Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общественно-религиозные празднества в Риме
Древнейшим памятником Р. религии является календарь, составление которого лежало на обязанности понтификов. Римские общественные игры были тесно связаны с религиозными представлениями и культом римлян. Первоначально это были бега, в честь Марса и Конса, покровителей лошадей и мулов; существовал также древний обычай праздновать ludi votivi, обыкновенно в честь Юпитера. Эти последние празднества так часто повторялись, что сделались регулярными. К концу республики существовало 7 таких игр, занимавших 65 дней в году; во II в. после Р. Х. играм было посвящено 135 дней, в 354 г. - 175. Ритуал игр был столь же строг, как ритуал в других проявлениях Р. религии; часто, вследствие какой-либо случайности, требовалось instauratio (повторение) если не всего праздника, то по крайней мере празднеств того дня, в который правильное течение праздника было нарушено. Наблюдение за играми лежало на жреческих коллегиях, смотря по тому, в честь какого бога совершалось празднество; если обет устроить игры был дан государством, то заведование ими лежало на магистратах (консулах, эдилах, а после Августа - преторах). Кроме семи ежегодных игр, существовали еще игры в честь подземных богов, учрежденные в 449 г. и праздновавшиеся каждые сто лет (иногда с перерывами). Древнейшие игры происходили в цирке и состояли в конных и гимнастических состязаниях. После 364 г. до Р. Х. были введены драматические состязания, перешедшие в Рим из Этрурии; с 240 г. эти театральные представления сделались постоянными. Гладиаторские состязания, также заимствованные у этрусков, распространились после 264 г.; первоначально они устраивались на частных похоронных или других торжествах. Римляне до такой степени пристрастились к играм, что они составляли для них такую же потребность, как хлеб насущный; на устройство их тратились громадные деньги; изыскивались самые удивительные и редкие, подчас весьма бесчеловечные развлечения, чтобы угодить избалованной толпе.
* К концу республики от религии осталась только мертвая внешность, при полном безверии или индифферентизме: храмы богов приходили в упадок, рощи вырубались, авторитет жрецов утратился. В таком состоянии застала Р. религию империя. Не будучи по природе религиозным, но сознавая, что религия может содействовать расширению и упрочению его власти, Август всеми силами старался поднять уважение и интерес к ней и сам неукоснительно соблюдал все древние обычаи и обряды, отдавая дань даже суевериям. Он расширил привилегии жрецов, восстановлял забытые обряды и культы, исправлял пришедшие в упадок храмы, строил новые, украшал их. Он придал ludi saeculares особую торжественность, отнял у них их прежний мрачный характер умилостивительных молений и выдвинул на первый план идею величия Рима. Он был членом всех жреческих коллегий и, когда сенат поднес ему титул pontifex maximus, он соединил в своем лице с высшей светской властью и высшую духовную. С тех пор все Р. императоры носили этот титул, вплоть до Грациана. Самым важным фактом его правления в истории религии было обоготворение личности императора. Оно совершилось не сразу, сначала в провинциях, потом в Италии, где Августу уже при жизни ставили храмы. В 26 году до Р. Х. сенат поднес ему титул Августа, чем хотел показать, что император обличен божественной властью и является представителем богов на земле. В честь его были установлены различные празднества, соединенные с жертвоприношениями и молитвами о его здоровье. К концу царствования Августа, в Риме был установлен культ Lares Augusti, присоединенный затем к культу Lares Compitales (Ларов-покровителей различных участков города). После смерти Август официальным актом сената был причислен к лику богов, и над его трупом совершен торжественный апофеоз - церемония, совершавшаяся впоследствии по смерти всех императоров.
Римская культура.
Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы. Рим - родина оконного стекла. Римские боги не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и функции. Главной целью походов было не только расширение собственных земель, но и разграбление покоренных стран и захват рабов.
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома.
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.
Одежда, как и в Греции, была не сшитая (у мужчин - туника и тога, у женщин -туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.
Древнейший тип римского храма - круглый.
Во время правления Августа (27 г. до н. э. - 14 г н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции.
Достижением римской скульптуры является портрет. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно – от излишней детализации: в лице вьделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно.
Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь «Одиссеи» и других произведений классики (Ливий Андроник, Луцилий). Первым действительно вьдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра). Но если в «родных» комедиях зрителю все было известно с самого начала и его забавляло неведение персонажей, то Теренций ставил зрителя в такое же положение, что и героев пьесы, появился элемент непредсказуемости. Однако современники ценили Теренция более как стилиста - за чистоту языка. Катон не понимал общее гуманитарное содержание греческой культуры.
Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы. Отсюда погружение в александрийскую ученость, использование уже отработанных выразительных средств. Первым из плеяды выдающихся лириков был Катулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихотворения. И в тех, и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную тематику.
В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Как исполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием «Энеиды», эпической поэмы о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа. Как «Илиада» - идеологическое осмысление единства греческой нации, так «Энеида» - это осознание единства Рима с Италией. Однако именно в «Энеиде» впервые чистой нотой зазвучал подлинный национальный патриотизм.
Поэты лирики продолжали катулловское направление, стояли в оппозиции Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). У Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, который поднимает любовную игру до уровня обожествления (а значит, выше государственного). В условиях, когда Август провозгласил возврат к суровым обычаям предков, возрождение семьи и нравственности (33, 348), любовные элегии расценивались как кощунство - остаток жизни Овидий провел в ссылке.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматургии Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиака, Апулея, Петрония).
В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера - неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.
