Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования техники чтения

Пути совершенствования техники чтения

(доклад учителя начальных классов высшей квалификационной категории Галеевой Х.Г.)

«Медленное чтение, неумение читать приводит иногда к тому, что ученик тем более тупеет, чем больше обучается… Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку», - утверждал В.А.Сухомлинский в работе «Психологические основы быстрого чтения».

Сухомлинский говорил, что «без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение – как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно». Самое же умение читать он рассматривал не как простое «элементарное умение, а сложный умственный процесс» - это одна из самых сложных школьных проблем вообще.

Он считал, что уже в первом полугодии третьего класса учащиеся должны бегло читать со скоростью 110-120 слов в минуту, а в четвёртых – пятых классах – триста слов в минуту. Овладение навыками беглого чтения должно сводиться к тому, чтобы глаза схватывали, а сознание запечатлевало целые предложения, чтобы ученик мог оторвать взгляд от книги и закончить фразу по зрительной памяти. Только такое чтение может стать «инструментом» готовым к действию, к успешному овладению знаниями, и средством развития мышления. И таким чтением должен овладеть каждый ученик, даже и тот, кто имеет замедленное мышление и ограниченные способности в овладении знаниями. Сухомлинский исходил из того, что восприятие слов в виде отдельных образов и целых частей текста представляет собой приобретённый навык, а свойство зрительного рецептора.

… им были выделены два этапа обучения:

на первом этапе ученик разбирает слово, воспринимая буквы, слоги, слова вслух. Это действие протекает медленно, развёрнуто. Важно при этом проговаривать слоги, слова вслух. В процессе чтения участвуют слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Упражнения надо проводить не только на новых текстах, но и на старых. На этом этапе ученик должен научиться воспринимать слово как единое целое. Детей, которые не овладели безошибочным восприятием слова, следует продолжать учить читать медленно, по слогам. В педагогической практике В.А.Сухомлинский глубокий анализ слова сочетал с применением правил правописания. Достигалось это тем, что же в первом классе дети составляли творческие сочинения – миниатюры о природе, а затем записывали.

Задачу второго этапа чтения Сухомлинский видел в том, чтобы научить детей воспринимать группы слов, целые слова. Это и есть беглое чтение. На этом этапе совершенно необходимо учить детей расширять поле чтения, сначала на несколько слов, а затем и на целое предложение. Тот, кто научился видеть предложения, овладевает чрезвычайно ценной способностью думать о процессе чтения. Успешное запоминание при быстром чтении основано на том, что читая бегло, ученик отсеивает второстепенное, несущественное, запоминает главное, важное. Кто овладел таким умением, тому и доступно и способность замечать в процессе чтения непонятное. Чем быстрее воспринимается предложение или большие его части, тем яснее становится мысль. Это положение подтверждается данными психологии о том. Что человек мыслит не отдельными словами, а взаимосвязанными группами слов, отражающих картины, явления, понятия. Ученики, не умеющие бегло читать, не могут активно овладеть смысловой функцией нескольких слов. «Неумение бегло читать катастрофически сказывается не только на успеваемости, но и наумственном развитии», - писал Сухомлинский.

Ученики, задерживающиеся на первом этапе или на переходной фазе ко второму этапу, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку. Это и есть трудные дети в интеллектуальном отношении. По мере усвоения нового материала таким детям учиться становится тяжелее и обучение для них становится непосильным.

Сухомлинский большое значение придавал раскрытию эмоциональных, эстетических и смысловых оттенков родного и русского языка - у «источников живой мысли». «Мы шли в природу, - писал он, - в лес, сад, поле, на луг, берег реки, - слово становится в моих руках оружием, с помощью которого я открывал глаза на богатство окружающего мира».

Основная цель уроков чтенияобеспечить на них самостоятельное, индивидуальное чтение. Сухомлинский отрицательно относился к занятиям, на которых вызванный ученик читает, а все остальные следят за ним и запоминают его ошибки. При таком обучении не может быть успешного обучения чтению всех учеников. «Нужно, чтобы на уроке дети читали шёпотом, -писал он, - каждый самостоятельно, упражняя органы артикуляции. Нет ничего опасного в том, что кто-то из детей отстал, читает не то, что читает его товарищ, вызванный учителем. Нет ничего опасного в том, что дети гудят, как пчёлы». Чтобы дети могли овладеть техникой беглого чтения, нужно систематически работать над многосложными словами. «Надо вести строгий учёт внеклассного чтения». «Ученики должны читать в 3 – 4 раза больше, чем того требует программа, а ученики, медленно мыслящие, должны читать в 7 – 8 раз больше». «Ни одного дня без внеклассного чтения!» - писал он.

