Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности



МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания к выполнению контрольной работы

студентами – заочниками специальности

280700 Техносферная безопасность (направление Безопасность технологических процессов и производств)

 

 

Тверь 2014

 

УДК 66.013.8(075.8)

ББК 68.9я7

 

Рецензент: зав. кафедрой общей физики ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», доктор физико-математических наук, профессор Твардовский А.В.

 

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: методические указания к выполнению контрольной работы студентами – заочниками специальности 280700 Техносферная безопасность / Составители: Н.А. Филиппова., Л.В. Козырева – Тверь: ТвГТУ, 2014. – 24 с.

 

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» для студентов-заочников 3 курса специальности 280700 Техносферная безопасность и предназначены для оказания помощи студентам при выполнении контрольной работы по данной дисциплине. Разработаны контрольные вопросы и практические задания, изложены указания к изучению дисциплины.

 

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология» ТвГТУ 17 апреля 2014 г. (протокол № 7) и рекомендованы к печати и применению в учебном процессе.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»: цель и значение в подготовке специалистов…………………………………………………………............4

2. Общие методические указания по изучению дисциплины……………….5

3. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины..………..6

4. Методические указания по выполнению контрольной работы………………………………………………………………………...6

4.1. Контрольные вопросы для КР………………………….…………............8

Приложение 1. Риск возникновения различных заболеваний при воздействии факторов окружающей среды……… ……………………….12

Приложение 2. Вещества, продукты, производственные процессы и факторы с доказанной для человека канцерогенностью…………………….15

Приложение 3. Образец оформления титульного листа…………………….17

Словарь определений и терминов (глоссарий)………………………………18

 

 

 

© Тверской государственный

технический университет,

© Козырева Л.В.

© Филиппова Н.А.

 

1. Дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»: цель и значение в подготовке специалистов

Дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» – это естественнонаучная дисциплина, изучающая взаимодействие человека со средой обитания, влияние среды обитания на здоровье человека и занимающаяся разработкой мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности на основе выявленных причинно-следственных связей между средой обитания и здоровьем человека.

Объект изучения медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности – среда обитания, предмет – свойства среды, проявляющиеся во влиянии на здоровье человека, а цель – разработка профилактических мероприятий, обеспечивающих оптимальное здоровье человека, долгую творческую деятельность и долголетие.

Здоровье людей – национальное богатство страны, поэтому при изучении дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» значительное внимание уделяется рассмотрению вопросов оценки состояния и влияния окружающей среды (среды обитания) на здоровье человека в целях создания оптимальных научно-обоснованных условий его жизни.

Дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» изучает показатели изменения здоровья населения, знакомит с факторами риска, причинно-следственными связями между качеством окружающей среды и состоянием здоровья населения. Дисциплина детально рассматривает вопросы возникновения профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в современных производственных условиях, а также, экологически зависимую патологию и общие принципы их профилактики.

Предполагается, что студенты имеют достаточную подготовку по химии, физике, физиологии человека. В настоящее время стало очевидным, что дефицит экологического воспитания приводит ко многим ошибкам в различных сферах деятельности человека. Изучение «Медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности» формирует экологическое мировоззрение, акцентируя внимание на том, что приспособление человека к изменяющимся условиям среды обитания не беспредельно и приводит к повышению уровня и изменению структуры заболеваемости и смертности. Дисциплина дает базовые представления об адаптационных и компенсаторных механизмах человеческого организма, гигиеническом нормировании, комплексном воздействии факторов среды обитания на состояние здоровья в целом.

При завершении обучения по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» студент должен уметь:

- анализировать качественные и количественные характеристики опасных и вредных факторов среды обитания человека;

- разрабатывать санитарно-технические и другие мероприятия по оптимизации среды обитания и укреплению здоровья человека;

- проводить эколого-техническую и эколого-гигиеническую экспертизу на основе требований нормативных актов действующего законодательства;

- выявлять причинно-следственные связи изменений состояния здоровья человека с неудовлетворительной средой его обитания.

2. Общие методические указания по изучению дисциплины

 

В соответствии с учебным планом по указанной специальности на аудиторные занятия студентам-заочникам выделено только 14 часов, в том числе 2 ч – на установочную лекцию, 2 ч – на наиболее сложные темы лекций (их определяет лектор), 10 ч – на практические занятия и 9 ч – на прием экзамена. Поэтому они самостоятельно изучают лекционный материал по учебнику [3.1] в межсессионный период учебы, а наиболее сложные темы лекций – в период экзаменационной сессии. Формой контроля знаний студентов-заочников за межсессионный период учебы является контрольная работа (КР), выполняемая каждым студентом самостоятельно в соответствии с данными методическими указаниями (см. ниже раздел 4).

