ТОП 10:

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

 

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Направление подготовки: 040200 Социология

Специальность: 030201 Социология

Формы обучения (очная, заочная)

 

 

Тула 2010 г.

 

Рабочая программа составлена доцентом С.Н. Шашковой и обсуждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 4 от "21" апреля 2005 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 12 от "23" сентября 2008 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 1 от "31" августа 2009 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 10 от "03" марта 2010 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 1 от "31" августа 2010 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Курс «Социология образования» является профессионально специализированной дисциплиной для студентов IV курса специальности 040201 «Социология». Данный курс является важным компонентом профессиональной подготовки социолога. В процессе обучения ставятся следующие цели:

1. Выработать у студентов-социологов всестороннее и целостное представление о роли образования в современном обществе.

2. Научить оценивать и учитывать влияние различных факторов объективного и субъективного характера на процесс функционирования системы образования, сформировать компетентное отношение к сбору, анализу и использованию социологической информации.

В качестве основных задач изучения данной дисциплины ставятся следующие:

1. Познакомить студентов с понятиями и концепциями, методологией и методикой изучения образования.

2. Показать место и значение социологии образования в системе наук, изучающих образование.

3. Сформировать навыки проведения социологического исследования в сфере образования.

4. Изучить процессы, происходящие в сфере образования в современном мире и России.

5. Рассмотреть прикладные аспекты социологического изучения образования.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Возникновение и развитие социологии образования до конца ХХ века.

1.1. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения и развития социологии образования как самостоятельной науки.

1.2. Трактовка образования в позитивистской и натуралистской социологии.

1.2.1. Проблемы образования в социологическом творчестве О.Конта.

1.2.2. Г.Спенсер о проблемах образования.

1.3. Идеи образования в социологической концепции К. Маркса.

1.4. Проблемы образования в творчестве представителей психологического направления и классической немецкой социологии.

1.4.1. Взгляды на образование Л. Уорда, Г. Лебона, Ч. Кули.

1.4.2.Идеи образования в творчестве Г. Зиммеля и М. Вебера.

1.5. Концепция образования и воспитания в социологическом творчестве Э. Дюркгейма.

1.6. Взгляды П. Сорокина на образование и школу как социальный институт.

1.7 Социологические идеи образования в работах К. Манхейма.

1.7.1. Социальная обусловленность образования.

1.7.2. Концепции фрагментарного, интегрального и либерального образования.

1.7.3. Роль социологии в развитии образования.

1.8. Актуализация проблематики зарубежной социологии образования в середине ХХ в. и в последней трети столетия.

1.9. Интерес к непрерывному образованию и активация внимания к проблематике образовательного знания.

1.10. Социология образования и социология знания: поиск их взаимодействия (К. Манхейм, М. Шелер, П. Бергер, Т. Лукман).

2. Предметное поле социологии образования.

2.1. Социальные предпосылки отечественной социологии образования и первые трактовки ее предмета.

2.2. Социология образования как отрасль социологической науки.

2.3. Объект и предмет социологии образования.

2.4. Социология в образовательном учреждении.

2.5. Образование как объект полидисциплинарного изучения.

2.5.1. Образование в зеркале социально-гуманитарных наук.

2.5.2. Полидисциплинарное изучение образования в рамках различных научных подходов

2.5.3. Взаимосвязь и пограничный характер наук об образовании.

 

Образование как социальная система.

3.1. Понятие системы образования в законе РФ «Об образовании».

3.2. Особенности системного подхода к образованию.

3.3. Трактовки системы образования в рамках различных социологических подходов.

3.4. Структура системы образования.

3.4.1. Функциональные подсистемы.

3.4.2. Системы образовательных учреждений.

3.4.3. Функциональные сферы.

3.4.4. Социально-образовательные общности.

3.5. Ценностно-содержательная структура образования.

3.6. Технологическая структура образования.

3.7. Образовательная система как корпорация.

3.8. Принципы и построение современной системы образования.

