Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VIII. Доезжачий в ливрее его королевского высочества монсеньера герцога орлеанскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В то время как во флигеле гостиницы «Королевский тигр» происходили события, о которых мы только что рассказывали, в одной из комнат той же гостиницы перед пылающим огнем некий мужчина отряхивал снег с сапог и развязывал тесемки вместительной папки. Человек этот был одет в охотничий костюм доезжачего Орлеанского дома: красный с серебром камзол, кожаные штаны, длинные сапоги, треуголка с серебряным галуном; глаза у него были живые, нос — острый, длинный и красноватый, а выпуклый лоб свидетельствовал об искренности, чему противоречили тонкие и сжатые губы. Он тщательно перелистывал бумаги, которыми была полна папка, разложив их перед собой на столе. По свойственной ему привычке, этот человек говорил сам с собой или, вернее, что-то бормотал сквозь зубы, время от времени прерывая свою речь восклицаниями и проклятиями, относившимися, по-видимому, не столько к тому, что он говорил, сколько к тому, о чем он думал. — Ну что же, — говорил он, — господин де Монтаран меня не обманул, и мои бретонцы уже принялись за дело, но вот какого черта он ехал так медленно? Выехал одиннадцатого в полдень, а приехал только двадцать первого в шесть часов вечера! Гм! Тут, может быть, скрыта какая-то новая тайна, и мне сейчас ее разъяснит тот малый, которого мне рекомендовал господин де Монтаран и с которым мои люди держали связь во время их пути. Эй, кто-нибудь! И человек в красном камзоле позвонил в серебряный колокольчик; появился один из уже знакомых нам гонцов в сером с нантской дороги и поклонился. — А, это вы, Тапен, — сказал человек в красном камзоле. — Да, монсеньер. Поскольку дело серьезное, я решил прийти сам. — Вы расспросили людей, которых вы расставили на их дороге? — Да, монсеньер, но они ничего не знают, кроме дневных перегонов нашего заговорщика, впрочем, это все, что им было поручено узнать. — Да, но я попытаюсь узнать побольше от слуги. Что это за человек? — Да этакий простоватый хитрец, наполовину нормандец, наполовину бретонец, одним словом, клиент скверный. — Что он делает сейчас? — Подает ужин своему хозяину. — Которого поселили, как я просил, в комнате на первом этаже? — Да, монсеньер. — Занавесок на окнах нет? — Нет, монсеньер. — А дыру в ставне вы сделали? — Да, монсеньер. — Хорошо! Пришлите мне этого лакея, а сами будьте поблизости. — Я буду вот здесь. — Превосходно. Человек в красном камзоле вытащил из кармана дорогие часы и посмотрел на них. — Половина десятого, — сказал он, — монсеньер как раз возвратился из Сен-Жермена и просит позвать Дюбуа. Ну, а раз ему говорят, что Дюбуа нет, он потирает руки и готовится натворить каких-нибудь безумств. Потирайте руки, монсеньер, и творите беспрепятственно глупости. Опасность не в Париже, она здесь. О, посмотрим, придется ли вам на этот раз насмехаться над моей тайной полицией! Ага, вот и наш человек! Действительно, в этот момент господин Тапен ввел Ована. — Вот особа, которую вы спрашивали, — сказал он. И, затворив за собой дверь, тотчас вышел. Ован стоял у двери и дрожал, а Дюбуа, закутанный до макушки в огромный плащ, рассматривал его взглядом леопарда. — Подойди, друг мой, — сказал Дюбуа. Несмотря на всю любезность приглашения, оно было сделано таким пронзительным голосом и человек смотрел на него так странно, что Ован с удовольствием бы очутился в эту минуту в сотне льё от него. — Ну же! — сказал Дюбуа, видя, что тот продолжает стоять как пень. — Ты что, не слышал меня, негодник? — Да слышал же, монсеньер, — сказал Ован. — Тогда почему не повинуешься? — А я думал, что это не мне вы оказали такую честь и велели подойти. И Ован сделал несколько шагов к столу. — Ты получил пятьдесят луидоров за то, чтобы говорить мне правду? — продолжал Дюбуа. — Прошу прощения, монсеньер, — ответил Ован, которому почти утвердительная форма вопроса вернула часть смелости, — я их не получил… мне их обещали. Дюбуа вытащил из кармана пригоршню золота, отсчитал пятьдесят луидоров и сложил их стопкой на столе, где она и осталась стоять, дрожа и кренясь в одну сторону. Ован смотрел на золото с таким выражением, которое вряд ли можно было заподозрить на его тусклом и невыразительном лице. «Ага, — сказал про себя Дюбуа, — да он жаден». И в самом деле, эти пятьдесят луидоров казались Овану