ПМ. 02 Монтаж силовых электропроводок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПМ. 02 Монтаж силовых электропроводок



КОМПЛЕКТ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ПМ. 02 МОНТАЖ СИЛОВЫХ ЭЛЕКТРОПРОВОДОК

 

Профессия: 08.01.19 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию

 

Санкт-Петербург

Перечень практических заданий ПМ.02

Тема 1. Слесарно-сборочные работы при монтаже электропроводок

Пр. №1. Выполнение разметки при монтаже электропроводки.

Тема 2 Монтаж электрического контакта

Пр. №2. Составление таблиц разделки проводов и кабелей.

Тема 3 Монтаж электропроводок

Пр. №3. Определение способа монтажа электропроводки.

Пр. №4. Составление технологической карты последовательности монтажа троллеев.

Пр. №5. Составление технологической карты последовательности монтажа шинопроводов.

Тема 4. Монтаж силовых кабельных линий в земляной траншее

Пр. №6. Составление технологической карты прокладки силового кабеля в земляной траншее.

Пр. №7. Составление таблицы сравнительных характеристик соединительных кабельных муфт.

Тема 5 Монтаж воздушных линий электропередач

Пр. №8. Определение объема работ при монтаже воздушной линии электропередач.

Пр. №9. Определение стрелы провеса воздушной линии электропередач по заданным параметрам.

Тема 6. Текущий ремонт силовых электропроводок

Пр. №10. Определение объема работ при текущем ремонте электропроводок.

Пр. №11. Выбор специального инструмента и приспособлений для монтажа силовых электропроводок.

Тема 7. Капитальный ремонт силовых электропроводок

Пр. №12. Определение объема работ при капитальном ремонте электропроводок.

Тема 8. Наружный контур заземления и его монтаж

Пр. №13. Расчет искусственного заземления.

Пр. №14. Составление таблицы сравнения характеристик приборов для измерения сопротивления заземляющих устройств.

Тема 9. Монтаж внутренней заземляющей сети

Пр. №15. Сравнение устройства и монтажа внутреннего и наружного заземления.

Пр. №16. Сравнение и выбор сети с заземлением и с занулением: назначение, отличие, особенности.

Тема 10. Стандарты, ГОСТы, технические условия

Пр. №17. Применение стандартов, ГОСТов, технических условий при выполнении электромонтажных работ.

Тема 11. Контроль качества монтажных работ

Пр. №18. Критерии качества выполнения электромонтажных работ.

 

Практическая работа №1 (Тема 1)

Тема: Выполнение разметки при монтаже электропроводки

 

Цель работы: Научить обучающихся методам и способам разметки при монтаже электропроводки.

 

Общие сведения

Термин разметка означает измерение, нанесение меток, обозначение размеров чего-либо.

Процесс разметки означает перенос подготовленных заранее проектом бумажных чертежей непосредственно на элементы конструкции здания (стены, пол, потолок) для прокладки трасс кабелей и проводов, монтажа розеток, светильников, выключателей, соединительных коробок.

Владельцы отдельных электротехнических сайтов публикуют в интернете статьи, объясняющие под разметкой электропроводки процессы от ее планирования проектом до прокладки кабелей из распределительного щитка до потребителей и крепежа в стенах. Это вводит многих читателей в заблуждение.

Подготовительный этап

Рис. 1 Пример отступов электропроводки от строительных элементов

 

Все провода и кабельные каналы располагают только с горизонтальным и вертикальным их направлением под прямыми углами, при этом, высота размещения розеток и выключателей строго не регламентируется. Располагая электропроводку относительно двери, окна, батареи отопления, газовой плиты, соседних стен и потолка необходимо руководствоваться требованиями нормативной документации.

Разметка электропроводки представляет собой процесс нанесения линий на стены и потолок. Для ее выполнения необходимо иметь простые чертежные приспособления:

· линейка или рулетка для измерения расстояний;

· маркер, карандаш либо шариковая ручкой для обозначения линий;

· отвес и уровень для определения горизонта и вертикалей.

Рис. 2 Набор для разметки электропроводки.