3.9. Концепция непрерывного образования. Самообразование.

3.10. Национальные системы образования.

3.11. Основные принципы построения системы образования и образовательного пространства в современной России.

3.12. Социальные и экономические аспекты управления современным образованием.

4. Институционализация образования.

4.1. Понятие и признаки образования как социального института. Институциональный подход к образованию.

4.2. Становление институтов образования.

4.2.1. Предшествующие школе институты обучения.

4.2.2. Особенности института подмастерья как формы образования.

4.2.3. Основания и предпосылки становления школы как института образования.

4.2.4. Исторические этапы и формы становления школы.

4.3.Школа и другие институты в сфере образования.

4.4. Потребность в образовании как проблема институционального анализа.

4.5.Различия институционального и системного подходов.

4.6.Специфика социологического анализа кризиса образования и пути выхода из него.

 

5. Парадигмы образования

5.1.Исторические проекты развития образования

5.1.1. Кризис образования как поиск современной модели образования человека

5.1.2. Исторические модели образованного человека

5.1.3. Историческая эволюция субъекта образовательного процесса

5.1.4. Научное образование в условиях демократизации общества

5.2. Понятие парадигмы

5.3. Принципы построения парадигмы.

5.4. Изменения в образовательных парадигмах.

5.5. Парадигмы образования: педагогические представления

5.6. Парадигмы образования: социологический подход

5.6.1. Государственно-образовательная парадигма.

5.6.2. Производственно-образовательная парадигма.

5.6.3. Научно-образовательная парадигма.

5.6.4. Культурно-образовательная парадигма.

5.6.5. Семейно-образовательная парадигма.

5.7. Содержание образования как детерминанта образовательных парадигм.

5.8. Соотношение гумани­тарной и по­литехнической парадигм в школьном образовании.

5.9. Самообразование как парадигма образования в ХХI веке

5.9.1. Подходы к изучению самообразования

5.9.2. Самообразование как социальный феномен

5.10. Непрерывное образование в современном обществе

5.10.1. Обучение и образование: необходимость различения

5.10.2. Концепция непрерывного образования.

5.10.3. Непрерывное личностно-ориентированное образование

5.10.4. Проблема качества непрерывного образования

6. Функции образования в обществе.

6.1. Соотношение социальных ожиданий, заказов, задач и функций образования.

6.2. Подходы к определению функций образования.

6.3. Системный характер функций образования.

6.4. Функции образования в экономической сфере.

6.4.1. Формирование профессионально-квалификационной структуры населения.

6.4.2. Формирование потребительских стандартов населения.

6.5. Социальные функции системы образования.

6.5.1. Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов.

6.5.2. Формирование и воспроизводство образовательных общностей.

6.5.3.Активация социальных перемещений.

6.5.4. Социальная селекция.

6.5.5. Воспроизводство социальных групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами.

6.5.6. Замещение родителей, социальная поддержка учащихся.

6.6. Функции образования a сфере культуры.

6.6.1. Воспроизводство определенных социальных типов культуры и их составляющих – ценностей, норм и способов деятельности.

6.6.2. Инновации в сфере культуры.

6.6.3. Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности).

6.7. Функции образования в социально-политической сфере.

6.7.1. Привитие образовательным общностям приемлемых правовых ценностей и норм, способов участия в политической жизни.

6.7.2. Поощрение законопослушного политического и правового поведения.

6.8. Социальное взаимодействие образования с элементами социума и особенности реализации функций образования.

6.9. Взаимосвязь функций обучения и воспитания и особенность их действия в школьном образовании.

7. Роль образования в процессе социализации личности.

7.1. Понятие социализации.

7.1.1. Первичная и вторичная социализация.

7.1.2. Концепции социализации.

7.1.3. Критерии и этапы социализации.

7.1.4. Фазы социализации.

7.2. Влияние образования на социальное развитие личности.

7.3. Допрофессиональное образование как объект изучения.

7.4. Допрофессиональное и профессиональное образование: единство и различия.

