Классификация защитных механизмов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация защитных механизмов.



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»

 

Комплексное методическое обеспечение

 

Учебного раздела «Анатомо-физиологические аспекты потребности в безопасности»

по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов 1курса

 

по специальности среднего профессионального образования

31.02.01 «Лечебное дело»

 

Исполнитель: Журавлёв О.А.

 

 

Новокуйбышевск 2016г
Раздел 11.

«Анатомо-физиологические аспекты потребности в безопасности».

 

1. Тема 12.1 Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом человека потребности в безопасности».

Тема 12.2. «Иммунитет. Основы иммунной системы».

2. Цель:

После изучения данной темы

 

Студент должен представлять:

· Что такое потребность в безопасности

· Как действуют врожденные механизмы защиты

· Механизм работы гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы

· Что такое стернальная пункция

 

Студент должен знать:

 

· Физические основы самоудовлетворения потребности в безопасности

· Врожденные механизмы самоудовлетворения потребности в безопасности

· Приобретенные механизмы

· Роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы в регуляции

механизмов защиты (адаптационный синдром Г.Селье)

· Иммунитет

· Анатомию и физиологию органов иммунной системы

 

 

Выход: клинические дисциплины

 


Методическая разработка лекции №1 по теме:

«Общие вопросы самоудовлетворения организмом потребности в безопасности».

 

Цель:

Студент должен иметь представление:

 

· О физических основах самоудовлетворения потребности в безопасности

· О врожденных механизмах защиты

· О приобретенных механизмах защиты

· Об адаптационном синдроме Г.Селье

 

Лекция подготовлена в монологическом варианте.

 

План лекции.

 

Название Описание Время
  Введение Обосновать актуальность темы. Обратить внимание студентов на важность удовлетворения потребности в безопасности для сохранения жизни человека. 3-5 мин
  Физические основы самоудовлетворения потребности в безопасности Напомнить студентам о том, что организм человека – это единая, целостная, саморегулирующаяся система, способная к активному отражению внешних и внутренних воздействий за счет врожденных и приобретенных человеком в процессе жизни механизмов самоудовлетворения. 3-5 мин
  Врожденные механизмы защиты Кратко осветить врожденные защитные рефлексы организма человека, направленные на удаление вредных и инородных веществ (частиц), попавших в верхние дыхательные пути, полость рта, желудок, слизистую оболочку глаз… Напомнить о защитных дыхательных рефлексах (кашле, чихании, апноэ), пищеварительных рефлексах (тошнота, рвота), слезотечении, дрожи при охлаждении организма и др. Обратить внимание студентов на такой врожденный механизм защиты, как адаптация сенсорных систем. Указав на то, что при длительном действии раздражителя рецепторы сенсорных систем сначала реагируют повышенной частотой импульсации, а затем их частота уменьшается. Это явление называется адаптация, приспособление органов чувств к длительно действующим раздражителям (кроме проприо- и вестибулорецепторов). Далее надо раскрыть механизм висцеральной защиты организма, который проявляется в изменении работы внутренних органов с целью удовлетворения сиюминутных потребностей организма. Целесообразно привести разнообразные примеры такой защиты: повышение концентрации сахара в крови – выброс инсулина в кровь, бег – усиление деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательной, яркий свет – сужение зрачка, охлаждение – дрожь мышечная, вдыхание вредных газов (аммиак) – апноэ и т.д. Затем следует осветить защитную функцию микробов-сапрофитов, живущих в организме. Так, например, существенная роль в процессе пищеварения принадлежит кишечной палочке и бактериям молочнокислого брожения. Последние образуют молочную кислоту, обладающую антисептическим свойством. Микроорганизмы подавляют размножение патогенных микробов, в том числе гнилостных. В толстом кишечнике присутствует более 400 видов бактерий, составляющих 30-50% сухого вещества каловых масс. Более подробно следует остановиться на барьерных механизмах защиты. Начать объяснение следует с классификации защитных механизмов, которые представлены в организме тремя системами. Кратко охарактеризовать каждую из них (неспецифическую, клеточную и гуморальную). А затем раскрыть сущность третьей системы – специфического иммунитета, обратив внимание студентов на роль, которая принадлежит в специфическом иммунитете Т и В лимфоцитам. Подробно объяснить механизм клеточного и гуморального иммунитета, раскрыть их сущность. Рассказать студентам об иммунологической памяти, ее видах (кратковременная и долговременная) и значении. Сообщить о такой реакции организма в ответ на действие аллергенов, как аллергия. 40-45 мин
4. Приобретенные механизмы защиты. В этой части лекции раскрыть приобретенные механизмы защиты – сознательное поведение и психологическая защита, от развития и качеств которых зависит безопасность человека. 15 мин
5. Адаптационный синдром Г. Селье. В данной части лекции раскрыть роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы в регуляции врожденных и приобретенных механизмов защиты. Следует дать определение адаптационного синдрома, охарактеризовать три его фазы – фазу тревоги, стадию сопротивляемости и стабилизации (или стадию истощения). 10-15 мин
6. Заключение Подвести итог лекции, обратив внимание студентов на то, что одной из потребностей человека является потребность в безопасности. Отметить, что организм человека снабжен многочисленными врожденными механизмами, делающими его способными к активному отражению внешних и внутренних воздействий. Подчеркнуть роль и значение приобретенных механизмов, а также адаптационного синдрома Г. Селье. 5 мин