несбыточной мечтой, он предал своего хозяина даже без надежды получить их, просто пламенно их желая, и вот эти обещанные луидоры лежали тут, перед его глазами. — Я могу их взять? — спросил Ован, протягивая руку к стопке монет. — Одну минуточку, — сказал Дюбуа, забавляясь алчностью, которую горожанин несомненно бы скрыл, а деревенский житель показывал в открытую, — одну минуточку, мы сейчас заключим сделку. — Какую? — спросил Ован. — Вот обещанные пятьдесят луидоров. — Я из прекрасно вижу, — сказал Ован, облизываясь, как собака на подачку. — При каждом ответе на мой вопрос, если ответ будет важен для меня, я добавляю десять луидоров, если глупый и смешной, столько же отнимаю. Ован вытаращил глаза: сделка явно казалась ему произвольной. — Ну а теперь поговорим, — сказал Дюбуа, — ты откуда приехал? — Прямо из Нанта. — С кем? — С господином шевалье Гастоном де Шанле. Эти вопросы носили, очевидно, предварительный характер, — стопка оставалась нетронутой. — А теперь внимание! — сказал Дюбуа, протягивая к червонцам худую руку. — Я весь превратился в слух, — ответил Ован. — Твой хозяин путешествует под своим именем? — Выехал он под своим именем, но по дороге сменил его. — На какое? — Господин де Ливри. Дюбуа добавил десять золотых, но поскольку стопка стала слишком высокой и не держалась, он составил их во вторую рядом с первой. Ован вскрикнул от радости. — А ну, не радуйся, мы еще не кончили. Внимание! В Нанте есть господин де Ливри? — Нет, монсеньер, но есть барышня де Ливри. — И кто же она? — Жена господина де Монлуи, близкого друга моего хозяина. — Хорошо, — сказал Дюбуа и добавил десять луидоров, — а что твой хозяин делал в Нанте? — Да что обычно делают молодые господа: охотился, фехтовал, по балам ездил. Дюбуа убрал десять золотых. Ован вздрогнул всем телом. — Погодите, погодите-ка, — сказал он, — он еще кое-что делал. — А, вот как, — сказал Дюбуа, — так что же он делал? — Два или три раза в неделю уходил ночью из дому, уходил он часов в восемь вечера и возвращался в три-четыре часа утра. — Прекрасно! — произнес Дюбуа. — И куда же он ходил? — Об этом я ничего не знаю, — ответил Ован. Дюбуа продолжал держать десять золотых в руке. — А со времени отъезда, — спросил Дюбуа, — что он делал? — Проехал через Удон, Ансени, Ман, Ножан и Шартр. Дюбуа протянул руку и длинными пальцами вынул из стопки еще десять луидоров. Ован глухо застонал от досады. — А в пути, — спросил Дюбуа, — он ни с кем не познакомился? — Познакомился с одной юной воспитанницей клисонских августинок. Она ехала с монахиней по имени сестра Тереза. — А как звали воспитанницу? — Мадемуазель Элен де Шаверни. — Элен! Многообещающее имя, и уж конечно, эта прекрасная Елена — любовница твоего хозяина? — Черт возьми, я об этом ничего не знаю, сами понимаете, мне он об этом ничего не говорил. — Ну и умница! — сказал Дюбуа и отнял от пятидесяти луидоров еще десять. Холодный пот катился по лбу Ована, — еще четыре таких ответа, и получится, что он продал своего хозяина даром. — А эти дамы едут с ним в Париж? — продолжал Дюбуа. — Нет, сударь, они остановились в Рамбуйе. — Ага! — произнес Дюбуа. Это восклицание показалось Овану добрым предзнаменованием. — А добрая сестра Тереза даже уехала обратно. — Ну, — сказал Дюбуа, — это все не столь уж важно, но не следует разочаровывать начинающих. И он добавил к стопке десять монет. — Таким образом, — продолжал Дюбуа, — юная девица осталась одна? — Вовсе нет, — сказал Ован. — Как нет? — Ее ждала одна дама из Парижа.: — Дама из Парижа? — Да. — Ты знаешь ее имя? — Я слышал, как сестра Тереза называла ее госпожой Дерош. — Госпожой Дерош! — воскликнул Дюбуа и положил на стол десять золотых, начав вторую стопку. — Так ты говоришь, госпожа Дерош? — Да, — ответил, сияя, Ован. — Ты в этом уверен? — Да, Боже ж ты мой, конечно, уверен: она длинная, худая, с желтым лицом. Дюбуа добавил еще десять луидоров. Ован сожалел, что не останавливался перед каждым эпитетом, на своей поспешности он, очевидно, потерял двадцать монет. — Длинная, худая, с желтым лицом, — повторил Дюбуа, — Да, она самая. — Ей от сорока до сорока пяти лет, — добавил Ован, сделав на этот раз паузу. — Точно, она! — повторил Дюбуа, добавляя еще десять луидоров. — И одета в шелковое платье с большими цветами, — продолжал Ован, который хотел из всего извлечь выгоду. — Прекрасно, — повторил Дюбуа, — прекрасно. Ован увидел, что об этой женщине его