7.5. Социальные проблемы дошкольного образования.

7.5.1. Трактовки и подходы к определению задач дошкольного образования.

7.5.2. Социальные функции дошкольного образования.

7.5.3. Дошкольное образование и семья: поиск оптимальной модели взаимодействия.

7.5.4. Стили взаимодействия и стратегии воспитания в дошкольном образовании.

7.6. Дополнительное образование.

7.6.1. Понятие и общая характеристика дополнительного образования.

7.6.2. Функции дополнительного образования.

7.6.3. Социальные проблемы дополнительного образования.

7.6.4. Новые подходы к определению функций дополнительного образования.

 

8. Социально-профессиональные общности в образовании

8.1. Учащиеся школы как социальная общность.

8.2. Молодежь как субъект образовательной деятельности

8.3. Молодежь как объект образовательной деятельности

8.3.1. Ценностные ориентации молодежи в сфере образования

8.3.2. Социальные ожидания молодежи от системы образования

8.3.3. Образование как стратегия достижения жизненного успеха

8.4. Школа и другие социальные общности.

8.4.1. Учителя как социально-профессиональная группа

8.4.2. Родители учащихся как часть социального окружения учителей

8.4.3. Родители учащихся как внешний социальный контроль над учителями

8.4.4. Взаимодействие родителей с учащимися

8.4.5. Ценностные ориентации родителей в отношении образования своих детей

8.5. Социально- профессиональные группы, влияющие на процесс образования

8.5.1. Профессиональные сообщества

8.5.2. Роль бизнеса и политики в деятельности образовательных учреждений

8.5.3. Церковь, наука и другие социальные институты в образовании

8.6. Вузовские преподаватели как социально-профессиональная общность

Образование и рынок труда

9.1. Профессиональное образование как предмет изучения.

9.1.1. Понятие, функции и подходы к изучению профессионального образования.

9.1.2. Связь уровней профессионального образования.

9.1.3. Производственно и социально необходимое профессиональное образование.

9.1.4. Социология профессионального образования.

9.2. Начальное профессиональное образование: общая характеристика.

9.3. Учащиеся профессиональных училищ как социальная общность.

9.4. Модернизация начального профессионального образования.

9.5. Дуальная система начального профессионального образования.

9.6. Социальные общности в среднем профессиональном образовании и их взаимодействие.

9.7. Проблемы и перспективы среднего профессионального образования.

9.8. Высшее профессиональное образование.

9.8.1. Государственное и негосударственное высшее образование.

9.8.2. Высшее образование в России и европейское образовательное пространство.

9.8.3. Взаимодействие образования и рынка труда.

10. Элитное и элитарное образование.

10.1. Социально-классовый статус и образование.

10.1.1. Проблема взаимосвязи образования и социально-классовой структуры общества в контексте основных социальных идеологий прошлого.

10.1.2. Концепции неравенства в социологии образования.

10.2. Механизмы социального расслоения в образовании.

10.2.1. Разведение учащихся по разным образовательным потокам.

10.2.2. Коммерционализация образования и возникающая на этой основе социально-экономическая селекция учащихся.

10.2.3. Специфические отношения педагогов к учащимся из различных социальных групп.

10.2.4. Региональные и территориальные различия в системе образования.

10.2.5. Влияние структуры и размера семьи на школьные успехи детей.

10.2.6. Ценностное отношение родителей из разных социальных слоев к учебе своих детей.

10.2.7. Развитие языковых способностей учащихся.

10.2.8. Гендерные стереотипы и барьеры в образовании.

10.3. Исследовательские подходы к доступности и востребованности высшего образования.

10.4. Анализ доступности и востребованности образования как предпосылка образовательной политики.

10.5. Социологический анализ элитарного образования.

10.5.1. Понятия элитного и элитарного образования.

10.5.2. Социальная природа и основные модели элитарного образования.

10.5.3. Элиты и система массового образования.

 

Тема 11. Образование и гендер.

11.1. Гендерная проблематика в отечественной социологии образования.

