Декларирование соответствия как форма подтверждения соответствия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декларирование соответствия как форма подтверждения соответствия



 

Введение обязательной сертификации продукции и услуг в России при становлении рыночной экономики сыграло роль своеобразного фильтра, отсеивающего некачественный и небезопасный товар. Постепенно сфера распространения обязательной сертификации расширялась, зачастую необоснованно, схемы подтверждения соответствия продукции нормативным документам только третьей стороной применялись и для малоопасной продукции. При таком развитии обязательная сертификация стала определенным барьером на пути движения товара к потребителю.

В связи с этим, в конце 90-х годов на базе всестороннего анализа места и роли сертификации в обеспечении качества и безопасности поставляемой продукции, была разработана Концепция совершенствования действующей в стране сертификации продукции и услуг и перехода к механизму подтверждения соответствия.

Необходимость и своевременность разработки Концепции была вызвана тем, что дальнейшее развитие рыночных отношений, увеличение масштабов обязательной сертификации, необходимость интеграции в мировую экономику и, в частности, стремление России войти во Всемирную организацию (ВТО), вступили в противоречие с действующей в стране довольно «жесткой» системой обязательной сертификации.

Концепция разработана с учетом «Соглашения по техническим барьерам в торговле» (ВТО), директив ЕС, руководств ИСО/МЭК, практики сертификации в РФ и в зарубежных странах. Основная цель Концепции – обеспечить разумный баланс между риском общества от применения некачественной (небезопасной) продукции и затратами на сертификацию. Ведь затраты на сертификацию закладываются в себестоимость продукции и, следовательно, отражаются на цене товаров и услуг. Реализация этой цели позволила ввести механизм подтверждения соответствия, сократить номенклатуру объектов обязательной сертификации, гармонизировать процедуры с мировой практикой.

При введении механизма подтверждения соответствия поставщик получает возможность подтвердить соответствие малоопасной продукции по выбору:

- или путем ее сертификации;

- или под свою ответственность - путем принятия декларации о соответствии.

В отличие от процедуры обязательной сертификации, при которой соответствие продукции установленным требованиям подтверждает третья сторона - орган по сертификации, декларацию о соответствии принимает исключительно первая сторона (изготовитель, продавец продукции), и такая декларация, зарегистрированная в органе по сертификации, имеет ту же юридическую силу, что и сертификат соответствия. Таким образом, ответственность за качество и безопасность продукции возлагается исключительно на поставщика этой продукции.

Следует отметить, что декларация о соответствии в той или иной степени уже использовалась в России. Так, постановлением Правительства РФ от 22 июня 1992г. «О поэтапном введении в 1992г. обязательной сертификации товаров (работ и услуг)» декларация о соответствии (заявление-декларация) была допущена в качестве временной замены сертификата соответствия для отдельных видов продукции на период поэтапного перехода к обязательной сертификации. Введение декларации о соответствии было вынужденной мерой в условиях нехватки аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. По мере развития инфраструктуры системы сертификации, охватывающей всю сферу обязательной сертификации продукции, декларация о соответствии утратила свое значение и единственным официальным документом, удостоверяющим соответствие, стал сертификат соответствия, выдаваемый органом по сертификации.

Однако идея использования доказательства соответствия продукции и услуг первой стороной вновь возродилась, но уже в схемах сертификации. Изменением №1 «Порядка проведения сертификации продукции в РФ» (№15 от 25 июля 1996г.) было предусмотрено, что при проведении обязательной сертификации по схемам 6, 9, 9а, 10, 10а на основании рассмотрения принятой изготовителем декларации о соответствии с необходимыми подтверждающими документами, орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия. В данном случае декларация о соответствии не является конечным документом, а служит лишь основанием для выдачи сертификата соответствия, т.е. подтверждение соответствия третьей стороной. Таким образом, применение декларации о соответствии органически вошло в практику обязательной сертификации и для следующего шага – придания декларации самостоятельности – не хватало только законодательной основы. Этим шагом стало принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» и в его исполнение принятие Постановления Правительства РФ от 7 июня 1999г. №766 «Об утверждении Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» и «Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации». Утвержденный Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, является выборкой из перечня (номенклатуры) продукции, подлежащей обязательной сертификации. Он формировался по критерию минимального риска для потребителей.

Согласно ст.24 ФЗ «О техническом регулировании» декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

- принятие декларации на основании собственных доказательств;

Согласно п.4 ст.46 до вступления в силу соответствующих регламентов эта схема допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Иначе говоря, эта схема не может использоваться такими посредниками, как продавцы, так как последние не обеспечивают должное качество и не несут ответственность за нарушение требований технического регламента.

- принятие декларации на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (третья сторона).

Эта схема устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия. Иначе говоря, эта схема необходима для той продукции, потенциальная опасность которой требует усиления доказательной базы в процедуре подтверждения соответствия.

В ближайшей перспективе декларирование соответствия станет, как за рубежом, преобладающей формой обязательного подтверждения соответствия. Оно не будет ограничено малоопасной продукцией. Степень потенциальной опасности продукции будет учитываться в схеме декларирования технического регламента: с повышением риска от использования продукции будет увеличиваться объем доказательной базы.

 

Правила сертификации

 

При проведении работ в области сертификации Ростехрегулирование (Госстандарт) рекомендует придерживаться следующих правил:

1) К аккредитации в качестве органов по сертификации (ОС) или испытательных лабораторий (ИЛ) допускаются любые организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции. К этим организациям предъявляются требования компетентности и независимости, что должно полностью исключить влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний и сертификации.

2) Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Ростехрегулирование (Госстандарт России), федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификационных органов. Аттестацию проводят комиссии, в состав которых включают экспертов, представителей изготовителей и обществ потребителей, научно-исследовательских организаций, территориальных органов Ростехрегулирования (Госстандарта), других государственных органов управления. Документ, который оформляется по результатам аккредитации, называется аттестатом аккредитации.

3) В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В таком случае заявителю предоставлено право выбора органа, который будет заниматься сертификацией его продукции.

4) Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

5) Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в едином реестре. Государственный реестр содержит сведения о центральных органах сертификации, органах по сертификации, испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.

6) Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.

7) При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.

8) Орган по сертификации однородной продукции устанавливает схемы, по которым возможно сертифицировать продукцию в соответствующей системе.

 

Практическая часть



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.56.184 (0.005 с.)