Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути совершенствования техники чтения
Пути совершенствования техники чтения (доклад учителя начальных классов высшей квалификационной категории Галеевой Х.Г.) «Медленное чтение, неумение читать приводит иногда к тому, что ученик тем более тупеет, чем больше обучается… Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку», - утверждал В.А.Сухомлинский в работе «Психологические основы быстрого чтения». Сухомлинский говорил, что «без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение – как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно». Самое же умение читать он рассматривал не как простое «элементарное умение, а сложный умственный процесс» - это одна из самых сложных школьных проблем вообще. Он считал, что уже в первом полугодии третьего класса учащиеся должны бегло читать со скоростью 110-120 слов в минуту, а в четвёртых – пятых классах – триста слов в минуту. Овладение навыками беглого чтения должно сводиться к тому, чтобы глаза схватывали, а сознание запечатлевало целые предложения, чтобы ученик мог оторвать взгляд от книги и закончить фразу по зрительной памяти. Только такое чтение может стать «инструментом» готовым к действию, к успешному овладению знаниями, и средством развития мышления. И таким чтением должен овладеть каждый ученик, даже и тот, кто имеет замедленное мышление и ограниченные способности в овладении знаниями. Сухомлинский исходил из того, что восприятие слов в виде отдельных образов и целых частей текста представляет собой приобретённый навык, а свойство зрительного рецептора. … им были выделены два этапа обучения: на первом этапе ученик разбирает слово, воспринимая буквы, слоги, слова вслух. Это действие протекает медленно, развёрнуто. Важно при этом проговаривать слоги, слова вслух. В процессе чтения участвуют слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Упражнения надо проводить не только на новых текстах, но и на старых. На этом этапе ученик должен научиться воспринимать слово как единое целое. Детей, которые не овладели безошибочным восприятием слова, следует продолжать учить читать медленно, по слогам. В педагогической практике В.А.Сухомлинский глубокий анализ слова сочетал с применением правил правописания. Достигалось это тем, что же в первом классе дети составляли творческие сочинения – миниатюры о природе, а затем записывали. Задачу второго этапа чтения Сухомлинский видел в том, чтобы научить детей воспринимать группы слов, целые слова. Это и есть беглое чтение. На этом этапе совершенно необходимо учить детей расширять поле чтения, сначала на несколько слов, а затем и на целое предложение. Тот, кто научился видеть предложения, овладевает чрезвычайно ценной способностью думать о процессе чтения. Успешное запоминание при быстром чтении основано на том, что читая бегло, ученик отсеивает второстепенное, несущественное, запоминает главное, важное. Кто овладел таким умением, тому и доступно и способность замечать в процессе чтения непонятное. Чем быстрее воспринимается предложение или большие его части, тем яснее становится мысль. Это положение подтверждается данными психологии о том. Что человек мыслит не отдельными словами, а взаимосвязанными группами слов, отражающих картины, явления, понятия. Ученики, не умеющие бегло читать, не могут активно овладеть смысловой функцией нескольких слов. «Неумение бегло читать катастрофически сказывается не только на успеваемости, но и наумственном развитии», - писал Сухомлинский. Ученики, задерживающиеся на первом этапе или на переходной фазе ко второму этапу, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку. Это и есть трудные дети в интеллектуальном отношении. По мере усвоения нового материала таким детям учиться становится тяжелее и обучение для них становится непосильным. Сухомлинский большое значение придавал раскрытию эмоциональных, эстетических и смысловых оттенков родного и русского языка - у «источников живой мысли». «Мы шли в природу, - писал он, - в лес, сад, поле, на луг, берег реки, - слово становится в моих руках оружием, с помощью которого я открывал глаза на богатство окружающего мира». Основная цель уроков чтения – обеспечить на них самостоятельное, индивидуальное чтение. Сухомлинский отрицательно относился к занятиям, на которых вызванный ученик читает, а все остальные следят за ним и запоминают его ошибки. При таком обучении не может быть успешного обучения чтению всех учеников. «Нужно, чтобы на уроке дети читали шёпотом, -писал он, - каждый самостоятельно, упражняя органы артикуляции. Нет ничего опасного в том, что кто-то из детей отстал, читает не то, что читает его товарищ, вызванный учителем. Нет ничего опасного в том, что дети гудят, как пчёлы». Чтобы дети могли овладеть техникой беглого чтения, нужно систематически работать над многосложными словами. «Надо вести строгий учёт внеклассного чтения». «Ученики должны читать в 3 – 4 раза больше, чем того требует программа, а ученики, медленно мыслящие, должны читать в 7 – 8 раз больше». «Ни одного дня без внеклассного чтения!» - писал он. Подготовка к школе в условиях Павлышской школы осуществлялась в основном учителями начальных классов. Один раз в неделю они встречались со своими будущими первоклассниками и проводили с ними элементарные занятия. У ребёнка, научившегося читать до семи лет, вырабатывается ценное умение: его зрительное восприятие слова и части предложения опережает произношение вслух. Это создаёт возможность одновременно воспринимать текст, думать, осмысливать.