11.2. Гендерная социализация.

11.3. Методы гендерных исследований в социологии.

11.4. Гендерные аспекты анализа образования.

11.4.1. Анализ учебных программ и текстов в плане гендерного равенства.

11.4.2. Дифференциация стилей общения и преподавания в связи с полом участников.

11.4.3. Анализ содерджания формального учебного плана.

11.4.4. Анализ содерджания скрытого учебного плана.

11.5. Гендерные особенности стилей преподавания и общения в образовании.

11.6. Перспективы образования в свете гендерного подхода.

12. Качество образования как социологическая проблема.

12. 1. Понятие качества образования

12.2. Трактовки качества образования в педагогике.

12.3. Понятие качества образования в рамках управленческого подхода.

12.4. Особенности социологического подхода к изучению качества образования.

12.5. Методология и методика исследования качества образования.

12.6. Показатели качества образования.

12.7. Особенности системы менеджмента качества в высших учебных заведениях.

 

13. Инновации в образовании.

13.1. Причины внедрения инноваций в систему образования.

13.2. Основные характеристики инновации.

13.3. Основные направления инноваций в образовании.

13.4. Изменения в учебно-предметном содер­жании обучения.

13.5. Инфор­матизация в современном об­разовании.

13.6. Инновации в методах и технологиях обучения.

13.7. Различие взглядов на сущность инноваций в образовании.

13.8. Основные компоненты организации управления инновационным учебно-воспитательным процессом.

14. Дистанционное образование как способ обеспечения функциональной грамотности населения

14.1. Функциональная неграмотность

14.1.1. Грамотность и функциональная грамотность

14.1.2. Функциональная неграмотность как следствие конечного образования

14.2. Образовательная среда

14.2.1. Формы организации образовательной среды вне образовательного учреждения

14.2.2. Технологии передачи знаний на расстоянии

14.3. Заочное и дистанционное образование

14.4. Теория и практика дистанционного обучения

14.4.1.Теоретические основы организации дистанционного обучения

14.4.2. Эволюция дистанционного обучения

14.4.3. Организационные формы дистанционных учебных заведений

14.4.4. Основные модели дистанционного обучения

14.4.4. Особенности дистанционного образования.

14.4.5. Преимущества и недостатки дистанционного образования

14.5. Дистанционное обучение в России

14.6. Дистанционное и традиционное обучение: сравнительные преимущества и перспективы

15. Государственная политика в сфере образования

15.1. Образование как объект государственной политики

15.1.1. Современное состояние отечественного образования

15.1.2. Интересы государства в образовании

15.1.3. Роль и функции государства в образовании

15.1.4. Государственные образовательные стандарты.

15.2. Образовательная политика в Российской Федерации

15.2.1. Государственная политика в сфере образования на различных этапах исторического развития РФ

15.2.2. Актуальность государственной политики в сфере образования на современном этапе

15.2.3. Основные субъекты государственной образовательной политики

15.2.4. Приоритетные направления государственной образовательной политики

15.3. Модели образовательной политики

15.4. Специфика реформирования образования в эпоху социальных трансформаций

15.5. Концепция модернизации российской системы образования

15.6. Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений как инструмент территориальной образовательной политики

15.6.1. Проблемы и приоритеты аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в территориальной системе образования

15.6.2. Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений в системе управления программой развития образования

15.7. Оптимизация вузовского образовательного пространства

15.8. Образование в условиях интеграционных процессов в современном российском обществе

 

16. Технология эмпирического исследования образования.

16.1. Особенности эмпирического исследования в сфере образования.

16.2. Понятие социологической информации. Первичная и вторичная социологическая информация.

16.3. Методология и методика исследования качества образования.

16.4. Программа эмпирического исследования образования.

16.5. Особенности количественных стратегий эмпирического исследования образования.

16.6. Основные проблемы социологических исследований в рамках макроисследований.

16.7. Особенности качественных стратегий эмпирического исследования образования.