Общие сведения

 

Разделка проводов и кабелей

Разделка проводов и кабелей производится в следующем порядке:

– пользуясь справочниками, определяют размеры разделки в зависимости от конструкции проводника и вида соединительного или концевого устройства;

–размечают разделку при помощи кабельных линеек или шаблонов;

– ступенчато накладывают несколько витков фиксирующих бандажей из оцинкованной стальной или медной проволоки, крученого шпагата, кордовой или капроновой нити, суровых ниток, а также хлопчатобумажной или пластмассовой ленты;

– производят кольцевое поперечное и линейное продольное надрезание оболочек, подлежащих удалению (бронированных, свинцовых, алюминиевых, пластмассовых оболочек и монолитной изоляции);

– снимают или сматывают удаляемые покровы;

– разводят концы жил многожильных проводников, т. е. придают им форму и расположение, удобные для следующей операции;

– обрабатывают оголенные концевые участки токопроводящих жил, т. е. зачищают до металлического блеска, лудят, покрывают флюсами, кварцевазелиновой пастой или токопроводящим клеем, и сплавливают многопроволочные жилы в монолит.

Отметим, что необходимость приведенных операций определяется конструкцией проводников и кабелей. В полном объеме они проводятся для силовых кабелей с бумажной изоляцией, а для простейших проводников технология разделки сводится к снятию поливинилхлоридной изоляции и обработке жилы.

Разделка проводов заключается в последовательном удалении защитной, герметизирующей, изолирующей и других оболочек токопроводящих жил с целью их соединения или оконцовки. Размеры разделок зависят от диаметра жилы, способа ее соединения с другой жилой или оконцовки, типа контактного зажима аппарата или штепсельного разъема и диаметра контактного болта. В каждом конкретном случае разделки эти размеры определяются по справочникам или расчетом.

Каждая ступень разделки закрепляется бандажом. Ширина бандажа зависит от диаметра ступени и обычно составляет 3... 12 мм. В зависимости от требуемой прочности бандажи выполняются из стальной оцинкованной или медной проволоки с диаметром до 1 мм, крученого шпагата с диаметром 1 мм или суровой нитки. Непроволочные бандажи для упрочнения промазываются перхлор-виниловым составом № 1 или клеем БФ.

Содержание технологических операций разделки определяется конструкцией проводов. Основным требованием при этом является получение минимальных длины и числа ступеней разделки. Необходимость ступени обусловливается потребностью наложения бандажа, поэтому в оболочках, где бандаж не требуется, можно отдельной ступени разделки не предусматривать.

Длина разделки определяется конструктивными соображениями и по месту и принимается по той жиле, которая по условиям разводки оказывается самой протяженной.

Например, на хлопчатобумажную оплетку провода накладывают бандаж длиной 5 мм из шпагата. На расстоянии 1...2 мм от бандажа надрезают хлопчатобумажную оплетку и удаляют ее. Второй бандаж накладывают на обмотку из прорезиненной ткани. Длина второго бандажа, выполненного тем же шпагатом, примерно вдвое короче первого. Прорезиненную обмотку удаляют, сматывая ее с конца провода и отрезав около второго бандажа.

В зависимости от числа жил провода и условий его разделки (например, от ширины разводки концов жил для соединений) определяют длину остающейся на жилах резиновой изоляции (5... 10 мм при небольшом числе жил и простой разводке, 50... 100 мм и более – при большом числе жил).

С концов жил удаляют резиновую изоляцию (например, клещами КСИ-2М).

В зависимости от принятого способа соединения (опрессовкой, сваркой и др.) определяют необходимую длину оголенных участков и лишние концы жил обрезают.

Разделка кабеля с бумажной изоляцией производится в следующем порядке. Определив размеры разделки (рис. 1) с помощью кабельной линейки или по специальным таблицам и сделав бандаж стальной оцинкованной вязальной проволокой диаметром 1... 1,5 мм (2–3 витка), разматывают наружный джутовый покров с конца кабеля до бандажа (рис. 2, а). Материал покрова не удаляют, а наматывают на неразделываемый участок кабеля для последующего использования при монтаже муфт.

На расстоянии Б (рис. 1) от первого бандажа (или В от конца кабеля при внутренней установке) на броню накладывают бандаж из стальной проволоки, при этом обхватив броню обеими руками в рукавицах, несколько ослабляют натяг лент ее подушки с усилием, направленным навстречу их навивке. Броню надрезают по кромке второго бандажа бронерезкой, разматывают вручную (в рукавицах) и удаляют (рис. 2, б, в).