Классическое рабство в Риме
было закономерным результатом роста производства и социальной борьбывнутри самого римского общества. Войны лишь ускоряли этот процесс. Основными особенностями классического рабства были следующие. В отличии от патриархальной системе при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельчкском хозяйстве (поместье или ремесленной мастнрской) организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально–хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливает более или менее тесные связи с рынком. В II–I вв. до н.э. владельцы вилл и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводит к большей эксплуатации рабов, усложнению внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в обществе. Возрастала численность рабов. Рабы стали многочисленным классом римско–италийского общества. Рабовладение распространилось в решающих отраслях хозяйства – в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Однако труд своводных и полузависимых работников продолжал применяться во всех сферах и составлял во II–I вв. до н.э. другой важнейший сектор римского народного хозяйства. Усиление эксплуатациирабского труда, продиктованное интересами товарного производства, привело к ухудшению общественного и юридического положения рабов. Возрастание степени эксплуатации,ухудшение их численности обострили естественное противостояние рабов и их господ. Рабы поднимали грандиозные, “чисто” рабские многолюдные восстания, которые констатировали серьезное неблагополучие в римском рабовладельческом обществе. Имеющаяся в обществе социальная напряженность перерасталс в напряженную борьбу. Классовая борьба стала играть большую роль в той общей системе социально–классовых противоречий, которые привоили в движение весь сложный механизм римского общества. При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства (в земледелии и ремесле) к более крупному, центролизованному хозяйству, где получила применение простая и от части сложная кооперация труда. Для хозяйственной жизни II–I вв. до н.э. было характерно сосуществование разных секторов, которые определили неоднородность и пестроту экономического развития. Внедрение отношений классического рабства привело к глубоким структурным изменениям в римско–италийском хозяйстве. Сельское хозяйство Италии в II–I вв. до н.э. развивалось на базе рабства и ему было обязанно всеми своими успехами и трудностями. В этот период сельское хозяйство Италии переживало подъем. Его можно объяснить тремя причинами: широким внедрением рабства, организацией товарного производства, переходом от мелкого хозяйства к производству на крупных площадях (крупное землепользование). Подъему сельскогохозяйства II–I вв. до н.э. способствовало установление рыночных связей между городом и деревней. Бурный подъем ремесла в Италии начался на рубеже II–I до н.э. Широкое проникновение рабского труда в ремесло, особенно труда высококвалифицированных ремесленников из эллинистических стран, оживление рыночного обмена между городом и деревней,возникновение новых городов, увеличение городского населения, рост общественных и личных потребностей стимулировали организацию различных ремесел. Подъем сельского хозяйства и ремесла, установление товарных связей способствовали оживлению торговли. Интенсификация римской торговли требовало умножение числа монет. Римская серебряная монета, сестерций и денарий, которую начали чеканить лишь на рубеже II–II вв. до н.э., вскоре наводнила Средиземноморье и стала основной валютой, оттесняя все другие монетные системы. Основными классами в римском обществе II–I вв. до н.э. были класс рабов и рабовладельцев — собственников земли, крупных ремесленных мастерских, торговцев, которыми могли быть римские граждане, союзники и провинциалы, не имеющие прав римского гражданства. Третьим основным классом были мелкие производители, работающие в осномном сами, хотя изредка и применявшие труд одного–двух рабов: крестьяне в деревнеи мелкие торговцы в городе. Поскольку интересы основных классов были различными, зачастую противоположными, поскольку пртиворечия между ними все более резко проявлялись в разные исторические периоды, все чаще выливаясь в открытую борьбу. Последней особенности классической стадии рабовладельческой формации древнеримского общества (поскольку только там античное рабство достигло наибольшего раскрытия), можно заметить, что крупнейшие рабские восстания — первое и второе сицилийские восстания, движение Спартака — вспыхнули именно в период функционирования самых зрелых форм рабства, в эпоху кризиса этих форм и их отмирания. И вряд ли то было случайностью. Именно в период функционирования наиболее зрелых форм данной формации, классической стадии рабства формируется основное классовое противоречие, но и оно находится не в статическом состоянии, а выступает как необходимое проявление всей классовой структуры, т.е. выражает главный антагонизм, несмотря на все попытки государственных институтов локализировать и обезвредить его разрушительные воздействия. Вот почему, сколь бы ни были сильны и многочисленны восстания, и сколько бы ни наносили они чувствительных ударов по социально-политической системе, они не только не могут ее опрокинуть, но и как бы совершенствуют эту систему, показывая господствующему классу ее слабые места. Во всяком случае восстания основного угнетенного класса-производителя, вспыхивающие в классической стадии рабства, — определяет нормальное функционирование всей системы. Классическое рабство как структурообразующее начало всей классической стадии рабовладельческой формации сложилось в Риме в начале II в. до н.э. - II в. н.э., т.е. до конца классической стадии. Классическое рабство в Древнем Риме прошло две основные стадии. Рим в III в. был буквально потрясен сильнейшим кризисом, охватившим экономику, общественные отношения, государственность и даже культуру. Рабовладельческое общество и государство буквально стояли грани гибели. Однако рабовладельческая система еще не изжила всех своих внутренних возможностей. Поэтому на рубеже III- IV вв. римское общество и государство восстанавливаются на прежней, хотя и трансформированной основе и переживает процветание в течение всего IV в. Кризис товарно-денежных отношений, трудности с пополнением рабских рынков, губительные для товарных вилл, лишь укрепляли латифундиальное хозяйство с мелким землепользованием колонов. Это экстенсивное хозяйство, обеспечивавшее себя всей необходимой сельскохозяйственной и ремесленной продукцией а также рабочей силой, укреплявшееся благодаря политическому влиянию господина, набирало силу. Распространение мало зависимых от соседних городов латифундий и деградация рабовладельческих товарных вилл, производственно тесно связанных с городом приводили к изменению общего соотношения города и деревни в период поздней античности.
|