Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль): Логопедия

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 10

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15

5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 18

6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 25

7 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 28

8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 28

9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 28

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 30

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с нарушениями речи в системе образования, социальной сферы и здравоохранения важная роль в реализации принадлежит курсу «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста».

Дисциплина «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста» относится к базовой части и является дисциплиной по выбору. Трудоемкость дисциплины на дневной форме обучения составляет 2 з.е. (72 часа). Из них 36 часов – аудиторная нагрузка (18 часов – лекционные занятия, 18 часов – практических занятий) и 36 часов отводится для самостоятельной работы студентов.

Трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения (5 лет) составляет 2 з.е. (72 часа). Из них 10 часов – аудиторная нагрузка (4 часа – лекционные занятия, 6 часов – практических занятий) и 58 часов отводится для самостоятельной работы студентов.

Дисциплина изучается в течение третьего курса, пятого семестра на дневной форме обучения; в течение четвёртого курса, восьмого семестра на заочной форме обучения. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Промежуточный контроль осуществляется в форме зачёта в пятом семестре на дневной форме обучения и в восьмом семестре на заочной форме обучения.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста» тесно связан с дисциплинами «Основы нейропсихологии», «Онтогенез речевой деятельности», «Коммуникативно-речевая деятельность детей с нарушениями речи» являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения состояния речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и возможностями оказания им ранней предупреждающей коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

 

1.3.Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями раннего коррекционно-предупредительного воздействия, основными факторами и видами нарушений психоречевого развития. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности механизмов недоразвития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им глубоко и осознанно понимать недоразвития различных сторон психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Логопедические практикумы», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Вербальные и невербальные средства коммуникации».

1.4. Цель дисциплины:

- Формирование у обучающихся необходимых представлений о теоретико-методологических и практических основах оказания ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска по ОВЗ.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов базовые категории, принципы, своеобразие методов и приемов коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте;

- сформировать представление о закономерностях психоречевого развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития;

- сформировать у обучающихся системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
1. ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте. З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте. У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью В.1. Навыками обследования детей раннего возраста. В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов
2. ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ 3.3.Стуктуру недоразвития с учётом возрастных особенностей речевого развития в раннем возрасте. 3.4. Зону актуального и зону ближайшего развития ребёнка раннего возраста с различными вариантами отклонений в овладении речью У.3. Выявлять нарушенные параметры развития и компенсаторные возможности в раннем возрасте. У.4. Планировать Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста с учётом структуры недоразвития, зоны актуального и зоны ближайшего развития В.3. Методами и приемами диагностики отклонений в овладении речью в раннем возрасте. В.4. Технологиями планирования коррекционно-образовательной деятельности в раннем возрасте с учётом зоны актуального и зоны ближайшего развития ребёнка
3. ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением З.5. Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка раннего возраста. 3.6. Деонтологический кодекс У.5. Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения. У.6. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью В.5. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей раннего возраста. В.6. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
  Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ          
1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста.          
  Итого по модулю          
  Раздел 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ          
2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте          
2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте          
2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте          
  Итого по разделу          
3. Раздел 3. КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОННИЙЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕТЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА            
3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия          
3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте          
3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте          
  Итого по разделу          
  Всего          

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности на заочной форме обучения (5 лет)

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
  Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ          
1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста.          
  Итого по модулю          
  Раздел 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ          
2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте          
2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте          
2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте          
  Итого по разделу          
3. Раздел 3. КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОННИЙЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕТЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА            
3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия          
3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте          
3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте          
  Итого по разделу          
  Всего          
  Промежуточный контроль: зачёт 4 часа
  Итого 72 часа