 

Рис. 1. Схема разделки кабеля: 1 – наружный покров; 2 – броня; 3 – свинцовая или алюминиевая оболочка, 4 – поясная изоляция, 5 – изоляция жил; 6 – жила кабеля, 7,8– бандажи из кабельной пряжи или суровых ниток, 9, 10 – проволочные бандажи.

 

Ленту подушки брони также разматывают и обрезают по кромке бандажа. При усиленных подушках, состоящих из слоя битумного состава, пластмассовых лент, поливинилхлоридного или полиэтиленового шланга, крепированной бумаги и еще одного слоя битумного состава на герметической оболочке, последовательно удаляют эти слои: смывают горячим (40...50°С) трансформаторным маслом наружный битумный слой; разматывают и удаляют пластмассовые ленты; надрезают продольно и снимают шланг, отрезая его по кромке бандажа; беглым огнем горелки слегка прогревают и снимают крепированную бумагу; прогревают и удаляют тряпками, смоченными в бензине, битумный слой с оболочки.

На расстояниях (от бандажа на броне) Б и О + П + Б (см. рис. 1) последовательно выполняют два кольцевых надреза оболочки на половину ее толщины (рис. 2, г) специальным кабельным ножом. Затем на свинцовой оболочке от наружного кольцевого надреза к концу кабеля на расстоянии 10 мм делают два продольных параллельных надреза. Полоску, образованную этими надрезами, аккуратно вырывают, начиная от кольцевого среза оболочки, при помощи пассатижей, разгибают и снимают вручную (рис. 2, д, е). Поясок оболочки между двумя кольцевыми надрезами оставляют. Его ширина при напряжении до 1 кВ должна составлять 20 мм, а при напряжении 6... 10 кВ – 25 мм.

Для удаления гладкой алюминиевой оболочки режущий ролик ножа поворачивают на 45° относительно его положения при кольцевых надрезах, укрепляют нож на кабеле и производят винтовой надрез от второго кольцевого надреза до конца кабеля (рис. 2, ж). Сжимая оболочку с конца кабеля, надрывают ее по линии винтового надреза с помощью пассатижей.

На расстоянии Ж разматывают и обрывают по кромке бандажа 8 поясной изоляции черную полупроводящую бумагу, а затем -кабельную бумагу поясной изоляции.

Кабельная бумага является основной изоляцией кабелей высокого напряжения. После намотки на кабель ее пропитывают электроизоляционным маслом. При намотке на кабельную жилу ленты из бумаги подвергаются механическому натяжению, а в процессе укладки кабеля – изгибам, поэтому кабельная бумага должна обладать достаточно высокой механической прочностью при растяжении и изгибе.

Кабельные бумаги вырабатываются из сульфатной целлюлозы преимущественно жирного помола в целях обеспечения высоких механических свойств, большой плотности и малой пористости. Пропитывающие жидкие вещества (масло или маслоканифольный состав) разбиваются бумагой при пропитке на тонкие пленки и каналы, значительно повышая ее электрическую прочность. Электрическая прочность непропитанной кабельной бумаги составляет 6... 9 МВ/м, а пропитанной трансформаторным маслом – 70...80 МВ/м.

 

 

Рис. 2. Операции разделки кабеля с бумажной изоляцией: а – размотка защитного покрова, б – надрезание брони, в - снятие брони, г – надрезание оболочки; д – удаление полоски, е – снятие оболочки, ж – винтовое надрезание алюминиевой оболочки.

 

Кабельные бумаги, выпускаемые для изоляции жил силовых кабелей на напряжения 35, 110 и 220 кВ, отличаются друг от друга числом слоев, толщиной, объемной массой, воздухопроницаемостью и другими характеристиками.

Разводка и изгибание жил производятся следующим образом. Перед операцией, проверив, надета ли на кабель заготовка муфты или воронки (выправленные и очищенные муфты или воронки должны надеваться на один из соединяемых кабелей в самом начале разделки и располагаться на участке, предварительно обернутом чистой тряпкой), на концы изоляции жил накладывают бандажи из ниток.