 

Литература, использованная при подготовке лекции:

 

1. Физиология и анатомия. Э.В. Семенов, Москва, 1997 г.

2. Анатомия. Под ред. Л.Ф. Гаврилова М., Медицина, 1985 г.

3. Физиология. Под ред. С.А. Георгиевой, М., Медицина, 1986 г

4. Анатомия человека. Под ред. Н.Р. Сапина, М., Медицина, 1996 г.

 

 

Задание на дом: Ответить на вопросы к данной теме (см. в приложении).

 

Конспект лекции №1 по теме:

«Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом потребности в безопасности».

 

Иммунитет.

 

Основоположником учения об иммунитете является Эдуард Дженнер, который в конце XVIII века опытным путем нашел способ предупреждения заболевания натуральной оспой. И.И. Мечников сформулировал клеточную теорию иммунитета и открыл защитную роль фагоцитоза. В дальнейшем была создана теория образования антител. С середины 20-х гг. началось самостоятельное развитие иммунологии – науки, изучающей защитные реакции организма. Были открыты генетические механизмы тканевой несовместимости у мышей, расшифровано строение антител и молекулярные основы иммунного ответа и т.д.

Под иммунитетом понимается способность организма распознавать поение в организме чужеродных веществ или клеток и мобилизовать клетки и образуемые ими вещества на эффективное их удаление с целью сохранения своей жизнеспособности.

 

Виды иммунитета.

 
 

 

 


Врожденный Приобретенный

 


Естественный Искусственный

 
 

 


Активный Пассивный

 

В основе врожденного иммунитета лежат неспецифические защитные механизмы. Это – барьерная функция крови и слизистых оболочек, бактерицидное действие молочной кислоты, слюны, желудочного и кишечного содержимого, желчи. К факторам естественного иммунитета относится пропердин – белок сыворотки крови. Фагоцитоз – центральный механизм клеточного иммунитета.

К естественно приобретенному иммунитету относится невосприимчивость к болезням после перенесенного заболевания (корь, краснуха). Приобретенный активный иммунитет можно образовать путем введения вакцин – ослабленных или убитых возбудителей инфекционных заболеваний или их токсинов. В ответ на это введение организм приобретает иммунитет. Пассивный приобретенный иммунитет получается в результате введения сывороток с уже готовыми антителами.

Органы иммунной системы.