Как при самостоятельной проработке учебника [3.1], так и на лекционных занятиях студент должен вести конспект. Он поможет закреплению и систематизации полученных знаний по данной дисциплине, а также окажет помощь студенту-заочнику в подготовке к другим видам учебных занятий по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности».

Закрепление теоретических знаний по данной дисциплине и индивидуализация обучения студентов-заочников осуществляется при проведении практических занятий (ПЗ) и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы над КР. Так, на ПЗ студенты-заочники выполняют 2…3 практических задания самостоятельно. Перечень их дает лектор на установочной лекции, а содержание практических задач приведено в практикуме [3.2].

Индивидуализация обучения студента-заочника состоит в выполнении теоретической (семь вопросов) и расчетной (два задания) части по своему варианту. Вариант теоретической части КР он определяет по последней цифре своего учебного шифра в табл. 4.1;

Итоговой формой контроля знаний студентов-заочников по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» является экзамен. Он проводится лектором после выполнения студентом-заочником всех видов учебных занятий по данной дисциплине, а именно: выполнения и защиты КР и всех запланированных практических заданий. В противном случае студент не допускается к экзамену. Экзамен проставляется лектором, если студент устно ответил на вопросы экзаменационного билета. Оценка «отлично» ставится, если студент безошибочно ответил на 3 вопроса экзаменационного билета и дополнительные вопросы экзаменатора, оценка «хорошо» ставится, если студент изложил материал с небольшими недочетами, «удовлетворительно», - если преподавателем получены правильные ответы на 2 вопроса билета, «неудовлетворительно», - если студент изложил материал с грубыми ошибками и ответил менее, чем на 2 вопроса билета.

 

 

3. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины

 

3.1. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник.- М.: Академия, 2004.-288с.

3.2. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум.- М.: Академия, 2005.-256с.

3.3. Занько Н.Г., Рыкованов В.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Гигиена труда работников и охрана здоровья работников.- СПб.: ЛТА, 2003.- 46с.

3.4. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность: Учебное пособие.- Медицина, 2002.- 392 с.

3.5. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова.- М.: Тровант, 2003.-448 с.

3.6. Руководство о порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии / Под ред. В.М. Ретнева и Н.С. Шляхецкого.- СПб.:СпбМАПО, 2001, 384 с.

3.7. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки: Руководство 2.2.1766-03.

3.8. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Р 2.1.10.1920-04.

Приведенных в п.п. 4.1


1 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61

2 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62

3 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63

4 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64

5 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65

6 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66

7 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67

8 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68

9 9, 19, 29, 39, 49, 59, 64

10 10, 20, 30, 40, 50, 60, 62

Студентами-заочниками выполняются следующие задания:

1) По приведенной формуле рассчитать величину собственного адаптационного потенциала. Оценить полученную величину, учитывая, что величина АП меньше 2 свидетельствует о хорошем уровне адаптации, величина АП, не превышающая 2,1, соответствует удовлетворительной адаптации, величина АП в диапазоне от 2,1 до 3,0 указывает на напряжение адаптации, величина АП, превышающая 4,1 является показателем срыва адаптации. Неудовлетворительная адаптация выражается показателем от 3,0 до 4,1. (лабораторный практикум [3.2], с.25)

АП=0,011ЧСС+0,014СД+0,008ДД+0,014В+0,009М-0,009Р-0,27.

Необходимо сделать вывод и составить индивидуальные

рекомендации для улучшения резервных возможностей организма.

 

2) В воздухе рабочей зоны одновременно присутствуют три вредных вещества однонаправленного действия. Даны фактические концентрации (С1 и С2) первых двух из этих веществ (см. табл.). Определить, какой должна быть фактическая концентрация третьего вещества (из трех прочих), чтобы соблюдались условия безопасности (практикум [3.2], с.143).

Для оценки безопасности труда при условии выделения в воздух рабочей зоны веществ однонаправленного действия используют выражение, предложенное А.Т. Аверьяновым:

C1/ПДК1 + С2/ПДК2 + … + Сn/ПДКn ≤ 1, где С1, С2,…, Сп – концентрации каждого вещества в воздухе, мг/м3; ПДК1, ПДК2,…,ПДКn – предельно допустимые концентрации этих веществ, мг/м3.