собеседник знает уже достаточно, и в ожидании замолчал. — И ты говоришь, что твой хозяин познакомился с этой девицей в дороге? — То есть, сударь, как сейчас подумаю, так сдается мне, что это знакомство было чистой комедией. — Что ты этим хочешь сказать? — Думаю, они и до отъезда были знакомы. Постойте-ка, уверен, что это ее мой хозяин поджидал в Удоне. — Хорошо, — сказал Дюбуа, добавляя еще десять золотых, — может, ты на что и пригодишься. — Больше вы ничего не хотите знать? — поинтересовался Ован жестом игрока, собирающегося сорвать банк, протягивая руку к обеим стопкам, дававшим ему сорок луидоров чистого выигрыша. — Минуточку, — остановил его Дюбуа, — а девушка хороша собой? — Как ангел, — сказал Ован. — И они, она и твой хозяин, конечно, назначили свидание в Париже? — Нет, сударь, напротив. Я думаю, что они простились навеки. — Ну, это тоже комедия. — Не думаю. Когда они расстались, господин де Шанле был такой грустный. — Так они больше не увидятся? — Увидятся, но сдается мне, что в последний раз, и все будет кончено. — Ну что же, забирай свои деньги и помни, что, если ты скажешь хоть слово, через десять минут ты мертв. Ован бросился на свои девяносто луидоров, и они в одно мгновение исчезли в необъятном кармане его штанов. — А теперь, — сказал он, — я могу ведь бежать, да? — Бежать, болван! Ни в коем случае! С этой минуты ты принадлежишь мне, я купил тебя, и ты будешь мне особенно полезен в Париже. — В таком случае, сударь, я останусь, обещаю вам, — сказал, тяжело вздыхая, Ован. — Ну, в твоем обещании нет нужды. В эту минуту дверь отворилась и снова появился господин Тапен, лицо его выражало полное смятение. — Что нового? — спросил Дюбуа, хорошо разбиравшийся в чужих настроениях. — Очень важные сведения, монсеньер, но прикажите выйти этому человеку. — Возвращайся к хозяину, — сказал Дюбуа, — и, если он будет кому-нибудь писать, запомни, что мне очень любопытно познакомиться с его почерком. Ован в восторге оттого, что сейчас он свободен, поклонился и вышел. — Ну так, господин Тапен, — сказал Дюбуа, — что там такое? — А то, монсеньер, что после охоты в Сен-Жермене его королевское высочество, вместо того чтобы вернуться в Париж, отослал туда свою свиту, а сам приказал везти его в Рамбуйе. — В Рамбуйе? Регент едет в Рамбуйе? — И будет здесь через полчаса. Да он уже был бы здесь, если бы, на счастье, не проголодался и не заехал в замок перехватить что-нибудь. — А зачем он едет в Рамбуйе? — Понятия не имею, монсеньер, разве что ради той юной девицы, которая недавно приехала с монахиней и остановилась во флигеле этой гостиницы. — Вы правы, Тапен, ради нее, именно ради нее. Госпожа Дерош… да, конечно, это так. Вы знали, что госпожа Дерош здесь? — Нет, монсеньер, не знал. — А вы уверены, что он приедет? Вы уверены, что это не ложное донесение, дорогой мой Тапен? — О, монсеньер, я приставил следить за его высочеством Глазастого, а уж что Глазастый говорит, то непреложно, как Евангелие. — Да, вы правы, — сказал Дюбуа, который, казалось, хорошо знал качества того, кого расхваливал Тапен, — вы правы, если это говорит Глазастый, то сомнений нет. — До того дело дошло, что бедный парень лошадь загнал, она упала при въезде в Рамбуйе и больше не встала. — Тридцать луидоров за лошадь, а парень получит сверх того все, что заслужит. Тапен взял тридцать луидоров. — Дорогой мой, — продолжал Дюбуа, — вы знаете, как расположен флигель? — Прекрасно знаю. — И как? — Одной стороной он выходит на задний двор гостиницы, а второй — на пустынный проулок. — Расставьте на заднем дворе и в проулке людей, переодетых конюхами, слугами, как угодно, но, чтобы, кроме монсеньера и меня, господин Тапен, во флигель никто не мог войти: речь идет о жизни его высочества. — Будьте спокойны, монсеньер. — Да! Нашего бретонца вы знаете? — Я видел, как он спешивался. — А ваши люди его знают? — Да, они все видели его на дороге. — Хорошо, поручаю его вам. — Я должен арестовать его? — Чума вас побери, ни в коем случае, господин Тапен, пусть он погуляет на свободе, сделает что нужно, ему надо дать все возможности проявить себя, действовать; если мы его сейчас арестуем, он ничего не скажет, и у нашего заговора будет выкидыш, а мне, чума его побери, нужно, чтобы он разродился. — Чем, монсеньер? — спросил Тапен, который, казалось, мог позволить себе говорить с Дюбуа с некоторой короткостью. — Моей архиепископской митрой, господин Лекок, — сказал Дюбуа. — А теперь идите по своим делам, а я пойду по своим. Оба они вышли из комнаты, быстро спустились по лестнице, но тут пути их разделились: Лекок скорым шагом пошел в город по Парижской улице, а Дюбуа прокрался вдоль стены и прильнул своим рысьим оком к дыре в ставне.