 

К органам иммунитета относится комплекс взаимосвязанных органов: вилочковая железа (тимус), костный мозг, лимфатические узлы, лимфоидная ткань селезенки, кишечника, соединительная ткань, а также система кровеносных и лимфатических сосудов. Функциональное значение этого лимфо-миелоидного комплекса – обеспечение кроветворения, т.е. размножение, развитие, созревание клеток крови. В миелоидной ткани костного мозга образуются эритроциты, гранулоциты, тромбоциты. Формирование клеток иммунной системы происходит в лимфоидной ткани. Т-лимфоциты образуются в тимусе, В-лимфоциты – в красном костном мозге. Лимфоциты также образуются в селезенке, лимфатических узлах, лимфоидных фолликулах, по ходу пищеварительного и дыхательного трактов.

Вилочковая железа – центральный орган иммунной системы. Расположен в верхней части грудной полости за грудиной. Состоит из 2 долей, каждая из которых включает в себя более мелкие дольки. Каждая долька состоит из коркового и мозгового вещества. В корковом веществе происходит образование из родоначальной клетки Т-лимфоцитов, которые мигрируют в мозговое вещество, а потом переносятся в периферические лимфоидные органы – лимфатические узлы, селезенку. Человека до начала полового созревания тимус увеличивается до 30 гр., а затем уменьшается.

 

Костный мозг – заполняет полости костей. Различают красный костный мозг, в котором преобладает миелоидная ткань. Она является основным органом кроветворения и сохраняется в течение жизни в ребрах, грудине, костях черепа, позвонках, эпифизах трубчатых костей. С возрастом красный костный мозг замещается на желтый. В состав красного костного мозга входят стволовые кроветворные клетки, а основу его составляет ретикулярная ткань.

 

Лимфатический узел – это образование, расположенное обычно в месте скопления крупных лимфатических сосудов. У человека их число более 300, а диаметр – 2-30 мм. Каждый узел покрыт соединительной капсулой. От капсулы вглубь узла отходят перегородки – трабекулы. Под капсулой находится краевой синус, куда лимфа поступает из приносящих лимфатических сосудов. Далее лимфа идет в толщу органа. Туда же впадают и кровеносные сосуды. Лимфатическая ткань делится на корковый и мозговой слои. В корковом слое находятся фолликулы, в которых образуются зародышевые центры, образующиеся в ответ на проникновение в орган антигена.

 

Селезенка – орган, расположенный в брюшной полости. Выполняет функцию кроветворения, участвует в защитных реакциях организма. Селезенка – депо крови. Она относится к периферическим органам иммунной системы как и лимфатические узлы, кровь. Снаружи селезенка покрыта соединительной тканью, а внутри делится перегородками. В теле селезенки различают белую и красную пульпу. Белая пульпа – место локализации лимфоцитов, которые собраны в отдельные элементарные гистологические структуры (мальпигиевы тельца). Красная состоит из ретикуло-капилярных петель, пространство между которыми заполнено кровью, где преобладают эритроциты, что и объясняет красный цвет пульпы. Белая пульпа заполнена Т- и В- лимфоцитами, проникающими сюда из центральных органов иммунной системы (красный костный мозг, тимус). Лимфоидная ткань селезенки участвует в лимфоидных реакциях гуморального типа.

Лимфатическая система включает лимфатические сосуды, лимфатические узлы и лимфоидные органы – миндалины и лимфатические фолликулы (узелки) слизистых оболочек. Она дополняет венозную систему, в которую по лимфатическим сосудам оттекает лимфа их разных органов. Лимфа участвует в обмене веществ: в составе лимфы из тканей органов транспортируются в кровь продукты обмена, гормоны, жиры и крупные частицы, которые не могут всасываться через стенки капилляров в кровь. При патологии с лимфой по лимфатическим сосудам могут перемещаться бактерии и клетки злокачественных опухолей. Лимфатические узлы выполняют кроветворную и защитную (барьерную) функции: в них происходит размножение лимфоцитов и фагоцитоз болезнетворных микробов, а также вырабатываются иммунные тела.