Для изгибания жил используют шаблон. Радиус любого изгиба должен быть не менее десяти диаметров соединяемых жил. Во избежание загрязнения и увлажнения изоляции изгибание и разводку жил следует выполнять в полиэтиленовых или медицинских перчатках. При разводке все жилы у корня разделки плотно сжимают одной рукой, чтобы не повредить изоляции кромкой оболочки.

На расстоянии Г от конца жил (см. рис. 1) или И от среза поясной изоляции накладывают бандаж из кабельной пряжи или сухой суровой нитки (2–3 витка), снимают временные бандажи с концов жил, разматывают и обрывают по струне у кромок бандажей кабельную бумагу.

Затем монтируют заземляющий проводник. Он должен быть медным, многопроволочным. Для кабелей с сечениями жил 10, 16...24, 50... 120, 150...240 мм2 рекомендуемые сечения заземляющих проводников соответственно 6, 10, 16 и 25 мм2.

Длина заземляющего провода определяется размерами соединительных муфт и видом опорных конструкций концевых муфт и заделок.

При использовании свинцовых соединительных муфт заземляющий провод крепится к проводящим оболочкам кабеля только бандажами. Броню кабеля зачищают и облуживают (обе бронеленты). Заземляющий провод закрепляют на броне бандажом из стальной проволоки и припаивают к обеим бронелентам и бандажу. Если кабель имеет проволочную броню, то бандаж и броню пропаивают кругом. Свободный конец заземляющего провода располагают вдоль неразделанного участка кабеля.

 

Задание:

1. Составьте таблицу разделки проводов.

2. Составьте таблицу разделки кабелей.

Контрольные вопросы:

1. Объясните, какие инструменты используются при разделке.

2. Объясните, от чего зависят размеры разделки проводов и кабелей.

3. Расскажите, каково основное требование при разделке проводов.

Литература:

1. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ. – М.: Академия, 2014(стер).

2. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электрических установок промышленных предприятий; М.: «Академия», 2014(стер).

 


 

Общие сведения

 

Варианты прокладки и способы монтажа электропроводки

В ходе нового строительства или в течение реконструкционных работ выбор варианта и способа укладки электропроводки становится немаловажным элементом подготовки к производству электромонтажных работ. В частности, в жилых домах способ прокладки электропроводов может повлиять на внешний вид помещения и применяемые дизайнерские решения.

На производстве подбор вариантов осуществляется исходя из предназначения, температурных и других параметров технических помещений, которые могут иметь повышенную влажность, пожаро- или взрывоопасность, среду, активную в химическом плане. Таким образом, способ укладки электропроводок соотносится и с условиями внешней среды, и техническими характеристиками строительного объекта. В строительной индустрии под электропроводками понимается комплекс кабелей, креплений, проводов и поддерживающих деталей.

Различают электропроводки нескольких типов: скрытые, наружные, открытые, причем наружные, в свою очередь, могут быть как скрытыми, так и открытыми. При выборе между данными вариантами обязательно учитывается, в какой среде (помещениях) они будут эксплуатироваться: нормальных, влажных, сухих, жарких, сырых, пыльных, с пожаро- и взрывоопасных или химически активных средах.

Конструкция осветительных сетей, а также способ монтажа также определяются по степени возгораемости стройматериалов здания, на которые будут смонтированы провода. Помимо всего прочего, для надежности эксплуатации электропроводок большое значение имеет сечение и марки кабелей электрических сетей, прокладываемых в зданиях.

 

Скрытая электропроводка

Скрытый вид электропроводки прокладывается обычно внутри фундаментов, потолков и пр. Прокладка, как правило, может осуществляться в пластиковых, либо стальных трубах, а также гибких рукавах, коробах или пустотах различных строительных элементов и конструкций. Наиболее трудоемким и затратным, но при этом отличающимся декоративностью вариантом скрытой проводки является ее прокладка именно внутри стеновых и перегородочных перекрытий в предусмотренных пустотах.

Рис. 4 Скрытая электропроводка в стене из пеноблоков

 

Более простым способом считается прокладка проводов по стенам и потолкам в изготавливаемых посредством перфоратора канавках и бороздках – штробах. Кабели в этом случае пропускаются в гибкую трубку ПВХ, предохраняющую провода от повреждений во время монтажа и эксплуатации.