IX. О ПОЛЬЗЕ ПЕЧАТЕЙ
Гастон только что поужинал, потому что в его возрасте, будь человек влюблен или будь он в отчаянии, природа все равно берет свое, и надо иметь уж на редкость скверный желудок, чтобы не ужинать более или менее плотно в двадцать пять лет. Он облокотился на стол и размышлял. Лампа ярко освещала его лицо, и света ее было достаточно, чтобы удовлетворить любопытство Дюбуа. Поэтому Дюбуа смотрел на него с пристальным вниманием, в котором было что-то странное и ужасающее: зрачки его всевидящих глаз расширились, а насмешливый рот кривила зловещая улыбка. Если бы кто-нибудь мог видеть этот взгляд и улыбку, он бы подумал, что перед ним демон, выслеживающий во тьме одну из жертв, обреченных им пройти до конца свой гибельный путь. Наблюдая, он по своей привычке бормотал: — Молод, хорош собой, глаза черные, рот гордый, настоящий бретонец. Этого еще не развратили, как заговорщиков Селламаре, нежные взгляды придворных дам. Однако лихо все он за это взялся, демон! Те замышляли похитить, лишить престола… Чепуха! А вот этот… Вот черт! И все-таки, — продолжал, помолчав, Дюбуа, — я напрасно ищу следы хитрости на этом чистом лбу, макиавеллизма в рисунке рта, скорее отражающего честность и доверчивость. А тем не менее, сомнений нет, все подготовлено так, чтобы захватить регента врасплох во время свидания с этой клисонской девственницей. Вот и говори теперь, что эти бретонцы туповаты. Решительно, — продолжал Дюбуа, посмотрев еще немного, — тут что-то не то, я еще чего-то не понимаю. Совершенно невероятно, чтобы этот молодой человек с печальным, но спокойным взглядом намеревался через четверть часа убить другого человека, да еще какого человека! Регента Франции, первого принца крови! Нет, это невозможно, подобное хладнокровие было бы непостижимо. И все же, — добавил Дюбуа, — ведь это так: от меня, которому он говорит все, регент эту новую любовную интрижку скрыл. Он отправляется охотиться в Сен-Жермен, во всеуслышание объявляет, что ночевать поедет в Пале-Рояль, и вдруг отдает другой приказ и называет своему кучеру Рамбуйе. А в Рамбуйе его ждет юная особа, встречает ее госпожа Дерош. Кого же она ждет, если не регента? И эта юная особа — любовница шевалье. А любовница ли она ему? Ага, сейчас узнаем: вот наш друг Ован, свои девяносто луидоров он уже спрятал и теперь несет хозяину бумагу и чернила. Хозяин собирается писать. В добрый час, следовательно, мы узнаем что-то определенное. А теперь, — продолжал Дюбуа, — посмотрим, насколько можно рассчитывать на этого негодяя-лакея. И он, дрожа, поскольку, как читатель помнит, было отнюдь не тепло, покинул свой наблюдательный пост. Дюбуа остановился на лестнице и стал ждать: ступенька, где он стоял, была целиком в тени, а дверь Гастона ярко освещена. Через мгновение дверь открылась и показался Ован. Секунду он стоял в дверях с письмом в руках, потом, казалось, решился и стал подниматься по лестнице. «Прекрасно, — сказал себе Дюбуа, — он вкусил от запретного плода, и теперь он мой». И, остановив Ована на лестнице, сказал ему: — Хорошо, дай мне письмо, которое ты мне нес, и подожди здесь. — А откуда вы знаете, что я нес вам письмо? — спросил ошеломленный Ован. Дюбуа пожал плечами, взял у него из рук письмо и исчез. Войдя в свою комнату, Дюбуа исследовал печать: шевалье, у которого не было ни воска, ни печати, воспользовался воском от бутылки и запечатал письмо своим перстнем. Дюбуа легонько нагрел письмо над пламенем свечи, и воск расплавился. Он открыл письмо и прочел: «Дорогая Элен, Ваше мужество удвоило мое, сделайте так, чтобы я смог войти в дом, и Вы узнаете, каковы мои планы». — Ага, — сказал Дюбуа, — кажется, она их еще не знает, значит, все это еще не так далеко зашло, как я думал. Он сложил письмо, выбрал из многочисленных перстней, которыми была, унизаны все его пальцы, и, может быть, специально в этих целях, тот, печатка которого почти в точности походила на печатку шевалье, накапал воску со свечи и очень аккуратно запечатал его. — Держи, — сказал он Овану, возвращая ему письмо, — вот послание твоего хозяина, отнеси его точно куда следует. Ответ принесешь мне, и