности и надежности. Именно поэтому лучше выбрать стандартизированные, авторские методики, используемые на практике педагогами.

Известные диагностические процедуры могут быть освещены кратко с указанием автора и источника, откуда они были взяты. Объемные описания диагностических процедур могут быть вынесены в приложение. В описании каждой диагностической процедуры обязательно указывается ее цель. Важно отследить, чтобы все изучаемые показатели прослеживались в содержании целей.

Важным этапом опытно-экспериментальной работы является определение экспериментальной выборки. Ее объем должен быть необходимым и достаточным для достижения цели исследования. При определении контрольной и экспериментальных групп важно учесть, чтобы эти группы были примерно одинаковы по:

- объему (равное количество детей в группе);

- возрастному диапазону;

- гендерному составу (одинаковое количество мальчиков и девочек);

- условиям образования и воспитания;

- прочим признакам, важным для конкретного исследования.

Необходимо обеспечить добровольность участия испытуемых в эксперименте и сохранение конфиденциальности их данных.

Особое внимание следует уделить анализу и обработке экспериментальных данных. Введение бальных оценок по каждой диагностической процедуре обеспечит объективность обработки данных и прозрачность при определении общего уровня сформированности изучаемого явления. Описание экспериментальных данных должно включать сочетание количественно и качественного анализа и может быть проиллюстрировано таблицами, рисунками и примерами высказывания испытуемых.

Примерные общие результаты проведения констатирующего эксперимента: уровневое или качественное описание исследуемого явления. Для описания качественных проявлений изучаемого явления можно воспользоваться какой-либо из дошкольных образовательных программ, например, программой «Детство», или «Истоки» и другие программы.

Таким образом, результаты констатирующего (диагностического) этапа экспериментальной части исследования и содержит описание цели, задач и методики констатирующего эксперимента; описание, анализ, обобщение результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы.

В итоге все вышесказанное должно свестись в таблицу «Диагностическая карта констатирующего эксперимента».

Например:

Таблица 4

Разработка заключения

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение - резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью исследования, конкретными задачами, сформулированными во введении.

Содержит выводы по всему исследованию:

- формулируются полученные результаты,

- намечаются некоторые пути совершенствования практики дошкольного образования в связи с рассматриваемой проблемой,

- выявляются вопросы, требующие дальнейшего решения (обозначаются перспективы разработки избранной темы),

- даются краткие выводы, полученные в результате проведения диагностики исследования. Показывается значимость проделанной работы.

Рекомендуемый объем заключения – 1 – 2 страницы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Дипломная работа имеет в своей структуре обязательный элемент – титульный лист. Оформление титульного листа унифицировано по видам работ, образец оформления титульного листа представлен в приложении

Содержание дипломной работы представляется в виде текста, таблиц, иллюстраций, чертежей и других составляющих и регламентируется нормативными документами [3, 7].

Текст дипломной работы

Текст дипломной работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям:

- чёткость структуры;

- логичность и последовательность;

- точность приведенных сведений;

- ясность и лаконичность изложения материала;

- соответствие изложения материала нормам русского литературного языка.

Текст ВКР выполняется с применением печатающих и графических устройств персональных компьютеров:

· на листах бумаги формата А4;

· через 1,5 междустрочных интервала;

· шрифт 14 Times New Roman;

· форматирование по ширине.

Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги. Абзацы в тексте дипломной работы начинают отступом 1,25 см.

Поля: вернее и нижнее – 2 см; справа – 1,5 см, слева – 2,5 см.

Страницы дипломной работы обязательно нумеруют, при этом соблюдают сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы размещают в правом верхнем углу. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

В тексте дипломной работы не допускается:

- применять для одного и того же понятия разные термины;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр (допустимо только таблицах и в расшифровке формул);

- применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, СТП) без регистрационного номера.

В тексте выпускной работы могут быть нумерованные и маркированные списки. Рекомендуется использовать не более двух видов маркеров (тире и точка) для маркированного списка и арабские цифры для нумерованного списка.