Многие прокладывают скрытую проводку прямо по поверхности потолков и стен, закрепляя ее гвоздями и алебастром. В ходе финишной отделки провода покрываются слоем шпатлевки или выравнивающей стены штукатурки. Данный вариант также считается безопасным по причине высокой огнеустойчивости материалов финишной отделки, но неудобен в случае необходимости ремонта или демонтажа электропроводки.

Одним из распространенных вариантов применения скрытой электропроводки является ее использование для питания «домашних кинотеатров» — сложных с электрической точки зрения систем, состоящих из видео- и аудиокомпонентов, соединяемых между собой разными видами кабелей. При покупке домашнего кинотеатра перед его новым владельцем сразу же встает вопрос о грамотной прокладке скрытой проводки для питания аудио- и видеокомпонентов напряжением 220 вольт и акустических кабелей. Для этого обычно требуется применение комплексного похода, учитывающего особенности комнатной планировки и дизайна помещения и объем имеющиеся в распоряжении денежные средства.

 

Рис. 5 Использование скрытой электропроводки для подключения домашнего кинотеатра

 

Для того чтобы проложить скрытую проводку под кинотеатр, необходимо проштробить участок стены от ресивера к динамикам и скрыть в нем проводки, сделав специальные винтовые терминалы к каждой из колонок. Общий терминал винтового типа обычно размещается за ресивером, а сабвуферу достаточно будет провода от ресивера, проложенного способом открытой проводки.

Рассмотренные способы и варианты электромонтажа сетей дают представление об имеющемся разнообразии электропроводок, используемых для квалифицированного проведения и осмечивания электромонтажных работ. Каждый из описанных способов выполнения электромонтажа имеет свою сферу и особенности применения в контексте условий внешней и внутренней среды помещения, применяемых современных строительных материалов и технологий.

 

Задание:

1. Составьте таблицу электропроводок открытого и скрытого типов.

2. Изобразите прокладку кабеля в лотке на потолочной конструкции.

Контрольные вопросы:

1. Назовите типы лотков для прокладки кабеля.

2. Расскажите, в каком случае применяется струнная прокладка кабеля.

3. Назовите способы защиты кабеля при скрытой электропроводке.

Литература:

1. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ. – М.: Академия, 2014(стер).

2. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электрических установок промышленных предприятий; М.: «Академия», 2014(стер).

 


 

Общие сведения

 

При монтаже цеховых троллеев с инвентарной люльки (рис.1), подвешенной на мостовом кране, должно быть получено разрешение от механомонтажной организации на использование мостового крана, который должен быть смонтирован и запитан по временной схеме гибким токоподводом.

 

Рис.1. Монтаж цеховых троллеев с инвентарной люльки, подвешенной на мостовом кране

 

Монтаж цеховых троллеев осуществляется:

· На подкрановых балках, на нулевой отметке (до установки их на колонны).

· На подкрановых балках, установленных на колонны на проектную отметку.

 

Общие сведения

 

Шинопровод представляет собой комплектную электросеть, которая состоит из отдельных секций, соединяемых между собой сваркой, болтовыми сжимами или штепсельными соединениями. В состав шинопровода как законченного комплектного устройства входят также конструкции для его установки и крепления. Монтаж шинопровода заключается только в подъеме и закреплении его на заранее установленных конструкциях и в присоединении к электросети.

Шинопроводы выпускают: ШРА и ШМА — для распределительных и магистральных сетей, ШОС — осветительные, ШТМ — троллейные. Условное обозначение шинопровода расшифровывается так: Ш — шинопровод, М — магистральный, А — с алюминиевыми шинами, Р — распределительный, ОС — осветительный, Т — троллейный, М (третья буква) — с медными шинами или жилами. Цифры после букв указывают год разработки конструкции. На рис. 1, а — д показаны поперечные разрезы шинопроводов разных серий.

Шинопроводы по сравнению с кабельными линиями и открытыми магистралями имеют большие преимущества: высокую надежность, длительный срок службы, удобство монтажа и обслуживания. Наличие готовых комплектных секций позволяет создать универсальную сеть, подключать дополнительные электроприемники при изменении технологии производства.

