Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.



Программированное обучение – это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-е гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.

В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.

Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена – переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить.

Однако оно имеет и ряд недостатков, например:

– не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

– требует больших затрат времени;

– применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;

– обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Интерес к программированному обучению в 70– 80-е гг. ХХ в. стал падать и его возрождение произошло в последние годы на базе использования новых поколений компьютерной техники. Стали использовать лишь отдельные элементы программированного обучения, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения.

Вопрос № 39

Теория поэтапного формирования умственных действий

П. Я. Гальперина

 

Одной из концепций современной возрастной и педагогической психологии явилась теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Она складывается в 50-е гг. в трудах П. Я. Гальперина. Центральная идея ТПФУД состоит в том, что получение знаний осуществляется в процессе деятельности учащегося, в результатете и при условии выполнения им определённой системы действий. Человек не получает от природы в готовом виде мыслительную деятельность, а учится мыслить, усваивает мыслительные операции. Задача педагога — умело управлять этим процессом, контролировать не только результаты мыслительной деятельности, но и ход ее формирования. Опираясь на важнейший принцип современной психологии –принцип единства сознания и деятельности, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызинаи их сотрудники рассматривают усвоение знаний как процесс, происходящий в результате выполнения и усвоения определённых действий. Гальперин выделил 6 основных этапов, реализация которых позволяет эффективно осуществить формирование понятий и различных умственных действий:

1) мотивационный: необходимо мотивировать, стимулировать познавательные потребности рынка;

2) ориентировочный: происходит понимание учащегося сущности умственных действий, это показ, объяснение;

3) этап материального или материализованного действия: объяснение учащимся происходит с использованием наглядных схем, таблиц, моделей, макетов; учитель осуществляет контроль за точностью выполнения действий (Новые приемы внутренней, психологической, мыслительной деятельности могут быть усвоены не иначе, как пройдя через этап внешней, материальной деятельности (работа с реальными предметами) или этап материализованной деятельности (работа с моделями). Примером материальной формы деятельности может служить счет на палочках. То, что действие осуществляется с реальными предметами или на схемах и чертежах, позволяет учащемуся (и учителю) четко контролировать каждую операцию, входящую в состав действия.);

4) внешнеречевой: все элементы учащегося проговаривают, комментирует или представляют в форме письменной речи;

5) беззвучной речи (речи про себя): более свернут, более сокращен, чем 4); 6) этап сформированного действия: действие максимально сокращено, свернуто, осуществляется автоматически.

Гальперин показал, что основной путь формирования умственных действий - это переход из внешнего во внутренний план, т.е. процесс интериоризации. Так, например, в осуществлении разбора по членам предложения пункты 1)-5) реализуются: материал будет на экзамене или его знания позволят правильно расставить пунктуацию - это большие стимулы, а не мотивы; учитель дает предложение. Там находим основу, задаем вопросы, выделяем второстепенные члены; к полученному разбору подбирается схема, под которую придумать свое предложение; все работают самостоятельно с объяснением, что и как они подчеркивают; самостоятельно разбирают, но по губам видно проговаривание; автоматическийй разбор.

Наряду с процессом интеграции целесообразно осуществлять обратный процесс экстериоризации (переход от механического действия к этапу устной речи). Исполнение этой теории позволяет предупреждать типичные ошибки в формировании умственных действий. С этой целью полезно использовать вариативность на этапе ориентировочном или на этапе материального, материализованного действия. Ход и качество усвоения определяетсяся ориентировочной частью познавательной деятельностью – совокупностью объектных условий, на которые ориентируется ученик при выполнении действия.

Так, согласно ТПФУД, обобщение - это важная сторона мыслительной деятельности, оно формируется по тем, и только тем свойствам, которые вошли в ориентировочную основу деятельности. Единственно они оказываются существенными. Остальные же, пусть даже присущие всем объектам, с которыми имел дело ученик, не принимаются в расчет.

 

Вопрос № 40



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.007 с.)