К лимфоидным органам относят селезенку, вилочковую железу, одной из функций которых является продуцирование лимфоцитов.

В лимфатической системе различают следующие сосуды: лимфатические капилляры, внутриорганные и внеорганные лимфатические сосуды, лимфатические стволы и протоки.

Лимфатическая система начинается лимфатическими капиллярами. Они имеются во всех органах и тканях человека, где образуют капиллярные сети (кроме мозга, роговицы, хрусталика, эпителия кожи, хрящевой ткани).

Лимфатические капилляры начинаются слепо, имеют однослойные стенки, большой диаметр – до 200 мкм (больше чем диаметр кровеносных капилляров). Стенки лимфатических капилляров обладают высокой проницаемостью. Из лимофкапиллярных сетей образуются более крупные лимфатические сосуды.

Лимфатические сосуды образуют в организме густую сеть и тесно связаны с кровеносными сосудами (капиллярами). Это внутриорганные лимфатические сплетения. Из органов лимфа оттекает по отводящим внеорганным лимфатическим сосудам, которые прерываются в лимфатических узлах (их более 400). По приносящим лимфатическим сосудам лимфа поступает в лимфатические узлы, а по выносящим – оттекает.

Для каждой части тела имеется магистральный лимфатический сосуд, который называется лимфатический ствол, а лимфатические стволы впадают в лимфатические протоки (их 2: грудной, правый). Средние и крупные лимфатические сосуды по строению напоминают вены: их стенки состоят из 3 слоев (оболочек). Все лимфатические сосуды имеют клапаны, способствующие движению лимфы в одном направлении: в лимфатические протоки, а из них – в вены.

Лимфатические протоки – самые крупные лимфатические сосуды, впадающие в вены. Их два: грудной проток и правый проток.

Грудной проток начинается в брюшной полости на уровне II поясничного позвонка из слияния правого и левого поясничных стволов и кишечного ствола. Расширенная начальная часть грудного протока называется цистерной грудного протока. По поясничным стволам в грудной проток оттекает лимфа от нижних конечностей, таза и стенок живота, по кишечному стволу – от органов живота. Из брюшной полости грудной проток через аортальное отверстие в диафрагме переходит в грудную полость (где проходит в заднем средостении справа от грудной аорты), выходит на шею и впадает в левый венозный угол, образованный подключичной и внутренней яремной венами. В конечную часть грудного протока впадают 3 лимфатических ствола: левые бронхосредостенный, яремный и подключичный. По левому бронхостедостеннному стволу оттекает лимфа от органов и стенок левой половины грудной клетки, по левому яремному стволу – от органов левой половины головы и шеи, а по левому подключичному – от левой верхней конечности.

Таким образом, через грудной проток поступает лимфа от всех частей тела, кроме правой половины головы и шеи.

Правый лимфатический проток находится в области шеи справа, представляет собой сосуд длиной 1,5 см. Он образуется путем слияния правых бронхосредостенного, яремного и подключичного стволов и впадает в правый венозный угол. По правому лимфатическому протоку лимфа оттекает в венозную кровь от правой половины головы и шеи, правой половины грудной клетки и правой верхней конечности.

Лимфа – жидкость, близкая по химическому составу солей плазме крови. Основное отличие заключается в том, что в лимфе значительно меньше белка. Ph – щелочная. Лимфа может свертываться (в ней есть протромбин и фибриноген). В лимфе больше лимфоцитов: в 1 мм3 лимфы содержится от 2 до 20 000 лимфоцитов. У взрослого человека за сутки из грудного протока в венозную систему поступает более 35 млрд. лимфоцитарных клеток. Удельный вес лимфы – 1.017 – 1.026. Количество лимфы = 1 –2 литра.