Стандартные секции шинопроводов и большой ассортимент соединительных элементов (угольников, тройников, крестовин, штепсельных соединений, компенсаторов) позволяет конструировать и собирать из них разнообразные схемы распределения энергии.

Закрытые шинопроводы занимают основное место в низковольтных сетях вместо открытых шинных магистралей, прокладываемых по фермам, для сооружения которых требуется значительно больше времени. Они более безопасны в обслуживании, чем открытые магистрали. Их прокладывают на небольшой высоте, что значительно сокращает длину ответвлений к электроприемникам.

Распределительные шинопроводы серии ШРА (рис. 1, б) выпускают на номинальные токи 250, 400, 630 А для сетей с глухозаземленной нейтралью напряжения 380/220 В, изготовляют из типовых элементов в виде прямых и угловых секций и комплектуют вводными и ответвительными коробками для штепсельного присоединения с предохранителями или автоматами. Прямая секция длиной 3 м имеет по восемь ответвительных коробок (по четыре с каждой стороны). Шинопроводы прокладывают на небольшой высоте по стенам на кронштейнах, по колоннам на подвесах, под перекрытием на конструкциях, в средней части пролетов на стойках. Ответвления от шинопровода к электроприемникам выполняют проводами в трубах или металлорукавах.

Секция шинопровода состоит из четырех алюминиевых шин одинакового сечения (нулевая шина имеет одинаковое сечение с фазными), закрепленных в изоляционных клицах и заключенных в защитный стальной кожух. Алюминиевые шины в местах штепсельного присоединения спрессованы медными накладками, что обеспечивает надежность разъемного контакта. Контроль наличия напряжения на шинопроводе осуществляется в коробке с указателем напряжения (сигнальными лампами).

Установленные на опорных конструкциях секции шинопровода закрепляют нажимными болтами. Концы шин соединяют болтами ступенчато. Короба соединяемых секций скрепляют винтами и приваркой соединительных планок к лапкам на коробах. После окончания сборки и заземления шинопровода закрывают монтажные окна крышками с помощью прижимов и устанавливают вводные и ответвительные коробки.

Распределительный шинопровод ШРМ-75, выпущенный в последнее время, предназначен для присоединения как трехфазных, так и однофазных электроприемников. Он может быть использован и в качестве осветительного шинопровода.

Магистральные шинопроводы серии ШМА (рис. 1, а) изготовляют отдельными прямыми и угловыми секциями различной нормализованной длины. Они имеют четырехпроводное исполнение. В качестве четвертого (нулевого) провода используют внешние опорные алюминиевые уголки шинопровода. Шинопроводы на токи свыше 1000 А имеют спаренные фазы.

Рис. 1. Шинопроводы разных серий: а — магистральный ШМА, б — распределительный ШРА, в — магистральный постоянного тока ШМАД, г — осветительный ШОС, д — троллейный ШТМ; 1 — крышка, 2 — стяжные болты, 3 — алюминиевые уголки, 4 — изоляторы; 5 — шины, 6 — ярмо.

 

Шины разных фаз спарены по две на фазу по схеме СА — АВ — ВС для уменьшения потерь и разделены между собой тонкой изоляционной прокладкой. Шины заключены в стальной перфорированный кожух с верхней сплошной крышкой. Шины двух соседних секций соединяют сваркой, а в местах, где по условиям эксплуатации необходимы разъемные соединения, болтовыми сжимами. Соединение шин одним болтом выполняют так: стальной болт диаметром 30 мм проходит через изоляционную втулку, набор изолирующих и металлических шайб и тарельчатые пружины и затягивается двумя гайками. Металлический кожух и шпильку стяжного болта заземляют присоединением к алюминиевым угольникам. Шинопроводы закрепляют на специальных кронштейнах к стенам или на стойках к полу цеха. Возможна подвеска на тросах вдоль колонн цеха в пролетах 6 и 12 м. Конструкция шинопровода самонесущая; основными элементами, определяющими ее жесткость, являются шины.

Если распределительные шинопроводы служат для питания большого числа электроприемников, то магистральные шинопроводы предназначены для питания распределительных шинопроводов, силовых шкафов и крупных электроприемников, т. е. сравнительно ограниченного числа потребителей.