я дам тебе десять луидоров. — Вот это да! — сказал себе Ован. — Это же не человек, а золотые копи. И он убежал. Через десять минут он явился обратно с письмом, которого ждал Дюбуа. Это послание было написано на маленьком листочке хорошей надушенной бумаги, а на печати стояла только одна буква — Э. Дюбуа открыл какую-то коробку, достал из нее что-то вроде пасты и стал разминать ее в руках, чтобы снять с печати слепок, но тут он заметил, что письмо сложено так, что его легко можно прочесть не распечатывая. — Ну, — сказал он, — это еще удобнее. Он приоткрыл письмо и прочел: «Тот, по чьему распоряжению меня привезли из Бретани, вместо того чтобы ждать меня в Париже, приедет сюда ко мне — настолько, по его словам, ему не терпится меня увидеть; я думаю, что он уедет сегодня же ночью. Приходите завтра утром около десяти часов, я расскажу Вам, что произошло между нами, и тогда мы с Вами решим, каким образом нам надлежит действовать». — Вот это, — сказал Дюбуа, упорно державшийся мысли, что Элен — сообщница шевалье, — мне кажется более ясным. Вот холера! Расторопна же эта юная особа! Если их так воспитывают у августинок в Клисоне, то поздравляю настоятельницу! А монсеньер-то думает, что раз девице шестнадцать лет, то она сама наивность. О, он еще обо мне пожалеет! Если бы искал я, то нашел бы что-нибудь получше. — Держи, — сказал он Овану, — вот тебе десять луидоров и твое письмо: видишь, сплошные доходы. Ован положил в карман десять золотых и понес письмо. Славный малый ничего во всем этом не мог понять и только задавал себе вопрос, что же будет в Париже, если уже в его пригородах на него сыплется манна небесная. В этот момент часы пробили десять, и к ровному и медленному бою часов присоединился глухой стук колес приближающейся кареты. Дюбуа подошел к окну и увидел, как во дворе гостиницы остановился экипаж. В нем, развалившись, сидел весьма достойного вида дворянин, в котором Дюбуа с первого взгляда узнал Лафара, капитана гвардии его королевского высочества. — Надо же, — сказал он, — он еще осторожнее, чем я думал, но где же он сам? А, вот он! Это восклицание вырвалось у Дюбуа при виде доезжачего, одетого точно в такую же красную ливрею, какая была на нем самом. Доезжачий ехал за каретой на прекрасном испанском жеребце, причем видно было, что он только что на него сел, потому что лошади, впряженные в экипаж, несмотря на холод, были все в мыле, а конь под всадником был почти свежим. Карета остановилась у дверей гостиницы, и слуги бросились к Лафару, который изображал из себя важную персону, громко требуя комнату и ужин. В это время доезжачий спешился, бросил поводья пажу и направился к флигелю. — Чудесно, чудесно! — сказал Дюбуа. — Все ясно и прозрачно, как вода в горном ручье, но почему при всем этом нигде не видно шевалье? Так занят любовной запиской, что и кареты не слышал? Посмотрим, подождем. А что до вас, монсеньер, — продолжал Дюбуа, — будьте покойны, я не нарушу ваш тет-а-тет. Наслаждайтесь этой юной наивностью, которая обещает столь пышно расцвести. Да, монсеньер, сразу видно, что вы близоруки! Пока Дюбуа произносил этот монолог, он успел спуститься и занять свой наблюдательный пост. И как раз в тот момент, когда он заглянул в дыру в ставне, Гастон укладывал письмо в бумажник, потом он тщательно спрятал бумажник в карман и встал. — А! Кровь Господня! — воскликнул Дюбуа, инстинктивно протягивая к шевалье хищные лапы, встретившие только стену. — Кровь Господня! Вот этот-то бумажник мне и нужен! Я дорого заплатил бы за этот бумажник! Ага! Наш дворянин, кажется, собирается выйти: пристегнул шпагу, ищет плащ. Куда же это он идет? Подумаем! Поджидать его высочество на выходе? Нет, черт возьми, у него не вид человека, который готовится убить другого, и я скорее склоняюсь к мысли, что на сегодняшний вечер он на испанский лад прослоняется под окнами своей милой. Ах, честное слово, если бы ему пришла в голову эта прекрасная мысль, может быть, и удалось бы… Трудно описать улыбку, которая при этих словах скользнула по лицу Дюбуа. — Да, но если, — сказал он, отвечая себе самому, — если в этом деле я заработаю добрый удар шпагой, вот монсеньер посмеется! Ба! Опасности нет, мои люди должны быть на посту, да, впрочем, кто ничем не рискует, ничего и не получает. Придав себе храбрости этой поговоркой искателей приключений, Дюбуа быстро обогнул гостиницу, чтобы оказаться на одном конце проулка, если шевалье