Образование лимфы. Источником лимфы является тканевая жидкость, которая образуется из крови в капиллярах. Она заполняет межклеточные пространства всех тканей и является промежуточной средой между кровью и тканями организма.

 

Основные функции лимфатической системы:

1) поддержание нормального обмена в тканях

2) возвращение белка в кровь и межтканевую жидкость

3) участие в перераспределении жидкости в теле

4) защитные свойства (образование лимфоцитов и антител)

5) участие в транспорте питательных веществ (жиров особенно – 80% их всасывается в лимфу)

 

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)

вызывается внедрением вируса в иммунную систему организма.

Вирусы – это внутриклеточные паразиты, неспособные размножаться вне клеток. Все клеточные организмы содержат две нуклеиновых кислоты (ДНК и РНК), а вирусы только одну из них, несущую генетическую информацию.

Взаимодействие вируса с чувствительной клеткой начинается с прикрепления его к оболочке клетки с помощью белков оболочки. Затем вирус проникает в клетку и освобождается от своей оболочки. У вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) матрицей является РНК. Особенностью ВИЧ является уникальная способность передавать информацию с РНК на ДНК хозяина, которая вписывается в систему генома хозяина. И далее геном хозяина используется для биосинтеза вирусных частиц. Вирусные частицы выходят из зараженной клетки либо благодаря ее разрыву и гибели, либо почкованием.

Вирус СПИД поражает Т-лимфоциты, которые становятся носителями ВИЧ. В связи с делением Т-клетки передают вирус по наследству. Период скрытого носительства ВИЧ может быть безсимптомным. Однако заболевший будет заражать своих партнеров половым путем. Далее, при массовом разрушении Т-лимфоцитов, у больного развивается клиническая картина иммунодефицита. Она будет проявляться в виде различных инфекционных заболеваний в связи с тем, что иммунная система теряет возможность сопротивляться любым инфекционным заболеваниям. При СПИДе кроме Т-лимфоцитов поражаются макрофаги, клетки лимфатических узлов, нервной системы. Повреждение одной из важнейших систем иммунитета – Т-лимфоцитов одновременно ведет к понижению активности В- лимфоцитов.

Вирус иммунодефицита накапливается в лимфоцитах. Он содержится также в крови, сперме, слезах, слюне, в женском молоке и влагалищных выделениях. Передача ВИЧ в основном происходит половым путем. Возможна передача болезни при гемотрансфузии, использовании нестерильных шприцев, игл и т.д. Опасность СПИД заключается в громадной смертности от этого заболевания и возможностью его распространения, которая принимает характер настоящей эпидемии.

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж»

 

Комплексное методическое обеспечение

 

Учебного раздела «Анатомо-физиологические аспекты потребности в безопасности»

по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов 1курса

 

по специальности среднего профессионального образования

31.02.01 «Лечебное дело»

 

Исполнитель: Журавлёв О.А.

 

 

Новокуйбышевск 2016г
Раздел 11.

«Анатомо-физиологические аспекты потребности в безопасности».

 

1. Тема 12.1 Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом человека потребности в безопасности».

Тема 12.2. «Иммунитет. Основы иммунной системы».

2. Цель:

После изучения данной темы

 

Студент должен представлять:

· Что такое потребность в безопасности

· Как действуют врожденные механизмы защиты

· Механизм работы гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы

· Что такое стернальная пункция

 

Студент должен знать:

 

· Физические основы самоудовлетворения потребности в безопасности

· Врожденные механизмы самоудовлетворения потребности в безопасности

· Приобретенные механизмы

· Роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы в регуляции

механизмов защиты (адаптационный синдром Г.Селье)

· Иммунитет

· Анатомию и физиологию органов иммунной системы

 

 

Выход: клинические дисциплины

 


Методическая разработка лекции №1 по теме:

«Общие вопросы самоудовлетворения организмом потребности в безопасности».

