Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Созидателен или разрушителен в своей основе характер натальи. (по роману-эпопее М. А. Шолохова «тихий дон»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Имя Наталья означает «родная». Скромная и сдержанная в проявлении чувств, героиня Шолохова воплощает идею семьи, дома и готова ради своей любви на самопожертвование. Когда Григорий, взяв Аксинью, уходит из дома, она присылает ему письмо, где просит сообщить ей, что же ей делать. Там есть потрясающие строчки: «Пусть лучше я одна в землю затоптанная, чем вас двое». Но смириться с его уходом, с косыми взглядами станичников и осуждающим шепотком за спиной она не может — и выход, как ей кажется, найден: попытка самоубийства. Пережив эту трагедию, поняв свою ошибку, она находит силы вернуться в дом Мелеховых: «Я, батя, пришла... Коль не прогоните, останусь навовсе у вас». Это нелегкое решение она выбирает вещим инстинктом: в доме родителей она обречена на одиночество и беззащитна. А в доме свекра есть надежда на возвращение Григория, на материнство, на возрождение семьи. И она оказалась права в своих ожиданиях — судьба дарит ей не только возвращение Григория, но и рождение близнецов, радость для всей семьи. Она не может во многом понять душевных мук и метаний Григория, оправдывающего себя войной, — для нее идея чистоты и верности слишком многое значит. И не сумев простить Григория, отказавшись от материнства, она погибает, прежде всего потому, что сама разрушила основу своего мировоззрения, своего характера — идею семьи. Единственным человеком, кому она это поверяет, становится Ильинична, мать Григория, глубоко родственная Наталье. Она тоже не смогла оправдать сына, убедила Наталью только не проклинать Григория, не желать ему смерти. После похорон Натальи сын Мишатка передает отцу последнюю просьбу матери — жалеть детей, а еще что-то он забыл... Это, возможно, и ее напоминание о себе, и раскаяние в своем порыве мести... Созданный Шолоховым образ говорит нам не только о сложности жизни, но и о величии женской души.
Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» — это рассказ о невосполнимых утратах, о человеческом горе и о вере в жизнь, в человека. «Кольцевая» композиция рассказа (встреча с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшкой у переправы через весеннюю разлившуюся реку в начале, прощание в конце с мальчиком и «чужим», но ставшим теперь близким человеком) не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова. В «Судьбе человека» нет частной истории, частного происшествия. Из истории жизни Андрея Соколова автором отбирается только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Это позволяет показать всю несовместимость доброго, мирного, пронзительно человечного — и бездушно-жестокого, варварски беспощадного отношения к людям. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор — слушатель, случайный собеседник: он то обронит вопрос, то скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. А то вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его... Автор-повествователь в рассказе Шолохова становится активно действующим и воспринимающим лицом. Автор помогает читателям не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл. Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в жизни» возвращает нас к одной из самых сокровенных тем, проходящих через все творчество Шолохова. В «Судьбе человека» она предваряет рассказ Андрея Соколова о том, как в чужой немецкой земле он «похоронил последнюю свою радость и надежду» — сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве... Как нашел в донской станице Ванюшу. «Ночью то погладишь его сонного, то волосики на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...» Повествование как бы переводится из трагически безнадежного в тональность, пронизанную верой и надеждой. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Тема оскорбленного детства издавна в русской литературе была одной из наиболее беспокойных, трагически напряженных тем. Само понятие человеческого, шла ли речь об обществе, об отдельном ли человеке, остро, ярко выявлялось в отношении к детству. Не было более страшного и непрощаемого преступления, чем преступление перед беззащитным детством. В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма — не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание. Сила добра, красота человеческого открываются в Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость, он заслонял его от боли, страдания и скорби. Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил. Но в страшном одиночестве он остался человеком. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами — неизбежными спутниками войны. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье — раздумье много видевшего и знающего в жизни человека: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина». В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. Эти две темы — трагического и героического, подвига и страдания — все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единство, определяя многое в жанре и стиле его. В рассказе довольно заметно деление на части внутри единого целого. Легко различаются и по своему содержанию, и по эмоционально-смысловой тональности начало рассказа — вступление, три части рассказа Андрея Соколова и финальная сцена. Деление на части поддерживается чередованием голоса рассказчика и автора-повествователя. В начальном описании возникает мотив тяжелой дороги. Сначала это дорога автора, который должен был ехать по каким-то своим неотложным делам. Описание дороги автора подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюши. Ведь и они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Постепенно мотив трудной дороги перерастает в напряженный рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. Не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить...» В каждой части рассказа Андрея есть своя внутренняя завершенность содержания, в то же время в каждой из них звучат общие мотивы; повторяясь, они придают, всему трагедийную напряженность переживаний. Автор показывает читателям все новые и новые стороны характера Андрея Соколова в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т.д. Герой рассказа словно бы и не совершал подвигов. Во время пребывания на фронте «два раза... был ранен, но оба по легости». Но цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляют то непоказное мужество, человеческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека. Идеология фашизма и войны связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено. В судьбе Андрея Соколова с этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое. Мирный человек оказался сильнее войны. Он устоял под сокрушающими ударами самой страшной бури и вышел из нее победителем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.015 с.) |