появится на другом. Он предполагал, судя по печальному, но спокойному лицу Гастона, что тот просто-напросто отправится бродить под окнами своей возлюбленной. Дюбуа не ошибся: у выхода в проулок он увидел Тапена, который, препоручив Глазастому наблюдать за двором, сам стал на пост с наружной стороны. Дюбуа в двух словах объяснил ему свои намерения. Тапен показал ему пальцем на своих людей: один лежал на ступеньку наружных дверей, а второй сидел на придорожной тумбе и бренчал на разбитой гитаре, как обычно делают бродячие певцы, просящие подаяния на постоялых дворах. Где-то должен был быть и третий, но он так хорошо спрятался, что его не было видно. Уверенный в том, что его поддержат, Дюбуа до глаз закутался в плащ и отважно вышел в проулок. И не успел он сделать нескольких шагов по этому закоулку, словно специально созданному для того, чтобы тут было удобно перерезать прохожему горло, как на противоположном его конце увидел движущуюся тень, в точности похожую на то лицо, которое он искал. И в самом деле, как только они прошли один мимо другого, Дюбуа узнал шевалье, а тот, всецело занятый своими мыслями, даже и не попытался разглядеть, с кем он разминулся, а может быть, даже и не видел, что встретился с кем-то. Дюбуа это не устраивало, ему нужна была добрая ссора, и, видя, что шевалье не собирается ее искать, он решил проявить инициативу. Для этого он вернулся и, остановившись перед шевалье, который в эту минуту тоже стоял и пытался определить, какие окна из тех пяти-шести, что выходят в проулок, и есть окна комнаты, занимаемой Элен, сказал ему сиплым голосом: — Эй, дружище, будьте добры сказать, что это вы тут делаете? Гастон перевел глаза с небес на землю и упал с поэтических высот в грубую прозу жизни. — Извините, сударь, — сказал он Дюбуа, — мне кажется, вы мне что-то сказали? — Да, сударь, — ответил Дюбуа, — я спросил вас, что вы тут делаете. — Ступайте своей дорогой, — сказал шевалье, — мне нет дела до вас, а вам — до меня. — Оно, может, так бы и было, — ответил Дюбуа, — если вы мне не мешали. — Сколь ни узок этот переулок, сударь, он достаточно широк для нас обоих. Ходите по одной стороне, а я буду ходить по другой. — Но мне-то угодно прогуливаться здесь одному, — сказал Дюбуа, — я вам советую бродить под другими окнами, а не под этими, в Рамбуйе окон сколько угодно, выбирайте! — А почему я не могу смотреть на эти окна, если меня это устраивает? — спросил Гастон. — А потому, что это окна моей жены, — ответил Дюбуа. — Вашей жены? — Да, моей жены, которая только что приехала из Парижа и которую я очень ревную, о чем вас и предупреждаю. — Черт возьми, — прошептал Гастон, — это, наверное, муж той особы, которой поручено наблюдать за Элен. И, сразу образумившись, желая быть любезным со столь важным человеком, который ему мог впоследствии пригодиться, он вежливо поклонился Дюбуа и сказал: — Если это так, сударь, то дело другое, я готов уступить вам место, потому что я просто прогуливался без всякой цели. «Вот дьявол, — пробормотал Дюбуа, — вежливый попался заговорщик! Меня это не устраивает, мне нужна ссора». Гастон уже уходил. — Вы мне лжете, сударь, — сказал Дюбуа. Шевалье обернулся так резко, как будто его ужалила змея, однако, вынужденный соблюдать осторожность из-за Элен и поручения, которое он на себя взял, сдержался. — Сударь, — сказал он, — вы сомневаетесь в моих словах, потому что я соблюдаю приличия? — Вы соблюдаете приличия, потому что боитесь, но я взаправду видел, как вы смотрели на это окно. — Боюсь? Я боюсь? — воскликнул Шанле, мгновенно оборачиваясь лицом к своему противнику. — Вы, кажется, сказали, сударь, что я боюсь? — Да, сказал, — подтвердил Дюбуа. — Значит, — продолжал шевалье, — вы ищете со мной ссоры? — Черт, мне кажется, это очевидно. А вы что, явились из Кемпер-Корантана? — Воскресение Господне! — воскликнул Гастон, обнажая шпагу. — Ну что же, сударь, шпагу наголо! — И снимите камзол, прошу вас, — сказал Дюбуа, сбрасывая с себя плащ и собираясь снять и камзол. — Снять камзол? Зачем? — спросил шевалье. — Потому что я вас не знаю, сударь, а ночные бродяги часто предусмотрительно носят под камзолом кольчугу. Стоило Дюбуа произнести эти слова, как шевалье далеко отбросил от себя и плащ и камзол. Но стоило Гастону броситься с обнаженной шпагой на противника, как ему под ноги свалился пьяный, за правую руку его схватил бродячий музыкант, за левую — жандарм, а