Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Направление: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль): Логопедия
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 10
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 18
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 25
7 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 28
8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 28
9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 28
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 30
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с нарушениями речи в системе образования, социальной сферы и здравоохранения важная роль в реализации принадлежит курсу «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста».
Дисциплина «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста» относится к базовой части и является дисциплиной по выбору. Трудоемкость дисциплины на дневной форме обучения составляет 2 з.е. (72 часа). Из них 36 часов – аудиторная нагрузка (18 часов – лекционные занятия, 18 часов – практических занятий) и 36 часов отводится для самостоятельной работы студентов.
Трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения (5 лет) составляет 2 з.е. (72 часа). Из них 10 часов – аудиторная нагрузка (4 часа – лекционные занятия, 6 часов – практических занятий) и 58 часов отводится для самостоятельной работы студентов.
Дисциплина изучается в течение третьего курса, пятого семестра на дневной форме обучения; в течение четвёртого курса, восьмого семестра на заочной форме обучения. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Промежуточный контроль осуществляется в форме зачёта в пятом семестре на дневной форме обучения и в восьмом семестре на заочной форме обучения.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста» тесно связан с дисциплинами «Основы нейропсихологии», «Онтогенез речевой деятельности», «Коммуникативно-речевая деятельность детей с нарушениями речи» являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения состояния речевого развития детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и возможностями оказания им ранней предупреждающей коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
1.3.Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями раннего коррекционно-предупредительного воздействия, основными факторами и видами нарушений психоречевого развития. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности механизмов недоразвития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им глубоко и осознанно понимать недоразвития различных сторон психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Логопедические практикумы», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Вербальные и невербальные средства коммуникации».
1.4. Цель дисциплины:
- Формирование у обучающихся необходимых представлений о теоретико-методологических и практических основах оказания ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска по ОВЗ.
Задачи дисциплины:
- сформировать у студентов базовые категории, принципы, своеобразие методов и приемов коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте;
- сформировать представление о закономерностях психоречевого развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития;
- сформировать у обучающихся системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
| Конкретизированные цели освоения дисциплины
| знать
| уметь
| владеть
| 1.
| ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
| З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте.
З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута
| У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте.
У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью
| В.1. Навыками обследования детей раннего возраста.
В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов
| 2.
| ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ
| 3.3.Стуктуру недоразвития с учётом возрастных особенностей речевого развития в раннем возрасте.
3.4. Зону актуального и зону ближайшего развития ребёнка раннего возраста с различными вариантами отклонений в овладении речью
| У.3. Выявлять нарушенные параметры развития и компенсаторные возможности в раннем возрасте.
У.4. Планировать Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста с учётом структуры недоразвития, зоны актуального и зоны ближайшего развития
| В.3. Методами и приемами диагностики отклонений в овладении речью в раннем возрасте.
В.4. Технологиями планирования коррекционно-образовательной деятельности в раннем возрасте с учётом зоны актуального и зоны ближайшего развития ребёнка
| 3.
| ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
| З.5. Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка раннего возраста.
3.6. Деонтологический кодекс
| У.5. Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения.
У.6. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| В.5. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей раннего возраста.
В.6. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№
п/п
| Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Л
| ЛР
| ПЗ
| СРС
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
|
|
|
|
|
| 1.1.
| Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста.
|
|
|
|
|
|
| Итого по модулю
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
|
|
|
|
|
| 2.1.
| Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
| 2.2.
| Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
| 2.3.
| Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
|
| Итого по разделу
|
|
|
|
|
| 3.
| Раздел 3. КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОННИЙЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕТЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
|
|
|
|
|
| 3.1.
| Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия
|
|
|
|
|
| 3.2.
| Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
| 3.3.
| Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
|
| Итого по разделу
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности на заочной форме обучения (5 лет)
№
п/п
| Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Л
| ЛР
| ПЗ
| СРС
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
|
|
|
|
|
| 1.1.
| Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста.
|
|
|
|
|
|
| Итого по модулю
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
|
|
|
|
|
| 2.1.
| Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
| 2.2.
| Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
| 2.3.
| Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
|
| Итого по разделу
|
|
|
|
|
| 3.
| Раздел 3. КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОННИЙЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕТЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
|
|
|
|
|
| 3.1.
| Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия
|
|
|
|
|
| 3.2.
| Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
| 3.3.
| Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
|
|
|
|
|
|
| Итого по разделу
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
| Промежуточный контроль: зачёт
| 4 часа
|
| Итого
| 72 часа
| Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Название раздела 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
| Требования к результатам освоения Раздела: З.1., З.2; У.1., У.2.; В.1., В.2.
| Содержание раздела
Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста
Развитие речи как становление языковых единиц и правил их сочетания в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем и как объект направленного воздействия.