 

Исходные данные, мг/л

Вещества С1 С1
Сульфаты меди, кобальта и никеля 0,3 0,002
Кислоты соляная, серная и азотная   0,4
Фурфурол, метиловый и этиловый спирты 0,1  
Диоксид серы, оксид углерода и пыль кварцсодержащая    
Сульфаты кобальта, никеля и диоксид серы 0,003 0,1

 

 

КР выполняется чернилами или пастой (кроме красного и зеленого цветов) четко и разборчиво на 12…18 страницах ученической тетради или на компьютере на листах формата А4. На титульном листе должны быть указаны: контрольная работа по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности», фамилия и инициалы студента, его учебный шифр, номер варианта выполняемой работы. На первой странице следует повторить номер варианта КР и номера вопросов и заданий на расчет. Затем пишется и подчеркивается полностью текст первого по порядку вопроса и дается текст ответа на этот вопрос; текст второго по порядку вопроса… ответ и т.д.; текст первого задания на расчет с соответствующими исходными данными … ход решения и итоговые выводы; текст второго задания на расчет с соответствующими исходными данными … ход решения и итоговые выводы. В конце КР студентом приводится список использованной литературы, а также ставится дата выполнения и личная подпись студента. При этом на каждой странице студент должен оставить поля шириной 30 мм для замечаний преподавателя-рецензента. Ответы на вопросы должны показать умение студента анализировать и обобщать изучаемый материал, а в ответе должна быть отражена сущность рассматриваемого вопроса.

Выполненную и правильно оформленную КР студент-заочник передает на кафедру БЖЭ (ХТ-206) ТвГТУ ведущему преподавателю до сессии за 2 недели, затем исправляет имеющиеся замечания и защищает свою работу. Работа, выполненная не по своему варианту, не проверяется и возвращается студенту.

4.1. Контрольные вопросы по КР

 

1. Предмет, цель и задачи дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности».

2. Основные термины и определения в дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности».

3. Исходные теоретические концепции медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности.

4. Взаимодействие человека со средой обитания.

5. Неблагоприятные факторы среды обитания.

6. Классификация факторов среды обитания

7. Системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания.

8. Естественные системы защиты организма человека от неблагоприятного действия опасных и вредных факторов среды обитания.

9. Основные законы, лежащие в основе оценки неблагоприятного действия опасных и вредных факторов среды обитания на организм человека.

10. Допустимое воздействие опасных и вредных факторов на человека.

11. Чувствительность органов чувств человека.

12. Время реакции человека к действию раздражителей.

13. Понятие о производственном яде и отравлении.

14. Пути поступления яда в организм человека и фармакокинетика.

15. Факторы, определяющие действие яда на организм.

16. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

17. Понятие токсикометрии.

18. Классификация производственных ядов.

19. Общие методы борьбы с профессиональными отравлениями.

20. Важнейшие промышленные яды (краткая характеристика).

21. Отравление свинцом на производстве: источники отравления, основные симптомы.

22. Отравление тетраэтилсвинцом на производстве: источники отравления, основные симптомы.

23. Отравление ртутью на производстве: источники отравления, основные симптомы.

24. Отравление марганцем на производстве: источники отравления, основные симптомы.

25. Отравление хлор-, фтор-, серо-, и азотсодержащими соединениями на производстве: источники отравления, основные симптомы.

26. Отравление окисью углерода на производстве: источники отравления, основные симптомы.

27. Отравление ароматическими углеводородами на производстве: источники отравления, основные симптомы.

28. Отравление хлорированными углеводородами на производстве: источники отравления, основные симптомы.

29. Метеорологические условия на производстве и их особенности.

30. Терморегуляция организма человека и ее нарушения при работе.

31. Влияние производственных метеорологических условий на состояние организма.

32. Электромагнитные волны радиочастот, влияние на организм человека.

33. Световые и пограничные с ними лучи, влияние на организм человека.

34. Ионизирующие излучения, влияние на организм человека.

35. Лазерное излучение. Функциональная схема и некоторые характеристики лазеров.

36. Основные закономерности поглощения лазерного излучения живой тканью.

37. Действие лазерного излучения на орган зрения.

38. Действие лазерного излучения на кожу.

39. Побочные биологические явления, возникающие при работе лазерных установок.

40. Меры обеспечения безопасности при работе с лазерами.

41. Шум и его влияние на организм человека.