16.8. Основные проблемы социологических исследований в рамках микроисследований.

VII. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Не предусмотрены учебным планом.

№ п/п Вид самостоятельной работы студента     Количество часов для самостоятельных занятий
Очная форма заочная
040200 направление «Социология» 040201 специальность «Социология» 040201 специальность «Социология»
Подготовка докладов и сообщений по темам семинарских занятий
Написание эссе
Составление кроссворда по терминам дисциплины
Составление кроссворда по персоналиям
Выполнение практических заданий по темам семинарских занятий
Подготовка к текущей аттестации
Подготовка к ролевым играм
Выполнение контрольно-курсовой работы
Защита контрольно-курсовой работы, подготовка презентации
  Итого:

VIII. КУРСОВЫЕ (ДОМАШНИЕ) ЗАДАНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Выполнение СРС регламентируется методическими указаниями.

 

 

IX. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

X. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

3. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования: Учеб­ное пособие. — М.: Гардарики, 2005.

2. Кондратенко Н.А. Подготовка к непрерывному образованию как социальная функция института образования в современной России: монография / Под общ. ред. И.А. Батаниной. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. – 210 с.

3. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории/ А.М. Осипов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 504 с.

4. Шашкова С.Н. Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества: монография / Под общ. ред. И.А. Батаниной. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. – 212 с.

 

Нормативные и правовые акты:

1. Закон Российской Федерации об образовании. — М., 1992.

2. ФЗ РФ «О высшем и по­слевузовском профессиональном обра­зовании» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:

http://tk461.stankin.ru/rus/base/fz/125fz.html

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – С. 8.

4. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации [Электрон. ресурс]. – 18 мая 2006. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/edu-politic/priority/

5. Болонская декларация [Электрон. ресурс]. – 30 июня 2006. – Режим доступа: http://mma.ru/bolognie/theses?print=1

Дополнительная литература

1. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

2. Выборнова В.В., Дунаева Е.А Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/socis.html

3. Гребнев Л. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

4. Жигадло А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

5. Захаревич В., Попов В., Терешков В. Российское образование и вступление России в ВТО: возможные последствия [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

6. Ищенко В., Сазонова З. Интеграция образования, науки и производства. Опыт практического решения [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

7. Кречко Д. «Образование», «воспитание» и «обучение» с позиций компетентностного подхода [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

8. Ливандовская А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

9. Лобейко Ю., Зарубина Н. Интеграция образования, науки и производства [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

10. Марков К., Токман М., Фадеев М. Интегрированный образовательный комплекс «школа – вуз – предприятие [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

11. Минуллина Э. Роль учителя в нравственном воспитании женщины: исторический контекст [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

12. Михалкина Е. Колледж – вуз: опыт взаимодействия [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

13. Мухаметзянова Г., Минкина Г., Пугачева Н. ДПО – основа профессиональной мобильности и социальной защищенности [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

14. Осипов А.М., Карстанье П., Тумалев В.В., Зарубин В.Г. О социальном партнерстве в сфере образования [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/socis.html

15. Осипов А., Карстанье П., Тумалев В., Зарубин В. Партнерство в сфере профессионального образования: анализ социальных практик [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

16. Попова И. Образование – человеческий и социальный капитал молодежи [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

17. Садовничий В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

181. Федоров А., Федорова Е. Человеческий капитал: регион и образование [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

19. Ховрин А. Партнерство как принцип обучения, воспитания и молодежной политики [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/

20. Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/socis.html

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

 

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Направление подготовки: 040200 Социология

Специальность: 030201 Социология

Формы обучения (очная, заочная)

 

 

Тула 2010 г.

 

Рабочая программа составлена доцентом С.Н. Шашковой и обсуждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 4 от "21" апреля 2005 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 12 от "23" сентября 2008 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 1 от "31" августа 2009 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 10 от "03" марта 2010 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 1 от "31" августа 2010 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Курс «Социология образования» является профессионально специализированной дисциплиной для студентов IV курса специальности 040201 «Социология». Данный курс является важным компонентом профессиональной подготовки социолога. В процессе обучения ставятся следующие цели:

1. Выработать у студентов-социологов всестороннее и целостное представление о роли образования в современном обществе.