Нейрофизиологический и нейропсихологический аспекты речевого онтогенеза. Психофизиологическая основа речи и речевой деятельности. Развитие мозговой организации речевых процессов «снизу вверх» (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн). Онтогенез функциональной акустико-речевой системы. Межполушарное взаимодействие в процессе речевого онтогенеза.
Фонематические компоненты речевого развития в раннем возрасте. Л.С. Выготский о восприятии звучащей речи. Этапы становления фонематического восприятия, выделенные Р.Е. Левиной. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте (Н.Х. Швачкин).
Двигательные основы артикуляции. Свойства артикуляции, формирующиеся в процессе онтогенеза. Становление артикуляционного праксиса.
Суперсегментные компоненты речи и их онтогенез. Интонация как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Генезис восприятия и воспроизведения интонационных средств. Усвоение ребенком ритма как звуковой организации речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
Модель речевого развития ребенка раннего возраста
| План лекций
|
| План семинарских занятий
| Лекция 1.
Тема: 1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста.
Кол-во часов: 4.
План:
1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах.
2. Морфогенез речевых процессов
3. Онтогенез психофизиологических компонентов
4. Онтогенез когнитивных компонентов.
5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста
Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].
Информационное обеспечение:Мультимедийная презентация «Модель психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
|
| Практическое занятие 1.
Тема: 1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста
Кол-во часов: 2.
План:
1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах.
2. Морфогенез речевых процессов
3. Онтогенез психофизиологических компонентов
4. Онтогенез когнитивных компонентов.
5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста
Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].
Информационное обеспечение:Мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана
| Самостоятельная работа
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
| 1. Реферат «М.И. Лисина об онтогенезе общения в раннем возраста» - 5 баллов.
2. Доклад «А.Г. Рузская об эволюции общения ребёнка раннего возраста со сверстниками» - 5 баллов
| 1. Презентация к выступлению на практическом занятии - 5 баллов.
2. Реферат «Онтогенез коммуникативных средств в раннем возрасте». – 3 балла
3. Доклад «Неречевые и речевые средства общения ребёнка раннего возраста» - 5 баллов
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| наименование оценочного средства
| ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте.
З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута
| Мультимедийные презентации к практическим занятиям
| ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте.
У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью
| Таблицы «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
| ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
В.1. Навыками обследования детей раннего возраста.
В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов
| Логопедическое заключение. График обследования. Индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут
| Название раздела 2.МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
| Требования к результатам освоения раздела: З.3., З.4., У.3., У.4., В.3., В.4.
| Содержание раздела
2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте
Основные методы обследования ребенка раннего возраста. Этапы обследования детей: логопедическое обследование; изучение когнитивного, языкового и психофизиологического компонентов речевого развития; определение типологии отклонений.
Комплексность выявления отклонений речевого развития на третьем году жизни. Логопедическое обследование. Сбор анамнестических данных.
2.2. Изучение когнитивной, языковой и психофизиологической составляющих речевого развития ребенка
Изучение когнитивной составляющей: состояние игры, речевой активности в игре, стимуляции речевого развития близким взрослым окружением, эмоционального реагирования ребенка. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в когнитивной составляющей.
Изучение языковой составляющей: ритмическая организация речевой продукции, интонация. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в языковой составляющей.
Изучение психофизиологической составляющей: двигательные основы артикуляции, фонематическое восприятие. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в психофизиологической составляющей.
Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте.
2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте
Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет. Основные типы отклонений речевого развития
| План лекций
|
| План семинарских занятий
| Лекция 2.
Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте.