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Название раздела 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Требования к результатам освоения Раздела: З.1., З.2; У.1., У.2.; В.1., В.2.
Содержание раздела Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста Развитие речи как становление языковых единиц и правил их сочетания в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем и как объект направленного воздействия. Нейрофизиологический и нейропсихологический аспекты речевого онтогенеза. Психофизиологическая основа речи и речевой деятельности. Развитие мозговой организации речевых процессов «снизу вверх» (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн). Онтогенез функциональной акустико-речевой системы. Межполушарное взаимодействие в процессе речевого онтогенеза. Фонематические компоненты речевого развития в раннем возрасте. Л.С. Выготский о восприятии звучащей речи. Этапы становления фонематического восприятия, выделенные Р.Е. Левиной. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте (Н.Х. Швачкин). Двигательные основы артикуляции. Свойства артикуляции, формирующиеся в процессе онтогенеза. Становление артикуляционного праксиса. Суперсегментные компоненты речи и их онтогенез. Интонация как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Генезис восприятия и воспроизведения интонационных средств. Усвоение ребенком ритма как звуковой организации речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Модель речевого развития ребенка раннего возраста
План лекций   План семинарских занятий
Лекция 1. Тема: 1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста. Кол-во часов: 4. План: 1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах. 2. Морфогенез речевых процессов 3. Онтогенез психофизиологических компонентов 4. Онтогенез когнитивных компонентов. 5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43]. Информационное обеспечение:Мультимедийная презентация «Модель психоречевого развития ребёнка раннего возраста»   Практическое занятие 1. Тема: 1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста Кол-во часов: 2. План: 1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах. 2. Морфогенез речевых процессов 3. Онтогенез психофизиологических компонентов 4. Онтогенез когнитивных компонентов. 5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43]. Информационное обеспечение:Мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1. Реферат «М.И. Лисина об онтогенезе общения в раннем возраста» - 5 баллов. 2. Доклад «А.Г. Рузская об эволюции общения ребёнка раннего возраста со сверстниками» - 5 баллов 1. Презентация к выступлению на практическом занятии - 5 баллов. 2. Реферат «Онтогенез коммуникативных средств в раннем возрасте». – 3 балла 3. Доклад «Неречевые и речевые средства общения ребёнка раннего возраста» - 5 баллов
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте. З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута Мультимедийные презентации к практическим занятиям
ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте. У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью Таблицы «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ В.1. Навыками обследования детей раннего возраста. В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов Логопедическое заключение. График обследования. Индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут
Название раздела 2.МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Требования к результатам освоения раздела: З.3., З.4., У.3., У.4., В.3., В.4.
Содержание раздела 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте Основные методы обследования ребенка раннего возраста. Этапы обследования детей: логопедическое обследование; изучение когнитивного, языкового и психофизиологического компонентов речевого развития; определение типологии отклонений. Комплексность выявления отклонений речевого развития на третьем году жизни. Логопедическое обследование. Сбор анамнестических данных. 2.2. Изучение когнитивной, языковой и психофизиологической составляющих речевого развития ребенка Изучение когнитивной составляющей: состояние игры, речевой активности в игре, стимуляции речевого развития близким взрослым окружением, эмоционального реагирования ребенка. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в когнитивной составляющей. Изучение языковой составляющей: ритмическая организация речевой продукции, интонация. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в языковой составляющей. Изучение психофизиологической составляющей: двигательные основы артикуляции, фонематическое восприятие. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в психофизиологической составляющей. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет. Основные типы отклонений речевого развития
План лекций   План семинарских занятий
Лекция 2. Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте. Кол-во часов: 4. План: 1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2. Организация диагностики на третьем году жизни. 3. Изучаемые параметры. 4. Диагностические средства Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»   Практическое занятие 2. Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 4. План: 1. Выявление отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2. Организация обследования ребёнка раннего возраста. 3. Методы и приёмы диагностики речевого развития ребёнка раннего возраста. 4. Параметры диагностики и средства диагностики. Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение:практическое обследование детей на базе ДОУ по диагностическим таблицам
Лекция 3. Тема: 2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Признаки отклонений в психофизиологическом компоненте 2. Признаки отклонений в когнитивном компоненте 3. Признаки отклонений в языковом компоненте Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение: 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»   Практическое занятие 3. Тема: 2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Показатели отклоняющего типа развития речи в психофизиологических компонентах. 2. Показатели недоразвития речи в раннем возрасте в когнитивном и коммуникативном компонентах. 3. Недоразвитие языковых средств общения в раннем возрасте Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение:мультимединая презентация заполненных в процессе обследования детей раннего возраста диагностических таблиц
Лекция 4. Тема: 2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2. Основные типы отклонений речевого развития. 3.Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет. Список литературы: [3, 5]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации «Дифференциальная диагностика речевого развития ребёнка раннего возраста», «Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте»; компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»   Практическое занятие 4. Тема: 2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Отклонения речевого развития в раннем возрасте как особая форма дизонтогенеза. 2. Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте. 3. Дифференциальная диагностика нормального речевого развития, Задержки речевого развития и различных типов отклонений в овладении речью Список литературы: [3, 5]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Результаты диагностики психоречевого развития реюёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1. Таблицы обследования компонентов психоречевого развития ребёнка. – 10 баллов. 2. Итоговый график «Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста» - 10 баллов. 3. Определение типа отклонения в овладении речью. – 10 баллов. 1. Мультимедийные презентации к практическим занятиям. – 5 баллов 2. Видеозаписи обследования различных компонентов психоречевого развития ребёнка. – 5 баллов 3. Скриншоты результатов компьютерного обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 2 балла. 4. Составление списка интернет-ресурсов по проблеме обследования речи ребёнка раннего возраста. – 2 балла.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ 3.3.Стуктуру недоразвития с учётом возрастных особенностей речевого развития в раннем возрасте. З.4. Зону актуального и зону ближайшего развития ребёнка раннего возраста с различными вариантами отклонений в овладении речью Таблицы «Обследование психоречевого развития ребёнка раннего возраста»   Итоговый график обследования состояния психоречевого развития ребёнка раннего возраста
ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ У.3. Выявлять нарушенные параметры развития и компенсаторные возможности в раннем возрасте. У.4. Планировать Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста с учётом структуры недоразвития, зоны актуального и зоны ближайшего развития Индивидуальный коррекционно-воспитательный маршрут ребёнка раннего возраста
ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ В.3. Методами и приемами диагностики отклонений в овладении речью в раннем возрасте. В.4. Технологиями планирования коррекционно-образовательной деятельности в раннем возрасте с учётом зоны актуального и зоны ближайшего развития ребёнка Контроль проведения обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью на базе МБДОУ Рекомендации для специалистов и родителей по результатам обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью
Название раздела 3 КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Требования к результатам освоения раздела: З.5., З.6, У.5., У.6., В.5., В.6.
Содержание раздела 3.1.Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия Понятие коррекционно-предупредительное воздействия. Методологическая база превентивной логопедической коррекции. Принципы раннего логопедического вмешательства. 3.2 Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Комплексность коррекционного воздействия. Основные блоки направленной работы по коррекции и предупреждению отклонений речевого развития в раннем возрасте. Содержание клинико-логопедического, музыкально-логопедического и социально-педагогического блоков коррекционного воздействия на выделенные «узловые образования» (Р.Е. Левина) речевого развития в раннем возрасте. 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Команда специалистов-участников коррекционно-предупредительного воздействия. Этапы и основные организационные формы реализации раннего вмешательства в клинико-логопедическом, музыкально-логопедическом, социально-педагогическом блоках. Организация активного участия семьи в раннем логопедическом воздействии
План лекций   План семинарских занятий
Лекция 5. Тема: 3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия Кол-во часов: 2. План: 1. Принципы коррекционно-предупредительного воздействия 2. Основные блоки воздействия. 3. Методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение:мультимедийная презентация «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста»   Практическое занятие 5. Тема: 3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия Кол-во часов: 2. План: 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование музыкально-логопедических фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение:мультимедийная презентация «Конспект музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста»
Лекция 6. Тема: 3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Логопедическое воздействие при отклонениях речевого развития. 2. Работа с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 3. Алгоритм фронтального музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 4. Содержание индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: Видеозаписи музыкально-логопедических занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью   Практическое занятие 6. Тема: 3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование фронтальных музыкально-логопедических и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Список литературы:[1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение:видеозаписи, проведённых студентами фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
Лекция 7. Тема: 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития Кол-во часов: 2. План: 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Планирование коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте»   Практическое занятие 7. Тема: 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития Кол-во часов: 2. План: 1. Специфика работы с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 2. Планирование работы с родителями. 3. Формы работы учителя-логопеда с семьёй ребёнка с отклонениями в овладении речью. 4. Консультационная работа с педагогами и другими специалистами. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение:Мультимедийная презентация «Консультация для родителей ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью»
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1. Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 5 баллов. 2. Конспект фронтального занятия с подгруппой детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 5 баллов. 3. Консультация для родителей. – 5 баллов. 4. Отзывы родителей о консультации. – 5 баллов. 1. Мультимедийные презентации консультаций для специалистов по вопросам психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – 5 баллов. 2. Мультимедийные презентации консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 3 балла. 3. Ведение группы в социальных сетях по вопросам коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте – 5 баллов.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением З.5. Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка раннего возраста. 3.6. Деонтологический кодекс Консультация для родителей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с ООР
ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением У.5. Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения. У.6. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью План консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ООР
ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением В.5. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей раннего возраста. В.6. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью Отзыв родителей о проведённой консультации
             

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст]/ Е.В. Шереметьева.-Москва:Нац. кн. центр,2012

2. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – М.: НКЦ, 2013.

3. Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи [Электронный ресурс]: сборник аналитических и научно-методических материалов/ Л.Ф. Холоднова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 90 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26484.html.— ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература

4. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика: учеб. пособие для студентов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.- С. 190 – 238.

6. Шереметьева Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития в раннем возрасте // Дефектология. – 2007. - №2 – С.77 – 85.

7. Шереметьева Е.В. Особенности двигательной основы артикуляционного праксиса у детей раннего возраста с отклоняющимся типом речевого развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. Серия 2. «Педагогика, психология и методика преподавания». – 2005. - № 15. – С. 37-41.

8. Шереметьева Е.В. Формирование естественной речевой среды ребёнка раннего возраста / Е.В. Шереметьева, С.С. Петрова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2015. - http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/723.

9. Шереметьева, Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста [Текст]: учебно-прак- тическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Юж.- Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 106 с.. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1938

10. Шереметьева, Е.В. Понимание грамматики обращённой речи детьми раннего возраста с отклонениям



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.081 с.)