Подготовка к школе в условиях Павлышской школы осуществлялась в основном учителями начальных классов. Один раз в неделю они встречались со своими будущими первоклассниками и проводили с ними элементарные занятия. У ребёнка, научившегося читать до семи лет, вырабатывается ценное умение: его зрительное восприятие слова и части предложения опережает произношение вслух. Это создаёт возможность одновременно воспринимать текст, думать, осмысливать.

 

Пять способов чтения:

Углублённое,

Быстрое,

Панорамное быстрое.

Выборочное,

Чтение-просмотр и чтение- сканирование.

Углублённое чтение – внимание на детали, их анализ и оценка (аналитическое, критическое, творческое). Выяснить непонятные места, основанные на опыте, рассмотреть вопрос критически, дать самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволит лучше запоминать, повышается активность.

 

Быстрое чтение – когда достигнет совершенства, частично переходит в углублённое чтение.

Панорамное быстрое чтение – это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения, используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, добивается увеличения оперативного поля зрения.

Выборочное чтение – разновидность быстрого чтения, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста. Читатель видит всё и ничего не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы.

Чтение –просмотр – используется для предварительного ознакомления с книгой.

Сканирование – быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта.

 

Пример чтения с регрессиями в одном из стихотворений А.С.Пушкина:

… По капле, медленно глотаю скуки яд.

Читать хочу: глаза над буквами скользят…

А мысли далеко…Я книгу закрываю…

Два пути борьбы с этим недостатком: преодоление силы привычки – всегда всё читать повторно и, второй путь, - воспитание внимания при чтении.

Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий!

Содержание правила: текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость. Многократные возвраты разрушают стройный каркас повествования, создают в голове хаос, неразбериху. Возвращаясь к прочитанному, мы сразу же забываем предыдущее. Все тексты строятся в линейной логической последовательности. Очень часто так бывает, что в последующем изложении – в следующих строчках, абзаце, на следующей странице – проясняются непонятные места текста.

 

 

Содержание интегрального алгоритма чтения.

Организованная работа с книгой основана на идее одной из популярной в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Её основатель – известный психолог Д. Узнадзе. Психологическая установка – это готовность человека к определённой активности, к участию в определённом процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в данном случае называется фиксированной. Она может стать бессознательным фактором регуляции поведения. Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определённую последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего.

 

 

Ключевые слова

Смысловые ряды

3. Доминанта – значение.

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие.

Смысловые ряды – это пары слов, состоящие из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой «золотого ядра» содержания текста.

Доминанта – главная смысловая часть текста.

Упражнения

Движения глаз при чтении.

Объём фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит съём информации, зависят от обучения.

Таблицы Шульте.

Упражнение. Старайся смотреть в центр таблицы и, не отрывая взгляда от центра, попробуй увидеть всю таблицу целиком. Удерживая взгляд в центре таблицы, найди все цифры по порядку от 1 до 25.

         
         
         
         
         

Для детей 6 – 7 лет время поиска 45 секунд. По мере тренировки время поиска сокращается.

Антиципация частей диалога.

Ты уже читал эту книгу? (Нет, не читал)

Я тебе дам её прочитать. (Спасибо, но я тебе её не скоро верну.)

Ты что, медленно читаешь? (Да и читать некогда)

Одолжи мне тонкую тетрадь. (Возьми, пожалуйста.)

Для упражнений в антиципации даётся и связный текст, в котором пропущены слова. Дети сами дома придумывают диалоги с пропусками ответов и предъявляют их в классе, участвуя в диалоге с товарищем.

Основные шаги по лестнице, ведущей к пониманию – это возникающие установки на понимание, появление вопроса, его словесная формулировка, выдвижение гипотез, их перебор и проверка избранной гипотезы и возникающий в связи с этим итог понимания – формулировка суждения, который является ответом на возникающий вначале вопрос. В умственной «механике» работы с текстом постоянно взаимодействуют, поддерживая и обогащая друг друга, две силы: понимание, и запоминание. Понимание способствует запоминанию.

Пути совершенствования техники чтения

(доклад учителя начальных классов высшей квалификационной категории Галеевой Х.Г.)

«Медленное чтение, неумение читать приводит иногда к тому, что ученик тем более тупеет, чем больше обучается… Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку», - утверждал В.А.Сухомлинский в работе «Психологические основы быстрого чтения».

Сухомлинский говорил, что «без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение – как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно». Самое же умение читать он рассматривал не как простое «элементарное умение, а сложный умственный процесс» - это одна из самых сложных школьных проблем вообще.