 

Цель:

Студент должен иметь представление:

 

· О физических основах самоудовлетворения потребности в безопасности

· О врожденных механизмах защиты

· О приобретенных механизмах защиты

· Об адаптационном синдроме Г.Селье

 

Лекция подготовлена в монологическом варианте.

 

План лекции.

 

Название Описание Время
  Введение Обосновать актуальность темы. Обратить внимание студентов на важность удовлетворения потребности в безопасности для сохранения жизни человека. 3-5 мин
  Физические основы самоудовлетворения потребности в безопасности Напомнить студентам о том, что организм человека – это единая, целостная, саморегулирующаяся система, способная к активному отражению внешних и внутренних воздействий за счет врожденных и приобретенных человеком в процессе жизни механизмов самоудовлетворения. 3-5 мин
  Врожденные механизмы защиты Кратко осветить врожденные защитные рефлексы организма человека, направленные на удаление вредных и инородных веществ (частиц), попавших в верхние дыхательные пути, полость рта, желудок, слизистую оболочку глаз… Напомнить о защитных дыхательных рефлексах (кашле, чихании, апноэ), пищеварительных рефлексах (тошнота, рвота), слезотечении, дрожи при охлаждении организма и др. Обратить внимание студентов на такой врожденный механизм защиты, как адаптация сенсорных систем. Указав на то, что при длительном действии раздражителя рецепторы сенсорных систем сначала реагируют повышенной частотой импульсации, а затем их частота уменьшается. Это явление называется адаптация, приспособление органов чувств к длительно действующим раздражителям (кроме проприо- и вестибулорецепторов). Далее надо раскрыть механизм висцеральной защиты организма, который проявляется в изменении работы внутренних органов с целью удовлетворения сиюминутных потребностей организма. Целесообразно привести разнообразные примеры такой защиты: повышение концентрации сахара в крови – выброс инсулина в кровь, бег – усиление деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательной, яркий свет – сужение зрачка, охлаждение – дрожь мышечная, вдыхание вредных газов (аммиак) – апноэ и т.д. Затем следует осветить защитную функцию микробов-сапрофитов, живущих в организме. Так, например, существенная роль в процессе пищеварения принадлежит кишечной палочке и бактериям молочнокислого брожения. Последние образуют молочную кислоту, обладающую антисептическим свойством. Микроорганизмы подавляют размножение патогенных микробов, в том числе гнилостных. В толстом кишечнике присутствует более 400 видов бактерий, составляющих 30-50% сухого вещества каловых масс. Более подробно следует остановиться на барьерных механизмах защиты. Начать объяснение следует с классификации защитных механизмов, которые представлены в организме тремя системами. Кратко охарактеризовать каждую из них (неспецифическую, клеточную и гуморальную). А затем раскрыть сущность третьей системы – специфического иммунитета, обратив внимание студентов на роль, которая принадлежит в специфическом иммунитете Т и В лимфоцитам. Подробно объяснить механизм клеточного и гуморального иммунитета, раскрыть их сущность. Рассказать студентам об иммунологической памяти, ее видах (кратковременная и долговременная) и значении. Сообщить о такой реакции организма в ответ на действие аллергенов, как аллергия. 40-45 мин
4. Приобретенные механизмы защиты. В этой части лекции раскрыть приобретенные механизмы защиты – сознательное поведение и психологическая защита, от развития и качеств которых зависит безопасность человека. 15 мин
5. Адаптационный синдром Г. Селье. В данной части лекции раскрыть роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы в регуляции врожденных и приобретенных механизмов защиты. Следует дать определение адаптационного синдрома, охарактеризовать три его фазы – фазу тревоги, стадию сопротивляемости и стабилизации (или стадию истощения). 10-15 мин
6. Заключение Подвести итог лекции, обратив внимание студентов на то, что одной из потребностей человека является потребность в безопасности. Отметить, что организм человека снабжен многочисленными врожденными механизмами, делающими его способными к активному отражению внешних и внутренних воздействий. Подчеркнуть роль и значение приобретенных механизмов, а также адаптационного синдрома Г. Селье. 5 мин

 

Литература, использованная при подготовке лекции:

 

1. Физиология и анатомия. Э.В. Семенов, Москва, 1997 г.