Кол-во часов: 4.
План:
1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте.
2. Организация диагностики на третьем году жизни.
3. Изучаемые параметры.
4. Диагностические средства
Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
Информационное обеспечение:
Мультимедийная презентация «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
|
| Практическое занятие 2.
Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте
Кол-во часов: 4.
План:
1. Выявление отклонений речевого развития в раннем возрасте.
2. Организация обследования ребёнка раннего возраста.
3. Методы и приёмы диагностики речевого развития ребёнка раннего возраста.
4. Параметры диагностики и средства диагностики.
Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
Информационное обеспечение:практическое обследование детей на базе ДОУ по диагностическим таблицам
| Лекция 3.
Тема: 2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте
Кол-во часов: 2.
План:
1. Признаки отклонений в психофизиологическом компоненте
2. Признаки отклонений в когнитивном компоненте
3. Признаки отклонений в языковом компоненте
Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
Информационное обеспечение:
11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
|
| Практическое занятие 3.
Тема: 2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте
Кол-во часов: 2.
План:
1. Показатели отклоняющего типа развития речи в психофизиологических компонентах.
2. Показатели недоразвития речи в раннем возрасте в когнитивном и коммуникативном компонентах.
3. Недоразвитие языковых средств общения в раннем возрасте
Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
Информационное обеспечение:мультимединая презентация заполненных в процессе обследования детей раннего возраста диагностических таблиц
| Лекция 4.
Тема: 2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте
Кол-во часов: 2.
План:
1. Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте.
2. Основные типы отклонений речевого развития.
3.Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет.
Список литературы: [3, 5].
Информационное обеспечение: мультимедийные презентации «Дифференциальная диагностика речевого развития ребёнка раннего возраста», «Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте»; компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
|
| Практическое занятие 4.
Тема: 2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте
Кол-во часов: 2.
План:
1. Отклонения речевого развития в раннем возрасте как особая форма дизонтогенеза.
2. Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте.
3. Дифференциальная диагностика нормального речевого развития, Задержки речевого развития и различных типов отклонений в овладении речью
Список литературы: [3, 5].
Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Результаты диагностики психоречевого развития реюёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
| Самостоятельная работа
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
| 1. Таблицы обследования компонентов психоречевого развития ребёнка. – 10 баллов.
2. Итоговый график «Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста» - 10 баллов.
3. Определение типа отклонения в овладении речью. – 10 баллов.
| 1. Мультимедийные презентации к практическим занятиям. – 5 баллов
2. Видеозаписи обследования различных компонентов психоречевого развития ребёнка. – 5 баллов
3. Скриншоты результатов компьютерного обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 2 балла.
4. Составление списка интернет-ресурсов по проблеме обследования речи ребёнка раннего возраста. – 2 балла.
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| наименование оценочного средства
| ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ
3.3.Стуктуру недоразвития с учётом возрастных особенностей речевого развития в раннем возрасте.
З.4. Зону актуального и зону ближайшего развития ребёнка раннего возраста с различными вариантами отклонений в овладении речью
| Таблицы «Обследование психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
Итоговый график обследования состояния психоречевого развития ребёнка раннего возраста
| ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ
У.3. Выявлять нарушенные параметры развития и компенсаторные возможности в раннем возрасте.
У.4. Планировать Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста с учётом структуры недоразвития, зоны актуального и зоны ближайшего развития
| Индивидуальный коррекционно-воспитательный маршрут ребёнка раннего возраста
| ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ
В.3. Методами и приемами диагностики отклонений в овладении речью в раннем возрасте.
В.4. Технологиями планирования коррекционно-образовательной деятельности в раннем возрасте с учётом зоны актуального и зоны ближайшего развития ребёнка
| Контроль проведения обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью на базе МБДОУ
Рекомендации для специалистов и родителей по результатам обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| Название раздела 3 КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
| Требования к результатам освоения раздела: З.5., З.6, У.5., У.6., В.5., В.6.
| Содержание раздела
3.1.Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия
Понятие коррекционно-предупредительное воздействия. Методологическая база превентивной логопедической коррекции. Принципы раннего логопедического вмешательства.