Он считал, что уже в первом полугодии третьего класса учащиеся должны бегло читать со скоростью 110-120 слов в минуту, а в четвёртых – пятых классах – триста слов в минуту. Овладение навыками беглого чтения должно сводиться к тому, чтобы глаза схватывали, а сознание запечатлевало целые предложения, чтобы ученик мог оторвать взгляд от книги и закончить фразу по зрительной памяти. Только такое чтение может стать «инструментом» готовым к действию, к успешному овладению знаниями, и средством развития мышления. И таким чтением должен овладеть каждый ученик, даже и тот, кто имеет замедленное мышление и ограниченные способности в овладении знаниями. Сухомлинский исходил из того, что восприятие слов в виде отдельных образов и целых частей текста представляет собой приобретённый навык, а свойство зрительного рецептора.

… им были выделены два этапа обучения:

на первом этапе ученик разбирает слово, воспринимая буквы, слоги, слова вслух. Это действие протекает медленно, развёрнуто. Важно при этом проговаривать слоги, слова вслух. В процессе чтения участвуют слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Упражнения надо проводить не только на новых текстах, но и на старых. На этом этапе ученик должен научиться воспринимать слово как единое целое. Детей, которые не овладели безошибочным восприятием слова, следует продолжать учить читать медленно, по слогам. В педагогической практике В.А.Сухомлинский глубокий анализ слова сочетал с применением правил правописания. Достигалось это тем, что же в первом классе дети составляли творческие сочинения – миниатюры о природе, а затем записывали.

Задачу второго этапа чтения Сухомлинский видел в том, чтобы научить детей воспринимать группы слов, целые слова. Это и есть беглое чтение. На этом этапе совершенно необходимо учить детей расширять поле чтения, сначала на несколько слов, а затем и на целое предложение. Тот, кто научился видеть предложения, овладевает чрезвычайно ценной способностью думать о процессе чтения. Успешное запоминание при быстром чтении основано на том, что читая бегло, ученик отсеивает второстепенное, несущественное, запоминает главное, важное. Кто овладел таким умением, тому и доступно и способность замечать в процессе чтения непонятное. Чем быстрее воспринимается предложение или большие его части, тем яснее становится мысль. Это положение подтверждается данными психологии о том. Что человек мыслит не отдельными словами, а взаимосвязанными группами слов, отражающих картины, явления, понятия. Ученики, не умеющие бегло читать, не могут активно овладеть смысловой функцией нескольких слов. «Неумение бегло читать катастрофически сказывается не только на успеваемости, но и наумственном развитии», - писал Сухомлинский.

Ученики, задерживающиеся на первом этапе или на переходной фазе ко второму этапу, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку. Это и есть трудные дети в интеллектуальном отношении. По мере усвоения нового материала таким детям учиться становится тяжелее и обучение для них становится непосильным.

Сухомлинский большое значение придавал раскрытию эмоциональных, эстетических и смысловых оттенков родного и русского языка - у «источников живой мысли». «Мы шли в природу, - писал он, - в лес, сад, поле, на луг, берег реки, - слово становится в моих руках оружием, с помощью которого я открывал глаза на богатство окружающего мира».

Основная цель уроков чтенияобеспечить на них самостоятельное, индивидуальное чтение. Сухомлинский отрицательно относился к занятиям, на которых вызванный ученик читает, а все остальные следят за ним и запоминают его ошибки. При таком обучении не может быть успешного обучения чтению всех учеников. «Нужно, чтобы на уроке дети читали шёпотом, -писал он, - каждый самостоятельно, упражняя органы артикуляции. Нет ничего опасного в том, что кто-то из детей отстал, читает не то, что читает его товарищ, вызванный учителем. Нет ничего опасного в том, что дети гудят, как пчёлы». Чтобы дети могли овладеть техникой беглого чтения, нужно систематически работать над многосложными словами. «Надо вести строгий учёт внеклассного чтения». «Ученики должны читать в 3 – 4 раза больше, чем того требует программа, а ученики, медленно мыслящие, должны читать в 7 – 8 раз больше». «Ни одного дня без внеклассного чтения!» - писал он.

Подготовка к школе в условиях Павлышской школы осуществлялась в основном учителями начальных классов. Один раз в неделю они встречались со своими будущими первоклассниками и проводили с ними элементарные занятия. У ребёнка, научившегося читать до семи лет, вырабатывается ценное умение: его зрительное восприятие слова и части предложения опережает произношение вслух. Это создаёт возможность одновременно воспринимать текст, думать, осмысливать.

 

Пять способов чтения:

Углублённое,

Быстрое,

Панорамное быстрое.

Выборочное,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.01 с.)