2. Научить оценивать и учитывать влияние различных факторов объективного и субъективного характера на процесс функционирования системы образования, сформировать компетентное отношение к сбору, анализу и использованию социологической информации.

В качестве основных задач изучения данной дисциплины ставятся следующие:

1. Познакомить студентов с понятиями и концепциями, методологией и методикой изучения образования.

2. Показать место и значение социологии образования в системе наук, изучающих образование.

3. Сформировать навыки проведения социологического исследования в сфере образования.

4. Изучить процессы, происходящие в сфере образования в современном мире и России.

5. Рассмотреть прикладные аспекты социологического изучения образования.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Возникновение и развитие социологии образования до конца ХХ века.

1.1. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения и развития социологии образования как самостоятельной науки.

1.2. Трактовка образования в позитивистской и натуралистской социологии.

1.2.1. Проблемы образования в социологическом творчестве О.Конта.

1.2.2. Г.Спенсер о проблемах образования.

1.3. Идеи образования в социологической концепции К. Маркса.

1.4. Проблемы образования в творчестве представителей психологического направления и классической немецкой социологии.

1.4.1. Взгляды на образование Л. Уорда, Г. Лебона, Ч. Кули.

1.4.2.Идеи образования в творчестве Г. Зиммеля и М. Вебера.

1.5. Концепция образования и воспитания в социологическом творчестве Э. Дюркгейма.

1.6. Взгляды П. Сорокина на образование и школу как социальный институт.

1.7 Социологические идеи образования в работах К. Манхейма.

1.7.1. Социальная обусловленность образования.

1.7.2. Концепции фрагментарного, интегрального и либерального образования.

1.7.3. Роль социологии в развитии образования.

1.8. Актуализация проблематики зарубежной социологии образования в середине ХХ в. и в последней трети столетия.

1.9. Интерес к непрерывному образованию и активация внимания к проблематике образовательного знания.

1.10. Социология образования и социология знания: поиск их взаимодействия (К. Манхейм, М. Шелер, П. Бергер, Т. Лукман).

2. Предметное поле социологии образования.

2.1. Социальные предпосылки отечественной социологии образования и первые трактовки ее предмета.

2.2. Социология образования как отрасль социологической науки.

2.3. Объект и предмет социологии образования.

2.4. Социология в образовательном учреждении.

2.5. Образование как объект полидисциплинарного изучения.

2.5.1. Образование в зеркале социально-гуманитарных наук.

2.5.2. Полидисциплинарное изучение образования в рамках различных научных подходов

2.5.3. Взаимосвязь и пограничный характер наук об образовании.

 

Образование как социальная система.

3.1. Понятие системы образования в законе РФ «Об образовании».

3.2. Особенности системного подхода к образованию.

3.3. Трактовки системы образования в рамках различных социологических подходов.

3.4. Структура системы образования.

3.4.1. Функциональные подсистемы.

3.4.2. Системы образовательных учреждений.

3.4.3. Функциональные сферы.

3.4.4. Социально-образовательные общности.

3.5. Ценностно-содержательная структура образования.

3.6. Технологическая структура образования.

3.7. Образовательная система как корпорация.

3.8. Принципы и построение современной системы образования.

3.9. Концепция непрерывного образования. Самообразование.

3.10. Национальные системы образования.

3.11. Основные принципы построения системы образования и образовательного пространства в современной России.

3.12. Социальные и экономические аспекты управления современным образованием.

4. Институционализация образования.

4.1. Понятие и признаки образования как социального института. Институциональный подход к образованию.

4.2. Становление институтов образования.

4.2.1. Предшествующие школе институты обучения.

4.2.2. Особенности института подмастерья как формы образования.

4.2.3. Основания и предпосылки становления школы как института образования.

4.2.4. Исторические этапы и формы становления школы.