42. Ультразвук и его влияние на организм человека.

43. Вибрация и ее влияние на организм человека.

44. Предварительные и периодические медицинские осмотры.

45. Оценка профессионального риска для здоровья работников.

46. Экспертиза санитарно-бытовых помещений.

47. Основные принципы выбора источника хозяйственно-питьевого водоснабжения.

48. Санитарно-гигиеническая оценка эффективности вентиляции.

49. Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

50. Методы исследования внешнего дыхания и газообмена.

51. Методы исследования нервно-мышечного аппарата и центральной нервной системы.

52. Исследование анализаторов.

53. Работоспособность и утомление. Определение работоспособности человека.

54. Динамический стереотип.

55. Характеристика основных форм организации трудовой деятельности человека.

56. Общие меры повышения устойчивости организма человека.

57. Гигиеническая донозологическая диагностика. Эффекты воздействия негативных факторов среды.

58. Классификация условий труда.

59. Отличие профессиональных от производственно-обусловленных заболеваний.

60. Адаптация и компенсация (дать определения понятий).

61. Общие принципы и механизмы адаптации.

62. Стадии адаптации (дать характеристику каждой стадии).

63. Характеристика процессов адаптации. Адаптация. Гомеостаз.

64. Основные принципы организации и проведения физиологических и психологических исследований.

65. Характеристика производственного освещения и его влияния на организм.

66. Характеристика тяжести и напряженности трудового процесса, влияние на организм человека.

67. Оценка и обоснование рациональных режимов труда и отдыха.

68. Характеристика профессиональных заболеваний и их профилактика.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

Факторы среды обитания, создающие предпосылки для развития болезни Возможные заболевания
Избыток железа Гемосидероз
Избыток кобальта Кобальтовая миокардиопатия
Избыток молибдена Эндемический молибденоз, молибденовая подагра
Избыток нитратов Метгемоглобинемия
Избыток свинца Свинцовая энцефалопатия и нефропатия
Избыток селена Гиперселеноз
Избыток стронция на фоне недостатка кальция Болезнь Кашина-Бека (уровская болезнь)
Избыток фтора Эндемический флюороз
Дефицит селена Болезнь Кишана
Дефицит фтора Кариес
Дефицит цинка Болезнь Прасада
Недостаток в окружающей среде йода, необходимого для синтеза тиреоидных гормонов Эндемический зоб
Поражения, связанные с попаданием в организм кадмия Болезнь Итай-Итай
Поражения, связанные с попаданием в организм метилового соединения ртути Болезнь Минамата
Попадание в организм полихлорбифенилов и диоксидов Болезнь Юшо
Природно-климатические условия: быстрая смена погоды, влажность, атмосферное давление, сила и направление ветра. Биогеохимические особенности: недостаток или избыток в объектах окружающей среды кальция, магния, кадмия, хрома, марганца, кобальта, железа и др. Жилищные условия Болезни системы кровообращения, в том числе гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь, инфаркт миокарда, атеросклероз, сосудистые поражения мозга
Загрязнение атмосферы оксидами серы, углерода, азота, фенолом, бензолом, этиленом, пропиленом, аммиаком. Шум. Неионизирующие излучения Болезни системы кровообращения, нервной системы и органов чувств
Природно-климатические условия: быстрая смена погоды, влажность, барометрическое давление, температурный фактор. Биогеохимические особенности: высокая минерализация почвы и воды, избыток хрома. Жилищные условия. Загрязнение атмосферы оксидами серы, углерода, азота, хрома, сероводорода. Шум. Неионизирующие излучения. Болезни нервной системы и органов чувств
Природно-климатические условия: быстрая смена погоды, влажность. Жилищные условия. Загрязнение атмосферы: пыль, оксиды серы, азота, углерода, фенол, сернистый ангидрид, аммиак, углеводороды, диоксид кремния. Хлор- и фосфорорганические пестициды Болезни органов дыхания
Загрязнение окружающей среды: пестициды и ядохимикаты. Недостаток или избыток микроэлементов в природной среде. Жилищные условия. Загрязнение атмосферы фенолом, сероводородом, пылью, диоксидом кремния и др. Шум. Состав питьевой воды: жесткость. Болезни органов пищеварения
Биогеохимические особенности: недостаток или избыток хрома, кобальта, других металлов. Загрязнение атмосферы пропиленом, оксидами серы, углерода, азота, сероводородом, углеводородами, этиленом. Неионизирующие излучения. Состав питьевой воды: нитриты и нитраты Болезни крови и кроветворных органов
Загрязнение окружающей среды: пестициды и ядохимикаты. Уровень инсоляции. Избыток или недостаток микроэлементов в природной среде. Загрязнение атмосферы Болезни кожи
Уровень инсоляции. Избыток или недостаток свинца, йода, бора, кальция, ванадия, брома, хрома, кобальта, марганца, цинка, железа, молибдена и других элементов в природной среде. Загрязнение атмосферного воздуха. Жесткость питьевой воды. Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ
Загрязнение атмосферы. Загрязнение пестицидами продуктов питания. Шум. Неионизирующие излучения Врожденные аномалии (пороки развития)
Недостаток или избыток цинка, свинца, йода, кальция, марганца, кобальта, железа в природной среде. Загрязнение атмосферы сероуглеродом, углеводородами, диоксидом углерода, бутиленом, сероводородом, этиленом, оксидами серы, углерода, амиленом. Жесткость питьевой воды Болезни мочеполовых органов
Загрязнение атмосферы. Влажность, уровень инсоляции, температурный фактор, барометрическое давление, суховеи, пыльные бури Новообразования в области рта, носоглотки, верхних дыхательных путей, трахеи, бронхов
Загрязнение окружающей среды: пестициды и ядохимикаты. Загрязнение атмосферы канцерогенными веществами, акролеином и др., фотооксидантами (оксид азота, озон, органические перекиси, формальдегид). Биогеохимические особенности: недостаток или избыток магния, марганца, цинка, кобальта, меди. Состав питьевой воды: хлориды, сульфаты, жесткость Новообразования в органах пищеварительного тракта