Пять способов чтения: Углублённое, Быстрое, Панорамное быстрое. Выборочное, Чтение-просмотр и чтение- сканирование. Углублённое чтение – внимание на детали, их анализ и оценка (аналитическое, критическое, творческое). Выяснить непонятные места, основанные на опыте, рассмотреть вопрос критически, дать самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволит лучше запоминать, повышается активность.
Быстрое чтение – когда достигнет совершенства, частично переходит в углублённое чтение. Панорамное быстрое чтение – это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения, используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, добивается увеличения оперативного поля зрения. Выборочное чтение – разновидность быстрого чтения, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста. Читатель видит всё и ничего не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Чтение –просмотр – используется для предварительного ознакомления с книгой. Сканирование – быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта.
Пример чтения с регрессиями в одном из стихотворений А.С.Пушкина: … По капле, медленно глотаю скуки яд. Читать хочу: глаза над буквами скользят… А мысли далеко…Я книгу закрываю… Два пути борьбы с этим недостатком: преодоление силы привычки – всегда всё читать повторно и, второй путь, - воспитание внимания при чтении. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий! Содержание правила: текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость. Многократные возвраты разрушают стройный каркас повествования, создают в голове хаос, неразбериху. Возвращаясь к прочитанному, мы сразу же забываем предыдущее. Все тексты строятся в линейной логической последовательности. Очень часто так бывает, что в последующем изложении – в следующих строчках, абзаце, на следующей странице – проясняются непонятные места текста.
Содержание интегрального алгоритма чтения. Организованная работа с книгой основана на идее одной из популярной в современной психологии теории, которая называется теорией установки. Её основатель – известный психолог Д. Узнадзе. Психологическая установка – это готовность человека к определённой активности, к участию в определённом процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в данном случае называется фиксированной. Она может стать бессознательным фактором регуляции поведения. Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определённую последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего.
Ключевые слова Смысловые ряды 3. Доминанта – значение. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. Смысловые ряды – это пары слов, состоящие из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой «золотого ядра» содержания текста. Доминанта – главная смысловая часть текста. Упражнения Движения глаз при чтении. Объём фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит съём информации, зависят от обучения. Таблицы Шульте. Упражнение. Старайся смотреть в центр таблицы и, не отрывая взгляда от центра, попробуй увидеть всю таблицу целиком. Удерживая взгляд в центре таблицы, найди все цифры по порядку от 1 до 25. Для детей 6 – 7 лет время поиска 45 секунд. По мере тренировки время поиска сокращается. Антиципация частей диалога. Ты уже читал эту книгу? (Нет, не читал) Я тебе дам её прочитать. (Спасибо, но я тебе её не скоро верну.) Ты что, медленно читаешь? (Да и читать некогда) Одолжи мне тонкую тетрадь. (Возьми, пожалуйста.) Для упражнений в антиципации даётся и связный текст, в котором пропущены слова. Дети сами дома придумывают диалоги с пропусками ответов и предъявляют их в классе, участвуя в диалоге с товарищем. Основные шаги по лестнице, ведущей к пониманию – это возникающие установки на понимание, появление вопроса, его словесная формулировка, выдвижение гипотез, их перебор и проверка избранной гипотезы и возникающий в связи с этим итог понимания – формулировка суждения, который является ответом на возникающий вначале вопрос. В умственной «механике» работы с текстом постоянно взаимодействуют, поддерживая и обогащая друг друга, две силы: понимание, и запоминание. Понимание способствует запоминанию. Пути совершенствования техники чтения (доклад учителя начальных классов высшей квалификационной категории Галеевой Х.Г.) «Медленное чтение, неумение читать приводит иногда к тому, что ученик тем более тупеет, чем больше обучается… Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку», - утверждал В.А.