4.3.Школа и другие институты в сфере образования.

4.4. Потребность в образовании как проблема институционального анализа.

4.5.Различия институционального и системного подходов.

4.6.Специфика социологического анализа кризиса образования и пути выхода из него.

 

5. Парадигмы образования

5.1.Исторические проекты развития образования

5.1.1. Кризис образования как поиск современной модели образования человека

5.1.2. Исторические модели образованного человека

5.1.3. Историческая эволюция субъекта образовательного процесса

5.1.4. Научное образование в условиях демократизации общества

5.2. Понятие парадигмы

5.3. Принципы построения парадигмы.

5.4. Изменения в образовательных парадигмах.

5.5. Парадигмы образования: педагогические представления

5.6. Парадигмы образования: социологический подход

5.6.1. Государственно-образовательная парадигма.

5.6.2. Производственно-образовательная парадигма.

5.6.3. Научно-образовательная парадигма.

5.6.4. Культурно-образовательная парадигма.

5.6.5. Семейно-образовательная парадигма.

5.7. Содержание образования как детерминанта образовательных парадигм.

5.8. Соотношение гумани­тарной и по­литехнической парадигм в школьном образовании.

5.9. Самообразование как парадигма образования в ХХI веке

5.9.1. Подходы к изучению самообразования

5.9.2. Самообразование как социальный феномен

5.10. Непрерывное образование в современном обществе

5.10.1. Обучение и образование: необходимость различения

5.10.2. Концепция непрерывного образования.

5.10.3. Непрерывное личностно-ориентированное образование

5.10.4. Проблема качества непрерывного образования

6. Функции образования в обществе.

6.1. Соотношение социальных ожиданий, заказов, задач и функций образования.

6.2. Подходы к определению функций образования.

6.3. Системный характер функций образования.

6.4. Функции образования в экономической сфере.

6.4.1. Формирование профессионально-квалификационной структуры населения.

6.4.2. Формирование потребительских стандартов населения.

6.5. Социальные функции системы образования.

6.5.1. Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов.

6.5.2. Формирование и воспроизводство образовательных общностей.

6.5.3.Активация социальных перемещений.

6.5.4. Социальная селекция.

6.5.5. Воспроизводство социальных групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами.

6.5.6. Замещение родителей, социальная поддержка учащихся.

6.6. Функции образования a сфере культуры.

6.6.1. Воспроизводство определенных социальных типов культуры и их составляющих – ценностей, норм и способов деятельности.

6.6.2. Инновации в сфере культуры.

6.6.3. Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности).

6.7. Функции образования в социально-политической сфере.

6.7.1. Привитие образовательным общностям приемлемых правовых ценностей и норм, способов участия в политической жизни.

6.7.2. Поощрение законопослушного политического и правового поведения.

6.8. Социальное взаимодействие образования с элементами социума и особенности реализации функций образования.

6.9. Взаимосвязь функций обучения и воспитания и особенность их действия в школьном образовании.

7. Роль образования в процессе социализации личности.

7.1. Понятие социализации.

7.1.1. Первичная и вторичная социализация.

7.1.2. Концепции социализации.

7.1.3. Критерии и этапы социализации.

7.1.4. Фазы социализации.

7.2. Влияние образования на социальное развитие личности.

7.3. Допрофессиональное образование как объект изучения.

7.4. Допрофессиональное и профессиональное образование: единство и различия.

7.5. Социальные проблемы дошкольного образования.

7.5.1. Трактовки и подходы к определению задач дошкольного образования.

7.5.2. Социальные функции дошкольного образования.

7.5.3. Дошкольное образование и семья: поиск оптимальной модели взаимодействия.

7.5.4. Стили взаимодействия и стратегии воспитания в дошкольном образовании.

7.6. Дополнительное образование.

7.6.1. Понятие и общая характеристика дополнительного образования.

7.6.2. Функции дополнительного образования.

7.6.3. Социальные проблемы дополнительного образования.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.051 с.)