четвертый, которого до того не было видно, обхватил за талию. — Дуэль, сударь, — вопили эти люди, — дуэль, несмотря на запрет короля! — И тащили его к двери, у которой до того лежал пьяный. — Убийство! — шипел сквозь зубы Гастон, не смевший кричать из страха скомпрометировать Элен. — Презренные! — Сударь, нас предали, — говорил в это время Дюбуа, одновременно скатывая камзол и плащ шевалье в сверток, который он сунул себе под мышку, — но мы завтра обязательно встретимся, будьте покойны! И он со всех ног кинулся бежать к гостинице, а Гастона заперли в подвал. Дюбуа в два прыжка поднялся по лестнице, заперся у себя в комнате и вытащил из кармана камзола шевалье драгоценный бумажник. В одном из его отделений лежали половина цехина и записка с именем человека. Цехин, очевидно, служил опознавательным знаком. Имя же, без сомнения, принадлежало человеку, к которому должен был обратиться Гастон и который звался капитаном Ла Жонкьером. Кроме того, бумага была особым образом вырезана. — Ла Жонкьер! — прошептал Дюбуа. — Да, именно он, Ла Жонкьер, мы уже следим за ним. Прекрасно! Он быстро просмотрел бумажник. В нем больше ничего не было. — Мало, — сказал он, — но этого достаточно. Он вырезал бумажку по образцу записки, записал имя и позвонил. В дверь осторожно постучали, — она была заперта изнутри. — Да, верно, — сказал Дюбуа, — я и забыл. Он отпер. Это был господин Тапен. — Что вы с ним сделали? — спросил Дюбуа. — Заперли в подвале и стережем. — Отнесите его плащ и камзол туда, где он их бросил, пусть он их найдет на том же месте, извинитесь и выставьте его. Позаботьтесь, чтобы из карманов камзола ничего не пропало — ни бумажник, ни кошелек, ни платок: очень важно, чтобы у него не возникло никаких подозрений. А мне заодно принесите мои камзол и плащ, которые остались на поле битвы. Господин Тапен поклонился до земли и отправился выполнять полученные приказания.
X. ВИЗИТ
Вся эта сцена, как мы уже сказали, происходила в проулке, куда выходили окна комнаты Элен. До нее донесся шум ссоры, и ей показалось, что она различила голос шевалье; обеспокоенная, она подошла к окну, но в этот момент дверь отворилась, и вошла госпожа Дерош. Она пришла пригласить Элен пройти в гостиную: лицо, собиравшееся нанести ей визит, уже прибыло. Элен вздрогнула и чуть не упала без чувств; она хотела что-то спросить, но у нее пропал голос. Молча и дрожа, последовала она за госпожой Дерош. Гостиная, куда она вошла вслед за провожатой, была погружена во мрак, все свечи были тщательно погашены, и только почти затухший огонь в камине бросал на ковер слабый отблеск, при свете которого лиц нельзя было рассмотреть. Да к этому еще госпожа Дерош взяла графин и плеснула воды на догорающее пламя, и в комнате воцарилась кромешная тьма. После этого госпожа Дерош, сказав Элен, чтобы она ничего не боялась, вышла. Через мгновение девушка услышала за той, четвертой дверью, которая до сих пор не отворялась, какой-то голос. При звуке этого голоса она вздрогнула. Элен невольно сделала несколько шагов к двери и жадно прислушалась. — Она готова? — спросил голос. — Да, монсеньер, — ответила госпожа Дерош. — Монсеньер! — прошептала Элен. — Кто же, о Господи, придет сюда? — Так она одна? — Да, монсеньер. — Ее предупредили о моем приезде? — Да, монсеньер. — Нам не помешают? — Монсеньер может на меня рассчитывать. — Света нет? — Полная темнота. Шаги было приблизились, стало слышно, как человек направился к двери, потом остановился. — Скажите искренно, не кривя душой, госпожа Дерош, — произнес голос, — вы нашли ее такой хорошенькой, как мне говорили? — Она лучше, чем можно себе представить, ваше высочество. — Ваше высочество! Боже мой! Что это она говорит? — прошептала девушка, почти теряя сознание. В ту же минуту золоченые петли на двери гостиной скрипнули и под тяжелыми, хотя и приглушенными ковром шагами заскрипел паркет. Элен почувствовала, что вся кровь прилила к ее сердцу. — Мадемуазель, — услышала она тот же голос, — соблаговолите, прошу вас, принять меня и выслушать. — Я готова, — прошептала Элен, обмерев. — Вы испуганы? — Признаюсь, да, су… Я должна называть вас «сударь» или «монсеньер»? — Называйте меня «мой друг». В это мгновение рука ее коснулась руки незнакомца. — Госпожа Дерош, вы здесь? — воскликнула, невольно отступая, Элен. — Госпожа Дерош, — произнес голос, — скажите мадемуазель, что здесь она настолько же в безопасности, как в храме перед