Человек как объект и субъект социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как объект и субъект социальной работы



Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом и последнем этапах он выступает прежде всего в качестве объекта социальной работы, хотя в определенной ситуации и на разных этапах старости он может также быть субъектом (воспитателем, помощником, организатором, советчиком и т.д.).

Уже дети в старшем возрасте также могут выполнить роль субъекта (члена каких-либо организаций, помогающих старшим людям и маленьким детям, организатора спортивных, оздоровительных и других мероприятий и т.д.). Именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут выполнить роль субъекта в социальной сфере, что предопределяется их зрелостью, получением образования, соответствующей профессии, специальности, участием в трудовой и общественной деятельности.

Человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое (физиологическое и психическое) и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Именно эти стороны (компоненты качества) человека обусловливают его положение и в качестве объекта, и в качестве субъекта.

Как объект человек имеет дело с социальными проблемами (трудоустройством, оформлением пенсионных и иных дел, помещением престарелых в дома-интернаты и т.д.). Но он же их может и сам решать (целиком или частично), тем самым выступая в роли субъекта. Роль субъекта социальной работы человек выполняет в качестве родителя в семье, члена трудового коллектива, той или иной организации и т.д.

Роль субъекта или объекта человека предопределяется его "личностью", т.е. совокупностью социально значимых качеств. И здесь следует учитывать, что человеку вообще, как известно, присуще диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единичного (индивидуального) способов существования. И от того, как и в каких условиях реализуются эти способы существования, человек выступает преимущественно либо объектом, либо субъектом, порой органически соединяя эти две роли. При этом роль субъекта может носить профессиональный либо непрофессиональный характер.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА

Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку в ней можно выделить подсистемы меньшего уровня. Как большая система социальная работа органически сочетает в себе три компонента: а) социальную работу как науку; б) социальную работу как учебную деятельность и в) социальную работу как вид практической деятельности.

В свою очередь, каждый из этих компонентов может характеризоваться как определенная система. Так, социальная работа как наука выступает системой по ряду оснований. 1. Она, имея междисциплинарный характер, объединяет знание общественных, естественных и технических наук, связанных с главным ее объектом - человеком как биопсихосоциальным существом. 2. Обладает необходимыми признаками научных дисциплин (наличие профессиональных журналов, организаций, учебных кафедр, дисциплинарных учебников, системы подготовки профессиональных кадров). 3. Социальной работе присущи неотъемлемые элементы науки (закономерности, принципы, методы). 4. Она носит системный характер, поскольку содержит все органически взаимосвязанные составные части: теоретическую и прикладную (эмпирическую).

Социальная работа как учебная деятельность призвана давать целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях (методиках), организации, обучать слушателей методам этой работы.

Социальная работа как специфический вид практической деятельности включает такие взаимосвязанные элементы, как субъект и объект, содержание и средства, управление, функции и цели. В свою очередь, каждый из этих элементов также может быть интерпретирован как система.

Социальная работа - это система и с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности. В современном обществе профессиональная деятельность доминирует в социальной работе. Социальная работа представляет собой также вид информационной системы, ибо без информации невозможно реализовать ее цели и задачи. Социальная работа является, с одной стороны, статичной системой (характеризуется определенным постоянством на протяжении какого-то времени), с другой - динамичной, ибо претерпевает подчас быстрые и качественные изменения.

Как открытая система социальная работа впитывает в себя свойства других систем (экономической, политической, экологической и т.д.), определяется ими и воздействует на них (под ее влиянием может меняться, в частности, социальная, экономическая политика и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.005 с.)