3.2 Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
Комплексность коррекционного воздействия. Основные блоки направленной работы по коррекции и предупреждению отклонений речевого развития в раннем возрасте. Содержание клинико-логопедического, музыкально-логопедического и социально-педагогического блоков коррекционного воздействия на выделенные «узловые образования» (Р.Е. Левина) речевого развития в раннем возрасте.
3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
Команда специалистов-участников коррекционно-предупредительного воздействия. Этапы и основные организационные формы реализации раннего вмешательства в клинико-логопедическом, музыкально-логопедическом, социально-педагогическом блоках. Организация активного участия семьи в раннем логопедическом воздействии
| План лекций
|
| План семинарских занятий
| Лекция 5.
Тема: 3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия
Кол-во часов: 2.
План:
1. Принципы коррекционно-предупредительного воздействия
2. Основные блоки воздействия.
3. Методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия
Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение:мультимедийная презентация «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста»
|
| Практическое занятие 5.
Тема: 3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия
Кол-во часов: 2.
План:
1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.
2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью.
3. Планирование музыкально-логопедических фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение:мультимедийная презентация «Конспект музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста»
| Лекция 6.
Тема: 3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
Кол-во часов: 2.
План:
1. Логопедическое воздействие при отклонениях речевого развития.
2. Работа с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
3. Алгоритм фронтального музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
4. Содержание индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение:
Видеозаписи музыкально-логопедических занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
|
| Практическое занятие 6.
Тема: 3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
Кол-во часов: 2.
План:
1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.
2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью.
3. Планирование фронтальных музыкально-логопедических и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
Список литературы:[1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение:видеозаписи, проведённых студентами фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| Лекция 7.
Тема: 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития
Кол-во часов: 2.
План:
1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.
2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью.
3. Планирование фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение:
Мультимедийная презентация «Планирование коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте»
|
| Практическое занятие 7.
Тема: 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития
Кол-во часов: 2.
План:
1. Специфика работы с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
2. Планирование работы с родителями.
3. Формы работы учителя-логопеда с семьёй ребёнка с отклонениями в овладении речью.
4. Консультационная работа с педагогами и другими специалистами.
Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение:Мультимедийная презентация «Консультация для родителей ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью»
| Самостоятельная работа
| Инвариантная часть
| Вариативная часть
| 1. Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 5 баллов.
2. Конспект фронтального занятия с подгруппой детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 5 баллов.
3. Консультация для родителей. – 5 баллов.
4. Отзывы родителей о консультации. – 5 баллов.
| 1. Мультимедийные презентации консультаций для специалистов по вопросам психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – 5 баллов.
2. Мультимедийные презентации консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 3 балла.
3. Ведение группы в социальных сетях по вопросам коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте – 5 баллов.
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| наименование оценочного средства
| ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
З.5. Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка раннего возраста.
3.6. Деонтологический кодекс
| Консультация для родителей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с ООР
| ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
У.5. Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения.
У.6. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| План консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ООР
| ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
В.5. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей раннего возраста.
В.6. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| Отзыв родителей о проведённой консультации
| | | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст]/ Е.В. Шереметьева.-Москва:Нац. кн. центр,2012
2. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – М.: НКЦ, 2013.
3. Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи [Электронный ресурс]: сборник аналитических и научно-методических материалов/ Л.Ф. Холоднова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 90 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26484.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература
4. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика: учеб. пособие для студентов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.- С. 190 – 238.
6. Шереметьева Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития в раннем возрасте // Дефектология. – 2007. - №2 – С.77 – 85.
7. Шереметьева Е.В. Особенности двигательной основы артикуляционного праксиса у детей раннего возраста с отклоняющимся типом речевого развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. Серия 2. «Педагогика, психология и методика преподавания». – 2005. - № 15. – С. 37-41.
8. Шереметьева Е.В. Формирование естественной речевой среды ребёнка раннего возраста / Е.В. Шереметьева, С.С. Петрова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2015. - http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/723.
9. Шереметьева, Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста [Текст]: учебно-прак- тическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Юж.- Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 106 с.. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1938
10. Шереметьева, Е.В. Понимание грамматики обращённой речи детьми раннего возраста с отклонениям
|