Комплектный осветительный шинопровод ШОС (рис. 1, г) предназначен для выполнения четырехпроводных осветительных групповых линий в сетях 380/220 В с нулевым проводом. При использовании комплектных шинопроводов возможны подключение дополнительных светильников благодаря наличию штепсельных разъемов, а также их снятие для ревизии и ремонта без отключения всей группы светильников. Исполнение шинопровода защищенное; он рассчитан на установку в помещениях цехов промышленных предприятий с нормальной средой.

Шинопровод представляет собой стальной штампованный короб с проложенными внутри медными изолированными проводами сечением 6 мм2, имеющими пофазную расцветку. В комплект шинопроводов входят прямые, угловые, гибкие и вводные секции, ответвительные штепсели и торцевые заглушки. Прямые секции выпускают длиной 0,5—1,5 и 3 м. В секциях длиной 1,5 и 3 м через каждые 0,5 м предусмотрены окна для штепсельного подсоединения однофазных потребителей. Размеры секций коробов 35X 45 мм, а их соединение разъемное (штепсельное).

Для соединения каждая секция имеет на одном конце штепсельную соединительную розетку, а на другом — четырехполюсную вилку, которая соединяется с проводами. Короб заземляют, соединяя его с нулевым проводом.

Вводные секции (длиной 0,5 м) имеют коробку с зажимами для присоединения ее к источнику питания. Зажимы рассчитаны на двойной номинальный ток шинопровода, что позволяет устанавливать коробку в середине линии.

Гибкие секции длиной 1 м выполнены в виде двух коротких участков шинопровода со штепсельной розеткой и вилкой на одном конце, соединенных металлорукавом с заключенными в нем проводами.

Ответвления к электроприемникам выполняют двухполюсными штепсельными присоединениями через окна, имеющиеся на нижней стороне секции. Штепсель поставляют заряженным трехжильным шнуром ШВРШ сечением 3 X 0,75 мм и длиной 1 или 2 м. Две жилы присоединяются к фазному и нулевому проводу, а третья — к заземляющему контакту (для заземления осветительной арматуры).

Рис. 2. Установка осветительного шинопровода ШОС: а — совместная прокладка осветительного и распределительного шинопроводов, б — осветительный шинопровод, смонтированный на тросовых подвесках; 1:— светильник, 2, 4 — распределительный и осветительный шинопроводы, 3 — подвес, 5 — хомут, 6 — штепсель, 7 — поддерживающий трос, 8 — тросовые подвески

 

Монтаж шинопровода состоит из установки несущих и поддерживающих конструкций и тросов, подвески и стыковки секций шинопровода, установки и подключения светильников. Для крепления шинопровода поставляют специальные скобы, подвесы, хомуты, стойки и другие крепежные конструкции и детали. Шинопровод прокладывают по стенам, колоннам, фермам, на коробе распределительного шинопровода при их совместной прокладке, вдоль специальных несущих конструкций (рис. 2, а, б).

 

Задание:

1. Составить технологическую карту последовательности монтажа шинопроводов.

2. Составить таблицу типов шинопроводов.

Контрольные вопросы:

  1. Расскажите, в чем состоит преимущество шинопроводов по сравнению с другими видами канализации электроэнергии?
  2. Расскажите о конструкции шинопроводов серии ШРА и ШМА.
  3. Расскажите, где используют комплектный осветительный шинопровод ШОС.
  4. Объясните, как устанавливают и крепят шинопроводы всех серий.
  5. Расскажите о способах заземлений шинопроводов всех серий.

Литература:

3. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ. – М.: Академия, 2014(стер).

4. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электрических установок промышленных предприятий; М.: «Академия», 2014(стер).


5.