Сухомлинский в работе «Психологические основы быстрого чтения». Сухомлинский говорил, что «без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение – как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно». Самое же умение читать он рассматривал не как простое «элементарное умение, а сложный умственный процесс» - это одна из самых сложных школьных проблем вообще. Он считал, что уже в первом полугодии третьего класса учащиеся должны бегло читать со скоростью 110-120 слов в минуту, а в четвёртых – пятых классах – триста слов в минуту. Овладение навыками беглого чтения должно сводиться к тому, чтобы глаза схватывали, а сознание запечатлевало целые предложения, чтобы ученик мог оторвать взгляд от книги и закончить фразу по зрительной памяти. Только такое чтение может стать «инструментом» готовым к действию, к успешному овладению знаниями, и средством развития мышления. И таким чтением должен овладеть каждый ученик, даже и тот, кто имеет замедленное мышление и ограниченные способности в овладении знаниями. Сухомлинский исходил из того, что восприятие слов в виде отдельных образов и целых частей текста представляет собой приобретённый навык, а свойство зрительного рецептора. … им были выделены два этапа обучения: на первом этапе ученик разбирает слово, воспринимая буквы, слоги, слова вслух. Это действие протекает медленно, развёрнуто. Важно при этом проговаривать слоги, слова вслух. В процессе чтения участвуют слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Упражнения надо проводить не только на новых текстах, но и на старых. На этом этапе ученик должен научиться воспринимать слово как единое целое. Детей, которые не овладели безошибочным восприятием слова, следует продолжать учить читать медленно, по слогам. В педагогической практике В.А.Сухомлинский глубокий анализ слова сочетал с применением правил правописания. Достигалось это тем, что же в первом классе дети составляли творческие сочинения – миниатюры о природе, а затем записывали. Задачу второго этапа чтения Сухомлинский видел в том, чтобы научить детей воспринимать группы слов, целые слова. Это и есть беглое чтение. На этом этапе совершенно необходимо учить детей расширять поле чтения, сначала на несколько слов, а затем и на целое предложение. Тот, кто научился видеть предложения, овладевает чрезвычайно ценной способностью думать о процессе чтения. Успешное запоминание при быстром чтении основано на том, что читая бегло, ученик отсеивает второстепенное, несущественное, запоминает главное, важное. Кто овладел таким умением, тому и доступно и способность замечать в процессе чтения непонятное. Чем быстрее воспринимается предложение или большие его части, тем яснее становится мысль. Это положение подтверждается данными психологии о том. Что человек мыслит не отдельными словами, а взаимосвязанными группами слов, отражающих картины, явления, понятия. Ученики, не умеющие бегло читать, не могут активно овладеть смысловой функцией нескольких слов. «Неумение бегло читать катастрофически сказывается не только на успеваемости, но и наумственном развитии», - писал Сухомлинский. Ученики, задерживающиеся на первом этапе или на переходной фазе ко второму этапу, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку. Это и есть трудные дети в интеллектуальном отношении. По мере усвоения нового материала таким детям учиться становится тяжелее и обучение для них становится непосильным. Сухомлинский большое значение придавал раскрытию эмоциональных, эстетических и смысловых оттенков родного и русского языка - у «источников живой мысли». «Мы шли в природу, - писал он, - в лес, сад, поле, на луг, берег реки, - слово становится в моих руках оружием, с помощью которого я открывал глаза на богатство окружающего мира». Основная цель уроков чтения – обеспечить на них самостоятельное, индивидуальное чтение. Сухомлинский отрицательно относился к занятиям, на которых вызванный ученик читает, а все остальные следят за ним и запоминают его ошибки. При таком обучении не может быть успешного обучения чтению всех учеников. «Нужно, чтобы на уроке дети читали шёпотом, -писал он, - каждый самостоятельно, упражняя органы артикуляции. Нет ничего опасного в том, что кто-то из детей отстал, читает не то, что читает его товарищ, вызванный учителем. Нет ничего опасного в том, что дети гудят, как пчёлы». Чтобы дети могли овладеть техникой беглого чтения, нужно систематически работать над многосложными словами. «Надо вести строгий учёт внеклассного чтения». «Ученики должны читать в 3 – 4 раза больше, чем того требует программа, а ученики, медленно мыслящие, должны читать в 7 – 8 раз больше». «Ни одного дня без внеклассного чтения!» - писал он. Подготовка к школе в условиях Павлышской школы осуществлялась в основном учителями начальных классов. Один раз в неделю они встречались со своими будущими первоклассниками и проводили с ними элементарные занятия. У ребёнка, научившегося читать до семи лет, вырабатывается ценное умение: его зрительное восприятие слова и части предложения опережает произношение вслух. Это создаёт возможность одновременно воспринимать текст, думать, осмысливать.
Пять способов чтения: Углублённое, Быстрое, Панорамное быстрое. Выборочное,
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.007 с.) |