Заголовки

Содержание, введение, разделы основной части дипломной работы, выводы, литература, приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовки, напечатанные прописными (заглавными) буквами. Переносы в словах заголовков не допускаются. При оформлении содержания все заголовки пишутся строчными буквами, начиная с прописной; при этом не допускается перенос слов. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой.

Наименования разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов и подпунктов выполняют с форматированием по ширине, используя полужирное выделение и изменение размера шрифта. Точки в конце заголовков не ставятся.

Различают заголовки разделов, подразделов, пунктов. Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию.

Разделы дипломной работы обозначают одной арабской цифрой, которую не отделяют точкой от наименования раздела. Заголовок раздела выполняют заглавными буквами, используя шрифт 14 Times New Roman.

Например, 1 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ – шрифт 14 Times New Roman

Разделы пояснительной записки могут состоять из подразделов. Подразделы обозначают двумя арабскими цифрами, разделенными точкой. Первая цифра соответствует номеру раздела, вторая – номер подраздела в разделе. При выполнении заголовка подраздела используют шрифт 14.

Например, 1.1 Особенности развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста – шрифт 14 Times New Roman

Подраздел может быть разбит на пункты. Нумерация пунктов выполняется в рамках подраздела – тремя арабскими цифрами, разделенными точкой – первые две аналогичны нумерации подраздела, третья соответствует номеру пункта в подразделе.

Например, 4.2.1 Словесные методы экологического образования детей старшего дошкольного возраста – шрифт 14 Times New Roman

При наборе текста между заголовком и текстом оставляют пустую строку, между текстом и последующим заголовком – две пустые строки.

Между заголовками раздела и подраздела допускается делать в 1 межстрочный интервал 14-ого шрифта.

Ссылки. Сноски

В тексте дипломной работы могут использоваться следующие виды ссылок:

- ссылки на структурные элементы работы, таблицы, иллюстрации, приложения и т.п.;

- ссылки на документы (библиографические ссылки).

Ссылки на структурные элементы и фрагменты текста оформляют по следующим правилам:

- при ссылках в тексте на структурные элементы дипломной работы или другие формы представления материала необходимо указывать их названия и порядковые номера. Например: «...в разд. 2 были рассмотрены...», «... согласно п. 1.1.», «... в соответствии с табл. 1», (табл. 1), «...в прил. 1». При повторной ссылке: «...на рис. 1», (см. рис. 1), (см. табл. 1);

- если в тексте приводится только одна иллюстрация, одна таблица, одна обозначенная формула, одно приложение, то в ссылке следует указывать: «... на рисунке», «... в таблице», «... по формуле», «... в приложении».

Ссылки на документы (библиографические ссылки) приводятся в виде порядкового номера этого документа в списке литературы, который указывается в квадратных скобках без точки, например: «Для построения предметно-развивающей среды применяются принципы… [4]. Если идет ссылка на конкретные страницы, то оформляется это следующим образом: первая цифра обозначает название автора и книги, статьи и т. д. и соответствует номеру в списке использованной литературы, вторая цифра – номер страницы, на которой размещена цитата в данной книге, статье и т. д. Между цифрами ставится точка с запятой. Например: [12; 134] или [4;30-31].

В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению Л.С. Выготского, как подчеркивает Н.Н. Поддъяков, и т. д.).

При необходимости пояснения отдельных данных, приведённых в документе, используют сноски. Поясняющие сноски располагают с абзацного отступа в конце страницы, к тексту которой они относятся. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, которое необходимо пояснить. Например, … деривация[1] …. Нумеруют сноски отдельно на каждой странице.

Сноску к данным, расположенным в таблице, располагают в конце таблицы над линией, ограничивающей её снизу. Например:

Таблица 5

Оформление списка и кавычек

Если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;». Если пункт списка начинается с прописной буквы, то в конце ставится «.».