2. Анатомия. Под ред. Л.Ф. Гаврилова М., Медицина, 1985 г.

3. Физиология. Под ред. С.А. Георгиевой, М., Медицина, 1986 г

4. Анатомия человека. Под ред. Н.Р. Сапина, М., Медицина, 1996 г.

 

 

Задание на дом: Ответить на вопросы к данной теме (см. в приложении).

 

Конспект лекции №1 по теме:

«Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом потребности в безопасности».

 

Классификация защитных механизмов.

 

В организме существуют три взаимодополняющих системы, которые обеспечивают защиту от болезнетворных агентов.

 

1. Неспецифические клеточные системы. К ним относятся лейкоциты и макрофаги (кровяные и тканевые).

2. Неспецифические гуморальные системы. К ним относятся система комплимента и другие белки плазмы крови.

3. Специфическая иммунная система. Она отвечает на внедрение чужеродных клеток, частиц, молекул (агентов) образованием специфических защитных веществ, локализованных внутри клеток или на поверхности (специфический клеточный иммунитет), либо растворенных в плазме (антитела) – (специфический гуморальный иммунитет).

 

1. В основе неспецифических клеточных защитных механизмов лежит способность лейкоцитов (моноцитов, нейтрофилов) к фагоцитозу. В этих клетках есть ферменты, с помощью которых они расщепляют микроорганизмы, остатки клеток, комплексы антиген-антитело. Обладая хемотаксисом, нейтрофилы устремляются к очагу воспаления и осуществляется фагоцитоз.

2. Неспецифические гуморальные защитные механизмы протекают с участием группы белков, называемых комплиментом, некоторые из них вырабатываются печенью, другие – клетками эпителия кишечника или макрофагами. Факторы комплемента могут повышать проницаемость мембран, активизировать макрофаги, вызывать агрегацию, т.е. склеивание чужеродных клеток, делая их более доступными фагоцитозу. Белок – лизоцим присутствует во многих тканях и жидких средах (слюна) и подавляет рост и размножение бактерий и вирусов. Лизоцим содержится также в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта, носоглотке, слезной железе. С- реактивный белок плазмы крови может активизировать систему комплимента и способствовать фагоцитозу бактерий. Интерферон – это группа гликопротеидов, обладающих антивирусным действием. Интерфероны образуются лейкоцитами, фибробластами и Т-лимфоцитами.

3. Специфический иммунитет (приобретенный) формируется лишь после взаимодействия с чужеродными факторами. В нем важнейшая роль принадлежит Т-лимфоцитами, а в специфическом гуморальном иммунитете – В – лимфоцитам.

В процессе эволюции у позвоночных и человека сформировались 2 системы иммунитета – клеточная и гуморальная. Они возникли как средство борьбы с веществами, которые воспринимаются как чужие. Эти вещества называются антигенами. Антигенными свойствами могут обладать макромолекулярные образования почти всех живых организмов. В ответ на внедрение антигенов в организм в зависимости от химического состава, дозы, формы введения будет различна и иммунная реакция: гуморальная или клеточная. Разнообразие антигенов бесконечно. Иммунная система способна распознать 106 различных антигенов. Распознание чужеродных антигенов (бактериальных, вирусных, грибковых…), «своих» и «чужих» – универсальное свойство организма. Распределение функций иммунитета на клеточный и гуморальный связано с существование Т и В- лимфоцитов. Эти лимфоциты развиваются из лимфатической стволовой клетки костного мозга. Затем в ходе развития и дифференциации она превращается в более специализированные клетки – предшественники Т и В- лимфоцитов, которые потом преобразуются в Т и В- лимфоциты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.107 с.)