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(«ТвГТУ»)

 

И экология»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

Вариант №___

Автор работы__________________________________________

Тверь 2014

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания к выполнению контрольной работы

студентами – заочниками специальности

280700 Техносферная безопасность (направление Безопасность технологических процессов и производств)

 

 

Тверь 2014

 

УДК 66.013.8(075.8)

ББК 68.9я7

 

Рецензент: зав. кафедрой общей физики ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», доктор физико-математических наук, профессор Твардовский А.В.

 

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: методические указания к выполнению контрольной работы студентами – заочниками специальности 280700 Техносферная безопасность / Составители: Н.А. Филиппова., Л.В. Козырева – Тверь: ТвГТУ, 2014. – 24 с.

 

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» для студентов-заочников 3 курса специальности 280700 Техносферная безопасность и предназначены для оказания помощи студентам при выполнении контрольной работы по данной дисциплине. Разработаны контрольные вопросы и практические задания, изложены указания к изучению дисциплины.

 

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности и экология» ТвГТУ 17 апреля 2014 г. (протокол № 7) и рекомендованы к печати и применению в учебном процессе.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»: цель и значение в подготовке специалистов…………………………………………………………............4

2. Общие методические указания по изучению дисциплины……………….5

3. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины..………..6

4. Методические указания по выполнению контрольной работы………………………………………………………………………...6

4.1. Контрольные вопросы для КР………………………….…………............8

Приложение 1. Риск возникновения различных заболеваний при воздействии факторов окружающей среды……… ……………………….12

Приложение 2. Вещества, продукты, производственные процессы и факторы с доказанной для человека канцерогенностью…………………….15

Приложение 3. Образец оформления титульного листа…………………….17

Словарь определений и терминов (глоссарий)………………………………18

 

 

 

© Тверской государственный

технический университет,

© Козырева Л.В.

© Филиппова Н.А.

 

1. Дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»: цель и значение в подготовке специалистов

Дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» – это естественнонаучная дисциплина, изучающая взаимодействие человека со средой обитания, влияние среды обитания на здоровье человека и занимающаяся разработкой мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности на основе выявленных причинно-следственных связей между средой обитания и здоровьем человека.

Объект изучения медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности – среда обитания, предмет – свойства среды, проявляющиеся во влиянии на здоровье человека, а цель – разработка профилактических мероприятий, обеспечивающих оптимальное здоровье человека, долгую творческую деятельность и долголетие.

Здоровье людей – национальное богатство страны, поэтому при изучении дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» значительное внимание уделяется рассмотрению вопросов оценки состояния и влияния окружающей среды (среды обитания) на здоровье человека в целях создания оптимальных научно-обоснованных условий его жизни.