Общие сведения

 

Общие сведения

Типы кабельных муфт

Помимо этого, в зависимости от материала, из которого их производят муфты классифицируют на:

— эпоксидные — используются при напряжениях 6-10кВ, характеризуются хорошей устойчивостью к агрессивным средам и используются в качестве стопорных муфт для кабелей с бумажной изоляцией;

— свинцовые — предназначены для использования на кабелях напряжением 6-10кВ, имеющим алюминиевую либо свинцовую оболочки. Такие кабельные крепежи обычно производят из свинцовых труб с диаметром 60— 110мм и длиной 450—650мм, которые определяются номинальным напряжением и сечением кабеля;

— термоусаживаемые – новое поколение муфт, основой для их изготовления являются вулканизированные полимеры, характеризующиеся рядом уникальных качеств. Под действием температуры полимер нагревается и приобретает нужную форму, обеспечивая надежное соединение. Они отличаются высокой надежностью, прекрасными диэлектрическими свойствами, простотой монтажа и позволяют соединять кабели с жилами, отличающимися по диаметру. На территории нашей страны распространение получил крепеж фирмы Raychem.

— устройства холодной усадки способны оставлять неизменными гибкие свойства кабеля, также не способны выдерживать температурные перепады и смещение грунтов.

Все вышеперечисленные характеристики обычно указываются при маркировке муфт, но у различных производителей принципы обозначения и порядок записи могут существенно отличаться.

 

Задание:

1. Составить таблицу разновидностей типов муфт.

2. Зарисуйте кабельную муфту в разрезе.

Контрольные вопросы:

  1. Объясните, чем отличается эпоксидная муфта от чугунной.
  2. Расскажите, в каких случаях применяются соединительные кабельные муфты.
  3. Расскажите, о требованиях правил техники безопасности при установке кабельных муфт.

Литература:

1. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ. – М.: Академия, 2014(стер).

2. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электрических установок промышленных предприятий; М.: «Академия», 2014(стер).

Общие сведения

 

Подготовительные работы

До начала работ по сооружению воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны быть выполнены следующие работы:

· получены разрешения на ведение работ по трассе ВЛ, включая территории лесных массивов и сельскохозяйственных угодий;

· подготовлены временные помещения для размещения монтажных бригад и прорабских участков;

· организованы временные базы для складирования материалов; проверены состояние дорог, мостов и подъездных путей к трассе ВЛ, при необходимости сооружены временные подъездные дороги;

· расчищена полоса земли вдоль трассы, а в лесной местности устроены просеки; осуществлен предусмотренный проектом снос строений, находящихся на трассе ВЛ или вблизи нее и препятствующих производству работ;

· выполнен производственный пикетаж – установка вдоль трассы ВЛ пикетов, отмечающих будущие места установки опор.

После устройства временных баз для хранения материалов выполняется транспортировка этих материалов в район прохождения трассы ВЛ.

Перевозка опор на трассу ВЛ осуществляется специальными стволовозами. Барабаны с проводом перевозят в вертикальном положении, закрепляя их в кузове автотранспорта растяжками из стальной проволоки. Фарфоровые и стеклянные подвесные изоляторы, предварительно проверенные и собранные в гирлянды требуемой длины и транспортируются на трассу ВЛ в специальных деревянных контейнерах, предохраняющих изоляторы от механических повреждений.

Разгрузка опор и барабанов с проводом должна выполняться, как правило, подъемными кранами.

Поставка строительной техники на трассу ВЛ осуществляется своим ходом или на специальных автомобильных платформах.

 

Сборка и установка опор

Сборка опор. Стойки деревянных опор (рис. 1) соединяются внахлест с железобетонными приставками (пасынками). Соединения приставок с деревянной стойкой выполняются с помощью бандажей из стальной проволоки или стальных хомутов. Для бандажей применяется мягкая оцинкованная проволока диаметром 4 мм или неоцинкованная проволока диаметром 5…6 мм. Число витков бандажа принимается равным:

· 12 – при диаметре проволоки 4 мм;

· 10 – при диаметре проволоки 5 мм;

· 8 – при диаметре проволоки 6 мм.

Деревянные опоры для ВЛ напряжением 35 кВ и выше поставляются отдельными элементами (стойки, траверса, раскосы), сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений.

В стойках деревянных опор ВЛ напряжением до 10 кВ высверливаются отверстия для вкручивания стальных крючьев, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. На траверсах деревянных П-образныхопор ВЛ напряжением 35 кВ и выше в просверленные отверстия устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд изоляторов. При необходимости по стойке деревянной опоры прокладывается заземляющий спуск из стальной проволоки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.112 с.)