лицом Господа. — О монсеньер, я у ваших ног, простите меня. — Дитя мое, встаньте и сядьте здесь. Госпожа Дерош, заприте все двери. А теперь, — продолжал незнакомец, снова обращаясь к Элен, — прошу вас, дайте мне вашу руку. Элен протянула руку, незнакомец опять взял ее в свою, но на этот раз девушка ее не отдернула. «Мне кажется, он тоже дрожит», — прошептала она. — Скажите, что с вами? — спросил незнакомец. — Я вас пугаю, дорогое дитя? — Нет, — ответила Элен, — но, когда я чувствую, как вы сжимаете мою руку, какое-то странное ощущение… непонятная дрожь… — Говорите же, Элен, — сказал незнакомец с выражением бесконечной нежности. — Я уже знаю, что вы хороши собой, но звук вашего голоса я слышу первый раз. Говорите, я вас слушаю. — Но разве вы меня уже видели? — спросила вежливо Элен. — Помните, как два года назад настоятельница августинок заказала ваш портрет? — Да, помню, одному художнику, который, как меня уверяли, специально для этого приехал из Парижа. — Этого художника посылал в Клисон я. — И портрет был предназначен вам? — Вот этот портрет, — ответил незнакомец, вынимая из кармана миниатюру, которую в темноте нельзя было разглядеть, и протягивая ее Элен. — Но какой интерес вам просто так заказывать и потом хранить портрет бедной сироты? — Элен, — ответил, помолчав, незнакомец, — я лучший друг вашего отца. — Моего отца! — воскликнула Элен. — Так он жив? — Да. — И я его когда-нибудь увижу? — Возможно. — О, благослови вас Бог, — произнесла Элен, сжимая в свою очередь руки незнакомца, — благослови вас Бог за эту добрую весть. — Дорогое дитя! — прошептал незнакомец. — Но если он жив, — продолжала с легким сомнением Элен, — почему он так долго ничего не пытался узнать о своей дочери? — Он получал сведения каждый месяц, и пусть издалека, но заботился о вас, Элен. — И все же, — продолжала Элен, и в голосе ее послышался почтительный упрек, — вы сами должны признать, шестнадцать лет он меня не видел. — Поверьте, — прервал ее незнакомец, — нужны были очень серьезные причины, чтобы он лишил себя такого счастья. — Я верю вам, сударь, не мне обвинять моего отца. — Нет, но вам следует простить ему, если он сам себя обвиняет. — Мне, ему простить! — удивленно воскликнула Элен. — Да, ему нужно прощение, которое он, дорогое дитя, не может попросить у вас сам, я явился к вам просить от его имени. — Я не понимаю вас, сударь, — сказала Элен. — Выслушайте же меня, — сказал незнакомец. — Я слушаю. — Хорошо, но дайте мне сначала снова вашу руку. — Вот она. На минуту воцарилось молчание, как будто незнакомец хотел собрать воедино все свои воспоминания. Потом он заговорил вновь: — Ваш отец был офицером в войсках покойного короля. В битве при Нервиндене, когда он шел в атаку во главе части королевской гвардии, один из его конюших, господин де Ша-верни, простреленный пулей, упал рядом с ним. Ваш отец хотел ему помочь, но рана была смертельна, и раненый, не заблуждавшийся относительно своего состояния, сказал ему, покачав головой: «Не обо мне надо думать, а о моей дочери». Ваш отец в знак обещания пожал ему руку, и раненый, который до этого стоял на одном колене, упал и умер, как будто только и ждал этих слов, чтобы закрыть глаза. Вы ведь слушаете меня, Элен? — прервал себя незнакомец. — О, как вы можете спрашивать?! — воскликнула девушка. — И в самом деле, — продолжал рассказчик, — как только кампания закончилась, первой заботой вашего отца было заняться маленькой сиротой: это была очаровательная девочка лет десяти-двенадцати, и она обещала со временем стать такой же красивой, как вы сейчас. Смерть господина де Шаверни, ее отца, лишили ее и поддержки и состояния. Ваш отец отдал ее на воспитание в монастырь Визитасьон в Сент-Антуанском предместье и заранее объявил, что когда придет время подыскивать ей партию, то ее приданым займется он сам. — О, благодарю тебя, Боже, — воскликнула Элен, — благодарю тебя за то, что я дочь человека, который так верно держит свои обещания! — Подождите, Элен, — прервал ее незнакомец, — потому что мы подходим к тому моменту, когда ваш отец перестанет заслуживать ваши похвалы. Элен замолчала, и незнакомец продолжал: — Ваш отец, действительно, как и обязался, продолжал заботиться о сироте, которой пошел восемнадцатый год. Это была восхитительная девушка, и ваш отец почувствовал, что его визиты в монастырь становятся чащ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.025 с.) |