Дисциплина «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» изучает показатели изменения здоровья населения, знакомит с факторами риска, причинно-следственными связями между качеством окружающей среды и состоянием здоровья населения. Дисциплина детально рассматривает вопросы возникновения профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в современных производственных условиях, а также, экологически зависимую патологию и общие принципы их профилактики.

Предполагается, что студенты имеют достаточную подготовку по химии, физике, физиологии человека. В настоящее время стало очевидным, что дефицит экологического воспитания приводит ко многим ошибкам в различных сферах деятельности человека. Изучение «Медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности» формирует экологическое мировоззрение, акцентируя внимание на том, что приспособление человека к изменяющимся условиям среды обитания не беспредельно и приводит к повышению уровня и изменению структуры заболеваемости и смертности. Дисциплина дает базовые представления об адаптационных и компенсаторных механизмах человеческого организма, гигиеническом нормировании, комплексном воздействии факторов среды обитания на состояние здоровья в целом.

При завершении обучения по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» студент должен уметь:

- анализировать качественные и количественные характеристики опасных и вредных факторов среды обитания человека;

- разрабатывать санитарно-технические и другие мероприятия по оптимизации среды обитания и укреплению здоровья человека;

- проводить эколого-техническую и эколого-гигиеническую экспертизу на основе требований нормативных актов действующего законодательства;

- выявлять причинно-следственные связи изменений состояния здоровья человека с неудовлетворительной средой его обитания.

2. Общие методические указания по изучению дисциплины

 

В соответствии с учебным планом по указанной специальности на аудиторные занятия студентам-заочникам выделено только 14 часов, в том числе 2 ч – на установочную лекцию, 2 ч – на наиболее сложные темы лекций (их определяет лектор), 10 ч – на практические занятия и 9 ч – на прием экзамена. Поэтому они самостоятельно изучают лекционный материал по учебнику [3.1] в межсессионный период учебы, а наиболее сложные темы лекций – в период экзаменационной сессии. Формой контроля знаний студентов-заочников за межсессионный период учебы является контрольная работа (КР), выполняемая каждым студентом самостоятельно в соответствии с данными методическими указаниями (см. ниже раздел 4).

Как при самостоятельной проработке учебника [3.1], так и на лекционных занятиях студент должен вести конспект. Он поможет закреплению и систематизации полученных знаний по данной дисциплине, а также окажет помощь студенту-заочнику в подготовке к другим видам учебных занятий по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности».

Закрепление теоретических знаний по данной дисциплине и индивидуализация обучения студентов-заочников осуществляется при проведении практических занятий (ПЗ) и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы над КР. Так, на ПЗ студенты-заочники выполняют 2…3 практических задания самостоятельно. Перечень их дает лектор на установочной лекции, а содержание практических задач приведено в практикуме [3.2].

Индивидуализация обучения студента-заочника состоит в выполнении теоретической (семь вопросов) и расчетной (два задания) части по своему варианту. Вариант теоретической части КР он определяет по последней цифре своего учебного шифра в табл. 4.1;

Итоговой формой контроля знаний студентов-заочников по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» является экзамен. Он проводится лектором после выполнения студентом-заочником всех видов учебных занятий по данной дисциплине, а именно: выполнения и защиты КР и всех запланированных практических заданий. В противном случае студент не допускается к экзамену. Экзамен проставляется лектором, если студент устно ответил на вопросы экзаменационного билета. Оценка «отлично» ставится, если студент безошибочно ответил на 3 вопроса экзаменационного билета и дополнительные вопросы экзаменатора, оценка «хорошо» ставится, если студент изложил материал с небольшими недочетами, «удовлетворительно», - если преподавателем получены правильные ответы на 2 вопроса билета, «неудовлетворительно», - если студент изложил материал с грубыми ошибками и ответил менее, чем на 2 вопроса билета.

 

 

3. Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины

 

3.1. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник.- М.: Академия, 2004.-288с.

3.2. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум.- М.: Академия, 2005.-256с.

3.3. Занько Н.Г., Рыкованов В.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Гигиена труда работников и охрана здоровья работников.- СПб.: ЛТА, 2003.- 46с.

3.4. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность: Учебное пособие.- Медицина, 2002.- 392 с.

3.5. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова.- М.: Тровант, 2003.-448 с.

3.6. Руководство о порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии / Под ред. В.М. Ретнева и Н.С. Шляхецкого.- СПб.:СпбМАПО, 2001, 384 с.

3.7. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки: Руководство 2.2.1766-03.

3.8. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Р 2.1.10.1920-04.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.27.175 (0.122 с.)