Например:

В стратегии выделяется следующая структура:

- цель;

- операция;

- коррекция действий;

- фиксация результата.

или

В стратегии выделяется следующая структура:

1. Цель.

2. Операция.

3. Коррекция действий.

4. Фиксация результата.

Оформление кавычек. Кавычки оформляются знаком «…», а не “…”.

Таблицы

Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание. Точка в конце заголовка таблицы не ставится. Заголовок таблицы помещают над ней по центру.

Для таблиц используется сквозная нумерация арабскими цифрами, знак № не ставится. Допускается нумеровать таблицы в пределах каждого раздела, В этом случае номер таблицы будет состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой. Слово «Таблица» и ее порядковый номер помещают в левом верхнем углу над названием таблицы (шрифт 14 без выделения, форматирование по левому краю). Например:

Таблица 1.4

Характеристика основных общеобразовательных программ дошкольного образования

«Детство» «Истоки» «Радуга»
     

 

Наименование таблицы располагают по центру (шрифт 14, выделение полужирным). Между словом «Таблица» и заголовком таблицы пустых строк не оставляют. Между текстом и таблицей, а также таблицей и текстом оставляют одну пустую строку.

Каждая графа должна иметь заголовок. Заголовки, как правило, ставятся в именительном падеже в единственном числе. Написание прописной и строчной букв зависит от подчинённости заголовков верхнего и нижнего ярусов. В конце заголовков и подзаголовков точку не ставят. Заголовки граф таблицы набирают, используя форматирование «по центру». Текстовые и числовые данные таблицы могут быть отформатированы по ширине (текст) или по центру (единицы измерения, формулы, числовые данные).

Графу «Номер по порядку» в таблицу не включают. При необходимости нумерации данных, их порядковые номера следует указывать в первой графе таблицы непосредственно перед их наименованием (перед числовыми значениями порядковые номера не проставляются). Пустых клеток в таблице быть не должно. Если данные в какой-либо клетке отсутствуют, то ставиться знак тире «-»

Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в случаях, если в тексте проекта имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на другую страницу.

Над продолжением или окончанием таблицы пишут «Продолжение табл. 5» или «Окончание табл. 2». Заголовки повторяют. Например.

Таблица 6

Иллюстрации

К иллюстрациям относятся: фотоснимки, рисунки, эскизы, чертежи, планы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в тексте.

Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Если в тексте только одна иллюстрация, то её не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Слово «Рис.», порядковый номер иллюстрации и её название помешают под иллюстрацией. Иллюстрации сопровождаются подрисуночными надписями.

Иллюстрации располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки, например, на рис. 2 или при повторной ссылке (см. рис. 2).

 

 

Рис. 2 Диаграмма уровня познавательной активности

(шрифт 14, форматирование по центру, полужирное выделение для

наименования иллюстрации, точка в конце не ставится).

Пример оформления иллюстрации представлен выше.

Ссылку на рисунок в тексте можно оформить следующим образом:

В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде диаграммы на рисунке 2.

Сокращения

В тексте дипломной работы допускается употребление общепринятых сокращений.

Самостоятельно употребляют следующие сокращения:

- и др., и пр., и т.д., т.е. Не рекомендуется употреблять эти сокращения в середине фразы, если даже имеется согласованное с ними слово. Например: «…выступили Б. И. Петров, М. П. Иванов и другие ученые»;

- сокращаются слова при именах, фамилиях, названиях: проф. Б. И. Петров;

- сокращения при географических названиях: г. (город), д. (деревня), с. (село). Сокращение г. (город), как и полное слово, рекомендуется употреблять ограниченно, главным образом перед названиями городов, образованных от фамилий;

- сокращения в ссылках: гл., п. (пп.), подп., разд., ил., с., табл., прил., прим., см., стр. При отсутствии номера эти слова пишутся полностью;

- слова, сокращаемые только при датах в цифровой форме: в. (вв.), г. (гг.), д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.152 с.)