Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидерство необходимо, что выполнялись правильные дела, а руководство - чтобы дела выполнялись правильно.

Поиск

Сравнение лидерства и руководства:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
46) Конформность в группах.

Конформность (от лат. con formis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают:

Внешняя (публичная) конформность

  • Представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц;

Внутренняя (личная) конформность.

  • Действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

Внутренняя конформность, как правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Преимущественным предметом экспериментальных исследований, начиная с работ С.Аша, выступила внешняя конформность, изучаемая при помощи метода “подставной группы” в реальном или аппаратурном (Р.Кратчфилд) вариантах. Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе:

  1. характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению (пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.);
  2. характеристиками группы, являющейся источником давления (размер, степень единодушия большинства, т. е. наличие и количество членов группы, отклоняющихся от общего мнения, и др.);
  3. особенностями взаимосвязи индивида и группы (статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения и др.);
  4. содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью и пр. Альтернативой конформности и негативизму является самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции.

Независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней. В этой связи провоцируемое конформностью единообразие внутригруппового поведения следует отличать от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов, а также от естественного для любой группы процесса нормализации, предполагающего взаимное влияние всех ее участников и нахождение общеприемлемого компромисса. Кроме того, конформность как способ поведения отличается от внушаемости — некритичного принятия чужой точки зрения и подчинения (повиновения), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Развитие исследований конформности, как и в целом проблематики социального влияния, связано с разработкой концепции “активного меньшинства”, предложенной С.Московией. Согласно данной концепции, конформность может быть рассмотрена как форма переговоров между индивидом (меньшинством) и группой (большинством), включенными в конфликт по поводу определения некоторой реальности (к примеру, истинности суждений, мнений и т. п.). С этой точки зрения, подкрепленной результатами многочисленных экспериментальных исследований, наряду с конформностью, т. е. движением индивида навстречу группе, возможен и другой исход названного конфликта, а именно принятие большинством или его частью позиции меньшинства. Влияние меньшинства обусловлено стилем его поведения (последовательностью, настойчивостью, консистентностью), а также особенностями восприятия меньшинства большинством (в частности, оценкой его компетентности, значимости), характером отстаиваемых идей и другими факторами.


47) Психология деятельности.

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет-это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей.

Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизнен­ных условий.

Потребность сама по себе еще не является мотивом целе­направленного сознательного действия. Для возникновения пред­метной деятельности необходимо соотнести потребность с пред­метом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

Для поведения человека характерна динамичность; с измене­нием обстоятельств могут измениться и мотивы поведения и средства, необходимые для достижения цели. Общественно зна­чимый мотив оказывает в конечном счете решающее влияние на результат деятельности.

Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в про­цессе деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяет характер творческих поисков, возмож­ность преодоления астенических переживаний ради обществен­ных и личных целей, которые человек реализует в своем труде.


48) Деятельность и общение. Психология общения.

Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.

В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.

Постепенно ведущая роль переходит от общения к предметной деятельности.

Предметная деятельность реализует такое отношение к миру, которое исключает понимание, заботу или любовь со стороны объекта деятельности. Объект деятельности - вещь неодушевленная, он равнодушен к желаниям ребенка, к его существованию и существует независимо от ребенка.

Для того чтобы использовать предмет или уберечься от опасности, связанной с ним, необходимо изучить его. Это изучение происходит путем воздействия на предмет. Если при общении наиболее сильным воздействием была демонстрация желания, то теперь проявление желания не только бессмысленно (предмет не воспринимает желания), но может даже помешать изучению. Чем беспристрастнее будет исследование, тем лучше проявится собственная природа предмета. Таким образом, предметная деятельность формирует объективное отношение к миру. Однако предметное, объективное отношение к миру не вытесняет отношение к миру как субъекту.


ПЕДАГОГИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.01 с.)